ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА» Рабочая программа по экономике для 7-9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Экономика», а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.). Предмет экономика на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся тех компетенций, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно: пониманию экономической информации, способности и готовности к разумному риску, креативности и предприимчивости. Экономика играет важную роль как в расширении образовательного кругозора обучающихся, так и в формировании их гражданской позиции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры; для повседневной жизни и практической деятельности. экономика входит в число общественных наук, изучающих отношения между людьми, а также научные методы и пути познания. Программа составлена в соответствии с основными положениями системнодеятельностного подхода в обучении. Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их. Изучение учебного курса «Экономика» содействует вхождению обучающихся в мир общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА» Цели реализации программы: формирование системы экономических знаний, а также предметных и метапредметных умений, необходимых для успешной экономической деятельности в условиях инновационной рыночной экономики. развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации; воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности; освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере. Задачи реализации программы учебного предмета: Формирование научных знаний основ экономической теории; понимание возрастающей роли экономических знаний в современном мире; освоение на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей: член семьи, учащийся школы, потребитель; овладение способами получения адаптированной экономической информации из различных источников, включая расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, а также анализ экономической ситуации в своем регионе (области, районе, поселке), в том числе включенной в содержание курса; освоение основных экономических терминов и понятий на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в экономической информации; практическое освоение способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах; овладение научным подходом к решению экономических задач; овладение основами учебно-исследовательской, проектной и информационнопознавательной деятельности: умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить подтверждение гипотезы на основе научных данных и жизненного опыта, оценивать полученные результаты. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 7 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 102 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В основу построения программы положен модульный принцип. Каждый год обучения предполагает не только освоение модулей, имеющих целостный характер содержания экономических знаний, но и проектных модулей. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Модуль 1. Спрос и предложение: Спрос и модель спроса. Предложение и модель предложения. Рыночное равновесие. Модуль 2. Издержки производства и прибыль: Издержки производства. Выручка и прибыль. Модуль 3. Производительность труда: Производительность труда. Факторы роста производительности труда. Расчет производительности труда. Производительность труда и экономика страны. Модуль 4. Безработица: Безработица и её виды. Последствия безработицы. Меры социальной защиты безработных. Модуль 5. Инфляция: Инфляция и покупательная способность денег. Изменение цен на услуги ЖКХ. Измерение инфляции. Последствия инфляции. Модуль 6. Банки и их роль в экономике: Банки. Виды банков. ЦБ РФ. Основные функции ЦБ РФ. Операции коммерческих банков. Вклады. Кредиты. Расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему. Расчет простого процента. Урок-практикум по решению экономических задач различной сложности. Модуль 7. Проектная деятельность учащихся: Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий. 8 класс Модуль 1. Введение в экономику Экономика: наука и хозяйство Потребности. Ресурсы. Проблема выбора и альтернативная стоимость. Главные вопросы экономики. Смешанная экономика. Экономика страны и региона на современном этапе. Факторы производства и факторные доходы. Производительность факторов производства. Стоимость коммунальных услуг. Оценка качества коммунальных услуг. Модуль 2. Спрос Спрос. Модель спроса Факторы спроса Модуль 3. Предложение Предложение. Модель предложения. Факторы предложения. Модуль 4. Взаимодействие спроса и предложения Рыночное равновесие. Изменение рыночной цены. Модуль 5. Производитель Экономические формы собственности. Организационно-правовые формы бизнеса в РФ. Производственный цикл. Модуль 6. Фирма и конкуренция Конкуренция и структура рынка .Предприятия ЖКХ и рыночные структуры. Издержки производства. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Модуль 7. Проектная деятельность учащихся Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий. 9 класс Модуль 1. Деньги и инфляция Сущность денег. Эмиссия денег. Уравнение обмена. Инфляция и дефляция. Причины инфляции. Виды инфляции. Измерение инфляции. Изменение цен на услуги ЖКХ. Модуль 2. Банки и банковская система Банковская система государства. Центральный банк РФ и его функции. Коммерческий банк и его функции. Вклады. Проценты по вкладам. Кредиты. Проценты по кредитам. Прибыль банка. Модуль 3. Государство в экономике. Несостоятельность рынка. Роль и функции государства в экономике. Потребитель в экономике. Защита прав потребителя в сфере ЖКХ .Государственный бюджет .Основы налоговой системы государства. Виды налогов. Элементы налога. Модуль 4. Рынок труда. Безработица. Спрос и предложение на рынке труда. Формирование заработной платы. Структура населения понятия безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы. Государственное регулирование рынка труда. Модуль 5. Экономический рост Экономический рост. Экономический цикл ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания экономики в основной школе. Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания. В результате изучения курса экономики в основной школе: Выпускник научится давать научное объяснение экономическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни человека и общества; описывать экономические процессы и явления. Выпускник овладеет системой экономических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение. Выпускник освоит общие приемы использования экономических знаний в практических ситуациях: учета альтернативной стоимости в ситуации выбора, анализа ценообразования с учетом издержек производства, прибыли и соотношения спроса и предложения на рынке, анализа информации о деятельности банков, правил потребительского поведения, в том числе в условиях инфляции, объяснения роли государства в экономике, налоговой системы и государственного бюджета, влияния ситуации на рынке труда и уровня безработицы на возможность трудоустройства и уровень заработной платы представителей разных профессий. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по экономике, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У ученика будут сформированы: образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну; признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам. экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты. Ученик получит возможность для формирования: основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; готовности к выбору профильного образования. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения формируемые при изучении экономики: основной образовательной программы, 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; - устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; - предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; - делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; - оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; - эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; - самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; - сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. . ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс Модуль 1 «Спрос и предложение» Учащиеся научатся: 1. Определять понятия «спрос» и «предложение» 2. Различать спрос и величину спроса; предложение и величину предложения 3. Формулировать законы спроса и предложения 4. Различать индивидуальный и рыночный спрос и предложение 5. Изображать графически спрос и предложение по заданной шкале 6. Объяснять, что взаимодействие спроса и предложения являются основой рыночного механизма 7. Определять рыночную цену и рыночный объем продаж 8. Определять ситуацию дефицита и избытка товаров на рынке 9. Объяснять, чем рынок продавца отличается от рынка покупателя Учащиеся получат возможность научиться: 1. Рассчитывать рыночную цену и рыночный объем продаж 2. Рассчитывать величину дефицита и избытка товаров на рынке Модуль 2 «Издержки производства и прибыль» Учащиеся научатся: 1. Определять понятие «фирма» 2. Различать организационно-правовые формы предприятий 3. Приводить примеры предприятий, занимающимися различными видами деятельности 4. Определять цели фирмы 5. Определять постоянные и переменные издержки 6. Различать постоянные и переменные издержки 7. Приводить примеры постоянных и переменных издержек 8. Определять средние издержки как себестоимость единицы продукции 9. Различать средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки 10. Приводить примеры средних постоянных, средних переменных, средних общих издержек 11. Различать графические отображения всех типов издержек 12. Определять понятие общей и средней выручки от продажи продукции 13. Рассчитывать себестоимость единицы продукции Учащиеся получат возможность научиться: 1. Рассчитывать постоянные, переменные, общие издержки 2. Рассчитывать средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки 3. Рассчитывать общую и среднюю выручку от продажи продукции 4. Строить графические отображения всех типов издержек по таблицам Модуль 3 «Производительность труда» Учащиеся научатся: 1. Определять производительность труда 2. Называть факторы, влияющие на производительность труда 3. Объяснять, какие факторы влияют на рост производительности труда Учащиеся получат возможность научиться: 1. Объяснять, какое значение для экономики страны имеет рост производительности труда 2. Объяснять последствия роста производительности труда для предприятия и его работников. Модуль 4 «Безработица» Учащиеся научатся: 1. Определять категорию безработных 2. Характеризовать безработицу 3. Перечислять виды безработицы 4. Характеризовать различные виды безработицы 5. Приводить примеры различных видов безработицы 6. Перечислять меры социальной защиты безработных Учащиеся получат возможность научиться: 1. Использовать статистический материал для выяснения ситуации с безработицей в регионе 2. Объяснять ситуацию с безработицей в регионе 3. Разработать шаги по поиску работы в случае безработицы Модуль 5 «Инфляция» Учащиеся научатся: 1. Определять понятия «инфляция» «покупательная способность денег» 2. Воспринимать информацию о росте цен 3. Воспринимать информацию о росте цен на услуги ЖКХ 4. Объяснять смысл индекса цен 5. Перечислять группы людей, выигрывающих и проигрывающих в результате инфляции Учащиеся получат возможность научиться: 1. Использовать информацию о росте цен для принятия решения о покупках 2. Объяснять структуру индекса потребительных цен 3. Рассчитывать индексы потребительских цен и планировать свои расходы 4. Объяснять, почему в результате инфляции одни группы выигрывают, другие проигрывают Модуль 6 «Банки и их роль в экономике» Учащиеся научатся: 1. Определять сущность банка 2. Перечислять основные функции Центрального Банка 3. Перечислять виды коммерческих банков 4. Приводить примеры видов коммерческих банков 5. Перечислять основные функции коммерческого банка 6. Перечислять основные операции коммерческого банка 7. Перечислять основные виды вкладов 8. Перечислять основные виды кредитов 9. Объяснять, каким образом можно вести расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему Учащиеся получат возможность научиться: 1. Рассчитывать сумму процентов на вкладе через 1 год по схеме расчета простого процента 2. Обоснованно выбрать вид вклада для различных целей 3. Обоснованно выбрать вид кредита для различных целей 4. Оплачивать услуги ЖКХ через банковскую систему 8 класс Модуль 1 «Введение в экономику» Учащиеся научатся: 1. Различать микро- и макро - экономические процессы и явления 2. Классифицировать потребности и объяснять их относительную безграничность 3. Классифицировать ресурсы, факторы производства и объяснять их ограниченность 4. Объяснять особенности и взаимосвязь факторов производства, факторных доходов 5. Объяснять сущность ограниченности ресурсов, и альтернативной стоимости, рационального выбора 6. Объяснять на примере возможность рационального использования электроэнергии, воды, тепла в жилище 7. Объяснять принципы расчета стоимости услуг ЖКХ и жилья 8. Объяснять соответствие качества коммунальных услуг, потребляемых семьей, принятым нормам 9. Характеризовать различные типы экономических систем с точки зрения решения основных вопросов экономики 10. Объяснять, какое