Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя
общеобразовательная школа №16
Рассмотрено:
на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08.2024 г.
Утверждено:Директор МАОУ
СОШ № 16
О.В. Кнор
Приказ № 227-д от 30.08.2024 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ»
Социально-педагогическая направленность
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок освоения: 1 год
Составитель:
Сюткин А.В.., учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 16
г. Карпинск, 2024
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юные
инспектора движения» составлена и разработана в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03. 2021
№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общго и среднего
образования;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
Концепции развития дополнительного образования детей (Утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г.№1726-р).
Приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП
2.4.3648-20);
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее - СанПиН 1.2.3685- 21).
А также в соответствии со следующими законами и нормативными
документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского
2
дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного
движения:
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (с
изменениями на 28 ноября 2015 года) (редакция, действующая с 15 января 2016
года).
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г.
Правила дорожного движения РФ (Настоящие правила утверждены
постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 1423 от 23.10.1993 со
всеми изменениями до 1 июля 2015 года включительно (Постановление
Правительства РФ № 907).
Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации.
Направленность образовательной программы социально-педагогическая:
создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни,
накопления нравственного и практического опыта.
Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии
ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие
возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил
безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте
сформировать активную жизненную позицию.
Актуальность. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы
движения) существует уже более 35 лет, это направление актуально и востребовано
и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей
деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр
творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы
по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и воспитательных
задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и
выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как
коммуникабельность, эрудиция, ответственность.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого
автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах
растет.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире
3
спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в
этом мире. В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что
систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения,
агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма необходимо развивать и совершенствовать. Чем раньше начнется
процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет
возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения
дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой
необходимостью и объясняется актуальность дополнительной общеразвивающей
программы «Юные инспекторы дорожного движения».
Отличительные особенности программы в том, что образовательный
процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения
(ЮИД) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному
развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь,
позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его
поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как
грамотного участника дорожного движения.
Адресат общеразвивающей программы. Данная программа рассчитана на
обучение детей 9-12 лет, поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное
формирование личности ребенка. Дети могут осваивать теоретические и
практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью юных
инспекторов движения, в том числе и технические.
Режим занятий, объем и срок реализации общеразвивающей программы:
Проводится набор как вначале, так и во время обучения, благодаря гибкой
системе занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Это теоретические и
практические занятия. На занятиях обучающиеся изучают теоретический материал
и закрепляют свои знания на практике. Количество обучающихся в группе – 15
человек.
Особенности организации образовательного процесса:
Формы проведения занятий: Программа предполагает групповые занятия, а
также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего
уделяет внимание пропаганде знаний правил дорожного движения и
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию
творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется
использование таких форм проведения занятий:
4
• тематические занятия;
• игровые тренинги;
• разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
• экскурсии;
• конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;
• выпуск стенгазет;
• разработка проектов по правилам дорожного движения;
• встреча с работниками ГИБДД;
• просмотр видеофильмов.
Основные методы, используемые для реализации программы «Юный
инспектор движения»:
В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой,
видеометод.
В воспитании – методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,
методы стимулирования поведения и деятельности.
Отслеживание результатов образовательного процесса проводится с
помощью различных форм: наблюдение, разбор ситуаций, тестирование,
анкетирование, сравнительный анализ уровня воспитанности, проведение итоговых
аттестационных занятий по основным темам программы. Целью итоговых занятий
является выявление уровня знаний, умений и навыков, и их соответствия
прогнозируемым результатам программы.
Цель программы: создание условий для развития гражданственности
школьников, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения
детей к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного
движения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение
индивидуальных
художественно- эстетическом развитии;
потребностей
учащихся
в
5
обеспечение духовно-нравственного воспитание учащихся;
выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
формирование общей культуры учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе.
Планируемые результаты
В результате реализации программы педагог будет стремиться добиться
следующих результатов:
1. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся ОО;
2. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД;
3. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение
программных требований);
4. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно
действующий уголок безопасности дорожного движения)
5. Разработать методические рекомендации для классных руководителей по
вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
6. Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма;
7. Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
8. Повысить дорожную грамотность обучающихся;
9. Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в
условиях общения с дорогой;
10. Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
6
Учебно-тематический план
№
п/п
1.
2.
2.1.
Наименование темы
Кол-во
часов
Введение
1
Изучение правил дорожного движения
Основные понятия и термины, используемые в
15
правилах
Обязанности пешеходов, пассажиров.
