Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 16
Рассмотрено:
Утверждено:Директор МАОУ
на заседании
СОШ № 16
Педагогического совета
О.В. Кнор
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
Приказ № 227-д от 30.08.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ»
Туристско-краеведческая направленность
Рассчитана на возраст 10 – 17 лет
Срок освоения программы – 3 год
Составитель:
Рычкова Н.В., учитель биологии
МАОУ СОШ №16
Карпинск, 2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
«Пешеходный туризм» составлена и разработана в соответствии с методическими
рекомендациями, разработанными во исполнение и в
соответствии со
следующими нормативными документами:
Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования» (с изм. и дополн. от 29.03.2019);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №
642;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.);
Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16 г. Карпинска.
Программа
«Пешеходный
туризм»
имеет
туристско-краеведческую
направленность. Обучаясь по данной программе, учащиеся должны овладеть
основами туристической культуры, слагаемыми которой, являются: знания в
области пешеходного туризма, хорошая физическая подготовка, умение
адекватно вести себя в экстремальных ситуациях, осознанные мотивы и
потребности осуществлять туристическую и спортивную деятельность.
На соревнованиях и в туристских походах применяются многие знания,
приобретенные на уроках природоведения, географии, биологии, ОБЖ.
Актуальность. Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный
вид туризма. На пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят тысячи
школьников.
Туристский поход сочетает активный отдых, познание и освоение
окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов
воспитания подрастающего поколения.
Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма –
значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к
путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Отличительные особенности программы. Программа «Пешеходный
туризм» включает содержание всех основных разделов подготовки туристов–
пешеходников, составляющих целостную систему. Эта система позволяет создать
максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только
физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Обучение по программе «Пешеходный туризм» происходит в течении трёх
лет. На начальном этапе набирается группа для обучение основам туризма. Далее
дети, успешно освоившие программу первого года обучения, переходят к
обучению по более расширенной программе. И завершается обучение третьим
годом, программа которого содержит наиболее углублённый уровень знаний.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10 -17
лет. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных
детей, проявляющих интерес к пешим путешествиям и изучению окружающего
мира. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью
выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.
Группы формируются преимущественно по принципу принадлежности учащихся
к среднему или старшему звену образовательных учреждений с учетом степени
их предварительной физической подготовки.
Рекомендуемый состав группы – 10-15 человек.
Срок реализации
программы
«Пешеходный
туризм»
составляет 3 года. Продолжительность учебного года 35 недель. Занятия проходят
три раза в неделю по 40 минут. Общий объём часов в год -105. Нормативный срок
освоения программы – 315 часов.
Особенности организации образовательного процесса:
Методы:
1.Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, встречи с представителями
различных профессий.
2.Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала; просмотр
фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
3.Практические
методы: спортивные
тренировки,
соревнования,
походы,
зачетные занятия, летний профильный лагерь «Юный спасатель». Для
эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует
проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.
4.Методы контроля: теоретические и практические зачеты, соревнования по
технике пешего туризма, городской туристский слет школьников, соревнования
по ориентированию, первенство по спортивному туризму
«Школа безопасности».
Формы:
1.
Практические занятия
2.
Теоретические занятия
3.
Экскурсии на природу
4.
Игровые программы
5.
Спортивные тренировки
6.
Соревнования
7.
Походы выходного дня и многодневные
8.
Зачетные занятия.
Цели и задачи
Цель программы – создание условий для формирования всесторонне
развитой
личности
учащегося
посредством
туристско-краеведческой
деятельности и освоение базовых туристских знаний, умений и навыков.
Программа направлена на решение следующих задач:
выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся;
формирование общей культуры учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья;
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков
правильной осанки, развитие устойчивости организма и неблагоприятным
условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый
образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий
физическими упражнениями на основные системы организма, развитие
волевых и нравственных качеств;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание
инициативности,
самостоятельности,
взаимопомощи,
дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам
психической саморегуляции.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Пешеходный туризм»
Личностные результаты освоения программы:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
структурирование знаний (в конце изучения темы).
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения
и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра.
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила
в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат
действий.
Учебный (тематический) план
1-й год обучения - ознакомительный
№
Наименование тем и разделов
Всего
Теория
Практика
Введение.
3
3
Информация о работе кружка, техника
3
3
Специальная туристская подготовка.
27
3
2.1.
Специальное личное снаряжение.
1
1
2.2.
Узлы.
9
1
2.3.
Работа с веревками.
6
6
2.4.
Работа с карабинами.
3
3
Прохождение
2.5.
Личное прохождение этапов.
3
2
туристской
2.6.
Командное прохождение дистанции.
2
2
дистанции
2.7.
Соревнования по пешеходному туризму.
3
3
3.
Походная подготовка. Туристский быт.
27
6
3.1.
Групповое снаряжение.
1
1
3.2.
Подготовка к походу.
1
1
3.3.
Движение в походе.
1
1
3.4.
Профилактика опасностей в походе.
