Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 16
Рассмотрено:
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2024 г.
Утверждено:Директор МАОУ
СОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 227-д от 30.08.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Художественная направленность рассчитана на возраст 7-16 лет
Срок освоения – 1 год
Составитель:
Мамаева Ю.И.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №16
Карпинск, 2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театра» разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
общеобразовательных
программ,
дополнительных
способствующих
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации
подростка
в
современном
обществе,
его
жизненному
самоопределению, творческой реализации, освоение духовных ценностей.
Важная
роль
в
духовном
становлении
личности
принадлежит
театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности
личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять
жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. В наши дни
детский театр занял прочное место в системе разностороннего воспитания
современных подростков. Театр воспитывает, учит жить, позволяет найти себя,
определить жизненные ценности. Воспитанный театром человек становится
душевно более тонким к переживаниям других людей. Театр заставляет
задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный театр»
непосредственно связана и с другими предметами гуманитарного цикла,
входящими в базовый учебный план начального общего и основного общего
образования, такими как «Литература» и «Литературное чтение», «Музыка»,
«Изобразительное искусство», «Технология». Продуктивное взаимодействие
с различными областями гуманитарного знания обеспечивают постановки
спектаклей.
Отличительная особенность программы заключается в том, что
художественная направленность обучения базируется на традиционных и
современных методах изложения материала, с применением информационных
технологий.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию
обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети
могут развивать свои потенциальные способности и адаптироваться в
современном обществе.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся школы, в
возрасте от 7 до 16 лет, не имеющих начальных умений и навыков
театрального творчества. Для обучения принимаются все желающие. Группы
формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей
(законных представителей). Наполняемость группы до 24 человек.
Объём и срок освоения программы.
Объём программы 34 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий.
Программа может быть реализована также в сетевой и комбинированной
формах при наличии необходимых условий.
Основной формой занятий являются индивидуальные и групповые
занятия.
Основная форма обучения теоретической части - лекционные занятия,
семинары,
беседы
в
группах
с
применением
демонстрационного,
презентационного, мультимедийного материала.
Практические задания планируется выполнять индивидуально, в парах и в
малых группах (2–5 человек).
Формы проведения занятий:
лекционные занятия;
практические занятия;
Формы организации деятельности:
индивидуальная;
работа в малых группах
взаимодействие малых групп с представителями других направлений (при
необходимости).
Виды учебной деятельности:
слушание объяснений педагога;
слушание и анализ выступления своих одногруппников;
самостоятельная работа с источниками информации;
отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
систематизация учебного материала;
театральные игры;
конкурсы;
викторины;
беседы;
экскурсии в театр и музеи;
спектакли;
диалог;
различные виды тренингов;
импровизация.
Форма подведения итогов:
выступление на школьных праздниках;
торжественных и тематических линейках;
участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных
часах;
участие в мероприятиях младших классов;
инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и
пьесок для свободного просмотра.
Проведение учебных занятий предусматривает выполнение заданий
обучающимся,
направленных
на
развитие
мышления
и
творческих
способностей.
Объяснение нового материала (первая половина занятия) закрепляется
выполнением практических заданий.
Деятельность обучающихся на занятии оканчивается выполнением
упражнений на релаксацию мышц глаз и пальцев рук, плечевого пояса.
Текущий контроль осуществляется регулярно во время проведения
каждого занятия и заключается в ответе обучающихся на вопросы, либо в
демонстрации постановок, сцен спектаклей и т.д.
По окончании обучения проводится итоговый контроль в форме
публичного выступления.
Цель программы: развитие театральной культуры обучающихся
как часть создания сценического образа через коллективное творчество.
Задачи:
приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
опыт собственного проживания сценических образов, развитие и
совершенствование
эмоционально-ценностной
отзывчивости
на
прекрасное в искусстве и в жизни;
развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных
способностей обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и
образное мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность,
чувство ритма, музыкальный слух и голос, координация и пластика
движений, мимика, речь и т.д.;
формирование
устойчивого
интереса
к
постижению
художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта
восприятия произведений искусства;
приобретение
навыков
театрально-исполнительской
деятельности, понимание основных закономерностей музыкального и
театральногоискусства, их языка, выразительных средств;
накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства;
владение специальной терминологией;
воспитание уважения к культурному наследию России;
практическоеосвоение образного содержания произведений отечественной
культуры;
расширение
кругозора,
воспитание
любознательности,
интереса кмузыке и театральной культуре других стран и народов;
формирование чувства коллективизма, сопричастности к
общему творческому делу, ответственности за общий результат;
гармонизация
межличностных
отношений,
формирование
позитивного взгляда на окружающий мир;
получение опыта публичных выступлений, формирование
активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни
школы, района, города, республики, страны;
создание
в
образовательном
учреждении
творческой
культурной среды.