2
Регулирование дорожного движения
светофорами и регулировщиками.
Дорожные знаки, разметка.
4
Расположение транспортных средств на
2
проезжей части.
Скорость движения.
2
Правила движения для велосипедистов.
4
Первая медицинская помощь при ранах,
4
кровотечениях и ожогах.
Итого:
34
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
Теория
1
Практик
а
0
9
6
1
1
2
0
2
2
1
1
2
1
3
2
17
17
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Введение
Знакомство с объединением ЮИД, планом работы. Детский дорожнотранспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного
движения.
2.
Изучение правил дорожного движения
2.1. Основные понятия и термины, используемые в правилах.
Теория: Краткая история создания правил дорожного движения. Понятия и
термины: автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожнотранспортное происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный
переход, полоса движения, полоса движения, маршрутное транспортное средство,
обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик, участник дорожного движения
и т. д.
Практика: конкурс кроссвордов и рисунков.
1.
7
2.2. Обязанности
пешеходов, пассажиров. Регулирование дорожного
движения светофорами и регулировщиками.
Теория: Движение пешеходов по краю проезжей части, движение
организованных пеших колонн по проезжей части, пересечение проезжей части на
регулируемых и нерегулируемых пешеходных перекрестках. Выходы пешеходов
на проезжую часть, движение через проезжую часть. Обязанности и правила
поведения пассажиров при поездке на транспортном средстве.
Формы регулирования движения. Светофоры и их типы, значение сигналов
светофора. Сигналы регулировщика. Положение корпуса и жесты регулировщика,
и их значение.
Практика: изготовление макетов перекрестков с действующими светофорами,
игры и эстафеты регулировщиков движения.
2.3. Дорожные знаки, разметка.
Теория: Назначение дорожных знаков. Знаки предупреждающие, приоритета,
запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса. Дополнительные
средства информации. Информационно-указательные и знаки дополнительной
информации (таблички).
Виды разметок, классификация дорог. Элементы дорог. Элементы улиц:
проезжая часть, тротуары. Улицы главные и второстепенные. Виды перекрестков.
Площадь, ее признаки. Назначение линий безопасности. Надписи на проезжей
части. Начертание линий безопасности.
Практика: Изготовление дорожных знаков, конкурсы, викторины.
2.4. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Теория: Движение транспортного средства по полосам или полосе движения,
на дороге с двухсторонним движением, вне и в населенных пунктах.
Движение транспортного средства со скоростью 40км/ч, по трамвайным
путям, при реверсивном движении.
Движение по обочинам и тротуарам, правила соблюдения дистанции.
Практика: изготовление макетов различных видов транспорта, моделирование
при помощи макетов дорожных ситуаций.
2.5. Скорость движения.
Теория: Характеристика правил скорости движения. Основные правила
скорости движения: скорость движения в населенных пунктах и вне населенных
пунктов. Предельно разрешенная скорость движения транспортного средства.
Практика: изготовление учебного лото.
8
2.6. Правила движения для велосипедистов.
Теория: Виды велосипедов, управление велосипедом, правила движения
велосипедов на дороге. Движение на подъемах и спусках, торможение на спусках.
Движение на нерегулируемом пересечении дорог.
Практика: Езда на велосипеде по дорожным знакам, создание уличной
ситуации на площадке. Езда на велосипеде по специально размеченной трассе с
выполнением специальных заданий (проезд по доске, колее, узкой дороге,
тропинке, в габаритные ворота.
3.
Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.
Теория: Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их
характеристики. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об
асептике и антисептике, повязке и перевязке. Остановка кровотечения. Правила
наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах,
виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического
ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах.
Практика: Выполнение рисунков с обозначением мест, где следует прижать
артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей
повязки, жгута.
Календарный учебный график
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
2 сентября
2024г.
27 мая 2025г.
34
34
34,
1 часов в нед.
1 раза в нед.
по 1 часу
Условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные инспекторы
движения» реализуется педагогом дополнительного образования.
Для эффективного освоения программы используюется технология
дифференцированного обучения, образовательный процесс выстраивается в
соответствии с уровнем развития возможностей и способностей каждого ребенка.
При
проведении
занятий
применяется
технология
личностноориентированного обучения, целью которой является развитие индивидуальных
познавательных способностей каждого учащегося, его возможностей для
9
самоопределения и самореализации с опорой на следующие принципы:
- принцип развития - не только «занятие для всех», но и «занятие для
каждого»;
- принцип психологической комфортности - снятие всех стрессообразующих
факторов процесса обучения.