1
1
3.5.
Организация бивачных работ.
1
3.6.
Доврачебная помощь.
3
1
3.7.
Питание в походе.
1
1
3.8.
Составление отчета о походе.
1
1
3.9.
Походы.
17
17
Спортивное ориентирование.
33
7
Краткие сведения о спортивном
1
1
п/п
1.
1.1.
Опрос,
анкетирование
безопасности, анкетирование.
2.
4.
4.1.
1
24
8
Контрольные
упражнения на
местности
2
4
4.3.
Виды и правила соревнований по
1
1
Оказание
первой
доврачебной
помощи
условно
пострадавшему
26
Контрольные
упражнения
ориентировании
Топографическая подготовка.
Контрольные
упражнения
21
1
4.2.
Форма
контроля/
аттестации
4
Прохождение
туристской
дистанции
спортивному ориентированию.
4.4.
План. Карта.
3
1
2
4.5.
Компас.
3
1
2
4.6.
Условные знаки.
6
3
3
Тестирование
4.7.
Азимут. Движение по азимуту.
3
3
4.8.
Чтение карты.
3
3
4.9.
Соревнования по спортивному
9
9
Общая физическая подготовка
15
15
Общеразвивающие упражнения, специальные
5
5
10
10
ориентированию.
5.
5.1.
беговые упражнения.
5.2
Спортивные игры.
ИТОГО за период обучения:
105
19
Контрольные
упражнения
86
Содержание учебного(тематического) плана
Введение. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для
человека и для государства. Виды туризма, особенности пешеходных походов.
Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или
диафильма). Законы туристов.
Заполнение анкет (туристских паспортов) кружковцев.
Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском
походе. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки,
озера, полезные ископаемые.
История
края,
памятные
исторические
места,
памятники
природы.
Предприятия родного края. Знаменитые люди края. Роль туристов в охране
памятников природы, истории и культуры края.
Охрана природы. Закон об охране природы.
Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей:
личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного
объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов.
Подготовка итоговой выставки. Фотографирование в походе.
Практические занятия. Знакомство с картой области. «Путешествия» по
карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и
достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.
Специальная
туристическая
подготовка.
Правила
организации
и
проведения туристских походов на территории России. Инструкция по
организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися
общеобразовательных школ.
Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение
обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, завхозов,
краеведа, старшего проводника и других ответственных лиц.
Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, встречи с
людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музея и т. п.
Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика
движения, сметы расходов.
Подбор и подготовка личного и группового снаряжения.
Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их
взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.
Оформление походной документации, получение разрешения на выход в
поход.
Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака.
Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор хранение
картографического материала.
Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фотои киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.
Практические занятия. Разработка маршрутов и планов-графиков учебнотренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории,
флоре, фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации,
копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка,
расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графиков
дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к
выходу в поход.
Тактика и техника пешеходного туризма. Понятие о тактике и технике в
пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их
профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении
аварийных ситуаций.
Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться
колонной, построение колонны, обязанности направляющего (проводника),
замыкающего и остальных участников в летнем, зимнем походах. Опасность
отставания отдельных участников от группы.
Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня,
с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и
других условий.
Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для
мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение
равномерности в разгрузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего
участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные
ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске.
Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое
ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале,
в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других
условий на маршруте. Режим движения группы на подъемах в зависимости от их
крутизны. Режим дня на дневках. Значение хронометрирования (протокола
движения) для ориентирования на местности; как определить среднюю скорость
движения группы в различных условиях.
Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в
строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп,
интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам,
при подъемах и спусках с невысоких гор.
Движение без дорог и троп на равнине. Характеристика типичных
естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку,
мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам;
положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и
маркировка пути.
Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности,
связанные с переправами через реки. Виды и способы переправ. Разведка места и
оценка доступности переправы избранным способом. Переправа через бурную
горную реку по камням: выбор места, проверка, порядок движения, страховка.
Общее представление о навесной переправе. Применение веревки и
альпенштока в туристских походах. Основные узлы и грудная обвязка.
Броды через равнинные и горные реки: разведка места брода, проверка,
порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на
броде.
Виды, содержание и правила соревнований юных туристов по туристской
технике.
Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка
приемов страховки альпенштоком.
Краеведение.
Изучение
истории
родного
края,
города.
Изучение
краеведческих возможностей районов путешествия. Описание экологических
объектов на маршруте. Экскурсии по городу, в краеведческие музей своего
города.
Практические занятия. Викторины, краеведческие кроссворды, диктанты.
Подготовка к походу. Туристский быт. Что такое привал и бивак в походе.
Основные требования к месту привала и бивака.
Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке
(развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.
Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка
топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках.
Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры.
Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор
продуктов питания для туристского похода. Рас фасовка, упаковка и переноска
продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути.
Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.
Практические занятия. Расчет продуктов питания для двухдневного похода.
Зарисовка
схем
правильной
планировки
бивака
с
учетом
требований,
предъявляемых к месту привала.
