ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета ««Вероятность и статистика». Цели
изучения учебного предмета.
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую
значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании,
необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми
требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая
подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной
карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него
данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка
информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и
статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся
функциональную
составляющей
грамотность,
умение
включающую
воспринимать
и
в
себя
критически
в
качестве
неотъемлемой
анализировать
информацию,
представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих
реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и
представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает
обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает
навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных
задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для
формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При
изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о
современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли
статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы
вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса
«Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие
содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»,
«Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит
основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации
информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора,
представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних
и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать
данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять
над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые
величины и процессы.
Интуитивное
представление
о
случайной
изменчивости,
исследование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории
вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с
классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При
изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления
вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В
учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых
характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и
основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для
решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных
предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который
входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность»,
«Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа
(1 час в неделю).
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и
статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики,
ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской
математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных
сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к
обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений
науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений,
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в
искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической
культурой
как
средством
познания
мира,
овладением
простейшими
навыками
исследовательской деятельности;
6)
физическое
воспитание,
эмоционального благополучия:
формирование
культуры
здоровья
и
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью
осознавать
стрессовую
ситуацию,
воспринимать
стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий,
отношений
между
понятиями,
формулировать
определения
понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных,
наблюдениях
и
утверждениях,
закономерностей и противоречий;
предлагать
критерии
для
выявления
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить
самостоятельно
несложные
доказательства
математических
фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое
и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о
его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный
результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы,
обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с
другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять
данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по
массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических
величин,
антропометрических
данных,
иметь
представление
о
статистической
устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер
рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по
результатам измерений и наблюдений.
Находить
вероятности
случайных
событий
в
опытах,
зная
вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными
событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы
Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств,
применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для
описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных
предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Извлекать
и
преобразовывать
информацию,
представленную
в
различных
источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием
комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том
числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами
проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в
опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого
успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в
случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
II.
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение
и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных
процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация
данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и
наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль
маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и
игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин.
Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь).
Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество,
объединение,
элемент
пересечение,
переместительное,
множества, подмножество.
дополнение.
сочетательное,
Свойства
распределительное,
Операции
операций
над
над
включения.
множествами:
множествами:
Использование
графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при
решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых
наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий.
Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между
маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины,
связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью
графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило
умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение
задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм
Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных.
Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля.
Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из
отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний
Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и
дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения
величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в
серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и
значение закона больших чисел в природе и обществе.
III ПОУРОЧНОЕТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№п/п
Наименованиераздела.
Темаурока.
Планируемыепредметныерезультаты
Видыконтроля
Электронныецифровыеобразовательныересурсы
1
Представление данных в
виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Читать информацию, представленную в
таблицах, на диаграммах, представлять
данные в виде таблиц, строить диаграммы
(столбиковые (столбчатые) и круговые) по
массивам значений.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8
2
Заполнение таблиц, чтение
и построение диаграмм
(столбиковых
(столбчатых) и круговых).
Читать информацию, представленную в
таблицах, на диаграммах, представлять
данные в виде таблиц, строить диаграммы
(столбиковые (столбчатые) и круговые) по
массивам значений.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324
Практические вычисления
по табличным данным.
Читать информацию, представленную в
таблицах, на диаграммах, представлять
данные в виде таблиц, строить диаграммы
(столбиковые (столбчатые) и круговые) по
массивам значений.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e
4
Чтение графиков реальных
процессов.
Читать информацию, представленную в
таблицах, на диаграммах, представлять
данные в виде таблиц, строить диаграммы
(столбиковые (столбчатые) и круговые) по
массивам значений.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e
5
Извлечение информации
из диаграмм и таблиц,
использование и
интерпретация данных.
Описывать и интерпретировать реальные
числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e
3
6
Графическое
представление данных в
виде круговых,
столбиковых (столбчатых)
диаграмм.
