Учебный план НОО на 2024-2025 учебный год для обучающихся с ЗПР- вариант-7.1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

СОГЛАСОВАН:
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 16
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕН:
Директором МАОУ СОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 227-д
от «30» августа 2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00C7F2F7E4E8672C1677B7DD5171F384DD
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 06.12.2023 до 28.02.2025

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.1)
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 16
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный

план

начального

общего

образования

Муниципального

автономного

общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 (далее - учебный
план), реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития, соответствующую ФГОС НОО
ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован
Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847)), фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16, разработанной в
соответствии с учетом Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654) и обеспечивает
выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов
и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Реализация Учебного плана начального общего образования подчинена следующим задачам:
- обеспечить организацию и осуществление образовательных отношений в МАОУ СОШ № 16 в
соответствии с ФГОС НОО ОВЗ;
- обеспечить базовый уровень освоения обучающимися образовательных программ по всем
образовательным областям, определенным учебным планом;
- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей, познавательных
интересов обучающихся, расширения знаний в различных образовательных областях путем
дифференциации и индивидуализации обучения через систему индивидуальных и групповых
занятий по выбору обучающихся;
- организовать

внеурочную

деятельность

и

ее

направленность

на

социализацию,

интеллектуально-личностное развитие и духовно нравственное воспитание школьников;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитания сознательного
и ответственного отношения к безопасности своей жизни и личному здоровью, а также к жизни и
здоровью окружающих в условиях увеличения остроты проблемы на современном этапе развития
общества.

Обязательные предметные области и

учебные предметы соответствуют положениям

федерального учебного плана ФАОП НОО для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1). Во внеурочную деятельность включаются коррекционно-развивающие занятия по
программе коррекционной работы в объеме не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
При реализации АООП НОО МАОУ СОШ №16 для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.1) созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися
содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных
потребностей и особенностей здоровья.
Специальные условия обеспечивают возможность:
- достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с
задержкой психического развития (вариант 7.1); выявления и развития способностей обучающихся
через систему секций, студий и кружков, и через использование возможностей образовательных
организаций дополнительного образования;
- расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1), в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по
возможностям здоровья;
- учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7.1);
- участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в разработке АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1), проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в
формировании

и

реализации

индивидуальных

образовательных

маршрутов

обучающихся;

эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП НОО, формируемой
участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1) и их родителей (законных представителей), спецификой
образовательной

организации;

использования

в

образовательном

процессе

современных

образовательных технологий деятельностного типа, технических средств обучения и средств
обучения, соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1); обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.1) и их родителей (законных представителей);
эффективного управления образовательной организацией с использованием информационнокоммуникационных

технологий,

современных

механизмов

финансирования;

эффективной

самостоятельной работы обучающихся с ЗПР при поддержке педагогических работников.

Федеральный календарный учебный график, федеральный календарный план воспитательной
работы соответствуют данным разделам ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.
Режим работы общеобразовательного учреждения:
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных
недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21
час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при
этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х
классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков, для обучающихся 2-4 классов - не
более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший
ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются
предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине
учебной недели. Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5
ч., в 4 классах - 2 ч.
Особенности организации образовательного процесса в 1 классе
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
- начало занятий в 8.00; учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
- в 1 классе используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут
каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый);
- обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В сентябре - 3 урока по 35 минут каждый, со второй недели сентября вводится динамическая
пауза. В течение 1 четверти - проведение четвертых (по расписанию) уроков в нетрадиционной
форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки - игры и т. д. Уроки в нетрадиционной форме
распределяются в рамках учебного плана следующим образом: 24 урока физической культуры, 4-5
экскурсий по окружающему миру, 3-4 по изобразительному искусству, 4-6 по технологии, 4-5 по

музыке и 6-7 по математике. Уроки физической культуры и музыки в адаптационный период
проходят в середине учебного дня, замещают динамическую паузу, их содержание направлено на
развитие и повышение двигательной активности детей. В течение 1 четверти в 1 классе уроки
«Изобразительное искусство», «Музыка», «Труд (технология)», «Физическая культура»
проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки - игры и т. д.
В ноябре - декабре в 1-х классах - по 4 урока по 35 минут каждый и обязательная динамическая
пауза, в январе - мае - по 4 урока 40 минут каждый и динамическая пауза.
Данный режим работы организации, осуществляющей образовательную деятельность,
обеспечивает выполнение учебного плана в соответствии с интересами и потребностями
обучающихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и
интеллектуальном