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время
похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем
походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной
аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста.
Транспортировка пострадавшего.
Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при
различных травмах. Транспортировка пострадавшего.
Медицинская подготовка. Повторение гигиенических правил туриста,
изученных на первом году занятий.
Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила
использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный
медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах,
обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах,
ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры
предупреждения перечисленных травм и заболеваний.
Практические занятия. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и
перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.
Специальная подготовка. Стороны горизонта. Устройство компаса
Адрианова. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по
карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на
заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.
Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса,
по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по
заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры
(обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по
заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до
предметов.
Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической
картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы
топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми
масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный.
Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.
Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование
на маршруте с помощью карты и компаса.
Практические занятия. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков),
чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. 'Топографический
диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных
топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение
числового масштаба в натуральный.
3
Понятие о категорийных путешествиях. Какие физические и моральноволевые качества необходимы путешественнику. Рассказы о мужестве и
находчивости туристов, спортсменов, проявленных ими в годы войны на фронте,
в тылу врага и в походах в мирное время.
Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Закаливание, комплекс
утренней зарядки, маршевая подготовка. Упражнения для укрепления и развития
рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног. Беговые тренировки. Книги о
путешествиях и путешественниках. Нормативы юношеских разрядов по туризму,
нормы на звание младшего инструктора по туризму.
Практические занятия. Разучивание комплекса утренней гимнастики.
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования
к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и
переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения
туриста-пешеходника, требования к каждому предмету.
Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к
палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.
Практические занятия. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с
собой в поход».
Топографическая подготовка и ориентирование в походе. Обзор материала,
пройденного в первый год занятий.
План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт.
Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта.
Обязанности топографа тургруппы. Работа с картой на маршруте по ее
дополнению и уточнению.
Определение термина «ориентирование». Условия ориентирования в походе
на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии
карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы
ориентирования в различных условиях летом и зимой. Виды и правила разведки
на маршруте. Обязанности проводников и разведчиков.
Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные
меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность
движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях:
открытый,
маркированный,
обозначенный
и
азимутальный
маршруты,
ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Практические занятия. Повторительные упражнения по программе 1-го года
занятий. Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных
предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны
склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по
картам. Сравнение и оценка результатов. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий
(маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах
маршрутов. Сравнение и оценка результатов.
Учебно-тематический план
2-й год обучения - расширенный
№
п/п
Наименование тем и разделов
Всего
Теория Практика
1.
Введение.
3
3
1.1.
Информация о работе кружка, т/б,
3
3
6
Опрос,
анкетирование
анкетирование.
2.
Специальная туристская подготовка
30
2.1.
Узлы
3
3
2.2.
Личное прохождение этапов.
3
3
2.3.
Наведение этапов.
3
2.4.
Командная работа на этапах.
3
3
2.5.
Страховка и сопровождение.
3
3
2.6.
Командное прохождение дистанции.
3
2.7.
Тактика прохождения дистанции.
3
1
1
Форма
контроля/
аттестации
24
2
2
3
Контрольные
упражнения на
местности
Прохождение
туристской
дистанции
2.8.
Подготовка к туристскому слету.
8
3
2.9.
Разбор соревнований.
1
1
3.
Подготовка к походу. Турбыт.
21
11
3.1.
Планирование маршрута и графика движения.
3
3
3.2.
Питание в походе. Водно-солевой режим.
1
1
3.3.
Доврачебная помощь.
6
6
3.4.
Составление раскладки.
3
1
3.5.
Распределение обязанностей в группе.
1
1
3.6.
Походы.
7
7
4.
Спортивное ориентирование.
36
7
29
4.1.
Условные знаки.
6
1
5
4.2.
Чтение карты.
6
6
4.3.
Чтение рельефа.
3
3
4.4.
Изображение рельефа на карте.
2
4.5.
Тактические приемы спортивного
3
5
10
2
2
3
Контрольные
упражнения
Оказание
первой
доврачебной
помощи
условно
пострадавшему
Контрольные
упражнения
Прохождение
туристской
дистанции
Тестирование
ориентирования.
4.6.
Движение по азимуту.
3
1
4.7.
Виды туризма. Основные районы.
2
2
4.8.
Ориентирование на маркированной трассе.
1
1
4.9.
Соревнования
10
10
5.
Общая физическая подготовка
15
15
5.1.
Общеразвивающие упражнения, специальные
5
5
10
10
2
Контрольные
упражнения
беговые упражнения.
5.2.
Спортивные игры.
ИТОГО за период обучения:
105
27
78
Содержание учебного(тематического) плана
Введение. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для
человека и для государства. Виды туризма, особенности пешеходных походов.
Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или
диафильма). Законы туристов.
Заполнение анкет (туристских паспортов) кружковцев.
Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском
походе. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки,
озера, полезные ископаемые.
История
края,
памятные
исторические
места,
памятники природы.