Описывать и интерпретировать реальные
числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках.
7
Чтение и построение
диаграмм. Примеры
демографических
диаграмм
Описывать и интерпретировать реальные
числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках.
8
Описательная статистика:
среднее арифметическое,
медиана, размах,
наибольшее и наименьшее
значения набора числовых
данных.
Использовать для описания данных
статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846
9
Числовыенаборы.
Среднееарифметическое
Использовать для описания данных
статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846
10
Медиана числового
набора. Устойчивость
медианы
Использовать для описания данных
статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e
11
Наибольшее и
наименьшее значения
числового набора. Размах
Использовать для описания данных
статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e
12
Размах.
Использовать для описания данных
статистические характеристики: среднее
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e
арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах.
13
Контрольная работа по
темам "Представление
данных. Описательная
статистика"
Описывать и интерпретировать реальные
числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках.
К/Р
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e
Примеры случайной
изменчивости.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e
Частота значений в
массиве данных
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Группировка.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee390
17
Гистограммы.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc
18
Случайный эксперимент
(опыт) и случайное
событие.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c
14
15
16
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
19
Вероятность и частота.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
20
Роль маловероятных и
практически достоверных
событий в природе и в
обществе.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Монета и игральная кость
в теории вероятностей.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c
Граф, вершина, ребро.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eecc8
Степень вершины.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52
21
22
23
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0
Число рёбер и суммарная
степень вершин.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba
Представление о
связности графа.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236
Цепи и циклы.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2
Пути в графах.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4
28
Обход графа (эйлеров
путь).
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646
29
Представление об
ориентированном графе
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e
24
25
26
27
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических
данных, иметь представление о
статистической устойчивости.
30
Решение задач с помощью
графов.
31
Контрольная работа по
темам "Случайная
изменчивость. Графы.
Вероятность случайного
события"
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин,
антропометрических данных, иметь
представление о статистической
устойчивости.
32
Повторение, обобщение.
Представление данных
Описывать и интерпретировать реальные
числовые данные, представленные в
таблицах, на диаграммах, графиках.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24
33
Повторение, обобщение.
Описательная статистика
Использовать для описания данных
статистические характеристики: среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa
Повторение, обобщение.
Вероятность случайного
события
Иметь представление о случайной
изменчивости на примерах цен,
физических величин,
антропометрических данных, иметь
представление о статистической
устойчивости.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efec0
34
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8
К/Р
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№п/п
Наименованиераздела.
Темаурока.
Планируемыепредметныерезультаты
Видыконтроля
Электронныецифровыеобразовательныересурсы
Представление данных в
виде таблиц, диаграмм,
графиков
Извлекать и преобразовывать
информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм, графиков,
представлять данные в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e
2
Множество, элемент
множества,
подмножество.
Оперировать понятиями: множество,
подмножество, выполнять операции над
множествами: объединение, пересечение,
дополнение, перечислять элементы
множеств, применять свойства множеств.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc
3
Операции над
множествами:
объединение,
пересечение,
дополнение.
Оперировать понятиями: множество,
подмножество, выполнять операции над
множествами: объединение, пересечение,
дополнение, перечислять элементы
множеств, применять свойства множеств.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0578
4
Свойства операций над
множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,
включения.
Оперировать понятиями: множество,
подмножество, выполнять операции над
множествами: объединение, пересечение,
дополнение, перечислять элементы
множеств, применять свойства множеств.
1
5
Использование
графического
Использовать графическое представление
множеств и связей между ними для
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f076c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50
представления множеств
для описания реальных
процессов и явлений, при
решении задач.
6
Классические модели
теории вероятностей:
монета и игральная кость
описания процессов и явлений, в том
числе при решении задач из других
учебных предметов и курсов.
Использовать графическое представление
множеств и связей между ними для
описания процессов и явлений, в том
числе при решении задач из других
учебных предметов и курсов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe
7
Измерение рассеивания
данных.
