ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом,
обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы,
составленной
для
обучающихся с задержкой психического развития.
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционноразвивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.
Цель - создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой
психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной
деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации
программы:
1.
Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с
НОДА обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений,
недостатками в физическом и психическом развитии.
2.
Осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-
педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
3.
Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся.
4.
Реализация
системы
мероприятий
по
социальной
адаптации
обучающегося с задержкой психического развития.
5.
Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с
задержкой психического развития консультативной и методической помощи по
психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их
воспитанием и обучением.
Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных
потребностей
Обучающиеся с НОДА— это дети, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с НОДА – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (НОДА) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения НОДА могут фигурировать органическая
и/или
функциональная
недостаточность
центральной
нервной
системы,
конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные
условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие
этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений
— от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих
отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с НОДА испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения
в
усвоении
учебных
программ,
обусловленные
недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с НОДА являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп
либо
неравномерное
становление
познавательной
деятельности,
трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с НОДА зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с НОДА достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся,
способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего
образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с НОДА
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования
и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с НОДА и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению
образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования
обучающихся с НОДА должна соотноситься с дифференциацией этой категории
обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития.
Задача
разграничения
вариантов
НОДА
и
рекомендации
варианта
образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации
обучения по АООП НОО могут быть представлены следующим образом.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий,
направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности
учащихся
с
НОДА.
Занятия
проводятся
по
утвержденному
расписанию,
продолжительность одного занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание
уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей,
своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая
работа с детьми с НОДА осуществляется по принципу дифференцированного и
индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление
недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные
занятия
проводятся
с
учащимися
по
мере
выявления
индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть
использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их
сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
1.
Ритуал приветствия.
2.
Рефлексия предыдущего занятия.
3.
Разминка.
4.
Основное содержание занятия.
5.
Рефлексия прошедшего занятия.
6.
Ритуал прощания.
В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.
Восприятие
–
это
основной
познавательный
процесс
чувственного
отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы
чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека,
основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит, само
собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и
явлений.
Одним
из
эффективных
методов
развития
восприятия,
воспитания
наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений
необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять
главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей:
развивать пространственные представления.
Внимание учащихся с НОДА характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость,
устойчивость,
наблюдательность,
распределение)
значительно
развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех
школьников с НОДА наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов
запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного
материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая).
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в
различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,
научиться
группировать
материал,
выделять
опорные
слова,
составлять
план,
устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и
произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с НОДА обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с
разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е.,
визуализировать.
Для учащихся с НОДА наиболее сложными являются задачи проблемного характера.
Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки,
что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических
задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи,
которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего
к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется
выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в
мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких
мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную
деятельность и личность ребенка.
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого
диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие
мышление.
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших
интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности
человека.
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Исходя
из
данных
входной
диагностики,
учитывая
индивидуальные
психо
–
физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4
человек.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ
КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы,
которая создана на основе ФГОС для детей с НОДА, предполагает достижение ими трех
видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются:
правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к
победе, поражению;
умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять
настойчивость в достижении цели;
умение налаживать контакт с людьми;
умение соблюдать правила игры и дисциплину;
умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
способность к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и
поступков других людей;
основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на
собственные поступки;
понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
принятие установки на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и
отечественной культуры и традиций.
Метапредметными результатами являются:
навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
умение учиться работать в паре и в группе;
навык выполнять различные роли;
умение слушать и понимать речь сверстников;
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с
этой позицией;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
умение задавать вопросы;
умение контролировать действия партнера;
использование речи для регуляции своего действия;
умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Предметными результатами являются умения:
целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции
педагога;
дорисовывать незаконченные изображения;
группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета,
обозначать словом;
составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и
свойства предметов;
зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам,
определять их словом;
классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
различать запахи и вкусовые качества, называть их;
сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
действовать по звуковому сигналу;
адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
определять время по часам.
В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:
выделять существенные признаки и закономерности предметов;
сравнивать предметы, понятия;
обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
концентрировать, переключать своё внимание;
развивать свою память;
улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной
координации;
уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный
образ;
самостоятельно выполнить задания;
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
работать в группе (при групповых формах работы).
Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания,
памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами
обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.
Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со
своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с
окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения,
санитарногигиеническими требованиями к данному виду деятельности.
Срок реализации программы – 5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 часа в 1-м
классе, 34 часа в год, соответственно, во 2-4 классах. Всего 168 часов. Ориентировочная
продолжительность занятия 20 -30 минут. Учебный материал носит вариативный характер
и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого
ребенка.
Календарно-тематическое планирование занятий
учителя – дефектолога для детей младшего школьного
возраста
1класс (34часа)
№ Тема урока
Планируемый
результат
Количе
ство
часов
1 Обследование
детей,комплектованиегрупп для
коррекционныхзанятий
Диагностика
1
2 Обследование детей,
комплектование групп для
коррекционных занятий
Диагностика
1
3 Развитие крупной
моторики.
Выполнять действия в
опоре
на
заданный
ориентир;
1
целенаправленность
выполнения действийи
движений по инструкции
педагога
(бросаниевцель);
самостоятельно
оценивать правильность
выполнения 1действия и
вносить н1еобходимые
коррективы в действия с
наглядно-образным
материалом.
4 Формирование чувства
равновесия («дорожка следов»)
Выполнять действия в
опоре на заданный
ориентир;
корректно
формулировать свою
точку зрения;
проявлять инициативу в
учебно-познавательной
1
деятельности;
самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и
вносить необходимые
коррективы в действия с
наглядно-образным
материалом.
5 Развитие согласованности действий
и движений разных частей тела.
Слушать и понимать
речь других;
1
учиться работать в паре,
группе;
понимать смысл
инструкции учителя и
заданий, предложенных
в учебнике;
выполнять действия в
опоре на заданный
ориентир.
6 Развитие мелкой моторики пальцев
рук. Пальчиковая гимнастика.
Работать
с
дополнительными
текстами и заданиями;
1
учиться работать в паре,
группе;
понимать
смысл
инструкции учителя и
заданий, предложенных в
учебнике;
выполнять действия в
опоре
на
заданный
ориентир.
7 Развитие навыков владения
письменными принадлежностями
(карандашом, ручкой)
Под руководством
учителя осуществлять
поиск необходимой и
дополнительной
информации;
делать выводы в
результате совместной
работы.
1
8 Обводка по трафарету(внутреннему
и внешнему) и штриховка
Развитие координации движений
руки и глаза(завязывание шнурков,
нанизывание бусин)
9 Работа в технике рваной
аппликации.
Сгибание бумаги. Вырезание
ножницами прямых полос.
Устанавливать аналогии;
корректно
формулировать
точку зрения;
1
свою
проявлять инициативу в
учебно-познавательной
деятельности.
Слушать и понимать речь
других;
1
учиться работать в паре,
группе;
самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и
вносить необходимые
коррективы в действия с
наглядно-образным
материалом.
10 Определение на ощупь величины
предмета (большой—
маленький—самый маленький).
Определение на ощупь
плоскостных фигур и
предметов.
Под руководством
учителя
осуществлять
поиск необходимой
и дополнительной
информации;
1
делать выводы в
результате
совместной работы.
11 Игры со средней мозаикой.
Устанавливать аналогии;
формулировать выводы
на основе аналогии,
сравнения, обобщения;
1
12 Формирование ощущений от
различных поз тела, вербализация
собственных ощущений.
Делать
выводы
в
результате совместной
работы;
1
корректно
формулировать
точку зрения;
свою
проявлять инициативу в
учебно-познавательной
деятельности.
13 Движения и позы верхних и нижних
конечностей (сенсорная тропа для
ног,
«акробаты», имитация ветра)
Под
руководством
учителя
осуществлять
поиск необходимой и
дополнительной
информации;
1
понимать
смысл
инструкции учителя и
заданий, предложенных в
учебнике;
выполнять действия в
опоре
на
заданный
ориентир.
14 Формирование сенсорных эталонов
плоскостных геометрических фигур
(круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник)
Работа с геометрическим
конструктором.
15 Выделение формы предмета,
обозначение формы предмета
словом.
Под
руководством
учителя
осуществлять
поиск необходимой и
дополнительной
информации;
1
понимать
смысл
инструкции учителя и
заданий, предложенных в
учебнике.
