Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа «Школьный театр»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено:
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2024 г.

Утверждено:Директор МАОУ
СОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 227-д от 30.08.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа
«ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Художественная направленность рассчитана на возраст 7-16 лет
Срок освоения – 1 год

Составитель:
Мамаева Ю.И.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №16

Карпинск, 2024 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театра» разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по

организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

адаптированных

общеобразовательных

программ,

дополнительных

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации

подростка

в

современном

обществе,

его

жизненному

самоопределению, творческой реализации, освоение духовных ценностей.
Важная

роль

в

духовном

становлении

личности

принадлежит

театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности
личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять
жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. В наши дни
детский театр занял прочное место в системе разностороннего воспитания
современных подростков. Театр воспитывает, учит жить, позволяет найти себя,
определить жизненные ценности. Воспитанный театром человек становится
душевно более тонким к переживаниям других людей. Театр заставляет
задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный театр»
непосредственно связана и с другими предметами гуманитарного цикла,
входящими в базовый учебный план начального общего и основного общего
образования, такими как «Литература» и «Литературное чтение», «Музыка»,
«Изобразительное искусство», «Технология». Продуктивное взаимодействие

с различными областями гуманитарного знания обеспечивают постановки
спектаклей.
Отличительная особенность программы заключается в том, что
художественная направленность обучения базируется на традиционных и
современных методах изложения материала, с применением информационных
технологий.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию
обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети
могут развивать свои потенциальные способности и адаптироваться в
современном обществе.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся школы, в
возрасте от 7 до 16 лет, не имеющих начальных умений и навыков
театрального творчества. Для обучения принимаются все желающие. Группы
формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей
(законных представителей). Наполняемость группы до 24 человек.
Объём и срок освоения программы.
Объём программы 34 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий.
Программа может быть реализована также в сетевой и комбинированной
формах при наличии необходимых условий.
Основной формой занятий являются индивидуальные и групповые
занятия.
Основная форма обучения теоретической части - лекционные занятия,
семинары,

беседы

в

группах

с

применением

демонстрационного,

презентационного, мультимедийного материала.
Практические задания планируется выполнять индивидуально, в парах и в
малых группах (2–5 человек).

Формы проведения занятий:


лекционные занятия;



практические занятия;
Формы организации деятельности:



индивидуальная;



работа в малых группах



взаимодействие малых групп с представителями других направлений (при
необходимости).



Виды учебной деятельности:



слушание объяснений педагога;



слушание и анализ выступления своих одногруппников;



самостоятельная работа с источниками информации;



отбор и сравнение материала по нескольким источникам;



систематизация учебного материала;



театральные игры;



конкурсы;



викторины;



беседы;



экскурсии в театр и музеи;



спектакли;



диалог;



различные виды тренингов;



импровизация.
Форма подведения итогов:



выступление на школьных праздниках;



торжественных и тематических линейках;



участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных
часах;



участие в мероприятиях младших классов;



инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и
пьесок для свободного просмотра.
Проведение учебных занятий предусматривает выполнение заданий

обучающимся,

направленных

на

развитие

мышления

и

творческих

способностей.
Объяснение нового материала (первая половина занятия) закрепляется
выполнением практических заданий.
Деятельность обучающихся на занятии оканчивается выполнением
упражнений на релаксацию мышц глаз и пальцев рук, плечевого пояса.
Текущий контроль осуществляется регулярно во время проведения
каждого занятия и заключается в ответе обучающихся на вопросы, либо в
демонстрации постановок, сцен спектаклей и т.д.
По окончании обучения проводится итоговый контроль в форме
публичного выступления.
Цель программы: развитие театральной культуры обучающихся
как часть создания сценического образа через коллективное творчество.
Задачи:


приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через

опыт собственного проживания сценических образов, развитие и
совершенствование

эмоционально-ценностной

отзывчивости

на

прекрасное в искусстве и в жизни;


развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных

способностей обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и
образное мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность,
чувство ритма, музыкальный слух и голос, координация и пластика
движений, мимика, речь и т.д.;


формирование

устойчивого

интереса

к

постижению

художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта

восприятия произведений искусства;


приобретение

навыков

театрально-исполнительской

деятельности, понимание основных закономерностей музыкального и
театральногоискусства, их языка, выразительных средств;


накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства;

владение специальной терминологией;


воспитание уважения к культурному наследию России;

практическоеосвоение образного содержания произведений отечественной
культуры;


расширение

кругозора,

воспитание

любознательности,

интереса кмузыке и театральной культуре других стран и народов;


формирование чувства коллективизма, сопричастности к

общему творческому делу, ответственности за общий результат;


гармонизация

межличностных

отношений,

формирование

позитивного взгляда на окружающий мир;


получение опыта публичных выступлений, формирование

активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни
школы, района, города, республики, страны;


создание

в

образовательном

учреждении

творческой

культурной среды.
Планируемые результаты реализации программы
К концу обучения обучающиеся будут знать:
- Историю возникновения театрального искусства, виды и жанры театрального
искусства, театральные профессии.
- Этику поведения в театре и в обществе.
- Знать правила зрительского этикета.
-

Понимать

значение

театральных

профессиональную терминологию.