Описывать данные с помощью
статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах,
дисперсия и стандартное отклонение).
8
Дисперсия и стандартное
отклонение числовых
наборов.
Описывать данные с помощью
статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах,
дисперсия и стандартное отклонение).
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6
Диаграмма рассеивания.
Описывать данные с помощью
статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах,
дисперсия и стандартное отклонение).
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180
Элементарные события
случайного опыта.
Находить частоты числовых значений и
частоты событий, в том числе по
результатам измерений и наблюдений.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c
11
Случайные события.
Находить частоты числовых значений и
частоты событий, в том числе по
результатам измерений и наблюдений.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784
12
Вероятности событий.
Находить частоты числовых значений и
частоты событий, в том числе по
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c
9
10
результатам измерений и наблюдений.
13
14
15
16
17
Опыты с
равновозможными
элементарными
событиями.
Находить вероятности случайных
событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в
опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c
Случайный выбор.
Находить вероятности случайных
событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в
опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec
Благоприятствующие
элементарные события.
Вероятности событий.
Находить вероятности случайных
событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в
опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec
Связь между
маловероятными и
практически
достоверными событиями
в природе, обществе и
науке.
Контрольная работа по
темам "Статистика.
Множества"
Находить вероятности случайных
событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в
опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Использовать графическое представление
множеств и связей между ними для
описания процессов и явлений, в том
числе при решении задач из других
учебных предметов и курсов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72
К/Р
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca
Находить вероятности случайных
событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в
опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca
18
Дерево.
19
Свойства деревьев:
единственность пути,
существование висячей
вершины, связь между
числом вершин и числом
рёбер.
20
Связь между числом
вершин и числом рёбер.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e
21
Правило умножения.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac
22
Решение задач с
помощью графов.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8
23
Противоположные
события.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36
24
Диаграмма Эйлера.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2f8a
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f235a
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Объединение и
пересечение событий.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214
26
Несовместные события.
Находить вероятности случайных
событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в
опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372
27
Формула сложения
вероятностей.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764
28
Условная вероятность.
Правило умножения.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae
Независимые события.
Находить вероятности случайных
событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в
опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06
Представление
эксперимента в виде
дерева.
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20
25
29
30
31
Решение задач на
нахождение вероятностей
с помощью дерева
случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.
32
33
34
Контрольная работа по
темам "Случайные
события. Вероятность.
Графы"
Использовать графические модели:
дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая
прямая.Находить вероятности
случайных событий в опытах, зная
вероятности элементарных событий, в
том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Повторение, обобщение.
Представление данных.
Описательная статистика
Использовать графическое представление
множеств и связей между ними для
описания процессов и явлений, в том
числе при решении задач из других
учебных предметов и курсов.
Повторение, обобщение.
Графы
Находить вероятности случайных
событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в
опытах с равновозможными
элементарными событиями.
К/Р
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4128
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№п/п
Наименованиераздела.
Темаурока.
Планируемыепредметныерезультаты
Видыконтроля
Электронныецифровыеобразовательныересурсы
Представление данных в
виде таблиц, диаграмм,
графиков, интерпретация
данных.
Извлекать и преобразовывать
информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц,
диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea
Описательная статистика
Извлекать и преобразовывать
информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц,
диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea
3
Чтение и построение
таблиц, диаграмм, графиков
по реальным данным.
Извлекать и преобразовывать
информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц,
диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
4
Решать задачи организованным
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea
Комбинаторное правило
умножения
5
Перестановки и факториал.
Решать задачи организованным
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16
1
2
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.
Применение факториала при
решении задач.
Решать задачи организованным
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16
Сочетания и число
сочетаний.
Решать задачи организованным
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5014
Треугольник Паскаля.
Решать задачи организованным
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5208
9
Применение треугольника
Паскаля при решении задач.
Решать задачи организованным
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5884
10
Вычисление вероятностей с
использованием
комбинаторных функций
электронных таблиц
Решать задачи организованным
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50
Решать задачи организованным
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5bfe
6
7
8
11
Решение задач с
использованием
комбинаторики.