Планируемые результаты реализации программы
К концу обучения обучающиеся будут знать:
- Историю возникновения театрального искусства, виды и жанры театрального
искусства, театральные профессии.
- Этику поведения в театре и в обществе.
- Знать правила зрительского этикета.
-
Понимать
значение
театральных
профессиональную терминологию.
терминов
и
выражений,
- Активно включаться в творческий процесс, преодолевать стеснение,
робость.
Ученики будут уметь:
- Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
- Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из
поля внимания помехи внешнего мира.
- Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
- Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых
обстоятельствах.
- Определять замысел, сценическую задачу этюда.
- Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
-Относиться серьёзно к сценической задаче, стремиться к достоверности
актёрской игры, создавать поступок героя в логике «предлагаемых
обстоятельств».
-Участвовать в школьных театрализованных мероприятиях в качестве
организатора, аниматора, самостоятельно готовить концертные номера
разных жанров для праздников и торжественных событий (календарные
праздники, памятные даты, КВН, шествия и карнавалы и др.)
-Пользоваться
техническими
средствами
(микрофон,
акустические
системы, компьютерный монтаж аудио, видео и др.) в рамках решения
текущих исполнительских задач.
Содержание общеразвивающей программы (учебный
тематический план, содержание учебного (тематического плана)
Учебно-тематический план на 2024-2025уч.г.
№
п.п
Количество часов
Название раздела, темы
Всего
Теория Практика
Форма
контроля
1
Раздел 1. Основы театральной культуры.
1.1
Вводное занятие.
«Театр - вселенная души».
1
1
1.2
История
возникновения 1
театрального искусства.
1
1.3-
Виды и жанры театрального 2
искусства.
1
1
Презентация
Опрос
1.5.- Театральные
профессии. 2
Выдающиеся актеры.
1.6
1
1
Игра
1.4
Опрос,
Игра
«Продолжи...».
Входной
контроль.
Собеседование
1.7
Театральная этика
1
1
Наблюдения
1.8
Исполнительное искусство актера 1
–
стержень
театрального
искусства.
Раздел 2. Ритмопластика
1
Презентация,
опрос
2.1
Сценическое
движение
как 1
неотъемлемая часть сценического
театрализованного
действия.
Упражнение «Как вести себя на
сцене»
(мимика,
жесты,
телодвижения в игре).
Работа актера над образом. 1
Логика действия:
я – предмет;
я – стихия;
я – животное;
я – растение;
внешняя характерность;
форма
(выдержка
и
законченность).
1
Игра
2.2
1
«Этюд и его виды»
2
1
1
«Парные этюды»
2
1
1
«Пластический образ
персонажа»
2
1
1
Викторина
«Понятие этюд
и го
компоненты»
Контроль
за
выполнением
этюдов.
«Домашние
животные»,
творческие
задания
–
пластические
импровизации.
Контроль
за
выполнением
этюдов.
«Домашние
животные»,
творческие
задания
–
пластические
импровизации.
Раздел 3 «Культура и техника речи»
3.1
3.23.3
3.4
Тренинг по сценической речи 1
(артикуляционная
гимнастика,
дикционные упражнения).
Овладение
техникой 2
сценического
общения
партнеров:
материал
для
общения
–
внутренние чувства, мысли;
объект общения (партнер, мысль);
средства, приемы общения –
жест, слово, мимика, взгляд;
форма
общения
–
приспособление;
непрерывность общения;
совокупность всех элементов
общения.
Работа с литературным текстом 1
(словесное действие, логика речи,
орфоэпия).
1
1
Фронтальная
(групповая)
1
Фронтальная
(групповая)
1
Фронтальная
(групповая)
3.5
Словесные игры. Пластические 1
импровизации.
Раздел 4. «Выразительные средства в театре»
1
4.1
Многообразие
выразительных 2
средств в театре:
драматургия;
декорация;
костюм;
свет;
музыкальное оформление;
шумовое оформление.
(Создание
декоративнохудожественного оформления).
1
1
1
1
Текущий
Раздел 5. Работа над спектаклем
5.1
Работа над спектаклем:
как создается спектакль;
знакомство со сценарием;
характеры и костюмы;
чтение по ролям,
работа над дикцией;
разучивание ролей;
вхождение в образ;
исполнение роли;
создание афиши и программки;
музыкальное оформление.
5.2
Развиваем актерское мастерство. 7
Репетиция.
Показ
театрального 1
представления:
в школе для учащихся, родителей,
учителей.
7
1
Итоговый
Творческие
задания.