значение для экономики страны имеет рост производительности труда Учащиеся получат возможность научиться: 1. Объяснять характер взаимосвязей макро- и микроэкономики, экономики как науки и хозяйства, региональной и отраслевой экономики 2. Принимать решения на основе анализа альтернативной стоимости 3. Рассчитывать производительность факторов производства 4. Оценить экономический потенциал региона 5. Выделять особенности российской экономики Модуль 2 «Спрос» Учащиеся научатся: 1. Объяснять закон спроса на конкретных примерах 2. Объяснять различие между индивидуальным и рыночным спросом 3. Различать влияние ценовых и неценовых факторов на изменения в спросе 4. Применять способы моделирования спроса: шкала, график, формула, для решения задач 5. Определять понятие общей выручки продавца как расходов покупателя на приобретение товара Учащиеся получат возможность научиться: 1. Рассчитывать изменения равновесной цены и равновесного объема продаж при изменении спроса 2. Рассчитывать общую выручку продавца как расходы покупателя на приобретение товара 3. Строить графики индивидуального и рыночного спроса и выражать их аналитическими формулами Модуль 3 «Предложение» Учащиеся научатся: 1. Объяснять закон предложения на конкретных примерах 2. Объяснять различие между индивидуальным и рыночным предложением 3. Различать влияние ценовых и неценовых факторов на изменения в предложении 4. Применять способы моделирования предложения: шкала, график, формула, для решения задач Учащиеся получат возможность научиться: 1. Рассчитывать изменения равновесной цены и равновесного объема продаж при изменении предложения 2. Строить графики индивидуального и рыночного предложения и выражать их аналитическими формулами Модуль 4 «Взаимодействие спроса и предложения» Учащиеся научатся: 1. Определять рыночное равновесие и условия его существования 2. Строить графическую и аналитическую модель рыночного равновесия, определять параметры рыночного равновесия 3. Графически отображать последствия отклонения от рыночного равновесия 4. Графически отображать последствия изменения параметров рыночного равновесия при изменении спроса или предложения под влиянием неценовых факторов Учащиеся получат возможность научиться: 1. Рассчитывать аналитически изменения равновесной цены и равновесного объема продаж при изменении спроса и/или предложения 2. Рассчитывать величину дефицита /избытка товаров при государственном регулировании рыночного ценообразования Модуль 5 «Производитель» Учащиеся научатся: 1. Определять собственность как экономическую категорию 2. Называть организационно-правовые формы предприятий 3. Характеризовать организационно-правовые формы предприятий 4. Различать достоинства и недостатки различных организационно-правовых предприятий 5. Объяснять фазы производственного цикла 6. Давать определение понятию «амортизация» 7. Различать основной и оборотный капитал Учащиеся получат возможность научиться: 1. Осуществлять осознанный выбор организационно- правовой формы предприятия 2. Рассчитывать основной, оборотный капитал и амортизацию Модуль 6 «Фирма и конкуренция» Учащиеся научатся: 1. Различать рыночные структуры по характерным признакам 2. Приводить примеры рынков различных рыночных структур 3. Объяснять, как влияет степень развития конкуренции на деятельность предприятия. 4. Объяснять принадлежность предприятий ЖКХ к одной из рыночных структур 5. Различать виды производственных затрат 6. Графически изображать все виды производственных издержек 7. Рассчитывать величины всех видов издержек 8. Рассчитывать себестоимость единицы товара 9. Различать экономические, явные и неявные издержки Учащиеся получат возможность научиться: 1. Объяснять взаимосвязи между всеми видами производственных издержек 2. Рассчитывать бухгалтерскую и экономическую прибыль 3. Рассчитывать величину прибыли 4. Объяснять процесс ценообразования на предприятии 9 класс Модуль 1 «Деньги и инфляция» Учащиеся научатся: 1. Определять сущность денег 2. Определять понятие «эмиссии» денег 3. Определять понятия «инфляция», «дефляция». 4. Различать виды инфляции по темпам инфляции 5. Рассчитывать количество денег для государства 6. Называть причины инфляции 7. Перечислять последствия инфляции 8. Объяснять изменение стоимости услуг ЖКХ 9. Определять ценовые индексы Учащиеся получат возможность научиться: 1. Объяснять причины инфляции 2. Объяснять последствия инфляции 3. Объяснять влияние инфляции на покупательную способность денег 4. Рассчитывать индекс покупательной способности денег и темпы инфляции форм 5. Рассчитывать стоимость услуг ЖКХ Модуль 2 «Банки и банковская система» Учащиеся научатся: 1. Давать определение банковской системе 2. Воспроизводить структуру банковской системы 3. Перечислять функции Центрального банка 4. Оценить роль ЦБ в банковской системе 5. Перечислять функции коммерческого банка 6. Различать функции Центрального и коммерческого банка 7. Различать и приводить примеры активных и пассивных операций 8. Уметь сравнивать разные способы использования врем свободных денежных средств 9. Оплачивать услуги ЖКХ через банковскую систему 10. Уметь объяснять механизм получения банковской прибыли 11. Рассчитывать сумму вклада в течение года по схеме расчета простого процента 12. Рассчитывать сумму процентов по кредиту до года 13. Уметь приводить аргументы «за» и «против» кредита 14. Уметь перечислять критерии выбора надёжного банка Учащиеся получат возможность научиться: 1. Обоснованно выбирать банк и вид вклада, пользуясь критериями надежности, ликвидности, процента 2. Обоснованно выбирать банк и вид кредита, пользуясь критериями надежности, ликвидности, процента 3. Уметь оценить последствия отзыва лицензий у КБ 4. Аргументировать необходимость наличия хорошей кредитной истории для потенциального заёмщика 5. Уметь спланировать поведение вкладчика банка, лишённого лицензии Модуль 3 «Государство в экономике» Учащиеся научатся: 1. Называть цели и функции государства в экономике 2. Приводить примеры экономических свобод граждан и предприятий 3. Знать свои права потребителя в сфере ЖКХ 4. Характеризовать случаи несостоятельности рынка 5. Объяснять цели и функции государства в экономике 6. Объяснять сущность бюджета 7. Называть виды бюджета 8. Различать уровни бюджета 9. Рассчитывать основные налоги при известных величине дохода и ставки налога 10. Объяснять роль налогов для государства и каждого отдельного гражданина Учащиеся получат возможность научиться: 1. Пользоваться статистической информацией для анализа состояния бюджета РФ 2. Умение пользоваться информацией Налогового Кодекса РФ для определения ставок различных налогов Модуль 4 «Рынок труда. Безработица» Учащиеся