Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 10
31.01.2022 г.
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 16
О.В. Кнор
приказ № 38-д от « 02» февраля 2022 г.
Настоящее Положение принято с учетом мнения школьного родительского комитета (протокол № 3 от 30.01.2022 г.),
совета обучающихся (протокол № 4 от 30.01.2022 г.)
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат : 6293F151CA7504138860F2E2C0AFB422AAAC5196
Владелец : Кнор Ольга Владимировна
Действителен : с 13.01.2022 до 13.04.2023
ПОЛОЖЕНИЕ
об использовании электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в
образовательном процессе в
Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 16
1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федеральным законом от 27.07.2006 г. №
152-ФЗ «О персональных данных», Порядком применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), Санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20), Санитарными правилами и нормами СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН
1.2.3685- 21), Уставом МАОУ СОШ № 16 и иными локальными нормативными актами.
1.2. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ)
является одним из направлений электронного обучения. Под электронным обучением
понимается
организация
образовательного
процесса
с
применением
информации,
содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, и
обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи
указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
1.3.
Под
дистанционными
образовательными
технологиями
(ДОТ)
понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
1.4. Электронное обучение базируется на использовании широкого спектра традиционных,
информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают
условия для обучающегося свободного выбора интенсивности обучения, диалогового обмена с
преподавателем, при этом на процесс обучения не влияет местонахождение обучаемого. Целью
организации обучения с использованием ДОТ является предоставление обучающимся
возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства
обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
1.5.
Образовательный
процесс,
реализуемый
с
помощью
дистанционных
технологий,
предусматривает значительную долю самостоятельной работы обучающихся, не имеющих
возможности в определенный момент посещать школу; методическое и дидактическое
сопровождение этого процесса со стороны школы, а также регулярный систематический
контроль и учет знаний обучающихся.
1.6. Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки и
реализации образовательного процесса с использованием ДОТ в соответствии с федеральным
государственными
образовательными
стандартами
и
общим
порядком
реализации
образовательных программ, установленным законодательством и иными нормативными актами
Российской Федерации в области образования.
1.7. МАОУ СОШ № 16 вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством
Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении
различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля,
промежуточной
аттестации
(за
исключением
государственной
итоговой
аттестации)
обучающихся.
1.8. Для расширения возможностей получения детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
обязательного образования целесообразно наряду с посещением учителем учащихся на дому
использовать
и
дистанционную
форму
обучения
для
обучающихся,
не
имеющих
противопоказаний для работы на компьютере.
1.9. Главными целями организации образовательного процесса с помощью ДОТ являются:
-
предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ и
выполнять учебный план непосредственно по месту жительства обучающегося или месте его
временного пребывания (нахождения);
-
предоставление детям-инвалидам и детям с ОВЗ возможности получения образования по
индивидуальному учебному плану на дому;
-
повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами,
способностями и потребностями путем сочетания традиционных технологий обучения,
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ);
-
создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в
области образования без отрыва от основной учебы.
1.10. При реализации образовательных программ с использованием ДОТ допускается
отсутствие аудиторных занятий.
1.11. ДОТ применяется как в системе общего образования, так и в системе дополнительного
образования.
2. Организация процесса обучения с использованием ДОТ
2.1. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с
использованием дистанционных образовательных
технологий,
определяются
законодательством Российской Федерации.
2.2. Школа вправе применять электронное обучение и ДОТ при реализации образовательных
программ в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования
и формах обучения или при их сочетании при проведении учебных занятий, практик, текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
2.3. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации
образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, ДОТ,
обеспечивающую возможность их правильного выбора.
2.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения, ДОТ Школа:
- обеспечивает
соответствующий
педагогических,
научных,
применяемым
технологиям
учебно-вспомогательных,
уровень
подготовки
административно-хозяйственных
работников;
- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных
консультаций,
оказываемых
дистанционно
с
использованием
информационных и телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно
определяет
соотношение
объема
занятий,
проводимых
путем
непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся, и учебных занятий с
применением электронного обучения, ДОТ;
- ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний
документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме в
соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О
персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в
Российской Федерации».
2.5. Педагоги при использовании дистанционного обучения используют различные формы
проверки и контроля знаний.
2.6. Оценивание учебных достижений обучающихся с использованием ДОТ осуществляется в
соответствии с системой оценивания, применяемой в МАОУ СОШ № 16. Отметки, полученные
обучающимися за выполненные дистанционные задания, заносятся в электронный журнал.
2.7. При
реализации
образовательных
программ
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является
место нахождения МАОУ СОШ № 16 независимо от места нахождения обучающихся.
2.8. В качестве услуг МАОУ СОШ № 16 могут быть определены: онлайновая поддержка
обучения; тестирование online; конкурсы, консультации on-line; предоставление методических
материалов; сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных).
2.9. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в
зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья детей, находящихся на длительном лечении, детей-инвалидов и детей с
ОВЗ.
2.10. Текущий
контроль
образовательным
и
промежуточная
учреждением
аттестация
традиционными
обучающихся
методами
или
осуществляются
с
использованием
дистанционных образовательных технологий.