Предприятия родного края. Знаменитые люди края. Роль туристов в охране
памятников природы, истории и культуры края.
Охрана природы. Закон об охране природы.
Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей:
личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного
объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов.
Подготовка итоговой выставки. Фотографирование в походе.
Практические занятия. Знакомство с картой области. «Путешествия» по
карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и
достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.
Специальная
туристическая
подготовка.
Правила
организации
и
проведения туристских походов на территории России. Инструкция по
организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися
общеобразовательных школ.
Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение
обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, завхозов,
краеведа, старшего проводника и других ответственных лиц.
Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, встречи с
людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музея и т. п.
Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика
движения, сметы расходов.
Подбор и подготовка личного и группового снаряжения.
Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их
взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.
Оформление походной документации, получение разрешения на выход в
поход.
Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака.
Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор хранение
картографического материала.
Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фотои киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.
Практические занятия. Разработка маршрутов и планов-графиков учебнотренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории,
флоре, фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации,
копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка,
расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графиков
дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к
выходу в поход.
Тактика и техника пешеходного туризма. Понятие о тактике и технике в
пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их
профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении
аварийных ситуаций.
Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на
равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в
процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение
уровня подготовленности и снаряжённости тургруппы. Повторение основных
правил организации и проведения походов на территории России, пройденных по
программе первого года занятий. Почему необходимо соблюдать правила
организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и
самодеятельном туризме.
Планирование «нитки» маршрута и разработка плана-графика похода 2-й (3й) категории сложности: три основных периода разработки маршрута и планаграфика похода, их содержание. Линейная, кольцевая и радиальная схема
построения «нитки» маршрута. Учет непредвиденных обстоятельств. Ходовые
дни, запасные дни, экскурсионные дни, дни переездов, полудневки, контрольные
сроки, запасные варианты маршрута, варианты схода с серединной части
маршрута, связь с КСС. Утверждение похода.
Требования к участникам походов высоких категорий сложности: моральноволевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника.
Взаимопомощь туристов, понятие о само- и взаимостраховке. Законы туристской
дружбы. Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы,
психологическая совместимость.
Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться
колонной, построение колонны, обязанности направляющего (проводника),
замыкающего и остальных участников в летнем, зимнем походах. Опасность
отставания отдельных участников от группы.
Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня,
с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и
других условий.
Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для
мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение
равномерности в разгрузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего
участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные
ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске.
Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое
ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале,
в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других
условий на маршруте. Режим движения группы на подъемах в зависимости от их
крутизны. Режим дня на дневках. Значение хронометрирования (протокола
движения) для ориентирования на местности; как определить среднюю скорость
движения группы в различных условиях.
Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в
строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп,
интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам,
при подъемах и спусках с невысоких гор.
Движение без дорог и троп на равнине. Характеристика типичных
естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку,
мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам;
положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и
маркировка пути.
Особенности движения в тундровой зоне. Характеристика типичных
препятствий, встречаемых в тундре. Движение в зарослях карликовой
растительности, по стланику, высокотравью, в густых кустарниках; по моховокаменистой поверхности, по болотам. Изменения в режиме движения в
высокоширотных районах при различных погодных условиях. Шаг, темп,
интервал, использование альпенштока, резиновых сапог, накомарника. Разведка и
маркировка пути.
Движение в таежной зоне. Характеристика типичных естественных
препятствий на лесных и горно-таежных участках маршрутов. Особенности
ориентирования в тайге. Шаг, темп, интервал, изменения в режиме движения,
разведка и маркировка пути, техника преодоления завалов, густых зарослей,
заболоченных участков тайги.
Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности,
связанные с переправами через реки. Виды и способы переправ. Разведка места и
оценка доступности переправы избранным способом. Переправа через бурную
горную реку по камням: выбор места, проверка, порядок движения, страховка.
Общее представление о навесной переправе. Применение веревки и
альпенштока в туристских походах. Основные узлы и грудная обвязка.
Броды через равнинные и горные реки: разведка места брода, проверка,
порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на
броде.
Виды, содержание и правила соревнований юных туристов по туристской
технике.
Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка
приемов страховки альпенштоком.
Краеведение.
Изучение
истории
родного
края,
города.
Изучение
краеведческих возможностей районов путешествия. Описание экологических
объектов на маршруте. Экскурсии по городу, в краеведческие музей своего
города.
Практические занятия. Викторины, краеведческие кроссворды, диктанты.
Подготовка к походу. Туристский быт. Что такое привал и бивак в походе.
Основные требования к месту привала и бивака.
Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке
(развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.
Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка
топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках.
Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры.
Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор
продуктов питания для туристского похода. Рас фасовка, упаковка и переноска
продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути.
Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.
Практические занятия. Расчет продуктов питания для двухдневного похода.
Зарисовка
схем
правильной
планировки
бивака
с
учетом
требований,
предъявляемых к месту привала.
