АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ООП ООО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
(ОБНОВЛЕННЫЙ ФГОС ООО, ФОП)
срок освоения программы: 5 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработка

и

утверждение

рабочих

программ

относятся

к

компетенции

образовательного учреждения (п. 5 ст. 12 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации»). Локальный нормативный акт «Положение о
рабочей программе МАОУ СОШ №16» регламентирует структуру и содержание рабочей
программы, определяет правила, нормы, объективно отражающие требования к рабочим
программам. «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №16» регулирует
оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по
дисциплинам и курсам учебного плана. Структура рабочей программы определяется
настоящим Положением с учетом требований ФГОС общего образования и локальных
нормативных актов МАОУ СОШ №16.
Рабочие
результатов

программы

направлены

освоения обучающимися

на

достижение

программы

планируемых

общего

предметных

образования,

а

также

планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию
универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию
ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной
деятельности, функциональной грамотности.
Рабочие программы учебных предметов разрабатываются учителем на основе
требований

к

планируемым

образовательным

результатам

освоения

основной

образовательной программы (целевой раздел ООП) и ее компонента – программы развития
универсальных учебных действий (содержательный раздел ООП). При разработке рабочей
программы учитель использует примерную и авторскую программы по учебному предмету.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 287.
Федеральная

образовательная

программа

основного

общего

образования,

утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023
г. № 370.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2.
Учебный план ООП ООО МАОУ СОШ №16 на учебный год, далее – УП;
Учебно-методический комплекс МАОУ СОШ №16, далее – УМК

Аннотации к рабочим программам по учебным предметам основного общего
образования, 5-9 класс
Учебный предмет

Аннотация к рабочей программе

Русский язык

Целями изучения учебного предмета «Русский язык» по
программам основного общего образования являются:
осознание
и
проявление
общероссийской
гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как
государственному языку Российской Федерации и
языку
межнационального общения;
- проявление сознательного отношения к языку как к
общероссийской ценности, форме выражения и хранения
духовного богатства русского и других народов России, как к
средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;
- проявление уважения к общероссийской и русской
культуре, к культуре и языкам всех народов Российской
Федерации;
- овладение русским языком как инструментом личностного
развития,
инструментом
формирования
социальных
взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
- овладение знаниями о русском языке, его устройстве и
закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах
русского языка;
- практическое овладение нормами русского литературного
языка и речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса и использование в собственной
речевой практике разнообразных грамматических средств;
- совершенствование орфографической и пунктуационной
грамотности;
воспитание
стремления
к
речевому
самосовершенствованию;

Родной язык
(русский)

совершенствование
речевой
деятельности,
коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения;
- овладение русским языком как средством получения
различной информации, в том числе знаний по разным учебным
предметам; совершенствование мыслительной деятельности,
развитие универсальных
интеллектуальных
умений
сравнения, анализа
синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, установления определённых закономерностей и
правил, конкретизации и т.п. в процессе изучения русского языка;
- развитие функциональной грамотности: умений
осуществлять
информационный
поиск,
извлекать
и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать,
понимать и пользовать тексты разных форматов (сплошной,
несплошной текст, инфографика и др.);
- освоение стратегий и тактик информационно-смысловой
переработки текста, овладение способами понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора;
логической структуры, роли языковых средств.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном
плане
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования
учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область
«Русский язык и литература» и является обязательным для
изучения.
Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации
в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет
права обучающихся, изучающих иные родные языки (не русский).
Целями изучения родного языка (русского) по программам
основного общего образования являются:
- воспитание гражданина и патриота; формирование
российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; развитие представлений о
родном русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;

- воспитание ответственного отношения к сохранению и
развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в
отношении популяризации родного языка;
- воспитание уважительного отношения к культурам и
языкам народов России; овладение культурой межнационального
общения;
- расширение знаний о национальной специфике русского
языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии
с национально-культурным компонентом значения; о таких
явлениях и категориях современного русского литературного
языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; об
основных нормах русского литературного языка; о национальных
особенностях русского речевого этикета;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры
речи,
обеспечивающих
свободное
владение
русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
- совершенствование познавательных и интеллектуальных
умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения;
- совершенствование текстовой деятельности; развитие
умений
функциональной
грамотности
осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
др.);
- развитие проектного и исследовательского мышления,
приобретение практического опыта исследовательской работы по
родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования
учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную
область «Родной язык и родная литература» и является
обязательным для изучения.

