АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ АООП НОО ЗПР (вариант 7.2)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ВАРИАНТ 7.2)
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
срок освоения программы: 5 лет

2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ГО Карпинск, 2023 год

Разработка

и

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
утверждение рабочих программ относятся

к

компетенции

образовательного учреждения (п. 5 ст. 12 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации»). Локальный нормативный акт «Положение о
рабочей программе МАОУ СОШ №16» регламентирует структуру и содержание рабочей
программы, определяет правила, нормы, объективно отражающие требования к рабочим
программам. «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №16» регулирует
оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по
дисциплинам и курсам учебного плана. Структура рабочей программы определяется
настоящим Положением с учетом требований ФГОС общего образования и локальных
нормативных актов МАОУ СОШ №16.
Рабочие
результатов

программы

направлены

освоения обучающимися

на

достижение

программы

планируемых

общего

предметных

образования,

а

также

планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию
универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию
ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной
деятельности, функциональной грамотности.
Рабочие программы учебных предметов разрабатываются учителем на основе
требований к планируемым образовательным результатам освоения адаптированной
основной образовательной программы (целевой раздел АООП) и ее компонента –
программы развития универсальных учебных действий (содержательный раздел АООП).
При разработке рабочей программы учитель использует федеральную адаптированную
программу или примерную программы по учебному предмету.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №
874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный №
72654)
Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального
использованию

перечня
при

электронных

образовательных

реализации

имеющих

ресурсов,

государственную

допущенных

к

аккредитацию

образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822)
Адаптированная

основная

образовательная

программа

начального

общего

образования МАОУ СОШ №16 для обучающихся с задержкой психического развития
(протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 1, приказ директора от 01.09.2023 г.
№ 237-д), далее – АООП НОО;
Учебный план НОО МАОУ СОШ №16 для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2) на учебный год, далее – УП;
Учебно-методический комплекс МАОУ СОШ №16, далее – УМК.
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
начального общего образования
Учебный предмет

Аннотация к рабочей программе

Русский язык

Программа отражает содержание обучения предмету
«Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. В процессе изучения русского языка у
обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, понимание того, что правильнаяустная
и письменная речь являются показателем общей культуры человека.
На уроках русского языка обучающиеся получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах
речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах,
условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для
успешного решения коммуникативных задач.
Содержание дисциплины ориентировано на развитие
языковой способности, разных видов речевой деятельности и
освоение обучающимися системного устройства языка. Благодаря
освоению материала по данной дисциплине обучающиеся с ЗПР

овладевают грамотой, основными речевыми формами и правилами
их применения, умениями организовывать языковые средства в
разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом
условий коммуникации, развёртывать их или сокращать,
перестраивать, образовывать нужные словоформы. При изучении
данной дисциплины происходит развитие устной и письменной
коммуникации, закладывается фундамент для осмысленного
чтения и письма. На уроках важно формировать первоначальные
представления о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Представления о связи языка с
культурой народа осваиваются практическим путём.
Цели изучения учебного предмета «Русский язык»
Содержание рабочей программы составлено таким образом,
что достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и
метапредметных результатов обеспечивает преемственность и
перспективность в освоении областей знаний, которые отражают
ведущие идеи изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне
основного общего образования и подчёркивают пропедевтическое
значение уровня начального общего образования, формирование
готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему обучению.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном
плане
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Русский
язык» – 840 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе и 1
дополнительном классах по165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
Литературное чтение

Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы
по литературному чтению раскрывает следующие направления
литературного образования обучающегося: речевая и читательская
деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
Цели изучения учебного предмета «Литературное чтение»
В основу отбора произведений для литературного чтения
положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным
возможностям
и
особенностям
восприятия
обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов;
представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных
произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по
литературному чтению является представленность разных жанров,
видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование
функциональной литературной грамотности обучающегося, а также
возможность достижения метапредметных результатов, способности
обучающегося воспринимать различные учебные тексты при
изучении других предметов учебного плана начального общего
образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения
включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый
год обучения на уровне начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению
к учебному предмету «Литература», который изучается на уровне
основного общего образования.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в
учебном плане
Освоение программы по литературному чтению в 1 классе
начинается вводным интегрированным учебным курсом «Обучение
грамоте» (рекомендуется 297 часов: русского языка 165 часов и
литературного чтения 132 часа). Содержание литературного чтения,
реализуемого в период обучения грамоте, представлено в программе
по русскому языку. После периода обучения грамоте начинается
раздельное изучение русского языка и литературного чтения. На
литературное чтение в 1дополнительном классе отводится 33
учебные недели (132 часа), для изучения литературного чтения во 24 классах рекомендуется отводить по 136 часов (4 часа в неделю в
каждом классе).
Иностранный
(английский) язык