терминов

и

выражений,

- Активно включаться в творческий процесс, преодолевать стеснение,
робость.
Ученики будут уметь:
- Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
- Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из
поля внимания помехи внешнего мира.
- Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
- Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых
обстоятельствах.
- Определять замысел, сценическую задачу этюда.
- Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
-Относиться серьёзно к сценической задаче, стремиться к достоверности
актёрской игры, создавать поступок героя в логике «предлагаемых
обстоятельств».
-Участвовать в школьных театрализованных мероприятиях в качестве
организатора, аниматора, самостоятельно готовить концертные номера
разных жанров для праздников и торжественных событий (календарные
праздники, памятные даты, КВН, шествия и карнавалы и др.)
-Пользоваться

техническими

средствами

(микрофон,

акустические

системы, компьютерный монтаж аудио, видео и др.) в рамках решения
текущих исполнительских задач.

Содержание общеразвивающей программы (учебный
тематический план, содержание учебного (тематического плана)
Учебно-тематический план на 2024-2025уч.г.
№
п.п

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теория Практика

Форма
контроля

1

Раздел 1. Основы театральной культуры.

1.1

Вводное занятие.
«Театр - вселенная души».

1

1

1.2

История
возникновения 1
театрального искусства.

1

1.3-

Виды и жанры театрального 2
искусства.

1

1

Презентация
Опрос

1.5.- Театральные
профессии. 2
Выдающиеся актеры.
1.6

1

1

Игра

1.4

Опрос,
Игра
«Продолжи...».
Входной
контроль.
Собеседование

1.7

Театральная этика

1

1

Наблюдения

1.8

Исполнительное искусство актера 1
–
стержень
театрального
искусства.
Раздел 2. Ритмопластика

1

Презентация,
опрос

2.1

Сценическое
движение
как 1
неотъемлемая часть сценического
театрализованного
действия.
Упражнение «Как вести себя на
сцене»
(мимика,
жесты,
телодвижения в игре).
Работа актера над образом. 1
Логика действия:
я – предмет;
я – стихия;
я – животное;
я – растение;
внешняя характерность;
форма
(выдержка
и
законченность).

1

Игра

2.2

1

«Этюд и его виды»

2

1

1

«Парные этюды»

2

1

1

«Пластический образ
персонажа»

2

1

1

Викторина
«Понятие этюд
и го
компоненты»
Контроль
за
выполнением
этюдов.
«Домашние
животные»,
творческие
задания
–
пластические
импровизации.
Контроль
за
выполнением
этюдов.
«Домашние
животные»,
творческие
задания
–
пластические
импровизации.

Раздел 3 «Культура и техника речи»
3.1

3.23.3

3.4

Тренинг по сценической речи 1
(артикуляционная
гимнастика,
дикционные упражнения).
Овладение
техникой 2
сценического
общения
партнеров:
материал
для
общения
–
внутренние чувства, мысли;
объект общения (партнер, мысль);
средства, приемы общения –
жест, слово, мимика, взгляд;
форма
общения
–
приспособление;
непрерывность общения;
совокупность всех элементов
общения.
Работа с литературным текстом 1
(словесное действие, логика речи,
орфоэпия).

1

1

Фронтальная
(групповая)

1

Фронтальная
(групповая)

1

Фронтальная
(групповая)

3.5

Словесные игры. Пластические 1
импровизации.
Раздел 4. «Выразительные средства в театре»

1

4.1

Многообразие
выразительных 2
средств в театре:
драматургия;
декорация;
костюм;
свет;
музыкальное оформление;
шумовое оформление.
(Создание
декоративнохудожественного оформления).

1

1

1

1

Текущий

Раздел 5. Работа над спектаклем
5.1

Работа над спектаклем:
как создается спектакль;
знакомство со сценарием;
характеры и костюмы;
чтение по ролям,
работа над дикцией;
разучивание ролей;
вхождение в образ;
исполнение роли;
создание афиши и программки;
музыкальное оформление.

5.2

Развиваем актерское мастерство. 7
Репетиция.
Показ
театрального 1
представления:
в школе для учащихся, родителей,
учителей.

7
1

Итоговый
Творческие
задания.
Итоговый
контроль

Анализ проделанной работы. 1
Творческий отчет. Поощрение
лучших артистов.
Итого
34

1

Педагогическое
наблюдение,
анализ.