Литература

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе
состоят в формировании у обучающихся потребности в
качественном чтении, культуры читательского восприятия,
понимания литературных текстов и создания собственных устных
и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к
отечественной культуре и уважения к другим культурам,
аксиологической сферы личности на основе высоких духовнонравственных идеалов, воплощённых в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно
при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от
5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
само- идентификации, осознанием коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего наро- да,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию
отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим
образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению
национальной
культуры,
способствующей
воспитанию
патриотизма,
формированию
национально-культурной
идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного
опыта
человечества,
национальных
и
общечеловеческих культурных традиций и
ценностей;
формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и
изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с
формированием их потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией
отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и
развитие мотивации к чтению художественных произведений, как
изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что
способствует накоплению позитивного опыта освоения
литературных произведений, в том числе в процессе участия в
различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению,
книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного
читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у
школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в
том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации

Родная литература
(русская)

художественных произведений, умения воспринимать их в
историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями
других видов искусства; развитие читательских умений,
творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику
произведений и их художественные особенности, комментировать
авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному;
воспринимать
тексты
художественных
произведений в единстве формы и содержания, реализуя
возможность их неоднозначного толкования в рамках
достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать
художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы
как между собой, так и с произведениями других искусств;
формировать представления о специфике литературы в ряду
других искусств и об историко-литературном процессе; развивать
умения поиска необходимой информации с использованием
различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи,
связанные
с
осознанием
обучающимися
коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры,
культуры своего народа, мировой культуры, направлены на
совершенствование речи школьников на примере высоких
образцов художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а
также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном
диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и
аргументированно отстаивая свою.
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Литература» входит в предметную область
«Русский язык и литература» и является обязательным для
изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к
предмету «Литературное чтение». В 5, 6, 9 классах на изучение
предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах — 2 часа в
неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по
программам основного общего образования рассчитано на 442
часа в соответствии со всеми вариантами учебных планов.
Программа учебного предмета «Родная литература
(русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку
учебного предмета «Литература», входящего в образовательную
область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской
литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная
литература»
имеют
свою
специфику,
обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а

Иностранный язык
(английский)

также особенностями функционирования русского языка и
русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно
обеспечить достижение следующих целей:
- воспитание и развитие личности, способной понимать и
эстетически воспринимать произведения родной русской
литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от
принадлежности к многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской
литературе, воспитание ценностного отношения к ней как
хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего
народа и приобщение к его культурному наследию;
- осознание исторической преемственности поколений,
формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа и ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих
способностей, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности в многонациональном российском
государстве.
Место предмета в учебном плане.
На обязательное изучение предмета «Родная литература
(русская)» на этапе основного общего образования отводится 170
часов. В 5—9 классах выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1
учебный час в неделю).
На изучение инвариантной части программы по родной
русской литературе отводится 135 учебных часов. Резерв учебного
времени, составляющий 35 учебных часов (или 20 %), отводится
на вариативную часть программы, которая предусматривает
изучение произведений, отобранных составителями рабочих
программ для реализации регионального компонента содержания
литературного образования, учитывающего в том числе
национальные и этнокультурные особенности народов
Российской Федерации.
В свете сказанного выше цели иноязычного образования
становятся более сложными по структуре, формулируются на
ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и,
соответственно,
воплощаются
в
личностных,
метапредметных/обще- учебных/универсальных и предметных
результатах обучения., а иностранные языки признаются
средством общения и ценным ресурсом личности для
самореализации и социальной адаптации; инструментом развития
умений поиска, обработки и использования информации в

