I. Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «История в лицах» (далее – Программа) разработана в соответствии с: требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями; Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 16 г.Карпинска; Уставом МАОУ СОШ №16 г. Карпинска; Учебным планом на 2024-2025 учебный год; Локальными актами образовательной организации, в т. ч. о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, которые школа готовит по требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 30). Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН); Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014г. № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.08.2015 г. № 08-1189 «Методические рекомендации по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов». Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089 в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609, от 03.08.2015 №08-1189), с учётом Историко-культурного стандарта, разработанного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 2 В основу данной программы положен компетентностный подход к образованию, направленный на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования". В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: "формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда". Важными аспектами компетентностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированности их достижения. Признаками решающей роли образования являются практическое применение приобретённых знаний и умений, самостоятельность деятельности и личной ответственности за результат. Цель предмета «История в лицах»: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества; развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и 3 правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным демократическим нормам; ценностям, приверженности закрепленным в гуманистическим Конституции и Российской Федерации; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданскообщественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Цель и реализация учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих задач: создание условий для социализации личности формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры 4 содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры. Основным принципом формирования содержания в соответствии с компетентностным подходом является понимание того, что основу содержания учебного материала составляет изучение форм практической деятельности человека. Знание об обществе сочетает в себе всю историю человеческого бытия, характера взаимоотношений, развития общества, экономики, государства и права. Формирование базовых компетенций школьников: подбор компетентностных форм и методов обучения, проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни обучающихся, организация внеурочной социальной практики по предмету: 1. извлечение основного содержания, прочитанного или услышанного; 2. построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; 3. исследование различных вариантов решения проблемных задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии; 4. сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания; 5. планирование действий и времени; 6. оценка результатов своей деятельности; 7. умение критически относится к тому или иному аспекту общественного развития; умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; 8. умение видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; 9. умение оценивать социальные привычки, связанные с окружающей средой; 10. умение сотрудничать в группе; 11. умение принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; 5 12. умение разрабатывать и выполнять контракты; 13. умение принимать решение и прогнозировать его последствия; 14. умение нести ответственность. Перенос акцента на практико-ориентированное освоение предмета отвечает реалиям своевременного российского образовательного пространства. II. Общая характеристика учебного предмета «История в лицах» Основой предмета «История в лицах» являются исторические знания о развитии общества, роли личности в истории, представления об основных этапах развития многонационального российского государства. В данном курсе история России и роль личности в истории рассматривается как неотъемлемая часть мирового исторического процесса. Программа адресована учащимся 10 (11) классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности важнейших деятелей российской истории, тех, кто оказал влияние на ход истории, чьи имена остались в памяти человечества, а так же изучение трудных вопросов российской истории. Срок освоения программы «История в лицах» и объём учебного времени. Нормативный срок освоения программы факультативного курса на этапе среднего образования составляет 1 год. Продолжительность учебного года в 10 (11) классе – не менее 34 учебных недель. Занятия «История в лицах» проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия 40 минут. Формы реализации программы. Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: 1. классно-урочная; 2. зачѐтная форма обучения и контроля; 3. лекционная и семинарская формы; 4. проектно-исследовательская деятельность учащихся; 5. деловая игра; 6. практикум. 6 Методы обучения. На уровне среднего общего образования создаются условия для освоения обучающимися образовательных программ делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся. В процессе обучения старшеклассников используются: 1. приѐмы актуализации субъективного опыта учащихся; 2. методы диалога и полилога; 3. приѐмы создания коллективного и индивидуального выбора; 4. игровые методы; 5. методы диагностики и самодиагностики; 6. технологии критического мышления; 7. информационно-коммуникационные технологии; 8. технологии коллективного метода обучения. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, обществознания, географии, литературы, искусства. III. Описание ценностных ориентиров содержания Учебного предмета «История в лицах» Программа учебного предмета «История в лицах» построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов 7 России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интернационализация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 8 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. способствование осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать объединения, в жизнедеятельности продуктивно подросткового взаимодействующего с общественного социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных 9 ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности). III. Познавательная, информационно - коммуникативная, рефлексивная деятельность, предметные результаты освоения учебного предмета «История в лицах» Познавательная деятельность Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. 10 Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Творческое мотивированно решение отказываться учебных от и образца, практических искать задач: оригинальные умение решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Информационно-коммуникативная деятельность Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами"). 