Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Рассмотрено: на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 29.08.2023г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 16 О.В. Кнор Приказ № 273-д от «30» августа 2023г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00C7F2F7E4E8672C1677B7DD5171F384DD Владелец: Кнор Ольга Владимировна Действителен: с 06.12.2023 до 28.02.2025 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике буллинга среди обучающихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 16 Карпинск, 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность проблемы Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам. В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста, по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в 2 раза больше, чем в среднем по европейским странам. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования. В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Данные мероприятия гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явлений. Англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым для обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание. Однако это явление имеет много «лиц». Так, моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления. И для того, чтобы определить направления профилактической работы, субъекты воздействия, необходимо дифференцировать вышеуказанные понятия. Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе; это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка». Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо целью. Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами». Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, поддразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д. Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить. Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны. Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить. По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет. Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений. Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина». Хейзинг встречается и в обычных образовательных учреждениях, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д. В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг. Кибермоббинг и кибербуллинг – интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д. Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д. Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным. Наиболее часто употребляемым в настоящее время понятием, обозначающим все указанные явления, выступает «буллинг». И сегодня буллинг – это социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе, группе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости детей. Предпосылками буллинга являются: • зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения; • желание подчинить, контролировать кого-то; • виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства). Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в жизни до самоубийства жертвы. Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц. Цель, задачи, методы, направления работы. Цель программы: 1. формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся; 2. повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях; 3. повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей; 4. воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой сущности человека; 5. формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях. Программа предусматривает решение следующих задач: 1. профилактика всех форм насилия над учащимися дома, в образовательной организации, в общественных местах; 2. организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях; 3. сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.п. Основные группы методов профилактики: 1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков; 2) методы, ориентированные на семейные отношения; 3) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум). Направления работы: 1. Направления работы на уровне ОУ: диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно-образовательная работа с администрацией; программы формирования благоприятного психологического климата ОУ; мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества. 2. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями: консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями; программы повышение (родителей, педагогов) психолого-педагогической компетентности взрослых 3. Направления работы с учащимися консультативно-коррекционная обращению; работа с детьми, подвергшимися жестокому информационно-просветительская работа с коллективом учащихся повышение уровня коммуникативной культуры учащихся профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков; профилактика асоциального поведения школьников развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции. Мероприятия должны осуществляться на трех уровнях: образовательной организации, группы и индивидуальном. Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга. Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследование. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты: 1) тип агрессора: • Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища • Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается. • Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом. 2) реальность буллинга; 3) его длительность; 4) характер (физический, психологический, смешанный); 5) основные проявления; 6) участники (инициаторы и исполнители); 7) их мотивация; 8) свидетели и их отношение к происходящему; 9) поведение жертвы (пострадавшего); 10) динамика происходящего; 11) прочие важные для диагностики обстоятельства. Первичная профилактика реализуется по 3 направлениям: 1. Создание условий недопущения буллинга. 2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями. 3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию. На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб. На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий. На третьем – реализуется выработанный план. Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи. Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убедить родителей проконсультировать ребенка у психиатра. Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция образовательного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы. Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов. Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения. Необходимо организовывать информационные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Педагоги-психологи должны проводить с детьми тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатии по отношению к окружающим. Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией. Задачи профилактики буллинга: • подготовка учителей для работы с трудными детьми; • содействие улучшению социального самочувствия; • психолого-педагогическое просвещение родителей; • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации; • снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем; • развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности; • изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими. Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга. План профилактических мероприятий по предупреждению, профилактике буллинга, жестокого обращения с учащимися на 2023 – 2024 учебный год. Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и психологического здоровья. Задачи: • оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания; • предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся; • развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам; • обучение навыкам мирного разрешения конфликтов № п\п 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. Мероприятие Акция «Телефон доверия» под девизом: «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка!» Функционирование «Горячей линии» школьного педагога - психолога Методические рекомендации для родителей учащихся и педагогов Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних на тему «Школьный буллинг как предпосылка противоправного поведения несовершеннолетних и его предупреждение» Социально-психологический тренинг «Навстречу друг другу» Общешкольное родительское собрание «Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни обучающихся, приводящие к психическому дистрессу» Родительские собрания в классах: • О правах ребенка на защиту от любой формы насилия. • Как пережить последствия буллинга, причиненного в подростковом возрасте. • Как предотвратить и преодолеть буллинг? • К чему может привести буллинг? Семинары для классных руководителей: • Буллинг в школе: как помочь ребенку побороть агрессию. • Буллинг в школе. Его причины и устранение. • Основные фазы развития буллинга в ОО. • Безрезультатные способы разрешения буллинга в школе. • Насилие в школе: агрессоры и аутсайдеры Участники Дата Ответственные Все участники Сентябрь образовательного процесса Психолог, Социальный педагог Родители, педагоги Классные руководители и учащиеся 5-7 класс Январь Заместитель директора по ВР Социальный педагог, Педагог – психолог, заместитель директора по безопасности 8-9 классы Февраль Педагог-психолог Родители Март Педагог – организатор Родители классные руководители Январь Февраль Апрель Май Классные руководители, педагог – психолог, социальный педагог классные руководители Январь Февраль Апрель Май Психолог, Социальный педагог, Педагог – психолог Февраль 8. 9. 10. 11 12. 13. Классные часы: Законы сохранения доброты. Я не дам себя обижать. Наша школа живет без насилия. Классные часы: • Бояться страшно. Действовать не страшно. • О правилах поведения и безопасности на улице. • Буллинг как стадный допинг. • Учись быть добрым. • Безопасное поведение. • Что такое агрессия? • Добро против насилия. • Как не стать жертвой насилия. • Способы решения конфликтов с ровесниками. Классные часы: • Учись управлять своими эмоциями. • Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек. • Как преодолеть школьный буллинг? • Предупреждение насилия и жестокости в школе. • Прекрасно там, где бывает милосердие. • Жизнь как познание добра. • Как бороться с конфликтами. • Нравственный закон внутри каждого. • Моя жизненная позиция 3 Классный час-тренинг «Техника снижения уровня тревожности» Классные руководители 4 В течение учебного года Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением: • «Чучело» (1983 г.) • «Класс» (2007 г.). • «Розыгрыш» (2008 г.) Подготовить буклеты для обучающихся: • Мы – против насилия! • Мы – против жестокого обращения! Консультации педагога-психолога, социального педагога: • Дети, которых затравили в Интернете. • Если в школе обижают. Рекомендации родителям. • Как помочь ребенку, ставшему жертвой агрессии в школе? •Отличие буллинга от простой неосторожности и неприятности. Скрытые цели и провокации буллинга. Последствия. • Как родителям проконтролировать 1-4 классы Январь Февраль Апрель Май Январь Февраль Апрель Май Классные руководители 10-11-е классы Январь Февраль Апрель Май Классные руководители 8-11 классы Январь Февраль Апрель Май Классные руководители 1-11 классы ЯнварьАпрель Социальный педагог Педагог-психолог Обучающиеся Родители Январь Февраль Апрель Май Педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по безопасности 5-9-е классы Классные руководители 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20 ситуацию, если ребенок подвергается насилию в школе. • Защита прав и интересов детей. • Законодательство для родителей о воспитании детей. • Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей Информационная акция «Нет насилию!» Урок доверия «Международный день детского телефона» Анкетирование обучающихся: • Опыт столкновения с насилием в школе (5-11-е классы). • Выявление агрессивного поведения (5-9-е классы). • Борьба с насилием среди сверстников (7-9-е классы). Индивидуальные консультации обучающихся (по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты) Книжные выставки: • Буллинг как этическая проблема. • Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. • Детство, свободное от жестокости. • Скажем нет равнодушию к детскому насилию по книгам, раскрывающим проблему буллинга: • В.К. Железняков «Чучело». • Е.В. Мурашов «Класс коррекции». • Алексей Сережкин «Ученик». • Андрей Богословский «Верочка». • Джоди Пиколт «Девятнадцать минут» Выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся Работа школьной службы медиации Учащиеся 8-11 классов Апрель Учащиеся 2-11 классов Учащиеся 5-11 классов 17 мая Январь Февраль Март Классные руководители, социальный педагог, педагог - психолог Классные руководители Психолог, социальный педагог, Классные руководители В течение года Психолог, социальный педагог, Классные руководители Учащиеся 2-11 классов В течение года Библиотекарь Учащиеся 2-11 классов Февраль Социальный педагог Учащиеся, родители, педагоги В течение года Педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по безопасности, заместитель директора по ВР, УВР, классные руководители Рекомендуемая литература 1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С. 45-50. 2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с. 3. Бердышев, И.С. Лекарство против ненависти // Первое сентября – 2005. – № 18. – С. 3. 4. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149-159. 5. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. – 2010. – №2. – С. 55-68. 6. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Р-н/Д: Феникс. 2006. – 157 с. 7. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165. 8. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. (дата обращения: 06.06.2016) 9. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с. 10. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. Вып.1. 2007. С. 72—90. 11. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде : автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб, 2010. 26 с. 12. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) //Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб: Питер, 2001. С. 240-276. 13. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90–92. 14. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах/Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с. 15. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2000. – № 3. – С. 25–32. 16. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm (дата обращения: 03.06.2016) 17. Петросянц В.Р. Психологические характеристики старшеклассников — участников буллинга в образовательной среде // Эмиссия. Электронный научный журнал. 2010. – URL: http://www.emissia. org/offline/2010/1479.htm 18. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14158.htm. 19. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 2000. - 528 с. 20. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с. 21. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. – М.: Генезис, 2012. — 264 с. 22. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и педагогика, 1993г. 23. Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 232 с. 24. Стрельбицкая A.A. Динамика школьного буллинга в коллективах старшего звена // Педагогическая диагностика. – 2010. – №2. – С. 104-124. 25. Ушакова Е. Буллинг новый термин для старого явления // Директор школы. 2009. №6. С.84-87. 26. Файнштейн Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними // Директор школы. 2010. №7. С.72-76. 27. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.