познавательных целях, одним из средств воспитания качеств
гражданина, патриота; развития национального самосознания,
стремления к взаимопониманию между людьми разных стран.
На прагматическом уровне целью иноязычного образования
провозглашено формирование коммуникативной компетенции
обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая,
языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции:
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений
в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении,
аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция — овладение новыми языковыми
средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими,
грамматическими) в соответствии c отобранными темами
общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка,
разных способах выражения мысли в родном и иностранном
языках;
-социокультурная/межкультурная
компетенция
—
приобщение к культуре, традициям реалиям стран/страны
изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих
опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся
основной школы на разных её этапах; формирование умения
представлять свою страну, её культуру в условиях
межкультурного общения;
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить
из положения в условиях дефицита языковых средств при
получении и передаче информации.
Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией
средствами иностранного языка формируются ключевые
универсальные
учебные
компетенции,
включающие
образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную,
учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую
и компетенцию личностного самосовершенствования.
В соответствии с личностно ориентированной парадигмой
образования основными подходами к обучению иностранным
языкам
признаются
компетентностный,
системнодеятельностный,
межкультурный
и
коммуникативнокогнитивный.
Совокупность
перечисленных
подходов
предполагает возможность реализовать поставленные цели,
добиться достижения планируемых результатов в рамках
содержания, отобранного для основной школы, использования
новых
педагогических
технологий
(дифференциация,
индивидуализация, проектная деятельность и др.) и использования
современных средств обучения.
Место учебного предмета в учебном плане

На этапе основного общего образования минимально
допустимое количество учебных часов, выделяемых на изучение
учебного предмета «Иностранный (английский) язык», — 3 часа в
неделю, что составляет по 102 учебных часа на каждом году
обучения с 5 по 9 класс.
Математика

Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика

Приоритетными целями обучения математике в 5—6 классах
являются:
формирование центральных математических понятий
(число, величина, геометрическая фигура, переменная,
вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и
перспективность математического образования обучающихся;
подведение обучающихся на доступном для них уровне к
осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира,
понимание математики как части общей культуры человечества;
развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, познавательной активности, исследовательских
умений, критичности мышления, интереса к изучению
математики;
формирование
функциональной
математической
грамотности: умения распознавать проявления математических
понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных
ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления
зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке
математики и создавать математические модели, применять
освоенный математический аппарат для решения практикоориентированных задач, интерпретировать и оценивать
полученные результаты.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования
математика является обязательным предметом на данном уровне
образования.
Настоящей
программой
предусматривается
выделение в учебном плане на изучение математики в 5—6
классах 5 учебных часов в неделю в течение двух лет обучения.
Приоритетными целями обучения математике в 5—9 классах
являются: формирование центральных математических понятий
(число, величина, геометрическая фигура, переменная,
вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и
перспективность математического образования обучающихся;
− подведение обучающихся на доступном для них уровне к
осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира,
понимание математики как части общей культуры человечества;
− развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, познавательной активности, исследовательских

умений, критичности мышления, интереса к изучению
математики;
− формирование
функциональной
математической
грамотности: умения распознавать проявления математических
понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных
ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления
зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке
математики и создавать математические модели, применять
освоенный математический аппарат для решения практикоориентированных задач, интерпретировать и оценивать
полученные результаты.
Основные линии содержания курса математики в 5—9
классах: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические
выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции»,
«Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства»,
«Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в
соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна
от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их
объединяет логическая составляющая, традиционно присущая
математике и пронизывающая все математические курсы и
содержательные линии. Сформулированное в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего
образования требование «уметь оперировать понятиями:
определение, аксиома, теорема, доказательство; умение
распознавать истинные и ложные высказывания, приводить
примеры и контрпримеры, строить высказывания и отрицания
высказываний» относится ко всем курсам, а формирование
логических умений распределяется по всем годам обучения на
уровне основного общего образования.
Содержание образования, соответствующее предметным
результатам освоения рабочей программы, распределённым по
годам обучения, структурировано таким образом, чтобы ко всем
основным, принципиальным вопросам обучающиеся обращались
неоднократно, чтобы овладение математическими понятиями и
навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с
соблюдением принципа преемственности, а новые знания
включались в общую систему математических представлений
обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные
множественные связи.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования
математика является обязательным предметом на данном уровне
образования. В 5—9 классах учебный предмет «Математика»

