РП ФОП СОО 2024 Практикум по литературе

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Практикум по литературе» рассчитана
на 68 часов в неделю с 10 по 11 класс (1 час в неделю) и является
обязательным дополняющим компонентом профильного образования по
литературе.
Данный предмет является важнейшим средством построения
индивидуальных образовательно-профессиональных программ, которые в
значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником
содержания образования в зависимости от его интересов и способностей.
Культура восприятия художественного произведения важна как основа
формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,
вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Предмет «Практикум по
литературе» нацелен на углубление знаний обучающихся о способах,
методах и подходах к анализу художественного текста и отработку
соответствующих
навыков,
постижение
учащимися
вершинных
произведений отечественной и мировой литературы, их анализ, основанный
на понимании образной природы искусства слова, опирающейся на
принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с
жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений
анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение
возможными
алгоритмами
постижения
смыслов, заложенных
в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и
создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по
поводу прочитанного.
Данная рабочая программа составлена на основе Программы курса «Слово —
образ — смысл: филологический анализ литературного произведения».
Авторы: В.Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков,
А.М.Антипова (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11
классы. Профильное обучение. М.: Дрофа).
Целью программы является развитие умений и навыков филологического
анализа литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе
системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в
старших классах.
Данная программа призвана решить следующие задачи:
интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за
время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;
систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в
аспекте

отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр,
художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в
средних и старших классах; обучить целостному анализу литературного
произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на
основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание
теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о
системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Данная учебный предмет имеет прежде всего практическую
направленность, т. е. предназначается не столько для формирования круга
знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. Система
специальных
упражнений,
отрабатывающих
отдельные
звенья
филологического анализа и их соединения в целостное рассмотрение
литературного произведения, способствует переходу от теории к практике
самостоятельного анализа литературных произведений, формированию у
учащихся навыка самостоятельного постижения глубинного смысла
произведения с опорой на выявление закономерностей художественной
формы.
Учебный предмет «Практикум по литературе» должен дополнить как
историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах
(поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного
процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изучения отдельных
произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающеповторительный курс русского языка в 10-11классах (поскольку позволит
систематизировать знания по русскому языку в процессе наблюдения над
использованием явлений языка в художественной функции). Концептуальной
основой курса является понимание содержания художественного
произведения как динамической системы, неотъемлемой составной частью
которой выступает компетенция читателя. Количество прочитанных
произведений само по себе не влияет на качественное изменение
читательского опыта; без аналитических усилий, игнорируя закономерности
художественной формы, невозможно проникнуть в содержание произведения
с должной глубиной. Основным методологическим принципом, на котором
строится учебный курс, является изучение литературного произведения не
только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и
литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших
классах средней школы), но и в единстве художественной формы и
содержания. Если традиционный «школьный» путь – это движение от
интуитивно воспринятого содержания к поискам того, как это содержание
обнаруживает себя в

тексте, то в данном случае предлагается идти от анализа формы к
постижению произведения как смыслового целого.
Занятия в соответствии с программой предполагают:
повторение теоретико-литературных понятий, изученных в 5-9 классах,
углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с
учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом
расширенного круга чтения;
углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для
изучения основного курса литературы в 10-11 классах;
знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на
изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение
образцов литературоведческих работ;
выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретиколитературных понятий с практикой филологического анализа, с целью
отработки как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного
анализа художественного текста в предложенном аспекте;
обучение
самостоятельному
анализу
литературно-художественных
произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;
обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке
произведения;
выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по
отдельным аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному
анализу произведений разных типов;
написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на
знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа
литературных произведений.
Отбор
литературного
материала
для
развития
навыков
филологического анализа определяется следующими принципами выбор
произведений соотнесен с требованиями федерального компонента
государственного стандарта среднего общего образования (профильный
уровень);
Учебный предмет не ставит задачи полного повторения и целостного анализа
всех изученных ранее литературных произведений, поэтому отбор
литературного материала обусловлен необходимостью развития навыков
самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретиколитературными понятиями; в программу включены лишь те произведения,
которые представляются наиболее «удобными» для рассмотрения тех или
иных эстетических явлений; для каждого раздела программы отбираются
произведения,

