Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №16
Рассмотрено:
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2024 г.
Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 227-д
От 30.08.2024 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Шахматы»
Спортивной направленности
Рассчитана на возраст 7 - 12 лет
Срок освоения – 1 год
Составитель:
Кашкин М.Б., учитель математики
МАОУ СОШ № 16
г. Карпинск, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к
базовому уровню и имеет физкультурно-спортивную направленность составлена
в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными во
исполнение и в соответствии со следующими нормативными документами:
Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования» (с изм. и дополн. от 29.03.2019);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №
642;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 21 апреля 2023 г.);
Уставом
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №16 г. Карпинска.
Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям
современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное
решение актуальных проблем ребенка и соответствовать социальному заказу
общества. XXI-й век — век информационного общества, век информационных
технологий, поэтому развитый интеллект является одним из наиболее значимых
качеств личности. Как следствие — проблема интеллектуального развития детей
становится приоритетной задачей современного образования, один из способов
решения которой — обучение шахматной игре.
Дети, освоившие программу, смогут устанавливать логическую
последовательность событий и действий, решать логические задачи. Умение
играть в шахматы поможет подготовить обучающихся к скорейшему и
успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую
очередь математического цикла.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы: создать условия для интеллектуального и духовного
развития личности ребенка, средствами шахмат определить его дальнейшее
развитие, создать предпосылки для его личностного самоопределения.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и
законов;
освоение объема теоретических знаний;
формирование умений и навыков практической игры;
формирование
ключевых
компетенций
(коммуникативных,
интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
формирование критического мышления;
формирование умения играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
обучение умению находить простейшие тактические идеи и приемы
ииспользовать их в практической игре;
обучение умению оценивать позицию и реализовать материальный
перевес;
Развивающие (личностные):
формировать
конкретное
системное
мышление,
развитие
долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого
мышления;
формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно
- логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения
производить логические операции);
развивать навыки групповой работы;
развивать изобретательность, фантазию, интуицию;
способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
заложить идеи развития у подростков собственной активности,
целеполагания, личной ответственности.
Воспитательные (общекультурные):
формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки;
формирование дисциплинированности и целеустремленности;
воспитание
доброжелательного
отношения
к
товарищам,
отзывчивости; привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры
поведения;
формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение
риска асоциального поведения.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение
предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в
коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися
следующей деятельности:
участие в тренировочных играх, в городских соревнованиях по
шахматам;
в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
в проведении педагогом инструктажей;
в применении индивидуальных форм работы;
в корректировке игры;
в рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
педагогическое наблюдение;
учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.
Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися
следующей деятельности:
осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
изучении специализированной литературы;
просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
организации педагогом педагогического консультирования при отборе
тематического материала;
в проведении бесед;
в применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами
отслеживания роста предметной компетенции являются:
оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и
первенствах по шахматам;
определение уровня эрудиции обучаемых.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы, обучающийся:
имеет представление об истории происхождения шахмат;
знает правила игры и турнирного поведения;
знает основы тактики и стратегии;
владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и
эндшпиля;
умеет применять полученные теоретические знания на практике.
знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена
чемпионов мира;
имеет представление об организации шахматных соревнований;
уверенно владеет тактическими приёмами и комбинирует их;
умеет строить и реализовывать стратегические планы;
знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания;
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Программа разработана для обучающихся 7 - 12 лет. Набор детей в
учебную группу осуществляется без конкурсного отбора при желании ребенка и
заявлении его родителей.
Программа «Шахматы» рассчитана на один год обучения. Годовой
объем программы составляет 34 часа.
№
Название раздела, темы
Кол-во часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
-
Беседа
2
Шахматная теория
11
11
-
Тестирование
3
Повторение и
закрепление
7
5
2
Тестирование,
шахматный турнир
4
Практическая работа
14
-
14
Шахматный турнир
5
Итоговая аттестация
1
0,5
0,5
Тестирование,
шахматный турнир
Итого
34
17,5
16,5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях
шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения
шахматиста.
Шахматная теория (11ч.) – знакомство с геометрией шахматной доски,
правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением
шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.
Повторение и закрепление (7 ч.) – повторение и закрепление изученного
на прошлых занятиях, участие в соревнованиях разного уровня.
Практическая работа (14ч.) – выполнение разнообразных упражнений
направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил
передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.
Итоговая аттестация (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ
работы на занятиях, результаты контрольных опросов, шахматный турнир.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
(уровень)
1 год
обучения
(начальный)
Дата
начала
занятий
2
сентября
2024г.
Дата
окончания
занятий
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
27 мая 2025г.
34
34
34,
1 часу в нед.
2 раза в нед. по
1 часу
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы»
проводятся в стационарном, типовом, освещенном и проветриваемом учебном
кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм,
правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают
учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических
особенностей обучающихся.
Программу дополнительного образования «Шахматы» реализует педагог
дополнительного образования, обладающий знаниями и навыками обучения
игре в шахматы.
Формы организации образовательной деятельности обучающихся на
занятии: групповая, по подгруппам (по парам), индивидуальная, фронтальная,
коллективная.
Программа обучения включает в себя теоретические и практические
занятия по обучению игре в шахматы, разбор партий обучающихся,
соревнования (турниры), проведение организационно - массовых мероприятий.
Обучение проходит в разновозрастных группах.
Занятия проводятся в классе, который оборудован:
- компьютерами с установленными шахматными программами, традиционными
шахматными досками и интерактивной шахматной доской.
- шахматными досками (с комплектом шахматных фигур) - требуется 12 единиц
на группу, используется 100% времени реализации программы;
-шахматными часами - требуется 10 штук на группу, используется 100%
времени реализации программы.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Все обучающиеся в течение года получают индивидуальные задания в
зависимости от уровня подготовки, способности выполнять определенное
задание.
Каждый месяц ребенок обязан отчитаться о выполнении проделанной
работы.
В течение года каждый спортсмен играет не менее, чем в 3 различных
соревнованиях школьного и муниципального уровня. После каждого турнира
ребенок обязан самостоятельно провести разбор собственных ошибок и
представить тренеру отчёт о своих ошибках.
После этого совместно с тренером принимается решение о плане
дальнейшей работы.
В случае успешного участия в турнире перед ребёнком ставятся новые
задачи.
Если спортсмен показал плохой результат, принимается совместное
решение о возможности участия в новых соревнованиях или пропуске их,
чтобы не травмировать психику ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Абрамов С.П., Барский В.П., Шахматы. Первый год обучения. Дайв,
Киров, 2020 – 256 стр.
2. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.:
Физкультуpа и споpт, 1976.
3. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
4. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
5. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
6. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
7. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
8. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
9. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда
Севера, 1997- 2000.
10.Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая
школа, 1990.
11.Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия,
1990.
12.Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт»,
1966.
Для учащихся и родителей:
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное
издание. 1994.
2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии.
Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
7. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
8. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛКлассик, 2006.