Введение в
информатику

Информатика

традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в
5—6 классах — курса «Математика», в 7—9 классах — курсов
«Алгебра» (включая элементы статистики и теории вероятностей)
и
«Геометрия».
Настоящей
программой
вводится
самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика».
Настоящей программой предусматривается выделение в
учебном плане на изучение математики в 7—9 классах 6 учебных
часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 952
учебных часа.
Учебный курс «Введение в информатику» в 5–6 классах
является пропедевтическим курсом, который направлен
на
достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе
средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение
умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и
оценивать ее результаты;
пропедевтическое
(предварительное,
вводное,
ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной
информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование
общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации; развитие познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
Информационные и коммуникационные технологии
применяются для повышения эффективности внеурочной
деятельности школьников, а также в организации досуга
обучающихся. Включение ИКТ средств в различные виды
внеклассной работы обогащает личный опыт учащихся,
формирует необходимые практические умения и навыки, создаёт
условия для индивидуализации и социализации обучающихся в
современном информационном обществе, т.е образовательные
результаты изучения данного курса становятся значимыми для
формирования качеств личности и ориентированы на достижение
метапредметных результатов.
Место учебного предмета в учебном плане
Срок освоения программы учебного курса "Введение в
информатику " составляет два года, в объеме не менее 68 ч. В том
числе: в 5 классе —34 часа, в 6 классе — 34 часа.
Продолжительность урока 40 минут.
Рабочая программа даёт представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Информатика» на базовом

уровне; устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам
курса, определяет распределение его по классам (годам изучения);
даёт примерное распределение учебных часов по тематическим
разделам
курса
и
рекомендуемую
(примерную)
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся. Примерная рабочая программа
определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного
наполнения
разного
вида
контроля
(промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских
проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
Целями изучения учебного предмета «Информатика» на
уровне основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям
научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт
развития представлений об информации как о важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства,
общества; понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни
современного общества;
обеспечение
условий,
способствующих
развитию
алгоритмического мышления как необходимого условия
профессиональной деятельности в современном информационном
обществе,
предполагающего
способность
обучающегося
разбивать сложные задачи на более простые подзадачи;
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее;
определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в
области использования информационно-коммуникационных
технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с
информацией, программирования, коммуникации в современных
цифровых средах в условиях обеспечения информационной
безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации с учётом правовых и этических аспектов её
распространения, стремления к продолжению образования в
области информационных технологий и созидательной
деятельности с применением средств информационных
технологий.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного
общего образования определяют структуру основного содержания

История

учебного предмета в виде следующих четырёх тематических
разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
Место предмета в учебном плане.
Учебным планом на изучение информатики на базовом
уровне отведено 102 учебных часа — по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9
классах соответственно.
Место предмета «История» в системе школьного образования
определяется его познавательным и мировоззренческим
значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление
личности
молодого
человека.
История
представляет
собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира
в целом. История дает возможность познания и понимания
человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является
формирование и развитие личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического
опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания и предметные умения
в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России
в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего
образования определяются Федеральными государственными
образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об
образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для
гражданской, этно-национальной, социальной, культурной
самоидентификации в окружающем мире;
овладение знаниями об основных этапах развития
человеческого общества, при особом внимании к месту и роли
России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству — многонациональному Российскому государству, в

