Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 СОГЛАСОВАН: на заседании педагогического совета МАОУ СОШ № 16 Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕН: Директором МАОУ СОШ № 16 О.В. Кнор Приказ № 227-д от «30» августа 2024 г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00C7F2F7E4E8672C1677B7DD5171F384DD Владелец: Кнор Ольга Владимировна Действителен: с 06.12.2023 до 28.02.2025 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (вариант 6.1) МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 16 НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПЛАН АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА (ВАРИАНТ 6.1). Особенности учебного плана в соответствии с требованиями федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1). Учебный план является частью адаптированной образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16, разработанной в соответствии с ФГОС ОВЗ основного общего образования, с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1), и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) адресован обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающим АООП ООО (вариант 6.1) как в условиях инклюзивного образования, так и в специальных образовательных организациях или классах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с НОДА. Для обучающегося с НОДА может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Учебный план АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных занятий по Программе коррекционной работы за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования образовательной МАОУ СОШ №16 может включать как один, так и несколько учебных планов. Индивидуальный учебный план разрабатывается для обучающихся со стойкими трудностями овладения содержанием адаптированной основной общеобразовательной программы, причины возникновения которых требуют выявления и поиска путей решения; для длительно болеющих обучающихся; обучающихся, поступивших на обучение из других образовательных организаций, в случае обучения в одном классе обучающихся с разными образовательными потребностями и в других случаях, требующих особой индивидуализации образовательного процесса. Индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач: усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности; введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся, в том числе потребностям в сохранении и укреплении здоровья; проведение коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы; организация и проведение индивидуальных консультаций педагогических работников по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. Режим работы общеобразовательного учреждения: Учебный год в МАОУ СОШ №16 начинается 1 сентября и заканчивается 20 мая. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 6-тидневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 32 часа, в 6 классе – 33 часа, в 7 классе – 35 часов, в 8-9-ых классах по 36 часов в неделю. В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 16 языком обучения является русский язык. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива МАОУ СОШ №16. Время, отводимое на данную часть учебного плана использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части и реализации осуществления комплексного подхода в образовательнокоррекционном процессе на основе взаимодействия участников образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области и учебные предметы: Предметная область «Русский язык и литература» включает в себя учебные предметы «Русский язык», «Литература». Учебный предмет «Русский язык» представлен в объеме 5 часов в неделю в 5 классах, 6 часов – в 6 классах, 4 часа в неделю в 7 классах. Учебный предмет «Литература» представлен в объеме 3 часа в неделю в 5-6 классах, в объеме 2 часов в неделю в 7-х классах. Предметная область «Иностранные языки» включает в себя учебные предметы: «Иностранный язык» (английский). Учебный предмет «Иностранный язык» (английский) представлен в объеме 3 часов в неделю в 5–7-х классах. Изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ №16, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий. Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебные предметы: «Математика» и «Информатика». Учебный предмет «Математика» в 5-6 классах представлен в объеме 5 часов в неделю, учебный предмет «Математика» в 7 классах включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Учебный предмет «Алгебра» в 7-х классах представлен в объеме 3 часа в неделю, учебный предмет «Геометрия» - в объеме 2 часов в неделю, учебный предмет «Вероятность и статистика» - в объеме 1 часа в неделю. Учебным планом МАОУ СОШ №16 на изучение учебного предмета «Информатика» отведено 68 учебных часов — по 2 часа в неделю в 7-х классах соответственно. По завершении реализации программ базового уровня, с целью обеспечения интересов и потребностей участников образовательных отношений, учащиеся смогут детальнее освоить материал, овладеть расширенным кругом понятий и методов, решать задачи более высокого уровня сложности. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. Предметная область «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные предметы: «История», «Обществознание», «География». Учебный предмет «История» представлен в объеме 2 часов в неделю в 5–7-х классах. Учебный предмет «Обществознание» представлен в объеме 1 час в неделю в 6–7-х классах. Учебный предмет «География» представлен в объеме 1 час в неделю в 5–6-х классах; в объеме 2 часов в неделю в 7-х классах. Предметная область «Естественно-научные предметы» включает в себя учебные предметы: «Биология», «Физика», «Химия». Учебный предмет «Биология» на базовом уровне представлен в объеме 1 час в неделю в 5–7-х классах. Учебный предмет «Физика» представлен в объеме 2 часа в неделю в 7-х классах.. Предметная область «Труд (технология)» включает в себя учебный предмет «Труд (технология)». Учебный предмет «Труд (технология)» представлен в объеме 2 часа в неделю в 5–7-х классах. Предметные области «Физическая культура» и «Основы безопасности и защиты Родины» включают в себя учебные предметы: «Физическая культура» и «Основы безопасности и защиты Родины». В соответствии с ФГОС ООО ОВЗ в учебный план АООП ООО для обучающихся с НОДА вместо учебного предмета "Физическая культура" включен учебный предмет "Адаптивная физическая культура". Учебный предмет "Адаптивная физическая культура" представлен в объеме 2 часов в неделю в 5-7 классах. Количество индивидуальных часов по коррекции двигательного нарушения реализованы в МАОУ СОШ №16 за счет часов внеурочной деятельности (для каждого обучающегося определяется на основе медицинских рекомендаций в зависимости от тяжести двигательного нарушения (от 2 до 5 часов в неделю). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений С учетом возможности вариативности содержания АООП ООО для обучающихся с НОДА, предусмотренной ФГОС (п.5 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г № 287), в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, включен учебный предмет «Музыка» в объеме 1 часа в неделю. МАОУ СОШ №16 самостоятельно изменила траекторию изучения содержания учебного предмета «Музыка», результатов освоения выпускниками обеспечивая программы при основного этом соответствие общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной предметной областью. На изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры России», выделяется по 1 часу в неделю (34 часа в год) в 5-6 классах за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ №16. С целью формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями (развитие информационных компетенций, соответствующих требованиям современного общества, формирования практических навыков работы на персональном компьютере в среде Windows и основных офисных программах – текстового процессора, табличного процессора, системы разработки презентаций), составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий в часть учебного плана МАОУ СОШ №16, формируемую участниками образовательных отношений, в 5-6 класс в объеме 1 час в неделю добавлен учебный предмет «Информатика». С целью формирования у обучающихся МАОУ СОШ №16 опыта самостоятельной образовательной, проектной, учебно-исследовательской и творческой деятельности для обучающихся 5-7-ых классов, в часть, формируемую участниками образовательных отношений, введен учебный курс «Основы проектной деятельности: учебный проект». Данный учебный курс помогает организовать деятельность обучающихся (в рамках одного или нескольких учебных предметов) с целью демонстрации своих достижений в освоении содержания и методов избранных областей знаний, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, художественно-творческую). Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих компонентов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся. Программы по отдельным учебным дисциплинам могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и ограничений, обусловленных двигательными нарушениями. Рабочие программы по обязательным учебным предметам реализуются средствами учебников, отвечающих ФГОС ООО. Образовательные отношения в школе организуются на основе классно-урочной системы с использованием современных технологий, методов и приемов активизации учебно-познавательной деятельности. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): 5 классе - 2 ч., в 6 7 классах - 2,5 ч. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предмет «Основы проектной деятельности: учебный проект» из части, формируемой участниками образовательных отношений, является безотметочным и оценивается «зачет» или «незачет» по итогам полугодия. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16. Промежуточная аттестация обучающихся 5-9-х классов проводится без прекращения образовательного процесса в формах, прописанных в «Положении о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации». Независимая экспертиза качества образования проводится по плану АКР, ДКР, ВПР, работы системы СтатГрад. Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Выстроенная учебно-методическая система при реализации учебного плана обеспечивает все направления развития личности ребенка. Построение системы направлено на реализацию системно-деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в контексте ФГОС ООО. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. *** В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы "Родной язык", "Родная литература" и "Второй иностранный язык" могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий (федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413). Учебно-методическое обеспечение В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться. Перечень учебников, используемых в МАОУ СОШ №16 является составной частью Учебного плана на текущий учебный год, соотносится с федеральным перечнем учебников и учебных пособий на текущий год. Промежуточный контроль Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля. Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к АООП ООО. При оценке предметных результатов обучающихся с НОДА педагогический работник учитывает особенности их психофизического развития и имеющиеся ограничения. При оценке устного ответа учитываются речевые особенности обучающихся с двигательными нарушениями и не снижаются отметки за недостаточную интонационную выразительность, замедленный темп и отсутствие плавности, скандированность речи и другие особенности. При оценке результатов письменных работ не снижается отметка за: - неправильное написание строк (зубчатость, выгнутость, вогнутость, косое расположение букв, несоблюдение и пропуск строки, несоблюдение полей); - выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв, неодинаковый их наклон и другие особенности; нарушения размеров букв и соотношения их по высоте и ширине; смешение сходных по начертанию букв; - прерывистость письма или повторение отдельных его элементов за счет насильственных движений. При оценке знаний осуществляется учет ошибок, связанных с фонетикофонематическим и общим недоразвитием речи. В таких случаях рекомендуется осуществлять оценку совместно с учителем-логопедом. Текущий контроль в форме устного опроса при низком качестве устной экспрессивной речи обучающихся с НОДА необходимо заменять письменными работами в разных доступных им форматах. Контрольные, самостоятельные и практические работы при необходимости могут тестирования, иного предлагаться программного с использованием электронных обеспечения, дающих возможность систем вести персонифицированный учет учебных достижений обучающихся с двигательными нарушениями. Стартовая диагностика проводится администрацией МАОУ СОШ №16 с целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования. Стартовая диагностика проводится в начале 5 класса (первого года обучения на уровне основного общего образования) и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность), и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета МАОУ СОШ №16. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения ФАОП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения коррекционной работы. Оценка достижений по Программе коррекционной работы имеет дифференцированный характер, так как требования к результатам освоения ПКР конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Для оценки эффективности реализации коррекционной работы могут быть использованы следующие методы: экспериментально-психологическое исследование, тестирование, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, другие методы. Оценка осуществляется по следующим направлениям: - адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации; - динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития обучающегося с НОДА; - оптимизация неадекватных профессиональных намерений обучающихся с НОДА; -оптимизация детско-родительских отношений, в том числе через преодоление особенностей семейного воспитания. Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов ПКР проводится педагогическими работниками в том числе педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом, классными руководителями. Основным способом оценки результатов ПКР является мониторинг, который проводится психологопедагогическом консилиумом МАОУ СОШ № 16 в ходе анализа результатов диагностической работы специалистов. Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с НОДА Предметные области 5 6 7 8 9 Учебные предметы класс класс класс класс класс всего Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Русский язык 5 5 4 3 3 20 Литература 3 3 2 2 2 12 Иностранный язык 2 2 2 2 2 10 Математика 5 5 Алгебра Математика и информатика Естественно-научные предметы 3 Вероятность и статистика 3 3 9 1 1 2 Геометрия 2 2 2 6 Информатика 1 1 1 3 2 2 2 2 10 1 1 1 1 4 История Общественнонаучные предметы 10 2 Обществознание География 1 1 2 2 2 8 Биология 1 1 2 2 2 8 2 2 4 2 2 6 Химия Физика 2 Изобразительное искусство 1 1 1 3 Музыка 1 1 1 3 Труд (технология) Труд (технология) 2 2 2 Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины Искусство 1 1 8 1 1 2 Физическая культура Физическая культура (Адаптивная) Основы духовнонравственной культуры народов России ОДНКР 2 2 2 2 2 1 10 1 Итого: 26 26 29 29 29 139 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе 3 4 1 1 1 10 Информатика 1 1 Основы проектной деятельности: учебный проект 1 Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 28 29 30 30 30 179 Обязательные занятия по программе коррекционной работы 5 5 5 5 5 25 Занятия по направлениям внеурочной деятельности 5 5 5 5 5 25 1 2 1 1 1 5