Устанавливать аналогии;
формулировать выводы
на основе аналогии,
сравнения, обобщения;
1
самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и
вносить
необходимые
коррективы в действия с
наглядно-образным
материалом.
16 Дидактическая игра «Какой фигуры
не стало»
(3—4предмета)
Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях;
17 Различение предметов по величине
(большой —маленький)
Работать с
дополнительны
ми текстами и
заданиями;
1
1
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить
необходимые
коррективы в
действия с
нагляднообразным
материалом.
18 Сравнение двух предметов по
высоте и длине, по ширине и
толщине.
Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую;
1
учиться
высказывать
своѐ
предположение
(версию)
на
основе
работы с материалом.
19 Моделирование геометрических
фигур из составляющих частей по
образцу.
Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую;
1
строить рассуждения о
математических
явлениях;
самостоятельно
оценивать правильность
выполнения действия и
вносить
необходимые
коррективы в действия с
наглядно-образным
материалом.
20 Знакомство с основными цветами
(красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый)
Соотносить содержание
схематических
изображений с
математической записью;
корректно
формулировать свою
точку зрения;
1
проявлять инициативу в
учебно-познавательной
деятельности.
21 Составление целого из частей
(2—3 детали) на разрезном
наглядном материале.
Работать
с
дополнительными
текстами и заданиями;
1
использовать
средства
устного общения для
решения
коммуникативных задач.
22 Формирование навыков
зрительного анализа
и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2—3
деталей, по инструкции педагога).
Находить ответы на
вопросы
в
тексте,
иллюстрациях;
23 Дидактическая игра «Какой детали не
хватает»
(устола—ножки,у
стула—спинки,уведра—ручки).
Дидактическая игра «Что
изменилось»
(3—4предмета)
Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую;
24 Упражнения для профилактики и
коррекции зрения.
Соотносить содержание
схематических
изображений с
математической записью;
1
использовать
средства
устного общения для
решения
коммуникативных задач.
1
строить рассуждения о
математических
явлениях.
понимать смысл
инструкции учителя и
заданий, предложенных в
учебнике;
выполнять действия в
опоре на заданный
ориентир.
1
25 Развитие осязания (контрастные
Устанавливать аналогии;
температурные ощущения: холодный использовать
средства
— горячий),обозначение словом.
устного общения для
решения
коммуникативных задач.
1
26 Вкусовые ощущения (кислый,
сладкий, горький)
Находить ответы на
вопросы
в
тексте,
иллюстрациях.
1
27 Развитие обоняния (приятный
запах—неприятный
запах).
Дидактическая
игра
«Определи по запаху».
Под руководством
учителя осуществлять
поиск необходимой и
дополнительной
информации;
1
делать выводы в
результате совместной
работы.
28 Барические ощущения
(восприятие чувства тяжести:
тяжелый —легкий). Упражнения
на сравнение различных
предметов по тяжести.
Устанавливать аналогии;
29 Выделение и различение звуков
окружающей среды (стон, звон,
гудение, жужжание).
Соотносить содержание
схематических
изображений
с
математической
записью;
1
использовать
средства
устного общения для
решения
коммуникативных задач.
1
понимать
смысл
инструкции учителя и
заданий, предложенных в
учебнике;
30 Различение музыкальных звуков и
звуков окружающей среды (шелест
листьев, скрип снега, шум шин).
Прослушивание
музыкальных
выполнять действия в
опоре
на
заданный
ориентир.
Под
руководством
учителя
осуществлять
поиск необходимой и
дополнительной
информации;
использовать средства
1
произведений.
31 Ориентировка на
собственном теле.
Движение в заданном
направлении в
пространстве (вперед,
назад и т.д.)
устного общения для
решения
коммуникативных задач.
Делать
выводы
в
результате
совместной
работы;
1
понимать
смысл
инструкции учителя и
заданий, предложенных в
учебнике;
выполнять действия в
опоре
на
заданный
ориентир.
32 Ориентировка в линейном ряду
(крайний предмет, первый, на
третьем месте и т.д.)
Устанавливать аналогии;
33 Составление на листе бумаги
комбинаций из полосок,
плоскостных геометрических
фигур.
Соотносить содержание
схематических
изображений
с
математической
записью;
1
использовать средства
устного общения для
решения
коммуникативных задач.
1
понимать
смысл
инструкции учителя и
заданий, предложенных в
учебнике;
выполнять действия в
опоре
на
заданный
ориентир.