Методы и приемы, применяемые на занятиях:
– практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
– методы формирования сознания личности, методы организации
деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы
стимулирования поведения и деятельности.
В связи с этим используются различные методы создания положительной
мотивации обучаемых:
эмоциональные: ситуация успеха, поощрения и порицания, познавательная
игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой
личностью.
волевые:
предъявление образовательных требований, формирование
ответственного отношения к получению знаний, информирование о
прогнозируемых результатах образования.
социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации
взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах
коллективной работы.
познавательные: опора на субъектный опыт ребенка, решение творческих
задач, создание проблемных ситуаций.
Дидактическое обеспечение:
- инструкционные карты, схемы, игры по ПДД;
- наглядные пособия, ИКТ и все средства наглядности;
- папки с методическими материалами;
- подборка стихов, загадок по ПДД;
- карточки с тестовыми заданиями по различным темам;
- презентации;
- подборка роликов, видеофильмов по ПДД.
Техническое обеспечение:
Оборудование:
-стол - 8 шт.;
- стул - 15 шт.;
10
- компьютер - 8 шт.;
Материалы:
- бумага писчая и цветная, акварельные краски, гуашь, цветные карандаши и
фломастеры, клей ПВА, клей-карандаш, копировальная бумага.
Формы контроля и оценочные материалы
Критерии оценки результатов обучения по программе рассматриваются по
двум направлениям:
- «внешний результат» - проявляется в качестве участия детей в проведении
профилактической работы, выступлениях агитбригад, участия в конкурсах, акциях,
фестивалях;
- «внутренний результат» - отражается в положительной динамике
личностного роста обучающихся: развитии самостоятельности и ответственности,
умении применять полученные знания в практической деятельности,
формировании гражданского самосознания.
По итогам учебного года оценивается приобретение опыта индивидуальной и
коллективной деятельности.
Оценивается уровень сформированности ключевых компетентностей:
- коммуникативной;
- информационной;
- компетентность решения проблем.
11
Список литературы для педагога
1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с
последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. Ростов н/д, 2011г.
4. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая дорога
детства».
5. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения. М., ЭКСМО, 2007.
6. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со
всеми последними изменениями) /А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. 208с.
7. Дмитрук В.П. правила дорожного движения для школьников. М.,2008.
8. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех
понятным языком. М., Феникс, 2007.
9. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
10. Каталог плакатов по безопасности дорожного движения. М., 2008
11. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по
правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных
классов. М., Феникс, 2004.
12. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
13. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для
учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости.
Подмосковье, 2011г.
14. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения. М., 2007.
15. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
16. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ
по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
17. Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. - Вологда, 2011г.
18. Пособие для подготовки к экзаменам в ГИБДД по правилам безопасности
дорожного движения. М., Мир автокниг. 2006.
19. Правила безопасности дорожного движения Российской Федерации 2014г.
20. Психология обеспечения безопасности дорожного движения. М., Транспорт,
12
2008.
21. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры
с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
22. Профилактика
и
предупреждение
детского
дорожнотранспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г.
23. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.:
ТЦ Сфера, 2013-64с.
24. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. М., 2004.
25. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
26. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по
организации
внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение,
2011г.
27. Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)
/А.Е. Фикель.- М.:Эксмо,2016.-104с.
28. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
29. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.
30. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. М., 2004.
Список литературы для обучающихся
1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва,
2012г.
2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.231с.
3. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей «Добрая дорога
детства».
4. Дмитрук В.П. правила дорожного движения для школьников. М.,2008.
5. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные
понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А.
Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
6. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми
изменениями) /Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
7. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
8. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и
комментариями/
Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
9. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А.
13
Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c.
Интернет - источники
1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения
участников
отрядов
юных
инспекторов
движения
(http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности
дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных
документов по внедрению в деятельность образовательных организаций
системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном
движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
(http://минобрнауки.рф/документы/4965).
4. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма
на
период
2013-2020
г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).
5. Интернет портал "Добрая Дорога Детства"http://www.dddgazeta.ru.
6. Перекресток http://perekrestok.ucoz.com/.
7. Сайт "Движение без опасности" http://bezdtp.ru.
8. Сайт "У тетушки совы. Азбука безопасности на дороге».
14