Положение о тьюторском сопровождении обучающихся

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
(М АОУ СОШ № 16)
РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 16
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 180-д от 01.09.2022 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат: 00C7F2F7E4E8672C1677B7DD5171F384DD
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 06.12.2023 до 28.02.2025

ПОЛОЖЕНИЕ
о тьюторском сопровождении обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья в
Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 16
(МАОУ СОШ № 16)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение о тьюторском сопровождении (Положение)
регламентирует деятельность тьютора МАОУ СОШ № 16 в рамках создания условий для
удовлетворения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения,
воспитания и социальной адаптации на уровне начального общего и основного общего
образования.
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология, которая основана
на взаимодействии тьютора и педагога. В ходе взаимодействия специалисты выстраивают
индивидуальную образовательную траекторию: педагог осознает и реализует свои
собственные образовательные цели; тьютор выступает в роли сопровождающего и
наставника, который помогает поставить цель, организовать внутренние и внешние
ресурсы для ее достижения.
Предметом
тьюторского
сопровождения является
индивидуальная
образовательная траектория обучающегося с ОВЗ. Индивидуальная образовательная
траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута
(ИОМ), а также разработанный способ его реализации.
1.2. Положение разработано в соответствии:
 с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"»;
 постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
 письмом Минобрнауки от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»;
 приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"»;
 приказом Минтруда от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального
стандарта "Специалист в области воспитания"»;
 уставом МАОУ СОШ № 16;
 локальными нормативными актами МАОУ СОШ № 16.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
2.1. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
федеральному государственному образовательному стандарту начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС
обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ) построение образовательного процесса
ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей
обучающихся, в частности предполагается возможность разработки индивидуальных
учебных планов.
Реализация Адаптированных основных общеобразовательных программ
образования (АООП) и индивидуальных образовательных программ (ИПР) сопровождается
поддержкой тьютора.
2.2. Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию
персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ,
образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача
тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока,
транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при
необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с
одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей
в социальные проекты).
3. ФУНКЦИИ ТЬЮТОРА
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор осуществляет следующие функции:

диагностическая: сбор данных об обучающихся методом наблюдения и
методом практического взаимодействия, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и
слабых сторонах, возможностях, задатках и предпосылках дальнейшего развития;

проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления
имеющихся у обучающихся проблем и на основании этого разработка средств и процедур
тьюторского сопровождения, соответствующих индивидуальным особенностям
восприятия оказываемой помощи;

реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в
образовательном пространстве школы и поддержка обучающихся при решении
возникающих затруднений и проблем;

аналитическая: наблюдение и анализ процесса реализации работы по
индивидуальным программам, за прохождением индивидуальных маршрутов и за
результатами самоопределения обучающихся.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА
4.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной
инструкцией, рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума и может
быть реализована с помощью:

проектной технологии;

технологии группового и индивидуального консультирования;

тренинговой технологии;

информационных технологий.
4.1.1. Основные формы тьюторского сопровождения:

– индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной
организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с
тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого
обучающегося. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс
сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого
тьюторанта. Целью тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого
обучающегося с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков
общения и т. д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации
своей индивидуальной образовательной программы;
– групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на
индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором или педагогом,
осуществляющим тьюторскую деятельность, реализуется тьюторское сопровождение
индивидуальных образовательных программ обучающихся с похожими познавательными
интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как и на индивидуальных
тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы:
мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации
обучающихся на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных
ожиданий обучающихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных
образовательных программ;
– коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в
группе и ее результативности; умение вести диалог, так как для эффективного проведения
консультации важны как совместная работа обучающихся и тьютора, так и взаимодействие
обучающихся между собой;
– рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в
группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного
решения.
4.2. Информационная деятельность:

информирование родителей о тьюторском сопровождении;

составление памяток, обучающимся, родителям, классным руководителям по
ликвидации существующих проблем;