Обществознание

соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
развитие
способностей
учащихся
анализировать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях
и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события
в соответствии с принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять
исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в
современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном обществе.
Место предмета в учебном плане.
Программа составлена с учетом количества часов,
отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным
планом: в 5—9 классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных
неделях.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует
вхождению обучающихся в мир культуры и общественных
ценностей и в то же время открытию и утверждению
собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
Целями учебного предмета «Обществознание» в основной
школе являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности
базовым ценностям нашего народа;
- развитие у обучающихся понимания приоритетности
общенациональных интересов, приверженности правовым
принципам, закреплённым в Конституции Российской
Федерации и законодательстве Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации — в подростковом возрасте, становление её
духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и
гуманитарных
дисциплин;
способности
к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
- формирование у обучающихся целостной картины
общества, адекватной современному уровню знаний и
доступной по содержанию для школьников подросткового

География

возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах,
регулирующих общественные отношения, необходимые для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умениями функционально грамотного
человека: получать из разнообразных источников и
критически
осмысливать
социальную
информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и государства;
- создание условий для освоения обучающимися
способов успешного взаимодействия с различными
политическими, правовыми, финансово-экономическими и
другими социальными институтами для реализации
личностного
потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
- формирование опыта применения полученных знаний и
умений для выстраивания отношений между людьми
различных
национальностей
и
вероисповеданий
в
общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными
ценностями
и
нормами
поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом обществознание
изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре
года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка
в каждом году обучения составляет 1 час.
География в основной школе — предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных
знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях
развития природы, о размещении населения и хозяйства, об
особенностях и о динамике основных природных, экологических
и
социально-экономических
процессов,
о
проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является
базой для реализации краеведческого подхода в обучении,
изучения географических закономерностей, теорий, законов и
гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
географического образования, основой для последующей
уровневой дифференциации.

Биология

Изучение географии в общем образовании направлено на
достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране,
малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России,
ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний,
самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей
современному уровню геоэкологического мышления на основе
освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных
географических особенностях природы, населения и хозяйства
России и мира, своей местности, о способах сохранения
окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения
различных источников географической информации, в том числе
ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и
оценки разнообразных географических явлений и процессов,
жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных
географических знаний и умений, необходимых для развития
навыков их использования при решении проблем различной
сложности в повседневной жизни на основе краеведческого
материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений,
необходимых для продолжения образования по направлениям
подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной
базы географических знаний.
Место учебного предмета в учебном плане
В системе общего образования «География» признана
обязательным учебным предметом, который входит в состав
предметной
области
«Общественно-научные
предметы».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по 1
часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Учебный предмет «Биология» развивает представления о
познаваемости живой природы и методах её познания, он
позволяет сформировать систему научных знаний о живых
системах, умения их получать, присваивать и применять в
жизненных ситуациях.

Химия

Биологическая подготовка обеспечивает понимание
обучающимися научных принципов человеческой деятельности в
природе, закладывает основы экологической культуры, здорового
образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего
образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах
жизнедеятельности биологических систем разного уровня
организации;
формирование системы знаний об особенностях строения,
жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его
здоровья;
формирование умений применять методы биологической
науки для изучения биологических систем, в том числе и
организма человека;
формирование умений использовать информацию о
современных достижениях в области биологии для объяснения
процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности
собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в
практической деятельности людей, значение биологического
разнообразия
для
сохранения
биосферы,
последствия
деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с ФГОС ООО биология является
обязательным предметом на уровне основного общего
образования. Данная программа предусматривает изучение
биологии в объёме 238 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5
по 7 класс — 1 час в неделю, в 8—9 классах — 2 часа в неделю.
К направлению первостепенной значимости при реализации
образовательных функций предмета «Химия» традиционно
относят формирование знаний основ химической науки как
области
современного
естествознания,
практической
деятельности человека и как одного из компонентов мировой
культуры. Задача предмета состоит в формировании системы
химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и
теоретических
положений,
доступных
обобщений
мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных
методах изучения веществ и химических реакций, а также в
формировании и развитии умений и способов деятельности,
связанных с планированием, наблюдением и проведением
химического эксперимента, соблюдением правил безопасного
обращения с веществами в по вседневной жизни.