34 Сутки. Части суток (утро,
день, вечер, ночь).
Упражнения на графической
модели «Сутки».
Итого: 34 часа
Делать
выводы
в
результате совместной
работы;
использовать
средства
устного общения для
решения
коммуникативных задач.
1
Тематическое планирование
2класс (34часа)
№ Тема
1
2
Планируемые результаты
Кол-во
часов
Блок 1- Первичная диагностика
Первичная диагностика
Диагностика
Блок 2- Коррекционно-развивающие занятия
Совершенствование движений и
определять и формулировать цель
сенсомоторного развития. Развитие
деятельности с помощью учителя;
графических
находить ответы на вопросы в
умений, зрительно-двигательной
тексте, иллюстрациях;
координации.
2
1
оформлять свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);
3
Развитие, овладение техникой речи,
обогащение словаря. Формирование
лексической стороны речи,
словообразование на базе изучаемого
материала.
учиться высказывать своѐ
предположение (версию) на основе
работы с материалом;
преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
1
4
ЛПЗ
по программе математики.
Счёт
предметов.
Чтение
и
запись
чисел от нуля до 100. Разряды.
Измерение величин; сравнение и
упорядочениевеличин.
учиться
работать
по
предложенному учителем плану;
1
5
Коррекция высших психических
функций. Развитие кратковременной
памяти.
понимать смысл инструкции
учителя и заданий, предложенных
в учебнике;
корректно формулировать свою
точку зрения;
проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности;
1
6
Комплексное занятие на развитие
познавательных процессов (памяти,
внимания,мышления, мелкой моторики,
речи) на примере изучаемого материала
по математике и русскому языку
(закрепление).
определять и формулировать цель
деятельности с помощью учителя;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
1
7
Коррекция высших психических
функций. Развитие мышления
(установление
закономерностей).
воспринимать
мнение
и
предложения (о способе решения
задачи) сверстников;
1
под руководством учителя
осуществлять поиск необходимой
и дополнительной информации;
преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
8
ЛПЗ по программе математики.
Единицы массы (килограмм), времени
(минута,
час).
на основе вариантов решения
практических
задач
под
руководством
учителя
делать
выводы о свойствах изучаемых
объектов;
1
под руководством учителя
осуществлять поиск необходимой
и дополнительной информации;
9
Коррекция высших психических
функций. Внимание (объем).
учиться
работать
по
предложенному учителем плану;
проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности;
1
10
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития. Развитие
слухового
восприятия. Выделение частей
предмета, складывание
целого
из
частей,
выделение сходных и отличительных
деталей
учиться высказывать своѐ
предположение (версию) на основе
работы с материалом;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
оформлять свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);
1
11
Коррекция высших психических
функций. Развитие вербальной памяти.
понимать смысл инструкции
учителя и заданий, предложенных
в учебнике;
преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
1
12
Развитие речи, овладение техникой
речи, обогащение словаря.
Формирование
лексической стороны речи,
словообразование на базе изучаемого
материала.
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
под руководством учителя
осуществлять поиск необходимой
и дополнительной информации;
1
13
Коррекция высших психических
выполнять учебные действия в
функций. Развитие словесно
устной, письменной речи и во
логического
внутреннем плане;
мышления (аналогии).
ЛПЗ по программе математики. Таблица
понимать смысл инструкции
1
14
1
сложения.
Таблица умножения. Связь между
сложением,
вычитанием,
учителя и заданий, предложенных
в учебнике;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
умножением
15
иделением.
Коррекция высших психических
функций. Внимание (концентрация).
определять и формулировать цель
деятельности с помощью учителя;
преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
1
учиться
работать
по
предложенному учителем плану;
под руководством учителя
осуществлять поиск необходимой
и дополнительной информации;
самостоятельно оценивать
правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в действия с нагляднообразным материалом;
1
16
Коррекция высших психических
функций. Развитие двигательной
памяти.
17
ЛПЗ по программе математики.
Закрепление таблицы умножения.
18
Коррекция
высших
психических
функций
Развитие
словесно логического мышления
(выделение существенных признаков).
на основе вариантов решения
практических
задач
под
руководством
учителя
делать
выводы о свойствах изучаемых
объектов;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
1
19
Комплексное занятие на развитие
познавательных процессов (памяти,
внимания,мышления, мелкой моторики,
речи) на примере изучаемого
материала по математике и русскому
языку (закрепление).