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время
похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем
походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной
аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста.
Транспортировка пострадавшего.
Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при
различных травмах. Транспортировка пострадавшего.
Медицинская подготовка. Повторение гигиенических правил туриста,
изученных на первом году занятий.
Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила
использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный
медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах,
обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах,
ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок Меры
предупреждения
перечисленных
травм
и
заболеваний.
Как
остановить
кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы
транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной
туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного
походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил
личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления
грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.
Практические занятия. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и
перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.
Специальная подготовка. Стороны горизонта. Устройство компаса
Адрианова. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по
карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на
заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.
Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса,
по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по
заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры
(обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по
заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до
предметов.
Ориентирование
с
помощью
карты
и
компаса.
Отработка
чтения
топографической карты с топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов,
масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и
числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в
натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.
Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование
на маршруте с помощью карты и компаса.
Практические занятия. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков),
чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. 'Топографический
диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных
топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение
числового масштаба в натуральный.
Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде).
Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на
карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).
3 Понятие о категорийных путешествиях. Какие физические и моральноволевые качества необходимы путешественнику. Рассказы о мужестве и
находчивости туристов, спортсменов, проявленных ими в годы войны на фронте,
в тылу врага и в походах в мирное время.
Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Закаливание, комплекс
утренней зарядки, маршевая подготовка. Упражнения для укрепления и развития
рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног. Беговые тренировки. Книги о
путешествиях и путешественниках. Нормативы юношеских разрядов по туризму,
нормы на звание младшего инструктора по туризму.
Практические занятия. Разучивание комплекса утренней гимнастики.
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования
к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и
переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения
туриста-пешеходника, требования к каждому предмету.
Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к
палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.
Практические занятия. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с
собой в поход».
Топографическая подготовка и ориентирование в походе. Тактические
свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на
картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих.
Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте.
Определение крутизны склонов.
План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт.
Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта.
Обязанности топографа тургруппы. Работа с картой на маршруте по ее
дополнению и уточнению.
Определение термина «ориентирование». Условия ориентирования в походе
на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии
карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы
ориентирования в различных условиях летом и зимой. Виды и правила разведки
на маршруте. Обязанности проводников и разведчиков.
Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные
меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность
движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях:
открытый,
маркированный,
обозначенный
и
азимутальный
маршруты,
ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Практические занятия. Повторительные упражнения по программе 1-го года
занятий. Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных
предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны
склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по
картам. Сравнение и оценка результатов. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий
(маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах
маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного
пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по \ карте).
Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и
оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников
на маршрутах (из практики походов кружковцев).
Учебно-тематический план
3-й год обучения - углублённый
№
Наименование тем и разделов
п/п
1.
1.1.
2.
2.1.
Всего
Теория
Введение.
3
3
Информация о работе кружка, т/б,
3
3
Специальная туристская подготовка
30
6
Узлы
3
Практика
Опрос,
анкетирование
анкетирование.
24
3
Контрольные
упражнения
2.2.
Личное прохождение этапов.
3
2.3.
Командная работа на этапах.
2
2.4.
Страховка и сопровождение.
2
2
2.5.
Командное прохождение дистанции.
3
3
2.6.
Тактика прохождения дистанции.
6
2
4
2.7.
Подготовка к туристскому слету.
11
3
8
3.
Краеведение
11
6
5
4.
Подготовка к походу. Турбыт.
21
6
15
Планирование маршрута и графика
3
3
3
4.1.
3
1
1
движения.
Оказание
первой
доврачебной
помощи
условно
пострадавшему
Контрольные
упражнения на
местности
Оказание
первой
доврачебной
помощи
условно
пострадавшему
4.2.
Доврачебная помощь.
6
4.3.
Походы.
12
Спортивное ориентирование.
30
3
27
5.1.
Условные знаки.
6
1
5
5.2.
Чтение карты.
6
6
Тактические приемы спортивного
3
3
Прохождение
туристской
дистанции
Тестирование
5.
5.3.
3
12
ориентирования.
5.4.
Движение по азимуту.
2
5.5.
Ориентирование на маркированной трассе.
3
3
5.6.
Соревнования
10
10
Общая физическая подготовка
10
10
Общеразвивающие упражнения,
5
5
6.
6.1.
6.2.
2
специальные беговые упражнения.
Спортивные игры.
ИТОГО за период обучения:
5
105
5
27
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
78
Содержание учебного(тематического) плана
Введение. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для
человека и для государства. Виды туризма, особенности пешеходных походов.
Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или
диафильма). Законы туристов.
Заполнение анкет (туристских паспортов) кружковцев.
Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском
походе. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки,
озера, полезные ископаемые.
История
края,
памятные
исторические
места,
памятники природы.
Предприятия родного края. Знаменитые люди края. Роль туристов в охране
памятников природы, истории и культуры края.
Охрана природы. Закон об охране природы.
Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей:
личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного
объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов.