научатся: 1. Объяснять экономическую природу рынка труда 2. Называть субъектов спроса и предложения на рынке труда 3. Перечислять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда 4. Моделировать спрос и предложение на рынке труда 5. Объяснять процесс формирования заработной платы 6. Знать основные положения Трудового кодекса РФ 7. Классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу 8. Перечислять виды безработицы 9. Характеризовать виды безработицы 10. Рассчитывать уровень безработицы Учащиеся получат возможность научиться: 1. Различать причины безработицы 2. Характеризовать индивидуальные и общественные последствия безработицы 3. Определять и характеризовать инструменты борьбы с безработицей в РФ Модуль 5 «Экономический рост» Учащиеся научатся: 1. Формулировать определение экономического роста 2. Перечислять факторы экономического роста 3. Формулировать определение экономического цикла 4. Перечислять фазы экономического цикла 5. Перечислять внешние и внутренние факторы, влияющие на цикличность экономического развития Учащиеся получат возможность научиться: 1. Объяснять четыре фазы экономического цикла 2. Определять на основе конкретных данных конъюнктурную стадию развития России. 3. Рассчитывать экономический рост на основе статистических данных 4. Анализировать влияние различных факторов на экономический рост ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Спрос и предложение 1.1 1.2 1.3 Спрос и модель спроса 1 Предложение и модель предложения Рыночное равновесие 1 Итого по разделу 1 0 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5414/start/161236/ 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5416/start/170679/ 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5453/main/299076/ 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5418/start/81391/ 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 3 Раздел 2. Издержки производства и прибыль 2.1 2.2 2.3 2.4 Издержки производства Постоянные и переменные издержки Выручка и прибыль Выручка и прибыль: рентабельность производства Итого по разделу Раздел 3. Производительность труда 3.1 Производительность труда 3.2 3.3 Факторы роста производительности труда Расчет производительности труда Производительность труда и экономика страны Итого по разделу 3.4 Раздел 4. Безработица 4 4 4.1 Безработица и ее виды 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 4.2 Последствия безработицы 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 4.3 Меры социальной защиты безработных Урок повторения 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 1 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 4.4 Итого по разделу Раздел 5. Инфляция 5.1 Инфляция и покупательная способность денег 5.2 Изменение цен на услуги ЖКХ 4 1 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5517/main/161493/ 5.3 Измерение инфляции 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 5.4 Последствия инфляции 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5517/main/161493/ Итого по разделу Раздел 6. Банки и их роль в экономике 6.1 Банки. Виды банков. ЦБ РФ 6.2 Основные функции банков 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 Операции коммерческих банков Вклады. Кредиты Расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему Расчет простого процента Урок - практикум Итого по разделу Раздел 7. Проектная деятельность учащихся 7.1 Актуализация и проблематизация 7.2 Концептуализация и 4 1 1 0 1 1 1 0 1 1 1 7 1 0 0 0 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 1 1 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 https://fincult.info/teaching/audio/tsikl-audiolektsiyfinansovaya-kultura/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4897/main/161525/ http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 https://fincult.info/teaching/audio/tsikl-audiolektsiyfinansovaya-kultura/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4897/main/161525/ http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 7.3 целеполагание Решение конкретнопрактических задач и создание образовательных продуктов Презентация полученного проектного продукта Оценка и рефлексия проектных действий. http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 1 0 3 0 2 0 Итого по разделу 8 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 7.4 7.5 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 8 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Введение в экономику 1.1 Экономика: наука и хозяйство 1.2 Потребности. Ресурсы 1.3 Проблема выбора и альтернативная стоимость 1.4 Главные вопросы экономики. 1.5 Смешанная экономика 1.6 Экономика страны и региона на современном этапе 1.7 Факторы производства и факторные доходы. 1.8 Производительность факторов производства Количество часов Всего Контрольные работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3647/start/8008/ 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5414/start/161236/ 1 0 1 0 1 0 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5416/start/170679/ 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49162 http://www.niro.nnov.ru/?id=48184 http://www.niro.nnov.ru/?id=49162 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3660/main/326544/ 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=48184 1.9 1.10 Стоимость коммунальных услуг Оценка качества коммунальных услуг, потребляемых семьей Итого по разделу 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3647/main/8012/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5979/start/212616/ 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5453/main/299076/ 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5418/start/81391/ 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49162 http://www.niro.nnov.ru/?id=48184 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49162 http://www.niro.nnov.ru/?id=48184 1 10 Раздел 2. Спрос 2.1 2.2 2.3 Спрос. Модель спроса Факторы спроса Итого по разделу Раздел 3. Предложение 3.1 Предложение. Модель 3 1 предложения 3.2 3.3 Факторы предложения Урок повторения Итого по разделу 3 Раздел 4. Взаимодействие спроса и предложения 4.1 1 Рыночное равновесие 4.2 Изменение рыночной цены Итого по разделу Раздел 5. Производитель 5.1 Экономические формы 5.2 5.3 собственности Организационно-правовые формы бизнеса в РФ Производственный цикл Итого по разделу 1 0 2 1 2 1 4 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5517/main/161493/ Как составить личный финансовый план (fincult.info) 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 Раздел 6. Фирма и конкуренция 6.1 Конкуренция и структура рынка 6.2 Предприятия ЖКХ и рыночные структуры 6.3 Издержки производства 6.4 Бухгалтерская прибыль 6.5 Экономическая прибыль Итого по разделу Раздел 7. Проектная деятельность учащихся 7.1 Актуализация и проблематизация 7.2 Концептуализация и целеполагание 7.3 Решение конкретнопрактических задач и создание образовательных продуктов 7.4 Презентация полученного проектного продукта 7.5 Оценка и рефлексия проектных действий. 