12
Геометрическая вероятность.
Использовать описательные
характеристики для массивов
числовых данных, в том числе
средние значения и меры
рассеивания.
13
Случайный выбор точки из
фигуры на плоскости, из
отрезка и из дуги
окружности.
Использовать описательные
характеристики для массивов
числовых данных, в том числе
средние значения и меры
рассеивания.
Контрольная работа по
теме «Представление
данных. Комбинаторика»
Решать задачи организованным
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.Извлекать и
преобразовывать информацию,
представленную в различных
источниках в виде таблиц, диаграмм,
графиков, представлять данные в
виде таблиц, диаграмм, графиков.
Испытание.
Находить частоты значений и частоты
события, в том числе пользуясь
результатами проведённых
измерений и наблюдений.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea
16
Успех и неудача.
Находить частоты значений и
частоты события, в том числе
пользуясь результатами проведённых
измерений и наблюдений.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2
17
Серия испытаний до первого
успеха.
Находить частоты значений и
частоты события, в том числе
пользуясь результатами проведённых
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680
14
15
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5e10
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162
К/Р
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6356
измерений и наблюдений.
Серия испытаний Бернулли.
Находить вероятности случайных
событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями, в сериях
испытаний до первого успеха, в
сериях испытаний Бернулли.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f67de
19
Вероятности событий в
серии испытаний Бернулли.
Находить вероятности случайных
событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями, в
сериях испытаний до первого
успеха, в сериях испытаний
Бернулли.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6b44
20
Случайная величина и
распределение вероятностей.
Иметь представление о случайной
величине и о распределении
вероятностей.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6
21
Математическое ожидание и
дисперсия.
Иметь представление о случайной
величине и о распределении
вероятностей.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6f86
22
Дисперсия.
Иметь представление о случайной
величине и о распределении
вероятностей.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f72c4
23
Примеры математического
ожидания как
теоретического среднего
значения величины.
Использовать описательные
характеристики для массивов
числовых данных, в том числе
средние значения и меры
рассеивания.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7652
24
Математическое ожидание и
18
Находить вероятности случайных
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7116
дисперсия случайной
величины «число успехов в
серии испытаний Бернулли».
25
Понятие о законе больших
чисел.
событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями, в
сериях испытаний до первого
успеха, в сериях испытаний
Бернулли.
Иметь представление о законе
больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной
изменчивости и о роли закона
больших чисел в природе.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f783c
Применение закона больших
чисел.
Иметь представление о законе
больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной
изменчивости и о роли закона
больших чисел в природе.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea
Измерение вероятностей с
помощью частот.
Иметь представление о законе
больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной
изменчивости и о роли закона
больших чисел в природе.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f893a
28
Роль и значение закона
больших чисел в природе и
обществе.
Иметь представление о законе
больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной
изменчивости и о роли закона
больших чисел в природе.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7a4e
29
Контрольная работа по
теме «Испытания
Бернулли»
26
27
Находить вероятности случайных
событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями, в
К/Р
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7c9c
сериях испытаний до первого
успеха, в сериях испытаний
Бернулли.
30
31
Обобщение, систематизация
знаний. Представление
данных
Извлекать и преобразовывать
информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц,
диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7e54
Обобщение, систематизация
знаний. Описательная
статистика
Извлекать и преобразовывать
информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц,
диаграмм, графиков, представлять
данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8408
32
Обобщение, систематизация
знаний. Вероятность
случайного события.
Находить частоты значений и
частоты события, в том числе
пользуясь результатами
проведённых измерений и
наблюдений.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f861a
33
Обобщение, систематизация
знаний. Элементы
комбинаторики
Решать задачи организованным
перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных
правил и методов.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8b56
Обобщение, систематизация
знаний. Случайные
величины и распределения
Иметь представление о законе
больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной
изменчивости и о роли закона
больших чисел в природе.
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea
34