Дополнительная общеразвивающая программа Палитра детских голосов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 227-д
от 30.08.2024 г.

Рассмотрено:
на заседании
Педагогического совета
Протокол №1 от 29.08.2024г.

Дополнительная общеобразовательная программа
«Музыкальная студия «Палитра детских голосов»»
Художественная направленность
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Срок освоения программы: 2 года

Составитель:
Созина А.Л., учитель музыки
и изобразительного искусства
МАОУ СОШ № 16

г. Карпинск, 2024

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Музыкальная студия «Палитра
детских голосов»» составлена и разработана в соответствии в соответствии с
методическими

рекомендациями,

разработанными

во

исполнение

и

в

соответствии со следующими нормативными документами:
Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования» (с изм. и дополн. от 29.03.2019);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №
642;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.);
Уставом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16 г. Карпинска.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок,
2

наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных
способностей, должен иметь возможность овладеть умениями и навыками
певческого искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное
состояние.

Эту

потребность

удовлетворяет

разработанная

программа

дополнительного образования «Музыкальная студия «Палитра детских
голосов»»,

направленная

на

художественно-эстетическое

и

духовное-

нравственное развитие обучающихся.
Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый
ребенок

развивается

соразмерно

своим

способностям,

интересам

и

потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического
образования детей. На это и направлена внеурочная деятельность. Человек
наделён от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным
явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент,
таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого
самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных
и современных песен с музыкальным сопровождением или без него. Занятия
пением является весьма действенным методом для развития певческих данных,
способствуют формированию эстетического вкуса. Дети осваивают основы
вокального

исполнительства,

развивают

художественный

вкус,

речь,

расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, что способствует
их дальнейшему обучению и успешной социализации.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь
3

через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребёнок, наделенный
способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,
мог овладеть умениями и навыками певческого искусства – научиться голосом
передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа
внеурочной деятельности детей «Музыкальная студия», направленная на
художественно-эстетическое и духовное-нравственное развитие обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса
(звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям;
слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством
своего вокального звучания).
Программа относится к художественной направленности.
Срок освоения программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 8 до 17 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут.
Обучение проводится в группах: 2 группы по 10-12 человек. Группа «Музыка и
движение» – первый год обучения, группа «Мелодия – душа музыки» – второй
год обучения. Нормативный срок освоения программы 68 часов.
Важность этого курса для школьников подчёркивается тем, что он
осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической
деятельности, рекомендованной новым стандартом.

Цель и задачи программы
Цель программы:


создание условий для интереса детей в занятиях музыкальным

искусствам, формирование вокально–хоровых навыков пения, чувства музыки,
стиля, воспитание музыкальной и певческой культуры. Развитие музыкальноэстетического вкуса детей.

4

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных задач:



эстетические
привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании

художественного вкуса;



развивающие:
развить музыкальные способности учащихся, певческий голос,

формирование правильной манеры пения, красивого естественного звучания,
расширение диапазона;


развивать

музыкальный

слух

-

мелодический,

гармонический,

ритмический, динамический, темповой;



познавательные:
осуществление художественного познания мира, через собственную

созидательную деятельность;


максимально выявлять и развивать творческие возможности детей, их

артистизм и эмоциональность;


мотивационные:



привить навыки общения в творческом коллективе.



способствовать

общекультурному

и

эстетическому

развитию

учащихся.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности:


сольное и ансамблевое пение;



слушание различных интерпретаций исполнения;



пластическое интонирование;



движения под музыку;



элементы театрализации.

Формы реализации
Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с
5

групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Программа предполагает решение
образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Содержание программы включает в себя
занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и
воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного
занятия сочетаются разные виды деятельности:


вокально-хоровая работа;



занятия по музыкальной грамоте;



музыкально-ритмические упражнения;



дыхательная гимнастика.

В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо
вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных
навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную
функцию:


подготовку голосового аппарата;



развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт
концертных

выступлений.

Он

помогает

преодолевать

психологические

комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и
дает детям практический опыт.
Формы и методы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам,
индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
6

развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы
обучения:


наглядно-слуховой;



наглядно-зрительный;



репродуктивный;

Одним

из

ведущих

приёмов

обучения

пению

детей

является

демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:


настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над

певческим дыханием (2–3 мин);


дыхательная гимнастика;



речевые упражнения;



распевание;



пение вокализов;



работа над произведением;



анализ занятия.

Принципы:


единства художественного и технического развития пения;



гармоничного воспитания личности;



постепенности и последовательности в овладении мастерством пения;



успешности;



соразмерности нагрузок уровню и состоянию здоровья, сохранения

здоровья ребёнка;


творческого развития;



доступности;
7



ориентации на способности и особенности ребёнка;



индивидуального подхода;



практической направленности.