в наибольшей степени соответствующие образовательным задачам данного
раздела;
для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по
возможности те литературные произведения, которые должны быть изучены
(в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости
привлекаются и произведения, предназначенные для изучения в 11 классе.
Структура содержания определяется его целями и задачами, а также
базовыми методологическими и методическими принципами. Исходя из
конкретных условий, учитель может изменять порядок изучаемых тем,
сохраняя при этом ведущий принцип: от анализа художественной формы – к
анализу содержания литературного произведения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс (34 ч.)
Введение (l ч.) Задачи и принципы филологического анализа литературного
произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного
содержания текста.
Художественное произведение как образ (2 ч.) Художественная литература
как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного
вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность.
Художественный мир. Единство художественной формы и художественного
содержания. Система образов произведения (образ персонажа, образ среды,
образ пространства, образы предметов). Типы отношений между образами
«двойничество», антагонизм и т.п.).
Художественная форма (4 ч.)
Художественный
стиль.
Идиостиль.
Метафорический
характер
художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа,
системы персонажей). Психологизм. Художественный документализм.
Гротеск. Стилизация. Пародия. Произведение как событие рассказывания (5
ч.) Произведение и текст. Автор - текст - читатель. Автор и повествователь.
«Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы повествования (от
первого, второго, третьего лица, автобиографическое, хроникерское,
объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ
повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели условного
адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы
повествования
(установка
на
устную
или
письменную
речь,
стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования:
дневник, эпистолярная форма, мемуары и др.). Диалог и монолог.

Композиция произведения (8 ч.)Архитектоника текста. Композиция
повествования. Способы авторского членения
текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция.
Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом
произведении. Внефабульные элементы (вставные тексты (вставная новелла,
повесть, песни, стихи, сны, дневники,письма и пр.); лирические отступления
и т. п.). Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение,
предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Сильные
позиции» текста.
Художественная речь (6 ч.) Эстетическая функция языка художественной
литературы. Признаки художественной речи. Проза и поэзия. Стихотворения
в прозе. Ритмическая проза. Ритмометрические характеристики стихотворной
речи. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлаботоническая). Стихотворные размеры двусложные (ямб, хорей) и трехсложные
(дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих).
Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактилическая).
Белый стих. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой).
Некоторые классические виды строф (катрен, терцина, октава, онегинская
строфа). Образный потенциал поэтической речи. Изобразительновыразительные средства языка художественного произведения. Тропы и
риторические фигуры (эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений,
метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, антитеза, оксюморон,
гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация, эвфония,
аллитерация, звукоподражание). Гротеск. Уровни анализа языка
художественного произведения. Языковая оппозиция. Семантическое поле.
Тематическое поле. Ключевые слова текста. Имя собственное в
художественном тексте. Имя персонажа. Художественные функции
стилистически окрашенныx групп лексики (диалектизмы, просторечие,
варваризмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы и др.).
Поэтизмы. Изобразительные возможности фонетических и грамматических
ресурсов
языка.
Изобразительные
возможности
лексических
и
грамматических аномалий.
Художественное содержание (5 ч.)
Художественное содержание и художественная форма. Единство содержания
и формы. Художественное своеобразие произведения. Тема как предмет речи
и тематика как круг отображаемых явлений. Проблематика. Типология
проблем: нравственная, философская, социально-историческая проблематика
(человек в его отношении к обществу, природе, универсуму;

взаимоотношения поколений; человек и время; человек и нация; духовные
поиски, проблемы смысла жизни). Исторически конкретные и вечные
проблемы «сквозные темы»). Система конфликтов произведения; основной
конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия.
Идейноэмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос
(героический, романтический, сентиментальный, идиллический, трагический,
иронический, сатирический и т.п.). Образ автора. Автор биографический и
«концепированный». Авторский замысел и авторская позиция в
произведении.
Итоговая работа – 2 ч.
1ч. – повторение материала
11 класс (34 ч.)
Введение (l ч.) Филологический анализ как способ выявления глубинного
содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ
под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей
и др.) Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (6 ч.)
Художественное время как модель реальности. Модели времени: линейная,
циклическая и др. Время и вечность. Прошлое - настоящее - будущее. Знаки
времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое,
космическое и т.п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении;
историческая и «не историческая» литература. Модели пространства.
Понятия и оппозиции, реализующие модели пространства (граница, путь и
др., симметричное - асимметричное, внутреннее – внешнее, верх - низ,
близкое - далекое, свое – чужое). Метафорические отношения между
временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ)
бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие
архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ города).
Статические и динамические образы. Мастерство писателя в создании
пейзажа: выбор точки зрения, масштаба изображения, степень
детализированности, сенсорные характеристики. Интерьер (образ дома, образ
комнаты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности)
как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в
произведении. Основные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства
создания пространственных образов.
Образ персонажа (4 ч.)
Содержание образа - индивидуальное и типическое (универсальное,