плане

в

условиях

информатизации

общества,

создавая

условия

для

самовыражения и самоопределения школьников.
Учебный план обеспечивает возможность изучения государственного языка Российской
Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, а также устанавливает
количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования
реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного
уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся (согласно ФОП НОО п. 25.5). В федеральном учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
-

формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных

отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного
общего образования;
-

формирование

основ

нравственного

развития

обучающихся,

приобщение

их

к

общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;

-

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
МАОУ СОШ №16 самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов

деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии).
В обязательную часть учебного плана входят следующие предметные области и учебные
предметы:
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает в себя учебные
предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». Учебный предмет «Русский язык» в 1 классе
из 165 часов - 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения
грамоте и 40 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка. Во 2-4 классах на изучение учебного
предмета «Русский язык» в учебном плане МАОУ СОШ №16 отведено по 5 часов в неделю в
каждом классе соответственно.
Учебный предмет «Литературное чтение» изучается в 1 классе по 4 часа в неделю, из них 92
ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтения в период обучения грамоте и 40 ч (10
учебных недель) - урокам литературного чтения. Во 2 - 4 классах урокам Литературного чтения
отводится 136 часов, по 4 часа в неделю соответственно. Содержание предметов «Русский язык» и
«Литературное чтение» отражено в рабочих программах данных учебных предметов.
Учебный план МАОУ СОШ №16 обеспечивает преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа
языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской
Федерации, в том числе русского языка как родного языка. Для МАОУ СОШ №16, в которой языком
образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков
народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации может
осуществляться при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (согласно п.32.1 ФГОС НОО).
Предметная область «Иностранные языки» включает в себя учебный предмет «Иностранный
(английский) язык». «Иностранный (английский) язык» представлен в объеме 2 часов в неделю во
2—4 классах. На этапе начального общего образования на изучение иностранного языка выделяется

204 часа: 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68 часов. При изучении предметов
иностранный язык осуществляется деление учащихся на подгруппы. Изучение учебного предмета
«Второй иностранный язык» из перечня, предлагаемого МАОУ СОШ №16, может осуществляться
по

заявлению

обучающихся,

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних

обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий.
Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебный предмет
«Математика», который изучается в 1-4-х классах по 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Предметная область «Обществознание и естествознание» включает в себя учебный предмет
«Окружающий мир», который представлен в объеме 2 часов в неделю, является интегрированным
курсом. В содержание предмета введены развивающие модули, разделы социально - гуманитарной
направленности, основ безопасности жизнедеятельности. Тематическое планирование составлено с
учетом особенностей

развития Свердловской

области

и

обеспечено введением

разделов

краеведческого содержания в курс «Окружающий мир».
Учебные

предметы

«Изобразительное

искусство»,

«Музыка»,

«Труд

(технология)»

изучаются в 1-4 классах по 1 часу в неделю.
В предметной области "Физическая культура" в учебном плане стоит предмет "Адаптивная
физическая культура". На изучение предмета «Физическая культура»/«Адаптивная физическая
культура» предусмотрено 2 часа в неделю..
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор
одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся. На учебный предмет «Основы религиозных культур и светской
этики» - отведено 34 часа в год. В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и
светской этики с 4 класса по выбору обучающихся или их родителей (законных представителей)
предлагается изучать модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы
буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы
светской этики.
Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений
Часть учебного плана МАОУ СОШ №16 для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), формируемая
участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических)
образовательных потребностей, характерных для группы обучающихся с

ЗПР, а также

индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов; на введение
учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ЗПР, в том числе
этнокультурные (например: история и культура родного края, этика, музыкальные занятия).
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
формируемая

участниками

образовательных

плана,

отношений из перечня, предлагаемого МАОУ

СОШ №16, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности),
учебные модули по выбору родителей (законных представителей)