Подготовка итоговой выставки. Фотографирование в походе.
Практические
занятия.
«Путешествия»
по
карте.
Подготовка
и
заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края.
Проведение краеведческих викторин.
Специальная
туристическая
подготовка.
Правила
организации
и
проведения туристских походов на территории России. Инструкция по
организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися
общеобразовательных школ.
Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение
обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, завхозов,
краеведа, старшего проводника и других ответственных лиц.
Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, встречи с
людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музея и т. п.
Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика
движения, сметы расходов.
Подбор и подготовка личного и группового снаряжения.
Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их
взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.
Оформление походной документации, получение разрешения на выход в
поход.
Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака.
Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор хранение
картографического материала.
Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фотои киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.
Практические занятия. Разработка маршрутов и планов-графиков учебнотренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории,
флоре, фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации,
копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка,
расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графиков
дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к
выходу в поход.
Тактика и техника пешеходного туризма. Понятие о тактике и технике в
пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их
профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении
аварийных ситуаций.
Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на
равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в
процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение
уровня подготовленности и снаряжённости тургруппы. Повторение основных
правил организации и проведения походов на территории России, пройденных по
программе первого года занятий. Почему необходимо соблюдать правила
организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и
самодеятельном туризме.
Планирование «нитки» маршрута и разработка плана-графика похода 2-й (3й) категории сложности: три основных периода разработки маршрута и планаграфика похода, их содержание. Линейная, кольцевая и радиальная схема
построения «нитки» маршрута. Учет непредвиденных обстоятельств. Ходовые
дни, запасные дни, экскурсионные дни, дни переездов, полудневки, контрольные
сроки, запасные варианты маршрута, варианты схода с серединной части
маршрута, связь с КСС. Утверждение похода.
Требования к участникам походов высоких категорий сложности: моральноволевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника.
Взаимопомощь туристов, понятие о само- и взаимостраховке. Законы туристской
дружбы. Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы,
психологическая совместимость.
Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться
колонной, построение колонны, обязанности направляющего (проводника),
замыкающего и остальных участников в летнем, зимнем походах. Опасность
отставания отдельных участников от группы.
Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня,
с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и
других условий.
Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для
мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение
равномерности в разгрузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего
участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные
ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске.
Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое
ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале,
в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других
условий на маршруте. Режим движения группы на подъемах в зависимости от их
крутизны. Режим дня на дневках. Значение хронометрирования (протокола
движения) для ориентирования на местности; как определить среднюю скорость
движения группы в различных условиях.
Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в
строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп,
интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам,
при подъемах и спусках с невысоких гор.
Движение без дорог и троп на равнине. Характеристика типичных
естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку,
мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам;
положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и
маркировка пути.
Особенности движения в тундровой зоне. Характеристика типичных
препятствий, встречаемых в тундре. Движение в зарослях карликовой
растительности, по стланику, высокотравью, в густых кустарниках; по моховокаменистой поверхности, по болотам. Изменения в режиме движения в
высокоширотных районах при различных погодных условиях. Шаг, темп,
интервал, использование альпенштока, резиновых сапог, накомарника. Разведка и
маркировка пути.
Движение в таежной зоне. Характеристика типичных естественных
препятствий на лесных и горно-таежных участках маршрутов. Особенности
ориентирования в тайге. Шаг, темп, интервал, изменения в режиме движения,
разведка и маркировка пути, техника преодоления завалов, густых зарослей,
заболоченных участков тайги.
Движение в горах. Подъемы и спуски по крутым травянистым склонам в
различных условиях. Разведка, маркировка, выбор пути движения «в лоб» и
«серпантином». Шаг, темп, интервал, режим движения, способы страховки.
Движение по осыпям и каменным «морям». Виды осыпей, их характеристика.
Разведка, маркировка, выбор пути. Движение вверх и вниз «в лоб» и
«серпантином». Подъемы и спуски по скальному гребню, по желобу. Шаг, темп,
интервал, режим движения, способы страховки (использование альпенштока,
веревочных перил). Правила безопасности и поведение туристов при падении
камней.
Движение по снежникам и фирну. Оценка доступности снежного склона для
прохождения его группой, положение и состояние снежника. Признаки лавинной
опасности. Выбор наиболее безопасного пути прохождения по снежному склону.
Подъем «в лоб», траверсирование. Шаг, выбивание ступенек, положение корпуса,
темп, интервалы, страховка альпенштоком, использование веревочных перил.
Прохождение горных перевалов. Контрольные записки.
Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности,
связанные с переправами через реки. Виды и способы переправ. Разведка места и
оценка доступности переправы избранным способом. Переправа через бурную
горную реку по камням: выбор места, проверка, порядок движения, страховка.
Общее представление о навесной переправе. Применение веревки и
альпенштока в туристских походах. Основные узлы и грудная обвязка.
Броды через равнинные и горные реки: разведка места брода, проверка,
порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на
броде.