антропологическое, национальное, историческое, социальное); характер и
тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая
характеристика, место в системе
персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы,
интерьер, деталь-символ, прямые оценки (автор - повествователь персонаж). Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения.
Персонажи, связанные отношениями подобия(«двойники»), принадлежности
к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления
(антиподы и антагонисты). Сопоставительная характеристика
персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей:
главные, второстепенные эпизодические, внесценические, антропоморфные,
зооморфные.Традиционные типы персонажей (амплуа) в драме: резонер,
субретка и т.п.
Портрет в литературном произведении (2 ч.)
Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь.
Лейтмотивная
деталь.
Характерологическая
функция
портрета.
Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете.
Художественное мастерство автора в создании портрета.
Образ предмета (2 ч.)
Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула.
Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.
Образ события (4 ч.)
Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка,
развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпилог. Типология
фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные,
любовные, семейные, авантюрные). Фабульная линия. Количество
фабульных линий в произведении. Классицистическое единство места,
времени и действия в сюжете. Лирический сюжет. Динамика сюжета.
Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты
(«сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора
бытия).
Эпизод в произведении (3 ч.)
Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и
пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка
зрения в эпизоде.
Текст и контекст (4 ч.)
Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический
контекст. Прототип. Aллюзия. Художественная литература и публицистика.
Документальнохудожественные
и
публицистические
жанры,
их

использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и
т.п.). Интертекст (литературный контекст как один из видов
художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование.
Реминисценция.
Мифологические,
религиозные,
фольклорные
и
т.п.реминисценции.
Произведение и литературный процесс (4 ч.)
Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и
литература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда,
частушка, сказка (волшебная, бытовая), песня, анекдот, пословица).
Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы
(житие, притча, хождение). Литературный род: эпос, лирика, драма.
Лироэпические и лирико-драматические произведения. Литературный жанр.
Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла,
литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лирические
(сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпиграмма, эпитафия, рондо,
стансы, романс, мадригал), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма,
дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путешествие, утопия,
антиутопия, роман-миф, авантюрный роман, детектив). Художественный
метод и художественный стиль. Литературные направления, течения,
художественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм,
имажинизм, постмодернизм). Традиционное и новаторское в произведении.
Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь
общества и актуальности произведения.
Итоговая работа и её анализ - 4 ч
Занятия в соответствии с программой предмета предполагают:
работу с текстом;
сопоставительный анализ документального и художественного текстов;
устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
выявление языковых средств художественной образности и определение их
роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения
основного курса литературы в 10-11 классах;
анализ образной системы небольшого по объёму произведения;
знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на
изучаемые теоретико-литературные понятия;
фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретиколитературных понятий с практикой филологического анализа;
обучение
самостоятельному
анализу
литературно-художественных
произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;
обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке
произведения;
выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по
отдельным аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному
анализу произведений разных типов;
составление тезисного плана сочинения;
написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на
знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа
литературных произведений;
выполнение заданий тестового типа.
Итоговая работа представляет собой многокомпонентный анализ
литературного произведения в соответствии с основными разделами курса и
оценивается по системе «зачёт» / «незачёт».
Планируемые результаты обучения
В результате обучения выпускники научатся:
разграничивать понятия «произведение» и «текст»;
выявлять в произведении образы разных видов: образ времени, пространства,
события, персонажей, предметов, вещей, растений, животных, явлений
природы, автора, читателя;
определять на конкретных примерах диалектику отношений между
художественной формой и художественным содержанием;
обнаруживать конкретные стилевые явления (психологизм, документализм,
гротеск и др.) в произведении и выявлять их художественные функции;
проводить сопоставительный анализ отдельного стилевого явления
(психологизма) в произведениях разных авторов;
обнаруживать признаки стилизации и пародии в произведении и выявлять их
художественной функции;
разграничивать понятия «биографический автор», «образ автора» и «автор –
творец»;
соотносить понятия «реальный читатель», «образ читателя» и «адресат»;
определять способы создания образов рассказчика и повествователя, типы
повествования;
выделять «точки зрения», организующие повествование, и соотносить их с
авторской позицией;