формирование папки документов тьютора.
4.3.Учебно-методическая деятельность:

изучение методической литературы по тьюторскому сопровождению;

составление графика работы с тьюторантом (группой);

составление индивидуальных образовательных маршрутов на каждого
тьюторанта;

оформление дневников наблюдений тьютора;

индивидуальные консультации с обучающимися, родителями (законными
представителями), классными руководителями;

ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском
сопровождении;

выступление на заседаниях методических объединений школы.
4.4. Диагностико-аналитическая деятельность:

формирование банка данных детей, испытывающих трудности в обучении;

отслеживание продвижения обучающихся;

отслеживание итогов успеваемости.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий,
эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не
наносящих вред обучающимся.
4.5. В процессе организации деятельности тьютор:

составляет план работы на четверть и учебный год;

организует тьюторское сопровождение в рамках реализации ИОМ;

отслеживает еженедельное продвижение обучающихся через Дневник
наблюдения.
4.6. Трудовые действия тьютора:

выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей,
проблем, затруднений обучающихся в процессе образования;

организация участия обучающихся в разработке ИОМ, учебных планов;

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации ИОМ, учебных
планов;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации
образовательного процесса;

педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов
реализации ИОМ, учебных планов;

организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в
разработке и реализации ИОМ, учебных планов;

участие в реализации АООП и ИПР, обучающихся с ОВЗ;

применение методов педагогической диагностики для выявления
индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;

осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;

консультирование обучающихся и их родителей/законных представителей по
вопросам разработки ИОМ;

реализация мер по формированию благоприятного психологического
климата, позитивного общения субъектов образования;

выстраивание доверительных отношений с обучающимся и его окружением
в ходе реализации ИОМ;

контроль и оценивание эффективности построения и реализации ИОМ.


5. ПРАВА ТЬЮТОРА
5.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по
вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности.
5.2. Получать от администрации и работников МАОУ СОШ № 16 информацию,
необходимую для осуществления своей деятельности.
5.3. Требовать от руководства МАОУ СОШ № 16 оказания содействия в исполнении
своих должностных обязанностей.
5.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им
должностных обязанностей.
5.5. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей
компетенции.

5.6. Совмещать основную должность с учительской деятельностью в соответствии с
распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора.
5.7. Участвовать в работе методических объединений.
5.8. Сотрудничать со специалистами учреждений, ведомств по вопросам создания
условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их
социальной защиты в рамках своей компетенции.
5.9. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года в соответствии с
графиком курсовой подготовки педагогов школы.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЬЮТОРА
6.1. Ответственность сотрудников регламентируется их должностными
инструкциями.
6.2. Тьютор обязан:

принимать участие в разработке программ индивидуального сопровождения
обучающегося;

не реже одного раза в полугодие предоставлять сведения специалистам ППк
о сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе
реализации рекомендаций;

руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими
принципами, нравственными нормами;

сохранять конфиденциальность сведений;

защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей).
7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ РАБОТНИКАМИ
7.1. Работу тьютора непосредственно направляют заместитель директора по УВР,
директор МАОУ СОШ № 16.
7.2. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями,
педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, медицинским
работником, обучающимися, руководителями школьных методических объединений,
родителями, администрацией школы, а также сотрудничает со специалистами учреждений,
организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьюторанта,
оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенции.
8. ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЬЮТОРА
8.1. Тьютор ведет следующую документацию:

график работы тьютора (на учебный год);

программу тьюторского сопровождения (цель, задачи, нормативные
документы (ФГОС обучающихся с у/о, ФГОС НОО ОВЗ, АООП, годовой план учителя –
ИПР));

план работы на неделю и четверть;

дневники наблюдений;

журнал учета посещений и успеваемости тьюторантов;

характеристика на тьюторанта;

анализ работы тьюторанта за учебный год.

8.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими
рекомендациями и в соответствии с инструкцией по делопроизводству, принятой в МАОУ
СОШ № 16.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».