Итоговый
контроль
Анализ проделанной работы. 1
Творческий отчет. Поощрение
лучших артистов.
Итого
34
1
Педагогическое
наблюдение,
анализ.
5.3
6
2
10
24
Содержание учебного (тематического плана)
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения
школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как
особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение
спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Ритмопластика. Комплексные
пластические
игры и
упражнения,
ритмические,
призванные
музыкальные,
обеспечить развитие
естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими
ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и
выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и
эмоций, к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста
легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно
интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной
артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и
орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную
образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы
и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые
называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и
фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером,
составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо
связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия
с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения
можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения;
дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать
простейшие
рифмы;
произносить
скороговорки
и
стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с
многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация,
костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники
учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем является своеобразным итогом в применении
полученных умений и навыков в работе над спектаклем. Основной источник
для постановок – произведения художественной литературы отечественных и
зарубежных авторов, пьесы для школьников. Для выбора постановочного
материала важно привить школьникам хороший художественный вкус.
Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива.
От текста – к действию на сценической площадке, от действия к
последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу
аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь
работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы репетиционная. Главная цель этого раздела – ввести школьников в атмосферу
пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный
ряд и выстраивать логику поведения персонажа.
Работая над спектаклем, школьники пробуют себя в самых различных
видах деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с
музыкальной аппаратурой. Участие школьников в показах спектакля,
позволяет показать не
только результат работы коллектива, но и
познакомиться с работой и творчеством других творческих коллективов.
Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата начала
обучения по
программе
1 год
обучения
2 сентября
2024г.
Дата окончания
обучения по
программе
27 мая 2025 г.
Всего
учебных
недель
34
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
34
1 раз в
неделю по
1 часу
Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и
вместе с обучающимися ищет пути ее решения).
Методы обучения в театральном объединении осуществляют четыре
основные функции:
функцию сообщения информации;
функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;
функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих
воспитанников;
функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Основные формы проведения занятий на первом (подготовительном) этапе:
театральные игры;
диалог;
различные виды тренингов;
импровизация.
Далее занятия проходят в самых разнообразных формах:
беседы;
тренинги;
- репетиции;
- индивидуальные занятия (консультации).
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии
актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых
элементов.
В целях сохранения интереса к занятиям и сохранения контингента
обучающихся, проводится активное вовлечение обучающихся в театральные
постановки. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых
навыков перед зрителями.
Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы.
Занятия по данной программе проводятся в помещении, отвечающим всем
установленным санитарно- гигиеническим требованиям.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер;
Костюмы,
декорации,
необходимые
для
работы
над
созданием
театральных постановок;
Музыкальная фонотека;
Видеокамера для съемок и анализа выступлений;
информационно – коммуникационная платформа «Сферум»;
Учебно- методическое и информационное обеспечение:
для педагога и обучающихся:
электронный
верифицированный
контент,
размещенный
на
сайте
федеральной государственной информационной системы «Моя школа»
(myschool.edy.ru): видеозаписи спектаклей, фильмы и т.д.
Кадровое обеспечение программы
Реализация
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Школьный театр» обеспечивается педагогом дополнительного образования,
отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках и (или) профессиональном стандарте по должности «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Список литературы для учителя
Для педагога:
1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. -М.: Просвещение, 2008
г.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.: Просвещение,
2006 г.
3. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия.- М:Просвещение, 2006
г.
4. Календарь знаменательных дат. -М: Культурная инициатива, 2009 г.
5. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. -М.: Просвещение, 2010
г.
6. Михалевич А.Е.О красноречии в шутку и всерьез. - М.: Просвещение,
2009 г.
7. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. - М: Просвещение 2008 г.
8. Сорокина Г.И.Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках.
Учебник.-М., Просвещение, 2000 г.
9. Станиславский К.С. Собр. соч. в 9-ти томах, том 3.- М.: Просвещение,
1990 г.
10. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 2002 г.
11. Школьная риторика для 5-7 классов под ред. Т.А.Ладыженско М.:
Просвещение, 2002 г.
Для детей:
1. Александрова Э.Б. Люблю театр! -М.: Детская литература, 2006 г.
2. Крылатые слова.- М.: Детская литература, 2005 г.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.: Детская литература,
2009г.
4. Мир профессий. Человек – художественный образ. -М.: Молодая
гвардия, 2011 г.
5. Пословицы русского народа. В.И.Даль .-М.: Художественная
литература, 2009 г.
6. Периодические издания для школьников: «Диагональ».
«Колокольчик» и др.
Интернет-ресурсы:
1. http://littlehuman.ru/393/
2.http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речьспомощьюскороговорок.php
3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm