Программа профилактика буллинга в МАОУ СОШ №16

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16

Рассмотрено:
на заседании Педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 273-д
от «30» августа 2023г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00C7F2F7E4E8672C1677B7DD5171F384DD
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 06.12.2023 до 28.02.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профилактике буллинга среди обучающихся
в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении
средней общеобразовательной школе № 16

Карпинск, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы
Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем
в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает
риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в
учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое
внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень
актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной
организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно
растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет
подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте
буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста, по меньшей мере, один раз
подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот
факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в 2 раза больше, чем в среднем по
европейским странам. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и
молодых людей совершается в системе образования.
В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится
ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить
психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной
среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся. Данные мероприятия гарантируют охрану и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам
толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают
в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и
чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической
безопасности образовательной среды и профилактики негативных явлений.
Англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым
для обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по
отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание.
Однако это явление имеет много «лиц». Так, моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и
кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления. И для того,
чтобы определить направления профилактической работы, субъекты воздействия, необходимо
дифференцировать вышеуказанные понятия.
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой
травли человека в коллективе; это своего рода «психологический террор», включающий
систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей,
направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против
«новичка».
Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс
или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо
целью. Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».
Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение,
поддразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.
Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это
систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или
группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву,
вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные
прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят
их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия,
распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения,
совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно
изобретательны.
Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинг не зависит от пола, роста,
национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод
может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом
зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом
буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг
отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный
ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды,
исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания
иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых
(военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений.
Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас
«дедовщина». Хейзинг встречается и в обычных образовательных учреждениях, особенно, если
при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов
(курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично
пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д.
В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной
травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.
Кибермоббинг и кибербуллинг – интернет-травля — это намеренные оскорбления,
угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств
коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета,
социальных сетей, блогов, чатов и т.д.
Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких,
грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн,
размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения
вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях,
электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени
жертвы и т.д.
Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику
сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.
Наиболее часто употребляемым в настоящее время понятием, обозначающим все
указанные явления, выступает «буллинг». И сегодня буллинг – это социальное явление, без
которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе, группе есть лидер,
«середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по
каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет
самоутвердиться за его счет. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом
незанятости детей.
Предпосылками буллинга являются:
• зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения,
самоутверждения;

• желание подчинить, контролировать кого-то;
• виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на
него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение
постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная
общительность, а также психические расстройства).
Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной
деятельности и в жизни до самоубийства жертвы.
Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения,
разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие
окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Цель, задачи, методы, направления работы.
Цель программы:
1. формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным
проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
2. повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
3. повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
4. воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой
сущности человека;
5. формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах
поведения в опасных ситуациях.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. профилактика всех форм насилия над учащимися дома, в образовательной организации,
в общественных местах;
2. организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности
и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;
3. сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения,
социальной защиты и т.п.
Основные группы методов профилактики:
1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;
2) методы, ориентированные на семейные отношения;
3) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум).
Направления работы:
1. Направления работы на уровне ОУ:
диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно-образовательная работа
с администрацией;
программы формирования благоприятного психологического климата ОУ;
мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества.
2. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:
консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;

программы повышение
(родителей, педагогов)

психолого-педагогической

компетентности

взрослых

3. Направления работы с учащимися
консультативно-коррекционная
обращению;

работа

с

детьми,

подвергшимися

жестокому

информационно-просветительская работа с коллективом учащихся
повышение уровня коммуникативной культуры учащихся
профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
профилактика асоциального поведения школьников
развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и
уверенного поведения, навыков саморегуляции.
Мероприятия должны осуществляться на трех уровнях: образовательной организации,
группы и индивидуальном.
Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.
Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и
провести клинико-психологическое обследование. Опрашиваются пострадавший, возможные
участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ
полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:
1) тип агрессора:
• Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая
безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с
собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
• Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением
власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему
обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким
буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву
поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
• Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится
манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом
в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным
и очень болезненным ударом.
2) реальность буллинга;
3) его длительность;
4) характер (физический, психологический, смешанный);
5) основные проявления;
6) участники (инициаторы и исполнители);
7) их мотивация;
8) свидетели и их отношение к происходящему;
9) поведение жертвы (пострадавшего);
10) динамика происходящего;
11) прочие важные для диагностики обстоятельства.
Первичная профилактика реализуется по 3 направлениям:
1. Создание условий недопущения буллинга.
2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.

3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно
здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.
На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения,
длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные
намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.
На третьем – реализуется выработанный план.
Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков
патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.
Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми
формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для
экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства
необходимо экстренно убедить родителей проконсультировать ребенка у психиатра.
Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все
более опасными. Реакция образовательного сообщества на случаи насилия – важный аспект в
решении проблемы.
Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею
будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока
вероятность избежать многих конфликтов.
Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение,
предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа
предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем
применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению
качества его жизни и поведения.
Необходимо организовывать информационные часы, основными идеями которых будут
темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Педагоги-психологи
должны проводить с детьми тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатии
по отношению к окружающим.
Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь
ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачи профилактики буллинга:
• подготовка учителей для работы с трудными детьми;
• содействие улучшению социального самочувствия;
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
• снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и
алкоголем;
• развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
• изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в
образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры
сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также
введению правил и норм, направленных против буллинга.

План профилактических мероприятий по предупреждению, профилактике буллинга,
жестокого обращения с учащимися на 2023 – 2024 учебный год.
Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка, сохранения
физического, психического и психологического здоровья.
Задачи:
• оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;
• предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;
• развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у
подростков к своим поступкам;
• обучение навыкам мирного разрешения конфликтов
№
п\п
1

2.
3.

4.
5.

6.

7.

Мероприятие
Акция «Телефон доверия» под девизом:
«Информирование о телефоне доверия
– шаг к безопасности ребенка!»
Функционирование «Горячей линии»
школьного педагога - психолога
Методические рекомендации для
родителей учащихся и педагогов
Встреча с инспектором по делам
несовершеннолетних на тему
«Школьный буллинг как предпосылка
противоправного поведения
несовершеннолетних и его
предупреждение»
Социально-психологический тренинг
«Навстречу друг другу»
Общешкольное родительское собрание
«Буллинг в детской среде как
значительные изменения в жизни
обучающихся, приводящие к
психическому дистрессу»
Родительские собрания в классах:
• О правах ребенка на защиту от любой
формы насилия.
• Как пережить последствия буллинга,
причиненного в подростковом возрасте.
• Как предотвратить и преодолеть
буллинг?
• К чему может привести буллинг?
Семинары для классных
руководителей:
• Буллинг в школе: как помочь ребенку
побороть агрессию.
• Буллинг в школе. Его причины и
устранение.
• Основные фазы развития буллинга в
ОО.
• Безрезультатные способы разрешения
буллинга в школе.
• Насилие в школе: агрессоры и
аутсайдеры

Участники

Дата

Ответственные

Все участники
Сентябрь
образовательного
процесса

Психолог,
Социальный педагог

Родители,
педагоги
Классные
руководители и
учащиеся 5-7
класс

Январь

Заместитель
директора по ВР
Социальный педагог,
Педагог – психолог,
заместитель
директора по
безопасности

8-9 классы

Февраль

Педагог-психолог

Родители

Март

Педагог –
организатор

Родители
классные
руководители

Январь
Февраль
Апрель
Май

Классные
руководители,
педагог – психолог,
социальный педагог

классные
руководители

Январь
Февраль
Апрель
Май

Психолог,
Социальный педагог,
Педагог – психолог

Февраль

8.

9.

10.

11

12.

13.

Классные часы:
Законы сохранения доброты.
Я не дам себя обижать.
Наша школа живет без насилия.
Классные часы:
• Бояться страшно. Действовать не
страшно.
• О правилах поведения и безопасности
на улице.
• Буллинг как стадный допинг.
• Учись быть добрым.
• Безопасное поведение.
• Что такое агрессия?
• Добро против насилия.
• Как не стать жертвой насилия.
• Способы решения конфликтов с
ровесниками.
Классные часы:
• Учись управлять своими эмоциями.
• Воспитание характера через
искоренение отрицательных привычек.
• Как преодолеть школьный буллинг?
• Предупреждение насилия и
жестокости в школе.
• Прекрасно там, где бывает
милосердие.
• Жизнь как познание добра.
• Как бороться с конфликтами.
• Нравственный закон внутри каждого.
• Моя жизненная позиция 3 Классный
час-тренинг «Техника снижения уровня
тревожности» Классные руководители
4 В течение учебного года
Просмотр художественных фильмов с
последующим обсуждением:
• «Чучело» (1983 г.)
• «Класс» (2007 г.).
• «Розыгрыш» (2008 г.)
Подготовить буклеты для
обучающихся:
• Мы – против насилия!
• Мы – против жестокого обращения!
Консультации педагога-психолога,
социального педагога:
• Дети, которых затравили в Интернете.
• Если в школе обижают. Рекомендации
родителям.
• Как помочь ребенку, ставшему
жертвой агрессии в школе?
•Отличие буллинга от простой
неосторожности и неприятности.
Скрытые цели и провокации буллинга.
Последствия.
• Как родителям проконтролировать

1-4 классы

Январь
Февраль
Апрель
Май
Январь
Февраль
Апрель
Май

Классные
руководители

10-11-е классы

Январь
Февраль
Апрель
Май

Классные
руководители

8-11 классы

Январь
Февраль
Апрель
Май

Классные
руководители

1-11 классы

ЯнварьАпрель

Социальный педагог
Педагог-психолог

Обучающиеся
Родители

Январь
Февраль
Апрель
Май

Педагог-психолог,
социальный педагог,
заместитель
директора по
безопасности

5-9-е классы

Классные
руководители

14.