В начальной школе закладывается база для всего
последующего
иноязычного
образования
обучающихся,
формируются основы функциональной грамотности, что придаёт
особую ответственность данному этапу общего образования.
Изучение иностранного языка обучающимися с ЗПР, в соответствии
с ФГОС НОО ОВЗ и ФАОП НОО ОВЗ, начинается с 3 класса.
Рабочая программа учебного предмета предоставляет
возможности для реализации различных методических подходов к
преподаванию учебного предмета «Иностранный язык» при условии
сохранения обязательной части его содержания.
Цели изучения учебного предмета «Иностранный
(английский) язык»
Общие цели обучения иностранному языку в начальной
школе можно условно разделить на образовательные, развивающие,
воспитывающие.
Образовательные цели учебного предмета «Иностранный
(английский) язык» в начальной школе включают:
1)
формирование
элементарной
иноязычной
коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности
общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной
(говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) форме с
учётом возрастных возможностей и потребностей младшего
школьника с ЗПР;
2)
расширение
лингвистического
кругозора
обучающихся за счёт овладения новыми языковыми средствами
(фонетическими,
орфографическими,
лексическими,
грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения;
3)
освоение знаний о языковых явлениях изучаемого
иностранного языка, о разных способах выражения мысли на родном
и иностранном языках;
4)
использование для решения учебных задач
интеллектуальных операций (сравнение, анализ, обобщение и др.);
5)
формирование умений работать с информацией,
представленной в текстах разного типа (описание, повествование,
рассуждение), пользоваться при необходимости словарями по
иностранному языку.
Развивающие цели учебного предмета «Иностранный
(английский) язык» в начальной школе включают:
1)
осознание обучающимися роли языков как средства
межличностного и межкультурного взаимодействия в условиях
поликультурного, многоязычного мира и инструмента познания мира
и культуры других народов;

Математика

2)
становление
коммуникативной
культуры
обучающихся и их общего речевого развития;
3)
развитие
компенсаторной
способности
адаптироваться к ситуациям общения при получении и передаче
информации в условиях дефицита языковых средств;
4)
формирование регулятивных действий: планирование
последовательных «шагов» для решения учебной задачи; контроль
процесса и результата своей деятельности; установление причины
возникшей трудности и/или ошибки, корректировка деятельности с
помощью педагога;
5)
становление способности к оценке своих достижений
в изучении иностранного языка, мотивация совершенствовать свои
коммуникативные умения на иностранном языке.
Влияние параллельного изучения родного языка и языка
других стран и народов позволяет заложить основу для
формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и
гордости за свой народ, свой край, свою страну, помочь лучше
осознать свою этническую и национальную принадлежность и
проявлять интерес к языкам и культурам других народов, осознать
наличие и значение общечеловеческих и базовых национальных
ценностей. Вклад предмета «Иностранный (английский) язык» в
реализацию воспитательных целей обеспечивает:
1)
понимание необходимости овладения иностранным
языком как средством общения в условиях взаимодействия разных
стран и народов;
2)
формирование
предпосылок
социокультурной/межкультурной
компетенции,
позволяющей
приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны
изучаемого языка, готовности представлять свою страну, её культуру
в условиях межкультурного общения, соблюдая речевой этикет и
адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства
общения;
3)
воспитание уважительного отношения к иной
культуре посредством знакомств с детским пластом культуры стран
изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей
культуры своего народа;
4)
воспитание эмоционального и познавательного
интереса к художественной культуре других народов;
5)
формирование
положительной
мотивации
и
устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету
«Иностранный язык».
Для обучающихся с ЗПР изучение иностранного языка имеет
коррекционно-развивающие цели, связанные с формированием
жизненных (социальных) компетенций, расширении представлений о
разнообразии социального и природного мира, формировании
коммуникативных навыков и т.д.
Место учебного предмета «Иностранный (английский)
язык» в учебном плане
Учебный предмет «Иностранный (английский) язык» входит
в число обязательных предметов, изучаемых на всех уровнях общего
образования и изучается обучающимися с ЗПР в начальной школе в
3и 4 классе по 2 часа в неделю (136 часов): 3 класс — 68 часов, 4 класс
— 68 часов.
В начальной школе изучение математики имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания,
опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом
материале,
первоначальное
овладение