Методы:


наглядно-слуховой;



наглядно-зрительный;



репродуктивный;



«концентрический»;



фонетический;



метод анализа.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Музыкальная студия «Палитра
детских голосов»

Личностные результаты:


формирование

основ

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,


уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального

народа России;


осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;


воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;



ответственного отношения к учению, готовности и способности,

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;


формирование целостного, социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
8



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;


формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;


формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;



развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:


планировать свои действия с творческой задачей и условиями еѐ

реализации;


самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

урока;


выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с

искусством.


эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов

музыкальных героев, музыкальных зарисовок;


осуществляет

контроль

своего

участия

в

доступных

видах

музыкальной деятельности;


воспринимает мнение взрослых о музыкальном произведении и его

исполнении;


выполняет действия в опоре на заданный ориентир;



выполняет действия в громкоречевой (устной) форме.



уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли

о музыке;
9



применять знаково-символические и речевые средства для решения

коммуникативных задач;


исполняет музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при

этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских
инструментах и т.п.);


учитывает настроение других людей, их эмоции от восприятия

музыки;


принимает участие в импровизациях, в коллективных инсценировках,

в обсуждении музыкальных впечатлений;


следить за действиями других участников в процессе музыкальной

деятельности


использовать знаково-символические средства для решения задач;



осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников.


ориентируется в способах решения исполнительской задачи;



читает простые схематические изображения;



выражает в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях)

свои чувства и настроения; понимание настроения других людей;


соотносит различные произведения по настроению, форме, по

некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм,
мелодия);


соотносить содержание схематических изображений с музыкальными.

10

Учебно-тематический план
1 год обучения «Музыка и движение»
№
п/п

Тема занятия

Колво
часов
1 ч.

4

Вводное занятие. Цели и задачи студии.
Сценический выход и вход
Сценические движения, правила декламации
текста, работы с голосом.
Разговорная и певческая речь, их отличие,
дикционные упражнения.
«Средства выразительности в разговорной речи».

5

«Средства выразительности в музыке».

1 ч.

6

Манера исполнительства - «Что такое амплуа
артиста?». Знакомство с лучшими образцами
мирового исполнительства в музыке.
Виды театра «Что такое мюзикл?». Жанры
литературы в театре - драма, комедия, трагедия,
сказка и т.п.
Обобщающий урок - концерт.

1 ч.

1 ч.

12

Дикционные упражнения для развития
выразительного произношения слогов и слов,
отличие певческого и речевого звука.
Речитатив и скороговорка как приемы вокальноречевой тренировки - ритмомелодические
скороговорки, сравнение путем слушания
музыкальных произведений и литературных
произведении.
Интонационная выразительность в речи и пении
(интонации в речи и певческая интонация,
декламация, интонационные упражнения).
Культура речи и выразительность пения.

13

Виды певческих голосов Манера исполнения.

1 ч.

14

Читка текстов ролей в разных интонациях, подбор
движений.
Подготовка к концертной деятельности - « Новый
год».
Обобщающий урок- концерт.

1 ч.

1 ч.

18

Кто создаёт театр? - сценарист, режиссёр, актёр,
композитор, музыкант, танцор, певец, художник.
Музыка в театре.

19

Ритмослуховые упражнения. Ритм в музыке и

1 ч.

1
2
3

7

8
9

10

11

15
16
17

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Форма контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1 ч.

Педагогическое
наблюдение

1 ч.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1 ч.

Педагогическое
наблюдение

1 ч.

Педагогическое
наблюдение

1 ч.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое

1 ч.
1 ч.

1 ч.

11

20

речи - долгота слогов слов.
Как беречь голос. Охрана голоса.

1 ч.
1 ч.

23

Музыкальный спектакль (опера, оперетта, музыка
к драматическому произведению, мюзикл, музыка
к мультфильму, киномузыка.)
Драматический спектакль и музыкальный
спектакль - сравнение.
Вокальный портрет сказочных героев.

24

Музыкальная прогулка.

1 ч.

25

1 ч.

28

Подготовка и организация концертных
выступлений.
Обобщающий урок. Постановка концертного
мероприятия.
Музыка и движения. Виды жестов сценического
образа.
Музыка и танец в театре.

29

Музыка и кино. Киномюзиклы и мюзиклы

1 ч.

30

Виды ансамблей в музыке и театре

1 ч.

31

Речевые игры и упражнения.

1 ч.

32

Песни давно минувших дней

1 ч.

33

Подготовка и организация концерта ко «Дню
Победы»
Обобщающий урок. Постановка концертного
мероприятия.
Итого: 34 часа.

1 ч.