15.
16.

17.

18.

19.

20

ситуацию, если ребенок подвергается
насилию в школе.
• Защита прав и интересов детей.
• Законодательство для родителей о
воспитании детей.
• Ошибки семейного воспитания и их
влияние на формирование у ребенка
системы ценностей
Информационная акция «Нет
насилию!»
Урок доверия «Международный день
детского телефона»
Анкетирование обучающихся:
• Опыт столкновения с насилием в
школе (5-11-е классы).
• Выявление агрессивного поведения
(5-9-е классы).
• Борьба с насилием среди сверстников
(7-9-е классы).
Индивидуальные консультации
обучающихся (по результатам
диагностики, общение со сверстниками,
детско-родительские отношения,
конфликты)
Книжные выставки:
• Буллинг как этическая проблема.
• Относись к другому так, как ты хотел
бы, чтобы относились к тебе.
• Детство, свободное от жестокости.
• Скажем нет равнодушию к детскому
насилию по книгам, раскрывающим
проблему буллинга:
• В.К. Железняков «Чучело».
• Е.В. Мурашов «Класс коррекции».
• Алексей Сережкин «Ученик».
• Андрей Богословский «Верочка».
• Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»
Выявление детей, склонных к
проявлению жестокости к другим
обучающимся
Работа школьной службы медиации

Учащиеся 8-11
классов

Апрель

Учащиеся 2-11
классов
Учащиеся 5-11
классов

17 мая
Январь
Февраль
Март

Классные
руководители,
социальный педагог,
педагог - психолог
Классные
руководители
Психолог,
социальный педагог,
Классные
руководители

В течение
года

Психолог,
социальный педагог,
Классные
руководители

Учащиеся 2-11
классов

В течение
года

Библиотекарь

Учащиеся 2-11
классов

Февраль

Социальный педагог

Учащиеся,
родители,
педагоги

В течение
года

Педагог-психолог,
социальный педагог,
заместитель
директора по
безопасности,
заместитель
директора по ВР,
УВР, классные
руководители

Рекомендуемая литература
1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и
социология. – 2013. – № 18. – С. 45-50.
2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины.
Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
3. Бердышев, И.С. Лекарство против ненависти // Первое сентября – 2005. – № 18. – С. 3.
4. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен //
Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149-159.
5. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в
российской школе // Этнографической обозрение. – 2010. – №2. – С. 55-68.
6. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Р-н/Д: Феникс. 2006. –
157 с.
7. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия
Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
8. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. (дата обращения: 06.06.2016)
9. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная
культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.:
Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с.
10. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал
практического психолога. Вып.1. 2007. С. 72—90.
11. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем
защищенности от психологического насилия в образовательной среде : автореф. дис. .
канд. психол. наук. СПб, 2010. 26 с.
12. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) //Детская и подростковая психотерапия / под
ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб: Питер, 2001. С. 240-276.
13. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная
педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90–92.
14. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди
сверстников) в детских коллективах/Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург:
«Семья детям», 2014. - 29 с.
15. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? //
Директор школы. 2000. – № 3. – С. 25–32.
16. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный
ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим
доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm (дата
обращения: 03.06.2016)
17. Петросянц В.Р. Психологические характеристики старшеклассников — участников
буллинга в образовательной среде // Эмиссия. Электронный научный журнал. 2010. –
URL: http://www.emissia. org/offline/2010/1479.htm
18. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной
среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). –
С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14158.htm.

19. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия»,
2000. - 528 с.
20. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для
педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
21. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. – М.: Генезис,
2012. — 264 с.
22. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и
педагогика, 1993г.
23. Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в
образовательном учреждении. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного
университета, 2011. – 232 с.
24. Стрельбицкая A.A. Динамика школьного буллинга в коллективах старшего звена //
Педагогическая диагностика. – 2010. – №2. – С. 104-124.
25. Ушакова Е. Буллинг новый термин для старого явления // Директор школы. 2009. №6.
С.84-87.
26. Файнштейн Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними // Директор школы. 2010.
№7. С.72-76.
27. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю.
Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».