5.3

6

2

10

24

Содержание учебного (тематического плана)
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения
школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как
особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение
спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Ритмопластика. Комплексные
пластические

игры и

упражнения,

ритмические,
призванные

музыкальные,

обеспечить развитие

естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими
ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и
выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и
эмоций, к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста
легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно
интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной
артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и
орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную
образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы
и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые
называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и

фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером,
составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо
связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия
с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения
можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения;
дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать

простейшие

рифмы;

произносить

скороговорки

и

стихи;

тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с
многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация,
костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники
учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем является своеобразным итогом в применении
полученных умений и навыков в работе над спектаклем. Основной источник
для постановок – произведения художественной литературы отечественных и
зарубежных авторов, пьесы для школьников. Для выбора постановочного
материала важно привить школьникам хороший художественный вкус.
Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива.
От текста – к действию на сценической площадке, от действия к
последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу
аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь
работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы репетиционная. Главная цель этого раздела – ввести школьников в атмосферу
пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный
ряд и выстраивать логику поведения персонажа.

Работая над спектаклем, школьники пробуют себя в самых различных
видах деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с
музыкальной аппаратурой. Участие школьников в показах спектакля,
позволяет показать не

только результат работы коллектива, но и

познакомиться с работой и творчеством других творческих коллективов.
Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
обучения по
программе

1 год
обучения

2 сентября
2024г.

Дата окончания
обучения по
программе
27 мая 2025 г.

Всего
учебных
недель
34

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

34

1 раз в
неделю по
1 часу

Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и
вместе с обучающимися ищет пути ее решения).
Методы обучения в театральном объединении осуществляют четыре
основные функции:


функцию сообщения информации;



функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;



функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих
воспитанников;



функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Основные формы проведения занятий на первом (подготовительном) этапе:


театральные игры;



диалог;



различные виды тренингов;



импровизация.

Далее занятия проходят в самых разнообразных формах:


беседы;



тренинги;



- репетиции;



- индивидуальные занятия (консультации).
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии

актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых
элементов.
В целях сохранения интереса к занятиям и сохранения контингента
обучающихся, проводится активное вовлечение обучающихся в театральные
постановки. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых
навыков перед зрителями.
Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы.
Занятия по данной программе проводятся в помещении, отвечающим всем
установленным санитарно- гигиеническим требованиям.
Материально-техническое обеспечение:


Компьютер;



Костюмы,

декорации,

необходимые

для

работы

над

созданием

театральных постановок;


Музыкальная фонотека;



Видеокамера для съемок и анализа выступлений;



информационно – коммуникационная платформа «Сферум»;



Учебно- методическое и информационное обеспечение:
для педагога и обучающихся:



электронный

верифицированный

контент,

размещенный

на

сайте

федеральной государственной информационной системы «Моя школа»
(myschool.edy.ru): видеозаписи спектаклей, фильмы и т.д.

Кадровое обеспечение программы
Реализация

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Школьный театр» обеспечивается педагогом дополнительного образования,
отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках и (или) профессиональном стандарте по должности «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».

Список литературы для учителя
Для педагога:
1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. -М.: Просвещение, 2008
г.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.: Просвещение,
2006 г.
3. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия.- М:Просвещение, 2006
г.
4. Календарь знаменательных дат. -М: Культурная инициатива, 2009 г.
5. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. -М.: Просвещение, 2010
г.
6. Михалевич А.Е.О красноречии в шутку и всерьез. - М.: Просвещение,
2009 г.
7. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. - М: Просвещение 2008 г.
8. Сорокина Г.И.Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках.
Учебник.-М., Просвещение, 2000 г.
9. Станиславский К.С. Собр. соч. в 9-ти томах, том 3.- М.: Просвещение,
1990 г.
10. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Просвещение, 2002 г.
11. Школьная риторика для 5-7 классов под ред. Т.А.Ладыженско М.:
Просвещение, 2002 г.
Для детей:
1. Александрова Э.Б. Люблю театр! -М.: Детская литература, 2006 г.
2. Крылатые слова.- М.: Детская литература, 2005 г.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.: Детская литература,
2009г.
4. Мир профессий. Человек – художественный образ. -М.: Молодая
гвардия, 2011 г.
5. Пословицы русского народа. В.И.Даль .-М.: Художественная
литература, 2009 г.
6. Периодические издания для школьников: «Диагональ».
«Колокольчик» и др.
Интернет-ресурсы:
1. http://littlehuman.ru/393/
2.http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речьспомощьюскороговорок.php
3. http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».