21

22

26
27

34

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание программы
1 год обучения
Пение как вид музыкальной деятельности (7 ч)
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан,
басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные
термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
Формирование детского голоса (15 ч)
Интонирование мелодии, акапелла и с сопровождением; сольное и
ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации
между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со
звучанием инструмента и (или) других голосов.
12

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен (2 ч)
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование
простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном
тексте, хоровых и вокальных партиях.
Развитие
правильного

артикуляционного
певческого

дыхания,

аппарата;

приобретение

навыков

чистого

интонирования;

развитие

мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен
различного

характера;

развития

метроритмических

навыков,

ощущения

темпоритма.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки;
приёмы работы с микрофоном.
Игровая деятельность, театрализация (2 ч)
Сценическое
произведений;

воплощение

знакомство

с

художественного
элементами

замысла

пластики,

исполняемых

сценодвижения

и

хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры (4 ч)
Формирование

способности

к

самооценке

на

основе

критериев

успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
Концертно-исполнительская деятельность (4 ч)
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.

13

Учебно-тематический план
2 год обучения «Мелодия – душа музыки»
№
Тема занятия
п/п
1 Понятие о сольном и ансамблевом пении

Кол-во часов
1 ч.

2

Пение как вид музыкальной деятельности.

1 ч.

3

Строение голосового аппарата.

1 ч.

4

1 ч.

5

Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях
хоровом пении.
Правила охраны детского голоса.

6

Вокально-певческая установка.

1 ч.

7

1 ч.

8

Упражнения на дыхание по методике А.Н.
Стрельниковой.
Формирование детского голоса.

9

Звукообразование. Волшебная страна звуков.

1 ч.

10

Певческое дыхание.

1 ч.

11

Дикция и артикуляция.

1 ч.

12

Речевые игры и упражнения.

1 ч.

13

Нотная грамота.

1 ч.

14

1 ч.

15

Нотная грамота. Вокальный портрет сказочных
героев.
Хороводные песни и шутки. Игры.

16

Обобщающий урок. Каникулы – веселая пора.

1 ч.

17

Души прекрасные порывы.

1 ч.

18

И хорошее настроение не покинет нас!

1 ч.

19

1 ч.

20

Вокальные упражнения. Слушание музыкальных
произведений
Народная песня.

21

Произведениями русских композиторов - классиков.

1 ч.

22

Произведения современных отечественных
композиторов.
Сольное пение.

1 ч.

23

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
14

24

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

1 ч.

25

Музыкальная прогулка.

1 ч.

26

Обобщающий урок. Веселей, встречай друзей

1 ч.

27

Звуки и краски голоса.

1 ч.

28

Мелодия – душа музыки.

1 ч.

29

И хорошее настроение не покинет нас!

1 ч.

30

Слышу голос из прекрасного далека.

1 ч.

31

Волшебная страна звуков.

1 ч.

32

Россия – Родина моя.

1 ч.

33

Каникулы – веселая пора.

1 ч.

34

Обобщающий урок. Сколько песен мы с вами
вместе…
Итого: 34 часа.

1 ч.

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Содержание программы
2 год обучения
Пение как вид музыкальной деятельности (7 ч)
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан,
басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные
термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
Формирование детского голоса (15 ч)
Интонирование мелодии, акапелла и с сопровождением; сольное и
ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации
между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со
звучанием инструмента и (или) других голосов.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен (2 ч)
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование
простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном
тексте, хоровых и вокальных партиях.
15

Развитие
правильного

артикуляционного
певческого

дыхания,

аппарата;

приобретение

навыков

чистого

интонирования;

развитие

мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен
различного

характера;

развития

метроритмических

навыков,

ощущения

темпоритма.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки;
приёмы работы с микрофоном.
Игровая деятельность, театрализация (2 ч)
Сценическое
произведений;

воплощение

знакомство

с

художественного
элементами

замысла

пластики,

исполняемых

сценодвижения

и

хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры (4 ч)
Формирование

способности

к

самооценке

на

основе

критериев

успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
Концертно-исполнительская деятельность (4 ч)
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.

16

Календарный учебный график
Год
Дата
обучения начала
(уровень) занятий
1 год
2
обучения сентября
2024г.
2 год
2
обучения сентября
2024г.

Дата
окончания
занятий

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов

27 мая
2025г.

34

34

34,
1 час в нед.

27 мая
2025г.

34

34

34,
1 час в нед.

Режим
занятий
1 раз в
нед. по
1 часу
1 раз в
нед. по
1 часу

Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Музыкальная студия «Палитра детских голосов»
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям
ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо
освещаться, и периодически проветриваться. Необходимо также наличие
аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое

обеспечение

программы:

педагог

дополнительного

образования, обладающий умением осуществлять личностно-деятельностный
подход

к

организации

образовательную

обучения,

траекторию

проектировать

учащегося,

разрабатывать

индивидуальную
и

эффективно

применять инновационные образовательные технологии.
Методическое обеспечение программы:
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f45b76-f453-552f31d9b164.
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов.
17

3. Видео с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4. Видео с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5. Видео с записью известных оркестровых коллективов.
6. Видео с записью фрагментов из мюзиклов.
Материально-техническое обеспечение программы:
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Экран.
3. Проектор.
4. Акустическая система
Оборудование кабинета
1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стульядля
учащихся.
2. Стеллажи для наглядных пособий.
3. Стол учительский с тумбой.
Для

успешной

реализации

программы

используются

следующие

технологии:
Технология коллективного взаимообучения. Автор технологии - А. Г.
Ривин. Методики А. Г. Ривина имеют различные названия: «организованный
диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение»,
«коллективный способ обучения (КСО), «работа учащихся в парах
сменного состава».
Технология
коллективной

коллективной
творческой

творческой

деятельности

деятельности.

