Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1от 29.08.2024 г.
Утверждено: директор
МАОУ СОШ № 16 Кнор О. В.
приказ № 226-д от 30.08.2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00C7F2F7E4E8672C1677B7DD5171F384DD
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 06.12.2023 до 28.02.2025
ПЛАН ПРОФОРИЕНТЕЦИОННОЙ РАБОТЫ
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
г. Карпинск
План профориентационной работы школы
на 2024 – 2025 учебный год
(основной уровень профориентационного минимума)
Глоссарий
Готовность к профессиональному самоопределению (ГПС) – способность
человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и
корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию,
учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального
самоопределения.
Индивидуальная образовательно-профессиональная траектория – путь
освоения универсальных и профессиональных компетенций, формируемых
обучающимися совместно с педагогами-навигаторами через использование
возможностей образовательной среды.
Карьера – траектория развития человека в рамках профессиональной
деятельности. Представляет собой последовательность образовательных и
профессиональных событий, которые проходит человек от начала трудовой
деятельности до ее завершения.
Карьерная грамотность – способность использовать знания, умения и
навыки для решения задач профессионального самоопределения
(инструментальная сторона профессионального самоопределения), например,
знания об устройстве рынков труда и возможностях профессионального
образования, навыки работы с образовательными ресурсами, навыки
постановки карьерных целей и т.д.
Контентно-информационный комплекс (КИК) «Конструктор будущего» –
цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает
наличие у педагога-навигатора персонального рабочего пространства на базе
платформы «Билет в будущее» (далее – Платформы) по формированию
профориентационных мероприятий в классе. Контент КИК содержит в себе
материалы:
вводного
(мотивационного)
урока;
тематических
профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 класс;
виртуальной выставки (мультимедийной экспозиции «Лаборатория
будущего» в онлайн-формате); «виртуальных профпроб» (моделирующих
онлайн-проб на базе Платформы); профориентационно значимого контента
для внеурочной деятельности и основных образовательных предметов, работы
с родителями; рефлексивного занятия.
Компетенция – комплексная способность, обеспечивающая готовность
человека к решению той или иной группы профессиональных задач
(профессиональная компетенция) или задач надпрофессионального либо
внепрофессионального характера (универсальная компетенция).
Мероприятия по профессиональному выбору – профориентационные
практические мероприятия разных видов, предусматривающие включение
работы наставника: например, профессиональные пробы, экскурсии
профориентационной направленности (на территории работодателей или
профессиональных образовательных организаций и организаций высшего
образования), мультимедийные выставки и т. д. Предполагают эмоциональнодеятельностную вовлеченность обучающихся.
Мультимедийная выставка – интерактивная экспозиция с использованием
мультимедийных технологий для профессиональной ориентации и выбора
будущей профессии.
Общеобразовательная организация – образовательная организация РФ,
реализующая образовательные программы основного общего и среднего
общего образования.
Партнер – юридическое лицо, осуществляющее ресурсную поддержку
профориентационной программы общеобразовательной организации на
основании соглашения. Может быть представлено компанией-работодателем,
профессиональной
образовательной
организацией,
образовательной
организацией высшего образования (ВО), органом власти, иной организацией.
Педагог-навигатор (ответственный за профессиональную ориентацию
обучающихся)
–
специалист,
непосредственно
осуществляющий
педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и
дальнейшей
реализации
их
индивидуальных
образовательнопрофессиональных траекторий. В качестве педагогов-навигаторов могут
выступать педагогические работники основного и среднего общего
образования, дополнительного образования (ДО).
Платформа (размещена по адресу https://bvbinfo.ru/) – многофункциональная
информационно-сервисная онлайн-платформа, на которой размещаются
профориентационные материалы, профориентационная онлайн-диагностика,
а также происходит организация внутренних процессов реализации проекта
профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее» (далее –
Проекта): регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных
операторов и школ, где размещается расписание мероприятий, реализуется
программа дополнительного профессионального образования (ДПО, или
повышение квалификации) для педагогов-навигаторов.