Физика

Наряду с этим цели изучения предмета в программе
уточнены и скорректированы с учётом новых приоритетов в
системе основного общего образования. Сегодня в образовании
особо значимой признаётся направленность обучения на развитие
и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и общей
культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё
образование самостоятельно становится одной из важнейших
функций учебных предметов.
Место предмета в учебном плане.
В системе общего образования «Химия» признана
обязательным учебным предметом, который входит в состав
предметной области «Естественно­научные предметы».
Учебным планом на её изучение отведено 136 учебных часов
— по 2 ч в неделю в 8 и 9 классах соответственно.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время,
которое может быть использовано участниками образовательного
процесса в целях формирования вариативной составляющей
содержания конкретной рабочей программы. При этом
обязательная (инвариантная) часть содержания предмета,
установленная примерной рабочей программой, и время,
отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью.
Курс
физики
—
системообразующий
для
естественно­научных учебных предметов, поскольку физические
законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,
биологией, астрономией и физической географией. Физика — это
предмет, который не только вносит основной вклад в
естественно­научную картину мира, но и предоставляет наиболее
ясные образцы применения научного метода познания, т е способа
получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это
предмет, который наряду с другими естественно­научными
предметами должен дать школьникам представление об
увлекательности
научного
исследования
и
радости
самостоятельного открытия нового знания.
Цели изучения физики:
приобретение интереса и стремления обучающихся к
научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и
творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и
формирование исследовательского отношения к окружающим
явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата
изучения основ строения материи и фундаментальных законов
физики;
формирование представлений о роли физики для развития
других естественных наук, техники и технологий;

Изобразительное
искусство

развитие представлений о возможных сферах будущей
профессиональной деятельности, связанной с физикой,
подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с ФГОСООО физика является обязательным
предметом на уровне основного общего образования. Данная
программа предусматривает изучение физики на базовом уровне
в объёме 238 ч за три года обучения по 2 ч в неделю в 7 и
8 классах и по 3 ч в неделю в 9 классе. В тематическом
планировании для 7 и 8 классов предполагается резерв времени,
который учитель может использовать по своему усмотрению, а в 9
классе — повторительно­обобщающий модуль.
Целью изучения учебного предмета «Изобразительное
искусство» является освоение разных видов визуальнопространственных искусств: живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах
(вариативно).
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет
в единую образовательную структуру художественно-творческую
деятельность,
восприятие
произведений
искусства
и
художественно-эстетическое
освоение
окружающей
действительности. Художественное развитие обучающихся
осуществляется в процессе личного художественного творчества,
в практической работе с разнообразными художественными
материалами.
Задачами учебного предмета «Изобразительное искусство»
являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в
пространственных формах духовных ценностей, формирование
представлений о месте и значении художественной деятельности
в жизни общества;
формирование
у
обучающихся
представлений
об
отечественной и мировой художественной культуре во всём
многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения
и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством
различных художественных материалов в разных видах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных,
в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в
компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в
синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);

Музыка

формирование пространственного мышления и аналитических
визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности
изобразительного искусства как способах воплощения в видимых
пространственных
формах
переживаний,
чувств
и
мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и
творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию
России через освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями
изобразительного искусства, формирование активного отношения
к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования
учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство» и является обязательным для
изучения.
Содержание предмета «Изобразительное искусство»
структурировано как система тематических модулей. Три модуля
входят в учебный план 5-7 классов программы основного общего
образования в объёме 105 учебных часов, не менее 1 учебного часа
в неделю в качестве инвариантных. Четвёртый модуль
предлагается в качестве вариативного (для соответствующих
вариантов учебного плана).
Каждый модуль обладает содержательной целостностью и
организован по восходящему принципу в отношении углубления
знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.
Предлагаемая
последовательность
изучения
модулей
определяется психологическими возрастными особенностями
учащихся, принципом системности обучения и опытом
педагогической работы. Это способствует качеству обучения и
достижению более высокого уровня как предметных, так и
личностных и метапредметных результатов обучения.
Музыка жизненно необходима для полноценного
образования и воспитания ребёнка, развития его психики,
эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого
потенциала. Признание самоценности творческого развития
человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы – воспитание
музыкальной культуры как части всей духовной культуры
обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения

Технология

и воспитания является личный и коллективный опыт проживания
и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов,
идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия
(постижение мира через переживание, интонационно-смысловое
обобщение,
содержательный
анализ
произведений,
моделирование
художественно-творческого
процесса,
самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие
целостного миропонимания в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями
искусства, осознание значения музыкального искусства как
универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие
внутренней
мотивации
к
интонационно-содержательной
деятельности.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено
девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими
преемственность с образовательной программой начального
образования
и
непрерывность
изучения
предмета
и
образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса
школьного обучения.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования
учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся
в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Необходимо руководствоваться принципом регулярности
занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна
составляет не менее 1 академического часа в неделю. Общее
количество – не менее 136 часов (по 34 часа в год).
Основной
целью
освоения
предметной
области
«Технология»
является
формирование
технологической
грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления,
необходимых для перехода к новым приоритетам научнотехнологического развития Российской Федерации.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого
спектра межпредметных связей: с алгеброй и геометрией при
изучении модулей: «Компьютерная графика. Черчение», «3Dмоделирование,
макетирование,
прототипирование»,

Физическая
культура

«Автоматизированные системы»; с химией при освоении
разделов,
связанных
с
технологиями
химической
промышленности в инвариантных модулях; с биологией при
изучении современных биотехнологий в инвариантных модулях и
при освоении вариативных модулей «Растениеводство» и
«Животноводство»; с физикой при освоении моделей машин и
механизмов, модуля «Робототехника», «3D-моделирование,
макетирование,
прототипирование»,
«Автоматизированные
системы»; с информатикой и ИКТ при освоении в инвариантных и
ва- риативных модулях информационных процессов сбора,
хранения, преобразования и передачи информации, протекающих
в технических системах, использовании программных сервисов; с
историей и искусством при освоении элементов промышленной
эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле
«Производство и технология»; с обществознанием при освоении
темы «Технология и мир. Современная техносфера» в
инвариантном модуле «Производство и технология».
Освоение учебного предмета «Технология» может
осуществляться как в образовательных организациях, так и в
организациях-партнёрах, в том числе на базе учебнопроизводственных комбинатов и технопарков. Через сетевое
взаимодействие могут быть использованы ресурсы организаций
дополнительного
образования,
центров
технологической
поддержки образования, «Кванториумов», центров молодёжного
инновационного творчества (ЦМИТ), специализированные
центров компетенций (включая WorldSkills) и др.
Место предмета в учебном плане.
Освоение предметной области «Технология» в основной
школе осуществляется в 5 - 9 классах из расчёта в 5 - 7 классах - 2
часа в неделю, в 8 классах - 1 час.
Общей целью школьного образования по физической
культуре является формирование разносторонне физически
развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха. В рабочей программе для 5-9
классов данная цель конкретизируется и связывается с
формированием устойчивых мотивов и потребностей школьников
в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических, психических и нравственных качеств, творческом
использовании ценностей физической культуры в организации
здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной
деятельностью и спортом.
Центральной идеей конструирования учебного содержания
и планируемых результатов образования в основной школе

Основы
безопасности
жизнедеятельности

является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение
единства в развитии их физической, психической и социальной
природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе
содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое
представляется двигательной деятельностью с её базовыми
компонентами: информационным (знания о физической культуре),
операциональным (способы самостоятельной деятельности) и
мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного
предмета, придания ей личностно значимого смысла, содержание
рабочей программы представляется системой модулей, которые
входят структурными компонентами в раздел «Физическое
совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых
видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта
(на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание.
Данные модули в своём предметном содержании ориентируются
на всестороннюю физическую подготовленность учащихся,
освоение ими технических действий и физических упражнений,
содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в рабочей программе
модулем «Спорт», содержание которого разрабатывается
образовательной организацией на основе Примерных модульных
программ по физической культуре для общеобразовательных
организаций, рекомендуемых Министерством просвещения
Российской
Федерации.
Основной
содержательной
направленностью вариативных модулей является подготовка
учащихся
к
выполнению
нормативных
требований
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО,
активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного
региона или образовательной организации, модуль «Спорт»
разрабатывается на основе содержания базовой физической
подготовки, национальных видов спорта, современных
оздоровительных систем.
Место предмета в учебном плане.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной
дисциплины «Физическая культура» в основной школе составляет
510 часов (три часа в неделю в каждом классе). На модульный
блок «Базовая физическая подготовка» отводится 150 часов из
общего объёма (один час в неделю в каждом классе).
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне
основного общего образования является формирование у
обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности
в
соответствии
с
современными