11 Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернетресурсы и другие базы данных. Рефлексивная деятельность Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. В результате изучения учебного предмета «История в лицах» ученик должен знать/понимать: 1) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; 2) периодизацию всемирной и отечественной истории; 3) современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; 12 4) историческую обусловленность современных общественных процессов: 5) особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе: 6) предпосылки появления взятки, как негативного социального явления; 7) эволюцию конфликта интересов в российской истории; 8) основные направления государственной антикоррупционной политики в XIX в.; 9) о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества; 10) причины необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества; 11) основные закономерности развития государственных механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии. уметь: 1) проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; 2) критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); 3) анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); 4) - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; 5) устанавливать причинно-следственные пространственные и временные рамки связи между изучаемых явлениями, исторических процессов и явлений; 6) участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; 7) представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; 13 8) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 9) - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; 10) использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; 11) соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; 12) - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России; 13) понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 14) объяснять истоки возникновения конфликта интересов в российском государственном аппарате; 15) осознавать негативное влияние приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления; 16) осознавать негативное влияние сращивания государственных и частных интересов; 17) определять значение использования должностного положения в личных целях; 18) понимать причины и закономерности формирования государственной системы противодействия коррупции 19) иметь представление о системе наказаний за коррупционные преступления; 20) негативно относиться к революционным способам борьбы с коррупцией; 14 21) объяснять причины сращивания государственного и партийного аппарата. V. Содержание учебного предмета «История в лицах» 1. Земля русская. Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Первые князья Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. Владимир Святой Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Первые святые на Руси Борис и Глеб – князья мученики. Ярослав Мудрый 15 Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы. Князья периода феодальной раздробленности Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности. Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Влияние татаро- монгольского ига на усиление коррупционных связей. Экономическое превосходство как средство обеспечивающее централизацию российского государства. Деятели русской церкви и культуры Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский. 2. Московская Русь Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения 16 владений. Причины появления коррупции в России. Коррупционная составляющая феодальной раздробленности Древнерусского государства. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Сергий Радонежский Сергий Радонежский, роль в истории. Иван III Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Брачные связи как коррупционное средство. Иван IV Грозный Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Превышение должностных полномочий. Авторитаризм. Формирование государственного механизма противодействия коррупции. Создание государственных органов по борьбе с коррупцией. Государственные превороты как средство достижения коррупционных целей. Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения. Великие живописцы Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. 3. Россия в XVII веке Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Минин и Пожарский 17 Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Церковный раскол Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Деятели культуры Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. 4. Россия в XVIII веке Петр Первый Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Птенцы гнезда Петрова” Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. Женщины на престоле Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. 18 Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Емельян Пугачев Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Ушаков. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр. 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика. Сословная система как причина социального неравенства.Государственные реформы социальной системы общества. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка. Витте С.Ю. Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора. Столыпин П.А. Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность 19 в Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал. Революционные настроения как форма общественного противодействия коррупционному произволу. VI. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности и с указанием форм организации учебных занятий обучающихся 10 (11) класс № 1. Разделы, темы, познавательная и практическая Количество деятельность часов Земля русская. 9 Содержание Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Первые князья Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. Владимир Святой 20 Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Междоусобица на Оборона Руси Руси после от печенегов. смерти Владимира Святославича. Первые святые на Руси Борис и Глеб – князья мученики. Ярослав Мудрый Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность литературный дар, Мономаха, хозяйственные его образование, заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы. Князья периода феодальной раздробленности Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко- Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности. 21 Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Влияние татаро- монгольского ига на усиление коррупционных связей. Экономическое превосходство как средство обеспечивающее централизацию российского государства. Деятели русской церкви и культуры Первый русский просвещение. митрополит Нестор и Илларион. другие Церковь летописцы. и Даниил Заточник, Кирилл Туровский. Виды деятельности Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни. Выполнение творческих работ по обществоведческой тематике. Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения. Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание конечного продукта материала, информационное сопровождение (презентация). 2. Московская Русь 6 Содержание Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московский. Московской Личность Ивана династии. Калиты. Даниил Борьба за 22 великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Причины появления коррупции в России. Коррупционная составляющая феодальной раздробленности Древнерусского государства. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Сергий Радонежский Сергий Радонежский, роль в истории. Иван III Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Брачные связи как коррупционное средство. Иван IV Грозный Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 “Домострой”. г.: сословия Опричнина и как власть. средство Стоглав и утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Превышение должностных полномочий. Авторитаризм. Формирование государственного механизма противодействия коррупции. Создание государственных органов по борьбе с коррупцией. Государственные превороты как средство достижения коррупционных целей. Значение фаворитизма в формировании 23 коррупционного поведения. Великие живописцы Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий. Виды деятельности Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни. Выполнение творческих работ по обществоведческой тематике. Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения. 3. Россия в XVII веке 6 Содержание Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Минин и Пожарский Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Михайлович (Тишайший). Формирование монархии. Соборное уложение. Алексей абсолютной Закрепощение крестьянства. 24 Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Церковный раскол Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Деятели культуры Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков. Виды деятельности Участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни. Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения. Совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание конечного продукта материала, информационное сопровождение (презентация). 4. 4. Россия в XVIII веке 9 Содержание Петр Первый Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. 25 Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Птенцы гнезда Петрова” Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. Женщины на престоле Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Емельян Пугачев Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Ушаков. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр. Виды деятельности Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, 26 осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения. Совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание конечного продукта материала, информационное сопровождение (презентация). 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов 4 Содержание Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные Сословная поселения. система как Внешняя причина политика. социального неравенства. Государственные реформы социальной системы общества. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка. Витте С.Ю. Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора. Столыпин П.А. Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в 27 Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел. Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая землевладения. реформы. политика. Защита Противоречивость Трагический и финал. помещичьего незавершенность Революционные настроения как форма общественного противодействия коррупционному произволу. Виды деятельности Выполнение творческих работ по обществоведческой тематике. Получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения. Совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. Проектная деятельность: обсуждение содержания проекта, создание конечного продукта материала, презентация. Всего часов: 34 VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности Материально- техническое обеспечение по реализации программы включает в себя печатные пособия, цифровые средства обучения, технические средства обучения, учебно – практическое оборудование. Общее оборудование 1. Медиапроектор 2. Слайд-проектор 28 3. Экран проекционный 1,6x1,6м. 4.Компьютер 5.Акустическая система к персональному компьютеру 6.Принтер 7.Интерактивная доска Информационно - коммуникационные средства обучения: информационные сайты, интернет – ресурсы: http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал http://www.lib-history.info - историческая библиотека www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История в лицах» По окончанию изучения курса, учащиеся должны придти к следующим результатам: 10 (11) класс 1) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; 2) периодизацию всемирной и отечественной истории; 3) современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; 4) историческую обусловленность современных общественных процессов: 29 5) особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе: 6) предпосылки появления взятки, как негативного социального явления; 7) эволюцию конфликта интересов в российской истории; 8) основные направления государственной антикоррупционной политики в XIXв.; 9) о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества; причины 10) необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества; основные 11) закономерности развития государственных механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии. уметь: 1) проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; 2) критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); 3) анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); 4) - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; 5) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; 30 6) участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; 7) представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; 8) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 9) - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; 10) использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; 11) соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; 12) - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России; 13) понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 14) объяснять истоки возникновения конфликта интересов в российском государственном аппарате; 15) осознавать негативное влияние приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления; 16) осознавать негативное влияние сращивания использования должностного закономерности формирования государственных и частных интересов; 17) определять значение положения в личных целях; 18) понимать причины и государственной системы противодействия коррупции 31 19) иметь представление о системе наказаний за коррупционные преступления; 20) негативно относиться к революционным способам борьбы с коррупцией; 21) объяснять причины сращивания государственного и партийного аппарата. 32