3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса с применением ДОТ
3.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением электронного
обучения, ДОТ включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР),
размещенные на электронных носителях и (или) в электронной среде поддержки обучения,
разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными актами Школы.
3.2. Учебно-методическое
обеспечение
должно
создавать
условия
для
организации
самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося
(самоконтроль,
текущий
контроль),
тренинга
путем
предоставления
обучающемуся
необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации
электронного обучения и ДОТ.
3.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением ДОТ
входят:
- рабочая программа;
- КТП с указанием видов работ, сроков выполнения и информационных ресурсов поддержки
обучения;
- методические указания для обучающихся, включающие график выполнения работ и
контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений;
- электронные информационные образовательные ресурсы, размещенные на электронных
носителях, разработанные в соответствии с ФГОС, локальными документами Школы
(электронные литературные произведения, научно-популярные и публицистические тексты,
аудио-видео-файлы и др.).
4. Техническое и программное обеспечение образовательного процесса
4.1. Техническое обеспечение применения ДОТ включает:
- серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного
обеспечения;
- средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения
эксплуатации, развития, хранения программного и обеспечения, а также доступа к ЭИОР
педагогов и обучающихся Школы;
- коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к ЭИОР через локальные сети и
сеть интернет.
4.2. Программное обеспечение применения ДОТ включает:
- систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и программных
дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронных
ресурсов;
- электронные системы персонификации обучающихся;
- программное обеспечение, предоставляющее возможность организации видеосвязи;
- серверное программное обеспечение, поддерживающее функционирование сервера и связь с
электронной информационно-образовательной средой через сеть Интернет;
- дополнительное программное обеспечение для разработки электронных образовательных
ресурсов.
5. Порядок организации электронного обучения и применения ДОТ в образовательном
процессе
5.1. Выбор предметов для изучения с применением ДОТ осуществляется учащимися и
родителями (законными представителями) по согласованию со Школой.
5.2. С использованием ДОТ могут быть организованы такие виды учебных видов деятельности
(занятий и работ), как:
- уроки;
- лекции;
- семинары;
- практические занятия;
- лабораторные занятия;
- контрольные занятия; - самостоятельная работа;
- консультации с педагогами.
5.3. Ответственный за обучение с применением ДОТ контролирует процесс электронного
обучения и применения ДОТ, следит за своевременным заполнением необходимых документов,
в том числе журналов.
5.4. При реализации образовательных программ с применением ДОТ учителя ведут
документацию: заполняют журнал успеваемости, выставляют в журнал отметки.
5.5. При
реализации
образовательных
программ
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом
дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности
учебных
предметов.
Обучение
должно
заканчиваться
не
позднее
18.00
часов.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
5.6. Режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен включать различные
формы двигательной активности.
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим
монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для
учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для
учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.
В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для
профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы,
снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и
связок нижних конечностей в соответствии с СП 2.4. 3648-20.
6. Модель реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
6.1. Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 16 формирует расписание занятий на
каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине,
предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30
минут.
6.2. Классные руководители информируют обучающихся и их родителей (законных
представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - дистанционное
обучение), в том числе знакомят с расписанием занятий, графиком проведения текущего
контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций.
6.3. Учителя-предметники
обеспечивают
ведение
учета
результатов
образовательного
процесса в электронной форме.
6.4. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного
обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего
общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам
подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного
представителя).
6.5. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагоги
вносят соответствующие корректировки в рабочие программы и (или) учебные планы в части
форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.
6.6. МАОУ СОШ № 16 организует проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на
школьном
портале
или
на
платформе
с
использованием
различных
электронных
образовательных ресурсов (Сферум, Учи.ру, Яндекс.Учебник, РЭШ и др.).
6.7. Педагогические работники при реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, а также при реализации
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий:
- планируют свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения,
создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
- выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий,
устных онлайн консультаций.
6.8. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МАОУ
СОШ № 16 ежедневно проводится мониторинг фактически присутствующих в организации
обучающихся,
обучающихся
с
применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном
процессе (заболевшие обучающиеся).
6.9. При необходимости в МАОУ СОШ № 16 допускается интеграция форм обучения,
например, очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Настоящее Положение принято с учетом мнения школьного родительского комитета (протокол
№ 3 от 30.01.2022 г.), совета обучающихся (протокол № 4 от 30.01.2022 г.)
Приложение 1
Директору МАОУ СОШ № 16
О.В. Кнор
ФИО родителя,
проживающего по адресу:
СОГЛАСИЕ
Я,
, законный представитель
,
года
рождения,
ученика(цы)
класса, даю свое согласие на обучение своего ребенка по
программам (начального общего, основного общего, среднего общего образования) с
использованием дистанционных образовательных технологий
в
учебном году. С Положением об электронном обучении и использовании ДОТ в
МАОУ СОШ № 16 ознакомлен(а).
Дата
_______________
Подпись
______________