Проектная деятельность обучающихся (осуществляемая обучающимися
организаций общего образования преимущественно в учебных целях) – это
профориентационно значимая деятельность, осуществляемая обучающимися
при поддержке педагога (или эксперта) по решению актуальной проблемы,
ограниченная во времени и завершающаяся созданием продукта,
способствующего решению обозначенной проблемы.
Профориентационная онлайн-диагностика – стандартизированная
методика (при разработке и использовании профориентационной диагностики
целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала)
оценки, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств
подростка, прямо или косвенно связанных с выбором профессиональных и
образовательных траекторий.
Профориентационный минимум – единый набор профориентационных
практик и инструментов профориентационной работы с обучающимися всех
общеобразовательных
организаций
РФ
(включая
отдаленные
и
труднодоступные территории), отражающий запрос общества (основных
институциональных субъектов), в результатах профориентационной работы с
обучающимися.
Профессиональный выбор – решение, затрагивающее ближайшую
жизненную перспективу обучающегося (в отличие от профессионального
самоопределения).
Профессиональная ориентация обучающихся – комплексная подготовка
обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с их
личностными качествами, интересами, способностями, состоянием здоровья,
а также с учётом потребностей развития экономики и общества. Реализуется в
учебной, воспитательной и иных видах образовательной деятельности.
Профессиональная проба (профпроба, проба) – мероприятие, включающее в
себя элементы реальной профессиональной деятельности (или моделирующее
эти элементы), предполагающее оценку данной практики самим участником и
оценку ее наставником, способствующее сознательному, обоснованному
проектированию образовательно-профессиональной траектории.
Профессиональное самоопределение – процесс и результат:
1) выявления, уточнения и утверждения человеком собственной позиции в
профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных
возможностей, личных стремлений, смыслов и внешних вызовов (смысловая
сторона профессионального самоопределения);
2) овладения необходимым для этого инструментарием: знаниями, умениями,
навыками,
опытом,
компетенциями
(инструментальная
сторона
профессионального самоопределения).
Профориентационный урок – интерактивное занятие для обучающихся 6-11
классов (программы адаптированы отдельно для каждой возрастной группы)
общеобразовательных организаций профориентационного содержания.
Представляет собой занятие мотивационно-вовлекающего, информационнопросветительского, личностно-развивающего характера.
Рекомендация – документ с предложениями по построению индивидуальной
образовательно-профессиональной
траектории
как
пути
освоения
универсальных и профессиональных компетенций. Формируется в
соответствии с выявленными интересами, знаниями и навыками
обучающегося,
выбранными
профессиональными
направлениями
(профессиональными областями деятельности).
Используемые аббревиатуры и сокращения
ВО – высшее образование;
ГПС – готовность к профессиональному самоопределению;
ДО – дополнительное образование;
ДПО – дополнительное профессиональное образование;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;
Платформа – платформа «Билет в будущее», на базе которой размещен КИК
«Конструктор будущего»;
Программа – программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»
(также именуемая «Россия – мои горизонты»);
Проект – проект профессиональной ориентации обучающихся «Билет в
будущее»;
РГ – рабочая группа, отвечающая
Профориентационного минимума;
за
разработку
и
реализацию
СПО – среднее профессиональное образование
Цель реализации основного уровня – формирование ГПС обучающихся 611 классов общеобразовательных организаций.
Задачи основного уровня:
построение системы содействия профессиональному самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании
мотивационно-активизирующего, информационно-развивающего, практикоориентированного
и
диагностико-консультационного
подходов
к
формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного
процесса;
систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных
моделей профессиональной ориентации обучающихся;
разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по
возрастам (6-7, 8-9 и 10-11 классы);
разработка плана профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ по
разным нозологиям и возрастам;
выявление
исходного
уровня
сформированности
внутренней
(мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон ГПС у
обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует
обучающийся после участия в профориентационной программе;
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по
построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями
экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч.
профессиональных проб;
формирование у обучающихся профориентационных компетенций,
необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации,
приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного
освоения
ресурсов
территориальной
среды
профессионального
самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных
проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся
компетенций и возможностей среды;
совершенствование профессиональных компетенций специалистов,
ответственных за профориентационную работу в образовательной
организации (педагогов-навигаторов) по формированию у учащихся
осознанности и ГПС через прохождение программы ДПО (повышения
квалификации);
повышение активности и ответственности родителей в целях содействия
обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты основного уровня:
для обучающихся 6-11 классов – развитие всех компонентов ГПС (в т. ч.
повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных
профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории;
для родителей – получение рекомендаций по возможной помощи
самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной
информации о рынке образования и рынке труда (регионального и
федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и
востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики
РФ;
для педагогов и специалистов – повышение квалификации в области
методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся.
Применение методик, направленных на активизацию профессионального
самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических
инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик
и технологий;
для работодателей – привлечение мотивированных обучающихся к
производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение
наставников, работающих с учащимися.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей
учащихся МАОУ СОШ № 16, работодателей, сотрудников центра занятости
населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных
мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе
профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной
работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о
социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы
находил, наиболее полное применение своим интересам, склонностям, не
терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе
общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую
пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
В школе профориентационная работа проводится заместителем директора по
ВМР, учителями-предметниками, классными руководителями, педагогомпсихологом, социальным педагогом.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей
учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в
начальной, основной, средней школе.
По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации
профессионального
минимума
для
обучающегося
формируется
индивидуальная
рекомендация
по
построению
образовательнопрофессиональной траектории.
Форматы профориентационной
профориентационного минимума:
работы
на
основном
уровне
1) урочная деятельность (не менее 9 академических часов в учебный год);
2) внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты» (34
академических часа в учебный год);
3) практико-ориентированный модуль (не менее 12 академических часов в
учебный год);
4) взаимодействие с родителями (законными представителями) (не менее 2
часов в учебный год);
5) дополнительное образование (не менее 3 академических часов в учебный
год).
№
п.п.
1
1.1
1.2
1.3
1.4
Сроки
проведения
2
3
4
1. Организационно-информационная деятельность
Назначение сотрудника (не
Заместитель
до 30.08.2024
ниже уровня заместителя
директора по
директора), ответственного
ВМР
за реализацию мероприятий
профминимума
Назначение ответственных
Алексеева О. Г.
до 30.08.2024
специалистов по организации
профориентационной работы
из числа педагогических
работников (учителяпредметники, классные
руководители, педагогпсихолог, социальный
педагог)
Разработка и утверждение
Классные
до 30.08.2024
школьного плана-графика по
руководители
реализации профминимума
6-11 классов,
на 2024-2025 учебный год в
учителясоответствии с основным
предметники,
уровнем
Алексеева О. Г.
Планирование и внесение в
Классные
сентябрь 2024
воспитательные планы
руководители
работы классных
6-11 классов
руководителей
профориентационных
мероприятий практикоориентированной
направленности
Мероприятия
Участники
Ответственный
5
Директор
Кнор О. В.
Заместитель
директора по
ВМР Кених Л. А.
Заместитель
директора по
ВМР Кених Л. А.
Заместитель
директора по
ВМР Кених Л. А.,
1
1.5
1.6
1.7
2.1
2.2
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
2
Координирование работы
педагогического коллектива
3
Педагогический
коллектив
4
в течение
учебного года
5
Заместитель
директора по
ВМР Кених Л. А.
Заместитель
директора по
ВМР Кених Л. А.
Индивидуальные
Классные
в течение
консультации по вопросам
руководители
учебного года
реализации курса внеурочной
6-11 классов
деятельности «Россия – мои
горизонты»
Участие во Всероссийском
6-11 классы
в течение
Алексеева О. Г.
проекте по профориентации
учебного года
«Билет в будущее»
2. Урочная деятельность (рекомендованное количество не менее 9 академических часов
в учебный год)
Уроки общеобразовательного
Учителяв течение
Алексеева О. Г.
цикла, включающие элемент
предметники
учебного года
значимости учебного
предмета для
профессиональной
деятельности
Уроки профориентационной
Учителяв течение
Алексеева О. Г.