1 1 0 2 1 1 0 6 1 0 0 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 https://fincult.info/teaching/audio/tsikl-audiolektsiyfinansovaya-kultura/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4897/main/161525/ http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 https://fincult.info/teaching/audio/tsikl-audiolektsiyfinansovaya-kultura/ http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 1 1 0 1 0 3 0 2 0 Итого по разделу 8 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Деньги и инфляция 1.1 Сущность денег. 1.2 Эмиссия денег 1.3 Уравнение обмена 1.4 Инфляция и дефляция. 1.5 Причины инфляции 1.6 Виды инфляции. 1.7 Измерение инфляции 1.8 Влияние инфляции на покупательную способность денег 1.9 Изменение цен на услуги ЖКХ Итого по разделу Количество часов Всего Контрольные работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3647/start/8008/ 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5414/start/161236/ 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5416/start/170679/ 1 0 1 0 1 0 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49162 http://www.niro.nnov.ru/?id=48184 http://www.niro.nnov.ru/?id=49162 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3660/main/326544/ http://www.niro.nnov.ru/?id=48184 1 0 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3647/main/8012/ 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49157 http://www.niro.nnov.ru/?id=49156 1 0 1 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5418/start/81391/ 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49162 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 9 Раздел 2. Банки и банковская система 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Банковская система государства Центральный Банк РФ и его функции Коммерческий банк и его функции Вклады, проценты по вкладам Кредиты, проценты по кредитам Прибыль банка Урок практики https://resh.edu.ru/subject/lesson/5453/main/299076/ Итого по разделу Раздел 3. Государство в экономике 3.1 Несостоятельность рынка 3.2 3.3 3.4 3.5 Роль и функции государства в экономике Потребитель в экономике. Защита прав потребителя в сфере ЖКХ Государственный бюджет Основы налоговой системы государства Виды налогов Элементы налога Итого по разделу Раздел 4. Рынок труда. Безработица 4.1 Спрос и предложение на рынке 4.2 4.3 4.4 труда Формирование заработной платы Структура населения. Понятие безработицы Виды безработицы Уровень безработицы Государственное регулирование рынка труда Итого по разделу Раздел 5. Экономический рост 5.1 Экономический рост 6 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49162 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49157 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49156 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49162 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=48184 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49157 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49156 1 1 1 1 5 1 1 1 1 4 1 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49161 5.2 Экономический цикл Итого по разделу Раздел 6. 6.1 Актуализация и проблематизация Концептуализация и целеполагание 6.2 Решение конкретнопрактических задач и создание образовательных продуктов 6.3 Презентация полученного проектного продукта 6.4 Оценка и рефлексия проектных действий. 2 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=49157 3 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 1 0 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 1 0 1 0 1 0 Итого по разделу 4 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 http://www.niro.nnov.ru/?id=57611 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы Предметные результаты Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Спрос и предложение Спрос и модель спроса Предложение и модель предложения 0 https://resh.edu.ru/subject/less формулировать законы спроса и предложения различать индивидуальный и рыночный спрос и on/5414/start/161236/ предложение изображать графически спрос и предложение по заданной шкале 0 объяснять, что взаимодействие спроса и предложения https://resh.edu.ru/subject/less on/5416/start/170679/ являются основой рыночного механизма определять рыночную цену и рыночный объем продаж определять ситуацию дефицита и избытка товаров на рынке объяснять, чем рынок продавца отличается от рынка покупателя 0 http://www.niro.nnov.ru/?id определять понятие «фирма» различать организационно-правовые формы =49161 предприятий приводить примеры предприятий, занимающимися различными видами деятельности 1 1.3 Итого по разделу http://www.niro.nnov.ru/?id определять понятия «спрос» и «предложение» различать спрос и величину спроса; предложение и =49161 величину предложения 1 1.2 Рыночное равновесие 0 1 1.1 3 Раздел 2. Издержки производства и прибыль Издержки производства 2.1 1 определять цели фирмы Постоянные и переменные издержки 2.2 1 0 2.3 Выручка и прибыль 1 0 2.4 Выручка и прибыль: рентабельность производства 1 0 Итого по разделу Раздел 3. Производительность труда 3.1 Производительность труда различать средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки приводить примеры средних постоянных, средних переменных, средних общих издержек различать графические отображения всех типов издержек определять понятие общей и средней выручки от продажи продукции рассчитывать себестоимость единицы продукции https://resh.edu.ru/subject/less on/5418/start/81391/ определять производительность труда http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 4 1 3.2 Факторы роста производительности труда 1 3.3 Расчет производительности труда 1 3.4 Производительность труда и экономика страны 1 Итого по разделу Раздел 4. Безработица 4.1 Безработица и ее виды https://resh.edu.ru/subject/less определять постоянные и переменные издержки on/5453/main/299076/ различать постоянные и переменные издержки приводить примеры постоянных и переменных издержек определять средние издержки как себестоимость единицы продукции 0 0 называть факторы, влияющие на производительность http://www.niro.nnov.ru/?id труда =49161 0 объяснять, какие факторы производительности труда влияют на рост http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 0 объяснять, какие факторы производительности труда влияют на рост