математическим языком станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на
достижение следующих образовательных, развивающих целей, а
также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание
значения величин и способов их измерения; использование
арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения
арифметических действий.
2.
Формирование
функциональной
математической
грамотности младшего школьника, которая характеризуется
наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач, построенных на понимании и применении
математических отношений («часть-целое», «больше-меньше»,
«равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего
школьника — формирование способности к интеллектуальной
деятельности, пространственного воображения, математической
речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,
различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения,
вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения,
вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к
изучению математики и умственному труду; важнейших качеств
интеллектуальной
деятельности:
теоретического
и
пространственного мышления, воображения, математической
речи, ориентировки в математических терминах и понятиях;
прочных навыков использования математических знаний в
повседневной жизни.
В начальной школе математические знания и умения
применяются обучающимся при изучении других учебных
предметов (количественные и пространственные характеристики,
оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм
представления информации). Приобретённые обучающимся
умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы
устных и письменных арифметических вычислений, приёмы
проверки правильности выполнения действий, а также
различение, называние, изображение геометрических фигур,
нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь)
становятся показателями сформированной функциональной
грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного
дальнейшего обучения в основном звене школы.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
В федеральном учебном плане на изучение математики в
каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего
672 часов. Из них: в 1 классе — 132 часа, в 1 дополнительном
классе — 132 часа, во 2 классе — 136 часов, 3 классе — 136 часов,
4 классе — 136 часов.
Окружающий мир

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области
«Обществознание и естествознание» несет в себе большой
развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки
научного мировоззрения, познавательные интересы и способности,
создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания,

формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий
личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У
обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту
программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений,
недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно
встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем
эмоциональная
окрашенность
большинства
тем,
яркость
иллюстраций
учебников
и
пособий,
возможность
видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые
можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный
предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего
знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии
людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся
с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение
следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе,
формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных
знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на
окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании
данного учебного предмета; формирование представлений о
ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и
навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность);
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу; проявление уважения к истории,
культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР
основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме; обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие
способности к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение начального опыта эмоциональноположительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление базовых навыков
повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения
к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с
ЗПР овладевают основами практико-ориентированных знаний о
человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире. Коррекционноразвивающий потенциал предмета заключается в развитии
способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные
представления о мире для решения разнообразных предметнопрактических и коммуникативных задач, развитии активности,
любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии
с миром живой и неживой природы.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном
плане.
Общее число часов, рекомендованных для изучения
окружающего мира, – 336 часов (два часа в неделю в каждом классе):

1 класс – 66 часов, 1 дополнительный класс – 66 часов, 2 класс – 68
часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
Адаптивная
физическая культура

Предметом обучения адаптивной физической культуре на
уровне начального общего образования является двигательная
деятельность человека с коррекционной, компенсаторной,
оздоровительной и общеразвивающей направленностями с
использованием основных направлений адаптивной физической
культуры в применении физических упражнений с учётом
психофизических особенностей и медицинских противопоказаний к
физическим упражнениям обучающихся с ЗПР на этапе начального
общего образования. В процессе овладения этой деятельностью
происходит
коррекция вторичных отклонений физического
развития, совершенствуются физические качества, осваиваются
двигательные действия, укрепляется здоровье, повышаются
функциональные возможности кардиореспираторной системы,
активно развиваются познавательная и мыслительная деятельность,
творчество и самостоятельность.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» обладает
широкими возможностями в использовании форм, средств и методов
обучения. Существенным компонентом содержания учебного
предмета «Адаптивная физическая культура» является адаптивное
физическое воспитание. Учебный предмет «Адаптивная физическая
культура» обогащает обучающихся системой знаний о сущности и
общественном значении физической культуры в общем и адаптивной
физической культуры в частности, и её влиянии на всестороннее
развитие личности. Такие знания обеспечивают развитие
гармоничной личности, мотивацию и способность обучающихся с
ОВЗ к различным видам деятельности, повышают их общую
культуру.
Цель изучения учебного предмета «Адаптивная физическая
культура»
Цели изучения учебного предмета «Адаптивная физическая
культура» — создании условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР в
нормализации двигательной деятельности, способствующей
физической и социальной реабилитации (абилитации) для
формирования потребностей в систематических занятиях
физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа
жизни,оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха в соответствии с рекомендациями, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Используемые в образовательной деятельности технологии
программы позволяют решать преемственно комплекс основных
задач физической культуры на всех уровнях общего образования.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих основных задач:
1.
Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры.
2.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
3.
Овладение основными представлениями о собственном теле,
возможностях и ограничениях его физических функций,
возможностях компенсации.
4.
Формирование понимания связи телесного самочувствия с