несовершеннолетних

обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью

удовлетворения

различных

интересов

обучающихся,

потребностей в физическом

развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы(согласно ФОП
НОО п. 25.10).
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение
ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной,
поэтому в учебном плане МАОУ СОШ №16 особое место отведено практическому содержанию
цифрового образования, исследовательской деятельности, применению приобретенных знаний и
умений в реальных жизненных ситуациях и осуществляется через учебный курс «Мир
информатики» на изучение которого предусмотрено по 1 часу в неделю в 1-3 классах. Изучение
учебного курса «Мир информатики» в 1–3-х классах осуществляется в части учебного плана,
формируемой

участниками

метапредметных

результатов,

образовательных
связанных

с

отношений. Достижение предметных и

использованием

информационных

технологий,

достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих
учебных предметов:
– «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков
поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том
числе сети Интернет);
– «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий);

– «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает
изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные
путешествия);
– «Труд

(технология)»

(обеспечивает

достижение

–

модуль

предметных

«Информационно-коммуникативные
и

метапредметных

результатов,

технологии»
связанных

с

использованием информационных технологий).
В учебный план МАОУ СОШ №16 для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) включается
внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, адаптивно-спортивное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации. Образовательные организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Обязательной частью внеурочной деятельности является реализация коррекционных курсов и
проведение коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися предусматривают: логопедические
занятия и индивидуальные занятия по коррекции и развитию когнитивных функций. Все эти занятия
проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность занятий до 25 - 30 минут.
В коррекционно-развивающей области учитывается специфика контингента обучающихся, ее
содержание

направлено

на

коррекцию

психофизического

развития

личности,

создание

компенсаторных и социально-адаптационных способов деятельности.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных
возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением
элементарных

знаний,

формированием

практических

общеучебных

знаний

и

навыков,

обеспечивающих относительную самостоятельность обучающихся в быту, их социальную
адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Коррекционная

работа

проводится

в

виде

индивидуальных

и

групповых

занятий;

продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются педагогическим
работником, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния
обучающихся.
Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного
процесса. Ведущими специалистами при этом являются педагогические работники (учитель
адаптивной

физической

культуры,

педагог-психолог,

учитель-логопед,

учитель-дефектолог,

социальный педагог), которые осуществляют диагностику, определяют программу коррекции и
проводят коррекционные занятия. Кроме того, специалисты дают рекомендации по включению
коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ФАОП НОО определяет
образовательная организация.

Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной

деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на
коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального
общего образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). Время, отведенное
на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых
на реализацию основной образовательной программы.
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на
одного обучающегося.
Учебно-методическое обеспечение
В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение
младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения
универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно
усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию умение учиться.
Перечень учебников, используемых в МАОУ СОШ №16 является составной частью Учебного
плана на текущий учебный год, соотносится с федеральным перечнем учебников и учебных пособий
на текущий год.
Промежуточный контроль
МАОУ СОШ №16 самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности
промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости обучающихся в 1-х
классах осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде отметок.
Все предметы обязательной части учебного плана 2-4 классов оцениваются по четвертям.
Предметы

из

части,

формируемой

участниками

образовательных

отношений,

являются

безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок
проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и
порядке

текущего

контроля

успеваемости

и

промежуточной

аттестации

обучающихся

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 16.

Диагностика предметных и метапредметных результатов в первых классах основывается на
результатах проведения Стартового и Итогового образовательного модуля. Текущий контроль
успеваемости обучающихся в 1-х классах осуществляется без фиксации образовательных
результатов в виде отметок.
В течение учебного года в 2-4 классах проводятся диагностические работы и другие
формы проверки учета качества обученности учащихся. Систематизированные материалы
наблюдений, которые ведут учителя начальных классов, позволяют проанализировать предметные
умения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель. По результатам диагностики ставятся
педагогические задачи на межаттестационный период.
В начальной школе МАОУ СОШ №16 2-4 классов в процесс оценивания результатов
учебной деятельности учащихся включаются:

• учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
• родители (знакомятся с результатами учебной деятельности ребенка).
• ребенок (работает

с «листом достижения портфеля достижений обучающихся);

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи на основе метапредметных действий.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является сформированность ряда
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине,
начиная со 2-го класса.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
1.

установление уровня освоения обучающимися образовательной программы;

2.

предупреждение проблем в освоении обучающимися образовательной программы и

учет индивидуальных образовательных потребностей;
3.

оценка эффективности организации образовательной деятельности на основании

мониторинга динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности. Основной формой
промежуточной аттестации обучающихся является обобщение данных текущего контроля
успеваемости за определенный учебный период. Во 2-4 классах осуществляется по четвертям и
учебным годам (годовая аттестация).
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по отдельным предметам,
курсам:
- посредством «удовлетворительных» и «неудовлетворительных» отметок («5» - отлично, «4» хорошо, «3»- удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно, «1» - отсутствие оснований для

оценки); - посредством «н/а», если промежуточная аттестация не пройдена по уважительной причине
(болезнь или другие подтвержденные документально обстоятельства).
Аттестация во 2-4 классах проводится на основе текущего контроля, фиксируется текущей
годовой отметкой, представляет собой четвертную отметку в случае, если учебный предмет
осваивался обучающимися в течение одной четверти, и среднее арифметическое четвертных оценок,
если учебный предмет осваивался более одной учебной четверти. Промежуточная аттестация по
учебным курсам «Информатика» и «Основы проектной деятельности: учебный проект» проводится в
зачетной форме. Курс считается «зачтенным», если посещаемость и объем выполненных заданий
составляют не менее 75% от общего числа проведенных занятий. В оценивании используются как
субъективные или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), так и
объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ
учащихся, результатов тестирования.
В течение учебного года проводятся иные формы промежуточной аттестации в виде итоговых
контрольных работ по русскому языку, математике и окружающему миру и метапредметной
контрольной работы во 2-4 классах.
Промежуточная аттестация обучающихся 4-х классов представляет собой форму оценки
степени и уровня освоения обучающимися АООП НОО и проводится на основе принципов
объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся в форме ВПР.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному (или нескольким учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки,
установленные приказом директора школы.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной, итоговой
аттестации освоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения
АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
-

особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых

- образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

- адаптирование

инструкции

с

учетом

особых

образовательных

потребностей

и

индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1)

упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2)

упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие

смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3)

дополнение письменной инструкции к заданию, при необходимости, зачитыванием

педагогическим работником инструкции вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами; адаптирование, при необходимости, текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и
семантическому оформлению); предоставление, при необходимости, дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на
выполнение заданий;
организация короткого перерыва (10 - 15 минут) при нарастании в поведении обучающегося
проявлений утомления, истощения; недопущение негативных реакций со стороны педагогического
работника, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой
используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на
следующем уровне образования, выносятся предметные, метапредметные результаты и результаты
освоения программы коррекционной работы.
Итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом
возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или
счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО делается на основании
положительной индивидуальной динамики.
Реализация рабочих программ по предметам учебного плана подкрепляется соответствующей
кадровой подготовкой педагогического состава и материально-технической оснащенностью.

Учебный план
начального общего образования для обучающихся 1-4 классов
с задержкой психического развития (вариант 7.1)
на 2024- 2025 учебный год
классы
Предметная область

Учебный предмет
Обязательная часть

1

2

3

4

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

4

4

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)

0

2

2

2

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")

Окружающий мир

2

2

2

2

Основы религиозных культур и
светской этики

Основы религиозных культур и
светской этики

0

0

0

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Музыка
Труд (технология)
Физическая
культура/Адаптивная
физическая культура

1
1

1
1

1
1

1
1

2

2

2

2

20

22

22

23

1

0

Русский язык и литературное
чтение

Искусство
Труд (технология)
Физическая культура

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Мир информатики
1
1

Итого

1

1

1

0

10

10

10

10

5

5

5

5

5

5

5

5

ИТОГО недельная нагрузка

21

23

23

23

Количество учебных недель

33

34

34

34

Всего часов в год

693

782

782

782

Внеурочная деятельность:
индивидуальные и групповые занятия по программе
коррекционной работы
другие направления внеурочной деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».