развивать навык определения типа и роли монологов и диалогов в
конкретных
художественных произведениях;
показывать разнообразие композиции литературных произведений;
выделять элементы фабульной композиции;
анализировать композицию фабулы и определять художественную роль
фабульной композиции разных типов (анализ художественного произведения
в единстве формы и содержания);
анализировать внефабульные элементы в структуре художественного
произведения;
анализировать лирические отступления в структуре художественного
произведения;
анализировать паратекстовые элементы в структуре художественного
произведения;
анализировать художественные функции заглавия, зачина, концовки,
рефренов;
выявлять выразительно-изобразительные особенности художественной речи,
приёмы словесной игры;
анализировать особенности поэтики произведения;
проводить анализ языка художественного произведения и выявлять
стилистические особенности текста на примере анализа прозы;
анализировать идейно-эмоциональное содержание произведения;
анализировать содержание литературного произведения;
проводить филологический анализ литературного произведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Введение

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Филологический анализ литературного произведения.
Литературное произведение как образ
Сущность художественного образа
Система образов произведения
Художественная форма
Художественная форма и художественное содержание
Художественный стиль
Психологизм как стилевое явление
Стилизация и пародия
Произведение как событие рассказывания
Автор – текст - читатель
Адресат реальный и условный
Типы и формы повествования

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

«Точка зрения» в литературном произведении
Монолог и диалог
Композиция произведения
Понятие о композиции литературного произведения
Анализ композиции конкретного литературного произведения
Композиция фабулы и сюжета
Внефабульные (внесюжетные) элементы литературного произведения
Внефабульные (внесюжетные) элементы литературного произведения:
лирические, публицистические, философские отступления
Паратекстовые элементы художественного произведения
Сильные позиции художественного текст
Анализ композиции литературного произведения
Художественная речь
Художественная речь: поэзия и проза, ритм и метр
Художественная речь: тропы и фигуры речи
Лингвопоэтический анализ текста (ресурсы общенародного языка в их
поэтической функции)
Индивидуальный стиль писателя
Лингвистический анализ лирического произведения
Лингвистический анализ отрывка прозы
Художественное содержание
Художественное содержание. Тематика и проблематика произведения
Художественное содержание. Тематика и проблематика произведения
Идейное содержание и пафос произведения. Образ автора
Анализ содержания литературного произведения
Анализ содержания литературного произведения
Итоговая письменная работа
Итоговая письменная работа
Анализ письменных работ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Введение

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Филологический анализ литературного произведения.
Образ времени и пространства в произведении
Общее понятие о хронотопе. Образ пространства в художественном
произведени
Общее понятие о хронотопе. Образ времени в художественном
произведени
Занятие-практикум. Анализ образов времени и пространства в
художественном произведении
Пейзаж в литературном произведении
Модели хронотопов в произведениях русской литературы
Модели хронотопов в произведениях русской литературы
Образ персонажа
Средства создания образа-персонажа
Содержание образа-персонажа
Система персонажей в литературном произведении

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Сопоставительная характеристика персонажей
Портрет в литературном произведении
Портрет персонажа в литературном произведении
Мастерство словесного портрета
Образ предмета
Предметный мир в литературном произведении
Мастерство художественной детали
Образ события
Фабула как метафора бытия
Построение событийного ряда произведения
Лирический сюжет
Лейтмотивы в событийной структуре произведения
Эпизод в произведении
Эпизод и его место в фабуле произведения
Эпизод как единство признаков времени и пространства
«Точка зрения» в эпизоде
Текст и контекст
Контекстуальное рассмотрение литературного произведения
Произведение и исторический контекст
Виды интертекстуальных связей
Аллюзии, цитаты и реминисценции
Произведение и литературный процесс
Литературный процесс и его стадии
Жанровое своеобразие литературного произведения
Своеобразие художественного метода произведения
Традиционное и новаторское в произведении
Итоговая письменная работа
Итоговая письменная работа
Анализ письменных работ
Подведение итогов курса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».