настроением, собственной активностью, самостоятельностью и
независимостью.
5.
Овладение
умениями
поддерживать
образ
жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья,
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
6.
Овладение умениями адекватно дозировать физическую
нагрузку, следить за своим физическим состоянием.
7.
Развитие основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости).
8.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Место учебного предмета «Адаптивная физическая
культура» в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение предмета
«Адаптивная физическая культура» на уровне начального общего
образования, составляет 504 ч (три часа в неделю в каждом классе): 1
и 1 дополнительный классы по 99 ч; 2, 3 и 4 классы по 102 ч).
Изобразительное
искусство

Изобразительная деятельность способствует коррекции
недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления,
позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности,
речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной
моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной
координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет
ребенку с ЗПР выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками
символизации, что поднимает психическое развитие на качественно
новую ступень.
Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с
ЗПР решают не только образовательные, но и коррекционные задачи.
Основная цель преподавания предмета «Изобразительное
искусство» состоит в формировании художественной культуры
обучающихся, развитии художественно-образного мышления и
эстетического отношения к явлениям действительности путём
освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков
и развития творческого потенциала.
Содержание предмета охватывает все основные виды
визуально-пространственных искусств: начальные основы графики,
живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды
искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию
эстетического восприятия природы, восприятию произведений
искусства и формированию зрительских навыков, художественному
восприятию предметно-бытовой культуры. Для обучающихся с ЗПР
большое значение имеет восприятие произведений детского
творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с
позиций выраженного в них содержания, художественных средств
выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной
учителем. Такая рефлексия детского творчества носит обучающий
характер.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть
реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять
задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при
сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства
и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием
видов художественной деятельности и технически доступным
разнообразием
художественных
материалов.
Практическая

художественно-творческая деятельность занимает приоритетное
пространство учебного времени.
Преподавание
учебного
предмета
«Изобразительное
искусство»
предусматривает
предметно-практическую
изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и
потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР, раскрывает
содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям,
учитывает основные положения дифференцированного подхода к
обучающимся.
В урочное время деятельность обучающихся с ЗПР
организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с
задачей формирования навыков сотрудничества в художественной
деятельности.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в
учебном плане
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Изобразительное искусство»
входит в предметную область «Искусство» и является обязательным
для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство»
структурировано как система тематических модулей и входит в
учебный план 1–4 классов программы начального общего
образования в объёме одного учебного часа в неделю. Изучение
содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного
предмета «Изобразительное искусство», — 168 ч (один час в неделю
в каждом классе).
1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч, 2 класс — 34
ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.
Музыка

Музыка является неотъемлемой частью культурного
наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно
важна музыка для становления личности младшего школьника —
как способ, форма и опыт самовыражения и естественного
радостного мировосприятия.
Цели изучения учебного предмета «Музыка»
Основная цель реализации программы — воспитание
музыкальной культуры как части всей духовной культуры
обучающихся с ЗПР. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт
проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение
через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт
сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями
искусства, осознание значения музыкального искусства как
универсального языка общения, художественного отражения
многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка,
развитие внутренней мотивации к музицированию.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

Основы религиозных
культур и светской
этики

В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования
учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в
начальной школе с 1 (включая 1 дополнительный класс) по 4 класс
включительно.
Программа составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный подход к
очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных
тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено
восемью модулям (тематическими линиями), обеспечивающими
преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета
и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса
школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по
выбору «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы религиозных культур народов России»,
«Основы светской этики».
Цель изучения учебного предмета «ОРКСЭ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося с ЗПР
мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с ЗПР с основами православной,
мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых
религиозных культур и светской этики по выбору родителей
(законных представителей);
— развитие представлений обучающихся с ЗПР о значении
нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи,
общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной
культуре и морали, ранее полученных в начальной школе,
формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей
семьи;
— развитие способностей обучающихся с ЗПР к общению в
полиэтничной, разномировозренческой и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной
методологический
принцип
реализации
ОРКСЭ
—
культурологический подход, способствующий формированию у
младших школьников первоначальных представлений о культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях

Технология

человека и гражданина в Российской Федерации.
Место ОРКСЭ в учебном плане: ОРКСЭ изучается в 4 классе,
один час в неделю (34 ч).
Содержание обучения по технологии раскрывается через
модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом
классе начальной школы. Приведён перечень универсальных
учебных действий — познавательных, коммуникативных и
регулятивных, формирование которых может быть достигнуто
средствами учебного предмета «Технология» с учётом
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР начальных
классов. В первом, первом дополнительном и втором классах
предлагается пропедевтический уровень формирования УУД,
поскольку становление универсальности действий на этом этапе
обучения только начинается. В познавательных универсальных
учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с
информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной
деятельности строится на интеграции регулятивных УУД
(определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль,
проявление терпения и доброжелательности при налаживании
отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными
средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в
специальном разделе — «Совместная деятельность». В зависимости
от степени выраженности нарушений регуляторных процессов
младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут
формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым
является оказание помощи организационного плана и руководящий
контроль педагога при выполнении учебной работы обучающимися.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого
спектра межпредметных связей, что также способствует лучшему
усвоению образовательной программы обучающимися с ЗПР.
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной
школе — предметно-практическая деятельность как необходимая
составляющая целостного процесса интеллектуального, а также
духовного и нравственного развития обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста.
Цель изучения учебного предмета «Технология»
Основной целью предмета является успешная социализация
обучающихся с ЗПР, формирование у них функциональной
грамотности на базе знакомства и освоения культурологических и
конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и
общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся
технологий) и соответствующих им практических умений,
представленных в содержании учебного предмета.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Технология» входит в
предметную область «Технология» и является обязательным для
изучения. Содержание предмета «Технология» структурировано как
система тематических модулей и входит в учебный план 1–4 классов
программы начального общего образования в объёме одного
учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1–4
классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного
предмета «Технология», — 168 ч (один час в неделю в каждом
классе).
1 класс — 33 ч, 1 дополнительный класс — 33 ч, 2 класс —

34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.
Мир информатики

Особенностью программы курса для начальных классов является
ее органичное включение в учебную деятельность по социализации
детей в окружающем их мире, который быстро меняется, наполняясь
все новыми цифровыми сервисами и ресурсами. Программа курса
рассчитана на 101 учебный час и может быть реализована с 1 по 3
класс по модулям содержания.
Изучение учебного курса «Мир информатики» в 1–3-х классах
осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части
учебного плана. Достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов
или модулей в программы следующих учебных предметов:
– «Математика» – раздел «Математическая информация»
(предполагает развитие навыков поиска и применения информации,
использование разнообразных источников информации, в том числе
сети Интернет);
– «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных
технологий);
– «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой
графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в
программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные
путешествия);
– «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные
технологии»
(обеспечивает
достижение
предметных
и
метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий).
Курс «Мир информатики» в начальной школе имеет
интегративный, межпредметный характер. Он призван стать
стержнем всего начального образования в части формирования ИКТкомпетентности и универсальных учебных действий.
Цели изучения учебного курса «Мир информатики» в школе
является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, в частности приобретение
учащимися информационной и коммуникационной компетентности
(далее - ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТкомпетентности входят и в структуру комплекса универсальных
учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов
образования в курсе информатики входит в структуру
метапредметных, то есть становится непосредственной целью
обучения и отражается в содержании изучаемого материала и имеет
пропедевтический характер.
Место учебного курса «Мир информатики» в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение курса
«Информатика», —101 ч (по 1 часу в неделю в каждом классе):
1дополнительный класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 часа.

Логопедические
занятия

Содержание курса «Логопедические занятия» определяется
исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и
направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии
ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является
обязательной частью ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант
7.2.) и реализуется на протяжении всего периода обучения в
начальной школе.