учиться
работать
по
предложенному учителем плану;
преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
оформлять свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);
1
20
Совершенствование
движений
и понимать смысл инструкции
сенсомоторног учителя и заданий, предложенных
о
развития.
в учебнике;
Восприятие формы, величины;
под руководством учителя
конструирование предметов.
осуществлять поиск необходимой
и дополнительной информации;
1
21
Коррекция высших психических
1
учиться
работать
по
1
22
функций. Внимание (распределение,
переключение).
предложенному учителем плану;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
ЛПЗ
по
программе
математики.
Использование
чертёжных
инструментов для выполнения
построений.
Геометрические
учиться высказывать своѐ
предположение (версию) на основе
работы с материалом;
соотносить содержание
схематических изображений с
математической записью;
1
на основе вариантов решения
практических
задач
под
руководством
учителя
делать
выводы о свойствах изучаемых
объектов;
преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
1
формы
23
вокружающем мире. Распознавание и
называние: куб, шар, пирамида.
Развитие речи, овладение техникой
речи. обогащение словаря.
Формирование
структуры предложения, языкового
анализа и синтеза на материале «Живая
природа».
24
Коррекция высших психических
функций. Развитие мышления
(операция
сравнения)
воспринимать
мнение
и
предложения (о способе решения
задачи) сверстников;
под руководством учителя
осуществлять поиск необходимой
и дополнительной информации;
1
25
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития. Восприятие
цвета.
Цветовой спектр. Цвета тёплые и
холодные. Развитие зрительного
восприятия.
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты;
1
26
Коррекция высших психических
функций. Развитие слуховой,
зрительной памяти
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
устанавливать аналогии;
формулировать выводы на основе
аналогии, сравнения, обобщения;
1
27
ЛПЗ по программе математики.
Единицы длины (мм, см, дм, м).
Периметр.
воспринимать
мнение
и
предложения (о способе решения
задачи) сверстников;
1
28
Коррекция высших психических
функций. Развитие мышления
(аналитикосинтетические операции).
на основе вариантов решения
практических
задач
под
руководством
учителя
делать
выводы о свойствах изучаемых
1
29
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития. Развитие
восприятия
пространства.
ЛПЗ по программе математики.
ализ
ачи,
деление
структуры задачи (условие, вопрос).
Запись арифметического
действия
30
объектов;
учиться высказывать своѐ
Ан предположение (версию) на основе
работы с материалом;
зад устанавливать аналогии;
формулировать выводы на основе
вы аналогии, сравнения, обобщения;
1
воспринимать
мнение
и
предложения (о способе решения
задачи) сверстников;
под руководством учителя
осуществлять поиск необходимой
и дополнительной информации;
1
посхеме. Составление схем к
арифметическим задачам в два
действия.
Коррекция высших психических
функций. Внимание (распределение).
31
Развитие речи, овладение техникой
речи, обогащение словаря.
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
работать с дополнительными
текстами и заданиями;
оформлять свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);
1
32
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития. Развитие
восприятия
времени. Коррекция высших
психических функций. Развитие объема
памяти.
самостоятельно оценивать
правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в действия с нагляднообразным материалом;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
1
33
Контрольная диагностика
повышение учебной мотивации;
снижение трудностей
психологической адаптации к
школе и школьным требованиям;
организованность поведения
ребенка;
позитивные тенденции
1
личностного развития.
Итого: 34 часа
Тематическое планирование
3класс (34часа)
№
1
2
3
Тема
Первичная диагностика
Первичная диагностика
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.
Развитие графических умений,
зрительно-двигательной
координации.
Планируемые результаты
Количество
часов
1
2
1
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
учителя;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
оформлять свои мысли в устной
и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);
4
Развитие речи, овладение
техникой речи. обогащение
словаря. Формирование
лексической стороны речи,
словообразование на базе
изучаемого материала.
учиться высказывать своѐ
предположение (версию) на
основе работы с материалом;
преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты;
1
5
Коррекция высших психических
функций Внимание. Развитие
мышления
(операции конкретизации и
обобщения).
учиться
работать
по
предложенному учителем плану;
1
6
ЛПЗ по программе математики.
Числа от 1 до 100. Нумерация.