http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 4 1 0 характеризовать безработицу перечислять виды безработицы характеризовать различные виды безработицы http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 4.2 Последствия безработицы 1 4.3 Меры социальной защиты безработных 1 4.4 Урок повторения 1 Итого по разделу Раздел 5. Инфляция 5.1 Инфляция и покупательная способность денег 4 1 5.2 Изменение цен на услуги ЖКХ 1 5.3 Измерение инфляции 1 5.4 Последствия инфляции 1 Итого по разделу 6.3 6.4 6.5 0 1 приводить примеры различных видов безработицы http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 перечислять меры социальной защиты безработных http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 определять категорию безработных http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 1 0 определять понятия способность денег» 0 воспринимать информацию о росте цен на услуги ЖКХ объяснять смысл индекса цен https://resh.edu.ru/subject/less on/5517/main/161493/ воспринимать информацию о росте цен http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 0 «инфляция» «покупательная http://www.niro.nnov.ru/?id =49161 перечислять группы людей, выигрывающих проигрывающих в результате инфляции и https://resh.edu.ru/subject/less on/5517/main/161493/ 0 определять сущность банка перечислять основные функции Центрального Банка http://www.niro.nnov.ru/? id=49161 0 перечислять виды коммерческих банков приводить примеры видов коммерческих банков перечислять основные функции коммерческого банка https://fincult.info/teaching/ audio/tsikl-audiolektsiyfinansovaya-kultura/ перечислять основные операции коммерческого банка https://resh.edu.ru/subject/le sson/4897/main/161525/ http://www.niro.nnov.ru/? id=49161 0 4 Раздел 6. Банки и их роль в экономике 6.1 Банки. Виды банков. ЦБ 1 РФ 6.2 0 Основные функции банков 1 Операции коммерческих банков Вклады. Кредиты 1 Расчеты за услуги ЖКХ через банковскую систему 1 1 0 0 перечислять основные виды вкладов перечислять основные виды кредитов 0 объяснять, каким образом можно вести расчеты за https://fincult.info/teaching/ услуги ЖКХ через банковскую систему audio/tsikl-audiolektsiy- 6.6 Расчет простого процента 1 6.7 Урок - практикум 1 1 0 Итого по разделу 7 1 Раздел 7. Проектная деятельность учащихся 7.1 Актуализация и проблематизация 7.2 7.3 7.4 7.5 1 рассчитывать рыночную цену и рыночный объем http://www.niro.nnov.ru/?id продаж =57611 рассчитывать величину дефицита и избытка товаров на рынке 1 0 рассчитывать постоянные, переменные, общие http://www.niro.nnov.ru/?id издержки =57611 рассчитывать средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки рассчитывать общую и среднюю выручку от продажи продукции строить графические отображения всех типов издержек по таблицам 0 рассчитывать сумму процентов на вкладе через 1 год http://www.niro.nnov.ru/?id по схеме расчета простого процента =57611 обоснованно выбрать вид вклада для различных целей обоснованно выбрать вид кредита для различных целей оплачивать услуги ЖКХ через банковскую систему 3 0 объяснять, какое значение для экономики страны имеет http://www.niro.nnov.ru/?id рост производительности труда =57611 объяснять последствия роста производительности труда для предприятия и его работников. 2 0 использовать статистический материал для выяснения http://www.niro.nnov.ru/?id ситуации с безработицей в регионе =57611 Концептуализация и целеполагание Решение конкретнопрактических задач и создание образовательных продуктов Презентация полученного проектного продукта Оценка и рефлексия проектных действий. перечислять основные виды вкладов перечислять основные виды кредитов перечислять виды коммерческих банков приводить примеры видов коммерческих банков перечислять основные функции коммерческого банка finansovaya-kultura/ https://resh.edu.ru/subject/le sson/4897/main/161525/ http://www.niro.nnov.ru/? id=49161 1 объяснять ситуацию с безработицей в регионе разработать шаги по поиску работы в случае безработицы использовать информацию о росте цен для принятия решения о покупках объяснять структуру индекса потребительных цен рассчитывать индексы потребительских цен и планировать свои расходы объяснять, почему в результате инфляции одни группы выигрывают, другие проигрывают Итого по разделу 8 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Введение в экономику 1.1 Экономика: наука и хозяйство 1.2 Потребности. Ресурсы Всего 1 Предметные результаты Контрольные работы различать микро- и макро - экономические процессы и https://resh.edu.ru/subject явления /lesson/3647/start/8008/ 0 0 классифицировать потребности и объяснять их https://resh.edu.ru/subject/le sson/5414/start/161236/ относительную безграничность классифицировать ресурсы, факторы производства и объяснять их ограниченность 0 объяснять сущность ограниченности ресурсов, и https://resh.edu.ru/subject/le sson/5416/start/170679/ альтернативной стоимости, рационального выбора 0 характеризовать различные типы экономических http://www.niro.nnov.ru систем с точки зрения решения основных вопросов /?id=49162 1 1.3 Проблема выбора и альтернативная стоимость 1 1.4 Главные вопросы экономики. 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы экономики 1.5 Смешанная экономика 1 0 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 Экономика страны и региона на современном этапе Факторы производства и факторные доходы. 1 Производительность факторов производства 1 Стоимость коммунальных услуг 1 Оценка качества коммунальных услуг, потребляемых семьей 1 Итого по разделу характеризовать различные типы экономических http://www.niro.nnov.ru систем с точки зрения решения основных вопросов /?id=48184 экономики 0 объяснять, какое значение для экономики страны имеет рост производительности труда 0 объяснять особенности и взаимосвязь производства, факторных доходов 1 0 0 0 http://www.niro.nnov.ru /?id=49162 факторов https://resh.edu.ru/subject /lesson/3660/main/32654 4/ объяснять особенности и взаимосвязь факторов http://www.niro.nnov.ru производства, факторных доходов /?id=48184 объяснять на примере возможность рационального https://resh.edu.ru/subject использования электроэнергии, воды, тепла в жилище /lesson/3647/main/8012/ объяснять принципы расчета стоимости услуг ЖКХ и жилья объяснять соответствие качества коммунальных услуг, https://resh.edu.ru/subject потребляемых семьей, принятым нормам /lesson/5979/start/212616 / 10 Раздел 2. Спрос 2.1 Спрос. 