Курс реализуется учителем-логопедом во внеурочной
деятельности на индивидуальных и/или подгрупповых/групповых
коррекционно-развивающих занятиях.
Значительный разброс и неоднородность состояний при ЗПР,
обусловленные разной степенью выраженности парциальной
недостаточности высших психических функций и различными
вариантами сочетания сохранных и нарушенных функций и
познавательных
процессов,
определяют
необходимость
дифференцированного подхода к обучающимся в процессе
реализации
курса.
Предусматривается
гибкость
выбора
тематического каркаса с учетом типологических особенностей
группы школьников с ЗПР.
Цель и задачи курса
Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии
всех сторон устной речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи, профилактике и
коррекции нарушений письменной речи.
Целевой ориентир курса «Логопедические занятия»
предполагает развитие у обучающихся с ЗПР не только речевых
умений и навыков, но и навыков социальной (жизненной)
компетенции.
Задачи курса:
коррекция и развитие звукопроизношения (постановка,
автоматизация, дифференциация звуков речи);
восполнение дефицитов в формировании фонематических
процессов;
пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного
словаря;
коррекция нарушений/недостатков грамматического строя
речи
(синтаксической
структуры
речевых
высказываний,
словоизменения и словообразования);
формирование и развитие связной речи, диалогической и
монологической форм речи;
формирование и развитие коммуникативной функции речи;
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
развитие зрительно-пространственных и пространственновременных представлений;
расширение
представлений
об
окружающей
действительности;
обогащение речевого опыта, способствующего развитию
познавательных процессов.
Курс «Логопедические занятия» реализуется на протяжении
всего уровня начального общего образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать/минимизировать
имеющиеся у обучающихся с ЗПР речевые нарушения, а также
обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативные навыки.
Место курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является
частью программы коррекционной работы и обязателен для
изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР на изучение курса отводится 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов для
обучающихся 1-ых классов и на 68 часов для обучающихся 2–4-ых
классов (2 часа занятий в неделю, 33–34 учебные недели в году).

Психокоррекционные
занятия
(психологические)

Содержание
курса
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» определяется исходя из требований ФГОС НОО
для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся
недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению
программы. Курс является обязательной частью АООП НОО для
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) и реализуется на протяжении всего
периода обучения в начальной школе.
Психологические особенности обучающихся с ЗПР,
обусловленные первичным нарушением при задержке психического
развития в виде органической или функциональной недостаточности
ЦНС, проявляются в виде недостатков саморегуляции,
мыслительных операций, слабости мотивационного компонента,
эмоциональных трудностей, личностной незрелости, речевых
нарушений и в значительной мере препятствуют формированию
учебной деятельности и достижению требуемых результатов
образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит
преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной,
эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности
ребенка с ЗПР.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие и коррекция познавательной,
личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер
обучающегося, направленные на преодоление или ослабление
трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений.
Задачи курса:
формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
коррекция
недостатков
осознанной
саморегуляции
познавательной деятельности и поведения, формирование навыков
самоконтроля;
гармонизация
психоэмоционального
состояния,
формирование у обучающегося позитивного отношения к
собственному «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности;
освоение средств коммуникации, приемов конструктивного
общения;
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе;
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и
сверстниками;
становление сферы жизненной компетенции;
стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования направлена на коррекцию нарушений развития
обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных
потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена
коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные
курсы. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия
(психологические)» является частью программы коррекционной
работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом

Ритмика

ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР на изучение курса
«Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа
в неделю (68 часов в учебном году).
Содержанием работы на уроках ритмики является
музыкально-ритмическая
деятельность
обучающихся.
Дети
усваивают несложные музыкальные формы, у них развивается
чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются
музыкально-эстетические чувства, основанные на гармонизирующем
воздействии музыки и танца. Овладевая разнообразными
движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них
развивается
координация,
телесная
чувствительность,
пространственная ориентировка, межполушарное взаимодействие.
Коррекционное значение занятий ритмикой также
заключается в формировании произвольной регуляции движений, а
также системы произвольной регуляции в целом: дети соотносят
двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным
инструкциям, воспроизводя определенную последовательность
движений, а также постепенно автоматизируют сложные
двигательные акты.
Рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2).
Цель курса занятий ритмикой заключается в развитии музыкальноритмической деятельности и двигательной активности обучающихся
с ЗПР в процессе восприятия музыки.
Задачи курса:
приобщение детей к музыке (обучение воспринимать на слух,
различать и понимать специфические средства музыкального
«языка»: звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм,
динамика, темп);
развитие чувства ритма и выразительности движений;
развитие двигательных качеств и коррекция недостатков
физического
развития;
развитие выразительности движений и самовыражения;
развитие общей мобильности,
двигательных навыков,
обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственной
ориентировки и координации, четкости и точности движений;
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой,
познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки
и движения;
развитие общей и речевой моторики;
формирование навыков здорового образа жизни и укрепление
здоровья.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 5 лет обучения по 1 часу в неделю:
1 класс – 33 часа, 1 (дополнительный) класс – 33 часа, 2 класс – 34
часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа в год. Курс реализуется во
внеурочной деятельности, часы на его реализацию фиксированы в
учебном плане.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».