понимать смысл инструкции
учителя и заданий,
предложенных в учебнике;
корректно формулировать свою
точку зрения;
проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности;
1
7
Комплексное занятие на развитие
познавательных процессов
(памяти, внимания,мышления,
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
учителя;
1
под руководством учителя
осуществлять поиск
необходимой и дополнительной
информации;
8
9
мелкой моторики, речи) на
примере изучаемого материала
по
математике и русскому языку
(закрепление).
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
сравнивать, проводить
классификацию и сериацию по
самостоятельно выделенным
основаниям и формулировать на
этой основе выводы;
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.
Развитие точности
движений.
воспринимать
мнение
и
предложения (о способе решения
задачи) сверстников;
преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты;
1
Коррекция высших психических
функций. Развитие
кратковременной памяти.
на основе вариантов решения
практических
задач
под
руководством учителя делать
выводы о свойствах изучаемых
объектов;
1
под руководством учителя
осуществлять поиск
необходимой и дополнительной
информации;
10
Развитие речи, овладение
техникой речи, обогащение
словаря. Формирование
структуры предложения,
языкового анализа и синтеза на
базе изучаемогоматериала.
учиться
работать
по
предложенному учителем плану;
проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности;
1
11
Коррекция высших психических
функций. Развитие мышления
(установление
закономерностей).
учиться высказывать своѐ
предположение (версию) на
основе работы с материалом;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
оформлять свои мысли в устной
и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);
1
12
ЛПЗ по программе математики.
Сложение и вычитание в пределах
100.
понимать смысл инструкции
учителя и заданий,
предложенных в учебнике;
преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
1
подробно пересказывать
небольшие тексты;
13
Коррекция высших психических
функций. Внимание (объем).
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
под руководством учителя
осуществлять поиск
необходимой и дополнительной
информации;
1
14
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.
Развитие слухового
восприятия. Выделение частей
предмета, складывание целого из
частей,выделение сходных и
отличительных деталей.
ЛПЗ по программе математики.
Решение уравнений.
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
1
понимать смысл инструкции
учителя и заданий,
предложенных в учебнике;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
1
16
Коррекция высших психических
функций. Развитие вербальной
памяти.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
учителя;
преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты;
1
17
Развитие речи, овладение
техникой речи, обогащение
словаря. Формирование
лексической стороны речи,
словообразование на базе
изучаемого материала.
учиться
работать
по
предложенному учителем плану;
под руководством учителя
осуществлять поиск
необходимой и дополнительной
информации;
1
18
Коррекция высших психических
функций. Развитие словесно
логического
мышления (аналогии).
самостоятельно оценивать
правильность выполнения
действия и вносить
необходимые коррективы в
действия с наглядно-образным
материалом;
1
19
ЛПЗ по программе математики.
Умножение и деление в пределах
100.
на основе вариантов решения
практических
задач
под
руководством учителя делать
1
15
выводы о свойствах изучаемых
объектов;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
20
Совершенствование
ний
сенсомоторного
движе
и
разви
тия. Кинестетическое
и
кинетическое
развитие.
Кинестетическое и кинетическое
развитие
учиться
работать
по
предложенному учителем плану;
преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты;
оформлять свои мысли в устной
и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);
1
21
Комплексное занятие на развитие
познавательных процессов
(памяти, внимания,мышления,
мелкой моторики, речи) на
примере изучаемого материала
по
математике и русскому языку
(закрепление).
понимать смысл инструкции
учителя и заданий,
предложенных в учебнике;
под руководством учителя
осуществлять поиск
необходимой и дополнительной
информации;
1
22
Коррекция высших психических
функций. Развитие двигательной
памяти.
учиться
работать
по
предложенному учителем плану;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
1
23
ЛПЗ по программе математики.
Закрепление таблицы умножения.
учиться высказывать своѐ
предположение (версию) на
основе работы с материалом;
соотносить содержание
схематических изображений с
математической записью;
1
24
Коррекция высших психических
функций. Развитие словесно
логического
мышления (выделение
существенных признаков).
на основе вариантов решения
практических
задач
под
руководством учителя делать
выводы о свойствах изучаемых
объектов;
преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты;
1
25
ЛПЗ по программе математики.
Табличное умножение и деление.
воспринимать
мнение
и
предложения (о способе решения
задачи) сверстников;
под руководством учителя
осуществлять поиск
необходимой и дополнительной
информации;
1
26
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.