1 0 Модель спроса 2.2 2.3 Факторы спроса объяснять закон спроса на конкретных примерах http://www.niro.nnov.ru/? id=49161 1 0 объяснять различие между индивидуальным и https://resh.edu.ru/subject/le sson/5453/main/299076/ рыночным спросом различать влияние ценовых и неценовых факторов на изменения в спросе 1 0 применять способы моделирования спроса: шкала, https://resh.edu.ru/subject/le sson/5418/start/81391/ график, формула, для решения задач определять понятие общей выручки продавца как расходов покупателя на приобретение товара Итого по разделу Раздел 3. Предложение 3.1 Предложение. Модель 3 предложения 3.2 3.3 Факторы предложения Урок повторения объяснять закон предложения на конкретных примерах http://www.niro.nnov.ru 1 /?id=49162 http://www.niro.nnov.ru /?id=48184 0 0 объяснять различие между индивидуальным и рыночным предложением http://www.niro.nnov.ru/? различать влияние ценовых и неценовых факторов на id=49161 изменения в предложении 0 применять способы моделирования предложения: http://www.niro.nnov.ru/? шкала, график, формула, для решения задач id=49161 0 определять рыночное равновесие и условия его существования http://www.niro.nnov.ru строить графическую и аналитическую модель /?id=49162 рыночного равновесия, определять параметры рыночного равновесия 0 графически отображать последствия отклонения от рыночного равновесия http://www.niro.nnov.ru графически отображать последствия изменения /?id=48184 параметров рыночного равновесия при изменении спроса или предложения под влиянием неценовых факторов 1 1 Итого по разделу 3 Раздел 4. Взаимодействие спроса и предложения 4.1 Рыночное равновесие 1 4.2 Изменение рыночной цены Итого по разделу Раздел 5. Производитель 5.1 Экономические формы собственности 1 2 1 1 0 определять категорию собственность как экономическую http://www.niro.nnov.ru/? id=49161 5.2 5.3 Организационно-правовые формы бизнеса в РФ Производственный цикл Итого по разделу Раздел 6. Фирма и конкуренция 6.1 Конкуренция и структура рынка 0 называть организационно-правовые формы предприятий характеризовать организационно-правовые формы предприятий различать достоинства и недостатки различных организационно-правовых форм предприятий https://resh.edu.ru/subject/le sson/5517/main/161493/ Как составить личный финансовый план (fincult.info) 0 объяснять фазы производственного цикла давать определение понятию «амортизация» различать основной и оборотный капитал http://www.niro.nnov.ru/? id=49161 2 1 4 1 0 6.2 6.3 Предприятия ЖКХ и рыночные структуры Издержки производства 1 0 2 0 6.4 Бухгалтерская прибыль 1 6.5 Экономическая прибыль 1 0 0 Итого по разделу 6 1 различать рыночные структуры по характерным http://www.niro.nnov.r признакам u/?id=49161 приводить примеры рынков различных рыночных структур объяснять, как влияет степень развития конкуренции на деятельность предприятия. объяснять принадлежность предприятий ЖКХ к одной https://fincult.info/teachin из рыночных структур g/audio/tsikl- audiolektsiy-finansovayakultura/ различать виды производственных затрат https://resh.edu.ru/subject графически изображать все виды производственных /lesson/4897/main/16152 5/ издержек рассчитывать величины всех видов издержек рассчитывать себестоимость единицы товара различать экономические, явные и неявные издержки http://www.niro.nnov.r u/?id=49161 https://fincult.info/teachin g/audio/tsiklaudiolektsiy-finansovayakultura/ Раздел 7. Проектная деятельность учащихся 7.1 Актуализация и проблематизация 7.2 7.3 7.4 1 объяснять характер взаимосвязей макрои http://www.niro.nnov.ru/ микроэкономики, экономики как науки и хозяйства, ?id=57611 региональной и отраслевой экономики принимать решения на основе анализа альтернативной стоимости рассчитывать производительность факторов производства оценить экономический потенциал региона выделять особенности российской экономики 1 0 рассчитывать изменения равновесной цены и http://www.niro.nnov.ru/ равновесного объема продаж при изменении спроса ?id=57611 рассчитывать общую выручку продавца как расходы покупателя на приобретение товара строить графики индивидуального и рыночного спроса и выражать их аналитическими формулами 0 рассчитывать изменения равновесной цены и http://www.niro.nnov.ru/ равновесного объема продаж при изменении ?id=57611 предложения строить графики индивидуального и рыночного предложения и выражать их аналитическими формулами 0 рассчитывать аналитически изменения равновесной http://www.niro.nnov.ru/ цены и равновесного объема продаж при изменении ?id=57611 спроса и/или предложения рассчитывать величину дефицита /избытка товаров при государственном регулировании рыночного ценообразования 0 осуществлять осознанный выбор организационно - http://www.niro.nnov.ru/ правовой формы предприятия ?id=57611 рассчитывать основной, оборотный капитал и амортизацию Концептуализация и целеполагание Решение конкретнопрактических задач и создание образовательных продуктов 1 Презентация полученного проектного продукта 3 7.5 Оценка и рефлексия проектных действий. 2 объяснять взаимосвязи между всеми видами производственных издержек рассчитывать бухгалтерскую и экономическую прибыль рассчитывать величину прибыли объяснять процесс ценообразования на предприятии Итого по разделу 8 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 9 КЛАСС № п/ п Количество часов Наименование разделов и тем программы Всего Раздел 1. Деньги и инфляция 1.1 Сущность денег. 1 1.2 Эмиссия денег 1 1.3 Уравнение обмена 1 1.4 Инфляция и дефляция. 1 1.5 Причины инфляции 1 1.6 Виды инфляции. 1 Предметные результаты Контрольные работы 0 0 0 0 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы определять сущность денег https://resh.edu.ru/subject /lesson/3647/start/8008/ определять понятие «эмиссии» денег https://resh.edu.ru/subject/l esson/5414/start/161236/ определять ценовые индексы https://resh.edu.ru/subject/l esson/5416/start/170679/ определять понятия «инфляция», «дефляция». http://www.niro.nnov.r u/?id=49162 http://www.niro.nnov.r u/?id=48184 http://www.niro.nnov.r u/?id=49162 называть причины инфляции различать виды инфляции по темпам инфляции 1.7 Измерение инфляции рассчитывать количество денег для государства 1 0 1.8 Влияние инфляции на покупательную способность денег 1.9 Изменение цен на услуги ЖКХ перечислять последствия инфляции 1 0 https://resh.edu.ru/subject /lesson/3660/main/32654 4/ http://www.niro.nnov.r u/?id=48184 объяснять изменение стоимости услуг ЖКХ https://resh.edu.ru/subject /lesson/3647/main/8012/ 0 давать определение банковской системе воспроизводить структуру банковской системы перечислять функции Центрального банка оценить роль ЦБ в банковской системе уметь перечислять критерии выбора надёжного банка http://www.niro.nnov.r u/?id=49157 http://www.niro.nnov.r u/?id=49156 0 https://resh.edu.ru/subject/l перечислять функции коммерческого банка различать функции Центрального и коммерческого esson/5453/main/299076/ банка 1 0 различать и приводить примеры активных и https://resh.edu.ru/subject/l esson/5418/start/81391/ пассивных операций уметь сравнивать разные способы использования свободных денежных средств 1 0 1 Итого по разделу 0 9 Раздел 2. Банки и банковская система 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Банковская система государства Центральный Банк РФ и его функции Коммерческий банк и его функции Вклады, проценты по вкладам Кредиты, проценты по кредитам Прибыль банка Урок практики 1 1 1 1 уметь приводить аргументы «за» и «против» кредита http://www.niro.nnov.r u/?id=49162 0 уметь объяснять механизм получения банковской http://www.niro.nnov.ru/? прибыли id=49161 0 оплачивать услуги ЖКХ через банковскую систему http://www.niro.nnov.ru/? рассчитывать сумму вклада в течение года по схеме id=49161 расчета простого процента рассчитывать сумму процентов по кредиту до года Итого по разделу Раздел 3. Государство в экономике 3.1 Несостоятельность рынка 6 Роль и функции государства в экономике 3.2 3.3 0 Потребитель в экономике. Защита прав потребителя в сфере ЖКХ 1 Государственный бюджет 1 Основы налоговой системы государства Виды налогов 3.5 Элементы налога 3.4 называть цели и функции государства в экономике характеризовать случаи несостоятельности рынка объяснять цели и функции государства в экономике 1 0 приводить примеры экономических свобод граждан и http://www.niro.nnov.ru/? предприятий id=49161 знать свои права потребителя в сфере ЖКХ 0 объяснять сущность бюджета называть виды бюджета различать уровни бюджета 1 0 1 4.2 Структура населения. Понятие безработицы Виды безработицы http://www.niro.nnov.ru/? id=49161 объяснять роль налогов для государства и каждого отдельного гражданина http://www.niro.nnov.r u/?id=49157 0 рассчитывать основные налоги величине дохода и ставки налога 0 объяснять экономическую природу рынка труда называть субъектов спроса и предложения на рынке труда перечислять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда моделировать спрос и предложение на рынке труда объяснять процесс формирования заработной платы http://www.niro.nnov.r u/?id=49162 0 знать основные положения Трудового кодекса РФ классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу перечислять виды безработицы http://www.niro.nnov.r u/?id=48184 Итого по разделу 5 Раздел 4. Рынок труда. Безработица 4.1 Спрос и предложение на 1 рынке труда Формирование заработной платы http://www.niro.nnov.r u/?id=49162 1 при известных http://www.niro.nnov.r u/?id=49156 характеризовать виды безработицы 4.3 Уровень безработицы 1 4.4 Государственное регулирование рынка труда 1 Итого по разделу Раздел 5. Экономический рост 5.1 Экономический рост 0 0 4 Экономический цикл 1 2 0 Итого по разделу знать основные положения Трудового кодекса РФ классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу http://www.niro.nnov.r u/?id=49156 формулировать определение экономического роста перечислять факторы экономического роста http://www.niro.nnov.ru/? id=49161 формулировать определение экономического цикла перечислять фазы экономического цикла перечислять внешние и внутренние факторы, влияющие на цикличность экономического развития http://www.niro.nnov.r u/?id=49157 3 Раздел 6. Проектная деятельность учащихся 6.1 Актуализация и проблематизация Концептуализация и целеполагание 1 6.2 Решение конкретнопрактических задач и создание образовательных продуктов http://www.niro.nnov.r u/?id=49157 1 0 5.2 рассчитывать уровень безработицы 1 0 объяснять причины инфляции http://www.niro.nnov.ru/ объяснять последствия инфляции ?id=57611 объяснять влияние инфляции на покупательную способность денег рассчитывать индекс покупательной способности денег и темпы инфляции рассчитывать стоимость услуг ЖКХ 0 обоснованно выбирать банк и вид вклада, пользуясь http://www.niro.nnov.ru/ критериями надежности, ликвидности, процента ?id=57611 обоснованно выбирать банк и вид кредита, пользуясь критериями надежности, ликвидности, процента уметь оценить последствия отзыва лицензий у КБ аргументировать необходимость наличия хорошей кредитной истории для потенциального заёмщика уметь спланировать поведение вкладчика банка, лишённого лицензии 6.3 Презентация полученного проектного продукта 0 пользоваться статистической информацией для http://www.niro.nnov.ru/ анализа состояния бюджета РФ ?id=57611 умение пользоваться информацией Налогового Кодекса РФ для определения ставок различных налогов 1 0 различать причины безработицы http://www.niro.nnov.ru/ характеризовать индивидуальные и общественные ?id=57611 последствия безработицы определять и характеризовать инструменты борьбы с безработицей в РФ объяснять четыре фазы экономического цикла определять на основе конкретных данных конъюнктурную стадию развития России. рассчитывать экономический рост на основе статистических данных анализировать влияние различных факторов на экономический рост Итого по разделу 4 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 1 6.4 Оценка и рефлексия проектных действий. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА «Учебное пособие. Экономика 7 класс». Гребенева Г.И., Сибирякова Л.В., Симонов И.А., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2017; «Учебное пособие. Экономика 8 класс». Сибирякова Л.В., Порошина С.В., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2017; «Учебное пособие. Экономика 9 класс». Сибирякова Л.В., Порошина С.В., Морцева Е.С., Гришаева И.В., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2018; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «Методическое пособие. Экономика 8-9 классы». Сибирякова Л.В., Морцева Е.С., Гришаева И.В., Терентьева Ж.А., Порошина С.В., Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2019. Экономика. 5-7 классы: методическое пособие для учителя/ авт. кол. СибиряковаЛ.ВГордеева Е.Н., Ермошина Т.Н.,Гребенева Г.И.- Н.Новгород: НИРО, 2018. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: /Электронный документ/. Режим доступа: http://window.edu.ru/ 2. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: /Электронный документ/. Режим доступа:http://school-collection.edu.ru/ 3. Сайт «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) /Электронный документ/. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/. 4. Сайт «Сеть творческих учителей»: /Электронный документ/. Режим доступа: http://it-n.ru/ 5. Сайт Министерства образования и науки РФ: Электронный документ/. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/pro/fgos/ 6. Сайт «Российская электронная школа» Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/38/ 7. Сайт фестиваля «Открытый урок». Режим доступа: http://lib.1september.ru/2003/16/1