является

основой

Методика
детских

общественных объединений, так как представляет особый творческий и
организационно-содержательный алгоритм. Методика КТД характеризуется
следующим социально-педагогическими составляющими: стратегией «общей
заботы об окружающем жизни», тактикой «воспитательных отношений и
содружества старших и младших в совместной творческой деятельности»,

18

технологией «коллективно-организаторской деятельности».
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе
создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как
средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих
способностей,

продуктивному

сотрудничеству

с

другими

учащимися.

Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и
подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.

Формы аттестации и контроля, оценочные материалы
Критерии оценивания достижений учащихся:
1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный
отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении,
умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого
восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом
исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий
необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого
ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Формы аттестации:
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью
диагностических

контрольных

заданий

по

следующим

критериям:

звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр голоса,
диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое
чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.
Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация,
ритм,

память,

диапазон,

качество

певческого

голоса,

эмоциональность,
19

музыкальность, особенность характера. Система контроля результативности
обучения:
Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале
учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового
диапазона, оценивание умений, знаний.
Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью
которого является проверка полученных на каждом уроке знаний.
В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде
отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.
Формы предъявления результатов:
-отзывы учащихся и родителей,
-отчётный концерт
-участие в конкурсах и фестивалях.

20

Список литературы для педагогов
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001
2. Багадуров В.А., Орлова Н. Д. Начальные приемы развития детского
голоса. – М., 2007
3. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса,
методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. – М.,1951
4. Далейкий О. В. Школа пения. М: МГУКИ, 2007
5. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса. Либроком, 2013
6. Коробка В. И. Вокал в популярной музыке. М: Рекорд, 1989.
7. Малишава В.П. Опыт теории вокальной педагогики в классе
эстрадного пения. - М., Планета музыки,2019
8. Полякова Н. Детский голос. Особенности развития, выбор репертуара.
Учебное пособие. – М., Планета музыки, 2020
9. Рудин Л.Б. Основы голосоведения. Граница, 2009.
10. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным
репертуаром. – С.П., 1997
11. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой
В.Н.— М, 2000

Список литературы для учащихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1999
Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993
Карягина. А. Практическое пособие для начинающих. М: Лань, 2008
Кацер О.В. Игровая методика обучению детей пению: Учебнометодическое пособие.-М., Музыкальная палитра, 2005
Риггс С. Как стать звездой. Guitar Colleg, 2000
Ровнер А. Искусство вокала. М: Нота 2007
Старинные и современные романсы. - М., 2003
Юдина Е. И. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М., 1994
Энциклопедия юного музыканта. Санкт-Петербург, Золотой век, 1996

21

Приложение 1
Контрольно-оценочные материалы:
Тема 1. Организационное занятие.
Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное
упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание
мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить
качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение
исполнитьраспевку в быстром темпе.
Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить
качествопения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.
Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок,
попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по
партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.
Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую
установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую

установку.

Обучающийся

использует

диафрагматическое

дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой).
Дышит

между

фразами,

не

разрывая

слова.

Дыхание

спокойное.

Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую

установку.

Обучающийся

использует

диафрагматическое

дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет
использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе).
22

Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание.
Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать
дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания
дышит одновременно с другим певцом (хористом).
Тема 3. Музыкальный звук.

Высота звука. Основы чистого

интонирования. Унисон.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на
качество интонирования и умение петь в унисон.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.
Низкий уровень: Чистое

интонирование

только

с

помощью

учителя. Отсутствие унисона.
Тема

4.

Основные

правила

звуковедения.

Виды

штрихов

и

дирижёрскиежесты.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования,
использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских
жестов.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Понимание обучающимся дирижёрских жестов,
исполнение мелодии любым предложенным штрихом.
Средний уровень: Обучающийся понимает дирижёрский жест, но
допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.
Низкий уровень: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом
только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем.
23

Дирижёрский жест не понимает.
Тема 5. Правильная дикция и артикуляция.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая
внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции
и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует
мелодию, понимает дирижёрский жест.
Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции
и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает
ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике.
Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Тема 6. Формирование исполнения.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество
интонирования соблюдение ансамбля в хоре.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».