Виды, содержание и правила соревнований юных туристов по туристской
технике.
Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка
приемов страховки альпенштоком.
Краеведение.
Изучение
истории
родного
края,
города.
Изучение
краеведческих возможностей районов путешествия. Описание экологических
объектов на маршруте. Экскурсии по городу, в краеведческие музей своего
города.
Практические занятия. Викторины, краеведческие кроссворды, диктанты.
Подготовка к походу. Туристский быт. Что такое привал и бивак в походе.
Основные требования к месту привала и бивака.
Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке
(развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.
Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка
топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках.
Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры.
Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор
продуктов питания для туристского похода. Рас фасовка, упаковка и переноска
продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути.
Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.
Практические занятия. Расчет продуктов питания для двухдневного похода.
Зарисовка
схем
правильной
планировки
бивака
с
учетом
требований,
предъявляемых к месту привала.
Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время
похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем
походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной
аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста.
Транспортировка пострадавшего.
Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при
различных травмах. Транспортировка пострадавшего.
Медицинская подготовка. Повторение гигиенических правил туриста,
изученных на первом году занятий.
Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила
использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный
медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах,
обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах,
ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры
предупреждения
перечисленных
травм
и
заболеваний.
Как
остановить
кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы
транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной
туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного
походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил
личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления
грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.
Практические занятия. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и
перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.
Специальная подготовка. Стороны горизонта. Устройство компаса
Адрианова. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по
карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на
заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.
Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса,
по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по
заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры
(обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по
заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до
предметов.
Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической
картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы
топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми
3
масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный.
Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.
Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование
на маршруте с помощью карты и компаса.
Практические занятия. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков),
чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. 'Топографический
диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных
топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение
числового масштаба в натуральный.
Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде).
Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на
карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).
Понятие о категорийных путешествиях. Какие физические и моральноволевые качества необходимы путешественнику. Рассказы о мужестве и
находчивости туристов, спортсменов, проявленных ими в годы войны на фронте,
в тылу врага и в походах в мирное время.
Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Закаливание, комплекс
утренней зарядки, маршевая подготовка. Упражнения для укрепления и развития
рук и плечевого пояса, мышц шеи, туловища, ног. Беговые тренировки. Книги о
путешествиях и путешественниках. Нормативы юношеских разрядов по туризму,
нормы на звание младшего инструктора по туризму.
Практические занятия. Разучивание комплекса утренней гимнастики.
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования
к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и
переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения
туриста-пешеходника, требования к каждому предмету.
Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к
палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.
Практические занятия. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с
собой в поход».
Топографическая подготовка и ориентирование в походе. Обзор материала,
пройденного в первый год занятий.
Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы
изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение,
отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на
топографической карте. Определение крутизны склонов.
План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт.
Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта.
Обязанности топографа тургруппы. Работа с картой на маршруте по ее
дополнению и уточнению.
Определение термина «ориентирование». Условия ориентирования в походе
на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии
карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы
ориентирования в различных условиях летом и зимой. Виды и правила разведки
на маршруте. Обязанности проводников и разведчиков.
Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные
меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность
движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях:
открытый,
маркированный,
обозначенный
и
азимутальный
маршруты,
ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).
Практические занятия. Повторительные упражнения по программе 1-го года
занятий. Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных
предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны
склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по
картам. Сравнение и оценка результатов. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий
(маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах
маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного
пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по \ карте).
Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и
оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников
на маршрутах (из практики походов кружковцев).
Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Количество
Количество
Количество
Режим
обучения
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
(уровень)
занятий
занятий
недель
дней
часов
1 год
2 сентября
обучения
2024г.
27 мая 2025г.
35
105
2 год
1 сентября
обучения
2025г.
27 мая 2026г.
35
105
3 год
1 сентября
обучения
2026г.
27 мая 2027г.
35
105
105,
3 раза в нед. по
3 часа в нед.
1 часу
105,
3 раза в нед. по
3 часа в нед.
1 часу
105,
3 раза в нед. по
3 часа в нед.
1 часу
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогом
дополнительного
образования,
имеющим
педагогическое
образование
и
имеющим квалификацию инструктора детско-юношеского туризма.
Для
реализации
программы
«Пешеходный
туризм»
занятия
с
воспитанниками проводятся в природной среде и на искусственном рельефе
(оборудованными специальными опорными точками помещениях). Обязательно
требование – использование специального альпинистского и туристского
снаряжений.
Информационное обеспечение:
Видеозаписи (учебные и познавательные видеоматериалы по пешеходному
туризму и спортивному ориентированию)
Дидактический материал (плакаты, фотоматериал, наглядное пособие и т.п.)
Литература (как для педагога, так и для обучающихся)
Доступ к специализированным Интернет-ресурсам
Материально-техническое обеспечение – специальное альпинистское и
туристское снаряжение, бивачное оборудование, аудио- и видеоаппаратура.