направленности в рамках
предметники
учебного года
учебного предмета «Труд
(технология)»
3. Внеурочная деятельность (рекомендованное количество - от 34 часа)
Курс занятий «Россия — мои
Классные
Каждый четверг
Заместитель
горизонты»
руководители
директора по
6-11 классов
ВМР Кених Л. А.
Участие в экскурсиях по
6-11 классы
в течение
Заместитель
предприятиям и
учебного года
директора по
образовательным
ВМР Кених Л. А.,
организациям города, района,
классные
региона
руководителя
6-11 классов
Организация и проведение
6-11 классы
в течение
Заместитель
встреч с представителями
учебного года
директора по
различных профессий
ВМР Кених Л. А.,
классные
руководителя
6-11 классов
Обеспечение участия
9- 11 классы
в течение
Заместитель
обучающихся в днях
учебного года
директора по
открытых дверей и встреч с
ВМР Кених Л. А.
представителями учреждений
СПО и ВО
Организация просмотра
6-11 классы
в течение
Алексеева О. Г.
открытых уроков
учебного года
«ПроеКТОрия» («Шоу
профессий»)
Вовлечение обучающихся в
Классные
в течение
Заместитель
общественно-полезную
руководители
учебного года
директора по
деятельность в соответствии
6-11 классов,
ВМР Кених Л. А.
с познавательными и
учителяпрофессиональными
предметники
интересами: обеспечение
участия в проектноисследовательской
1
4.1
4.2
4.3
4.4
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6.1
2
3
4
5
деятельности (конкурсах,
выставках, фестивалях)
4. Практико-ориентированный модуль (не менее 12 академических часов в учебный
год) (Реализуется во внеурочной деятельности дополнительным модулем)
Выставка «Лаборатория
6-11 классы
в течение
Алексеева О. Г.
будущего»
учебного года
Профессиональные пробы на
9-11 классы
в течение
Заместитель
базе Площадки или на базе
учебного года
директора по
Платформы
ВМР Кених Л. А.
Конкурсы
9-11 классы
в течение
Заместитель
профориентационной
учебного года
директора по
направленности
ВМР Кених Л. А.,
Алексеева О. Г.
Экскурсии в организации ВО
8-11 классы
в течение
Заместитель
и СПО и на производство
учебного года
директора по
ВМР Кених Л. А.
5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) (не менее 2 часов в
учебный год)
Взаимодействие с
Заместитель
в течение
Заместитель
родителями, организация
директора по
учебного года
директора по
участия родителей в не менее
ВМР
ВМР Кених Л. А.
двух общероссийских
Кених Л. А.,
родительских собрания в
родители
онлайн формате
Проведение индивидуальных
6-11 классы,
в течение
Заместитель
консультаций с родителями
родители
учебного года
директора по
по проблемам выбора
ВМР Кених Л. А.,
учебных предметов, курсов,
Алексеева О. Г.
модулей формируемой части
учебного плана, внеурочной
деятельности
Родительские собрания с
6-11 классы
в течение
Администрация
использованием
учебного года
школы,
методических материалов
заместитель
проекта «Билет в будущее»
директора по
ВМР Кених Л. А.
Привлечение родителей к
8-11 классы
в течение
Классные
участию в проведении
учебного года
руководители
экскурсий на предприятия и
9-11 классов
учреждения СПО и ВПО
Привлечение родителей к
Классные
в течение
Алексеева О. Г.
проведению классных часов
руководители
учебного года
(встреч, бесед) по
6-11 классов
профориентации
Освещение
Педагогический
в течение
Директор школы
профориентационной работы
коллектив
учебного года
Кнор О. В.
школы на официальном
сайте, официальных группах
МАОУ СОШ №16 в
социальных сетях, на
страницах газет ГО Карпинск
6. Дополнительное образование (не менее 3 академических часов в учебный год)
Выбор и посещение
6-11классы
в течение
Заместитель
ознакомительных занятий в
учебного года
директора по
рамках ДО с учетом
ВМР Кених Л. А.
1
2
склонностей и
образовательных
потребностей
3
4
5