Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 (М АОУ СОШ № 16) РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета МАОУ СОШ № 16 Протокол № 1 от 30.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СОШ № 16 О.В. Кнор Приказ № 180-д от 01.09.2022 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00C7F2F7E4E8672C1677B7DD5171F384DD Владелец: Кнор Ольга Владимировна Действителен: с 06.12.2023 до 28.02.2025 ПОЛОЖЕНИЕ о тьюторском сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 16 (МАОУ СОШ № 16) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение о тьюторском сопровождении (Положение) регламентирует деятельность тьютора МАОУ СОШ № 16 в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения, воспитания и социальной адаптации на уровне начального общего и основного общего образования. Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, которая основана на взаимодействии тьютора и педагога. В ходе взаимодействия специалисты выстраивают индивидуальную образовательную траекторию: педагог осознает и реализует свои собственные образовательные цели; тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который помогает поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения. Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная траектория обучающегося с ОВЗ. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), а также разработанный способ его реализации. 1.2. Положение разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»; постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21); письмом Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"»; приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"»; уставом МАОУ СОШ № 16; локальными нормативными актами МАОУ СОШ № 16. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 2.1. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ) построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация Адаптированных основных общеобразовательных программ образования (АООП) и индивидуальных образовательных программ (ИПР) сопровождается поддержкой тьютора. 2.2. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). 3. ФУНКЦИИ ТЬЮТОРА Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие функции: диагностическая: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего развития; проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и процедур тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия оказываемой помощи; реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве школы и поддержка обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем; аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по индивидуальным программам, за прохождением индивидуальных маршрутов и за результатами самоопределения обучающихся. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА 4.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной инструкцией, рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума и может быть реализована с помощью: проектной технологии; технологии группового и индивидуального консультирования; тренинговой технологии; информационных технологий. 4.1.1. Основные формы тьюторского сопровождения: – индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого обучающегося. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого обучающегося с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы; – групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом, осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации обучающихся на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий обучающихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ; – коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умение вести диалог, так как для эффективного проведения консультации важны как совместная работа обучающихся и тьютора, так и взаимодействие обучающихся между собой; – рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. 4.2. Информационная деятельность: информирование родителей о тьюторском сопровождении; составление памяток, обучающимся, родителям, классным руководителям по ликвидации существующих проблем; формирование папки документов тьютора. 4.3.Учебно-методическая деятельность: изучение методической литературы по тьюторскому сопровождению; составление графика работы с тьюторантом (группой); составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого тьюторанта; оформление дневников наблюдений тьютора; индивидуальные консультации с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями; ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском сопровождении; выступление на заседаниях методических объединений школы. 4.4. Диагностико-аналитическая деятельность: формирование банка данных детей, испытывающих трудности в обучении; отслеживание продвижения обучающихся; отслеживание итогов успеваемости. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся. 4.5. В процессе организации деятельности тьютор: составляет план работы на четверть и учебный год; организует тьюторское сопровождение в рамках реализации ИОМ; отслеживает еженедельное продвижение обучающихся через Дневник наблюдения. 4.6. Трудовые действия тьютора: выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования; организация участия обучающихся в разработке ИОМ, учебных планов; педагогическое сопровождение обучающихся в реализации ИОМ, учебных планов; подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса; педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации ИОМ, учебных планов; организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации ИОМ, учебных планов; участие в реализации АООП и ИПР, обучающихся с ОВЗ; применение методов педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся; осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов; консультирование обучающихся и их родителей/законных представителей по вопросам разработки ИОМ; реализация мер по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования; выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его окружением в ходе реализации ИОМ; контроль и оценивание эффективности построения и реализации ИОМ. 5. ПРАВА ТЬЮТОРА 5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности. 5.2. Получать от администрации и работников МАОУ СОШ № 16 информацию, необходимую для осуществления своей деятельности. 5.3. Требовать от руководства МАОУ СОШ № 16 оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей. 5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей. 5.5. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции. 5.6. Совмещать основную должность с учительской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора. 5.7. Участвовать в работе методических объединений. 5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции. 5.9. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в соответствии с графиком курсовой подготовки педагогов школы. 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЬЮТОРА 6.1. Ответственность сотрудников регламентируется их должностными инструкциями. 6.2. Тьютор обязан: принимать участие в разработке программ индивидуального сопровождения обучающегося; не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения специалистам ППк о сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций; руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами; сохранять конфиденциальность сведений; защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей). 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ РАБОТНИКАМИ 7.1. Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР, директор МАОУ СОШ № 16. 7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, медицинским работником, обучающимися, руководителями школьных методических объединений, родителями, администрацией школы, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьюторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции. 8. ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЬЮТОРА 8.1. Тьютор ведет следующую документацию: график работы тьютора (на учебный год); программу тьюторского сопровождения (цель, задачи, нормативные документы (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ, АООП, годовой план учителя – ИПР)); план работы на неделю и четверть; дневники наблюдений; журнал учета посещений и успеваемости тьюторантов; характеристика на тьюторанта; анализ работы тьюторанта за учебный год. 8.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и в соответствии с инструкцией по делопроизводству, принятой в МАОУ СОШ № 16.