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
способность
построения
модели
индивидуального
безопасного поведения на основе понимания необходимости
ведения здорового образа
жизни,
причин,
механизмов
возникновения и возможных последствий различных опасных и
чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять
необходимые средства и приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;
сформированность
активной
жизненной
позиции,
осознанное понимание значимости личного безопасного
поведения в интересах безопасности личности, общества и
государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера.
Место предмета в учебном плане
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в
течение двух лет, в 8—9 классах по 1 часу в неделю. Всего на
изучение предмета ОБЖ отводится 68 часов, из них по 34 часа в
каждом классе.
Организация
вправе
самостоятельно
определять
последовательность тематических линий учебного предмета ОБЖ
и количество часов для их освоения. Конкретное наполнение
модулей может быть скорректировано и конкретизировано с
учётом региональных (географических, социальных, этнических и
др.), а также бытовых и других местных особенностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают
возможность систематизировать, расширять и углублять
полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума,
о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории
российского общества существенные связи с традиционной
духовно-нравственной культурой России, определять свою
идентичность как члена семьи, школьного коллектива,
региональной общности, гражданина страны с опорой на
традиционные духовно-нравственные ценности.
Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этнопрофессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов,
религий, национальных культур;

Основы проектной
деятельности:
учебный проект

создание условий для становления у обучающихся
мировоззрения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и
убеждениям представителей разных национальностей и
вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного
субъекта культурного, исторического и цивилизационного
развития страны.
Место предмета в учебном плане.
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры
народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в
неделю, общий объем составляет 34 часа.
В основу данной программы положен системнодеятельностный подход, который обеспечивает: формирование
готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному
образованию; создание условий для активной учебнопознавательной деятельности обучающихся; проектирование и
конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе образования; построение образовательного процесса с
учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
Программа конкретизирует содержание деятельности по
сопровождению работы над проектом обучающихся и дает
примерное распределение учебных часов по содержательным
компонентам и модулям.
Программа
гарантирует
обеспечение
единства
образовательного пространства за счет преемственности,
интеграции, предоставления равных возможностей и качества
образования.
Содержание программы выстроено с учетом региональных
особенностей, условий образовательной организации, а также с
учетом вовлечения в проектную деятельность обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: создание условий для развития
личностного потенциала ребѐнка, мотивации к познанию
окружающего мира посредством проектной деятельности.
Задачи программы:
формирование
у
обучающихся
основ
культуры
исследовательской (проектной) деятельности и навыков
разработки, реализации и общественной
презентации
обучающимися результатов исследования, предметного или

межпредметного учебного проекта;
формирование коммуникативных умений и опыта учебного
сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками,
старшими школьниками и взрослыми в совместной учебноисследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенции обучающихся в
области использования информационно-коммуникационных
технологий на уровне общего пользования, включая владение
информационно-коммуникационными технологиями, поиском,
построением
и
передачей
информации,
презентацией
выполненных работ;
формирование навыков участия в различных формах
организации учебно - исследовательской и проектной
деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные
общества, научно-практические конференции, олимпиады).
Место предмета в учебном плане.
Курс реализуется на уровне основного общего образования в
качестве учебного модуля в 5-9 классах, в общем объеме 153
часа, в том числе в 5-ом классе -17 часов в год (по 0,5 часа в
неделю), в 6,7, 8, 9-ом классах - отводится не менее 34 часов в
год, из расчета 1 час в неделю в каждом классе. Единицей
учебного процесса является урок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».