Перечень снаряжения для отдельного обучающегося спортсмена
№
Личное снаряжение
1.
Система страховочная (грудная
обвязка, беседка)
Единица
измерения
Количество
комплект
1
2.
Блокировочный конец, 1-3 м
штука
1
3.
Карабин (любой модификации)
штука
3
4.
Сборка блок-ролика
штука
1
5.
Сборка ФСУ
штука
1
6.
Жумар
штука
1
7.
Каска
штука
1
8.
Багажная резинка для
штука
1
штука
2
крепления верёвок к корпусу
9.
Основная верёвка, диаметр 10
мм, длина 15-20 м
10.
Секундомер
штука
1
11.
Компас
штука
1
комплект
1
Спортивная одежда
12.
для практических занятий в
помещении
Спортивная одежда
13.
для практических занятий на
комплект
1
комплект
1
комплект
1
местности
14.
Обувь для практических
занятий в помещении
15.
Обувь для практических
занятий на местности
16.
Рюкзак, 60-90 л
штука
1
17.
Спальный мешок
штука
1
18.
Туристский коврик
штука
1
19.
Туристский стул
штука
1
Перечень группового снаряжения для практических занятий
Данный перечень рассчитан на группу 12-15 воспитанников, количество
оптимальное.
№
Снаряжение
Единица
измерения
Количество
Основная верёвка, диаметр 10
1.
мм, длина до 3 м (для техники
штука
10
штука
4-6
штука
4-6
штука
2
штука
20
вязки узлов)
2.
Основная верёвка, диаметр 10
мм, длина 15-20 м
3.
Основная верёвка, диаметр 10
мм, длина 21-30 м
4.
Основная верёвка, диаметр 10
мм, длина 31-40 м
5.
Карабин (любой модификации)
6.
Маты гимнастические
штука
4
7.
Стенд для скалолазания
штука
1
Перечень группового снаряжения для походов и соревнований,
организацию бивуака
Данный перечень рассчитан на группу 12-15 воспитанников, количество
оптимальное.
№
Снаряжение
1.
Основная верёвка, диаметр 10
мм, длина 15-20 м
Единица
измерения
Количество
штука
1
2.
Карабин (любой модификации)
штука
3
3.
Палатки, для 4 человек
штука
4
4.
Костровое оборудование
комплект
1
5.
Котелок
штука
3
6.
Стол туристский
штука
2
7.
Тент от дождя
штука
1
8.
Топор, пила
штука
1
Формы аттестации и оценочные материалы
Аттестация обучающихся осуществляется для проверки и оценки уровня
физической подготовленности, приобретённых навыков и освоения умений и
тактик индивидуального действия обучающихся, через систему контрольных
тренировок, тестов по физической подготовке, спортивных соревнований, а также
тестирования по вопросам, изучаемых в теоретической части. Основными
способами определения полноты реализации и результативности программы
являются – тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, соревнование и т.д.
Текущий
контроль обучающихся
проводится
педагогом
с
целью
установления фактического уровня теоретических знаний по темам (разделам)
дополнительной образовательной программы, их практических умений и
навыков. Также при помощи педагогического наблюдения и тестирования
физической подготовленности, определяется уровень развития физических
качеств.
Промежуточная аттестация проводится для оценки приобретённых
навыков, освоения умений и тактик индивидуального действия с использованием
контрольных упражнений по общей физической подготовленности, с учётом
показателей тренировочной и соревновательной деятельности.
Итоговая аттестация проводится с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств обучающихся,
и их соответствия
прогнозируемым результатам программы, и заключается в выполнении
контрольных нормативов по общей физической подготовке, а также выполнения
заключительных тестов на знание теоретической части программы.
Список литературы для педагога:
1. Алексеев А.А. Спортивный туризм в СССР и России (к истории развития). М.: ООО "САМ Полиграфист", 2015. - 468 с., ил.
2. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 - 1998 гг. / Автор-сост. Ю.С.
Константинов. - М.: ЦДЮТур, 1998. - 176 с., илл.
3. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.). –
М.: ФЦДЮТиК, 2008. – 312 с., илл.
4. Константинов Ю.С. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое
пособие. 2-е изд., дополненное / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. - М.:
ФЦДЮТиК, 2006. - 208 с.
5. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебнометодическое пособие /Ю.С. Константинов. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003, 228 с., илл., изд. 2-е стереотипное.
6. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебнометодическое пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003, - 228 с., илл.
Список литературы для обучающихся:
1. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность
в школе: учебно-методическое пособие – М.: ИСВ РАО, 2011. – 352 с., илл.
2. Крайнева И.Н. Узлы: Простые, забавные, сложные. 152 модели на все случаи
жизни. - СПб.: ИЧП "Кристалл", АОЗТ "Невский клуб", 1997. - 240 с., илл.
3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях. М.; Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
4. Куприн A.M. Занимательно об ориентировании. М., «Толк», 1996.
5. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М.,ВЛАДОС 2000.