Восприятие формы, величины;
конструирование предметов.
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты;
1
27
Коррекция высших психических
функций. Внимание
(распределение).
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
устанавливать аналогии;
формулировать выводы на
основе аналогии, сравнения,
обобщения;
1
28
ЛПЗ по программе математики.
Определение времени по часам.
воспринимать мнение и
предложения (о способе
решения задачи) сверстников;
осуществлять синтез: составлять
целое из частей и
восстанавливать объект по его
отдельным свойствам,
самостоятельно достраивать и
восполнять недостающие
компоненты или свойства;
1
29
Коррекция высших психических
функций. Развитие зрительной
памяти.
фиксировать информацию об
окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
строить и преобразовывать
модели и схемы для решения
задач;
на основе вариантов решения
практических
задач
под
руководством учителя делать
выводы о свойствах изучаемых
объектов;
1
30
Развитие речи, овладение
техникой речи, обогащение
учиться высказывать своѐ
предположение (версию) на
1
словаря. Формирование
структуры предложения,
языкового анализа и синтеза на
базе изучаемогоматериала.
основе работы с материалом;
устанавливать аналогии;
формулировать выводы на
основе аналогии, сравнения,
обобщения;
31
Коррекция высших психических
функций. Развитие мышления
(операция сравнения).
воспринимать
мнение
и
предложения (о способе решения
задачи) сверстников;
под руководством учителя
осуществлять поиск
необходимой и дополнительной
информации;
1
32
Совершенствование движений и
сенсомоторного развития.
Восприятие цвета.
Цветовой спектр. Цвета тёплые и
холодные. Развитие зрительного
восприятия.
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
работать с дополнительными
текстами и заданиями;
оформлять свои мысли в устной
и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);
1
Контрольная диагностика
самостоятельно оценивать
правильность выполнения
действия и вносить
необходимые коррективы в
действия с наглядно-образным
материалом;
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
1
33
Итого: 34 часа
Тематическое планирование
4 класс (34часа)
№
1
2
Тема
Первичная диагностика
Совершенствование движений
и сенсомоторного развития.
Развитие графических
умений, зрительно-
Планируемые результаты
Диагностика
самостоятельно формулировать
тему и цели урока;
Количество
часов
2
1
двигательной координации.
строить рассуждения;
расширенный поиск информации
в дополнительных источниках;
адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач;
3
Развитие речи, овладение
техникой речи, обогащение
словаря. Формирование
лексической стороны речи,
словообразование.
составлять план решения
учебной проблемы совместно с
учителем;
перерабатывать и
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
(составлять план, таблицу,
схему);
1
владеть монологической и
диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать
свою точку зрения;
4
Коррекция высших
психических функций.
Развитие логики,
устойчивости
внимания.
работать по плану, сверяя свои
действия с целью,
корректировать свою
деятельность;
пользоваться словарями,
справочниками;
1
слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
5
ЛПЗ по программе математики.
Свойства умножения.
работать по плану, сверяя свои
действия с целью,
корректировать свою
деятельность;
строить рассуждения;
расширенный поиск информации
в дополнительных источниках;
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности;
1
6
Совершенствование движений
и сенсомоторного развития.
Развитие точности
движений.
самостоятельно находить
несколько вариантов решения
учебной задачи;
фиксировать информацию об
окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
1
задавать вопросы.
четко, последовательно и полно
передавать партнерам
информацию для достижения
целей сотрудничества;
7
Коррекция высших
психических функций.
Развитие словесно
логического
мышления.
воспринимать мнение
сверстников и взрослых о
выполнении математических
действий, высказывать
собственное мнение о явлениях
науки;
перерабатывать и
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
(составлять план, таблицу,
схему);
1
адекватно использовать средства
общения для планирования и
регуляции своей деятельности;
8
ЛПЗ по программе математики.
Увеличение и уменьшение
чисел в 10/100/1000.
прогнозировать результаты своих
действий на основе анализа
учебной ситуации, осуществлять
предвосхищающий контроль по
результату и по способу
действия, актуальный контроль
на уровне произвольного
внимания;
1
расширять свои представления о
математике и точных науках;
адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач;
9
Комплексное занятие на
развитие познавательных
процессов (памяти, внимания,
мышления, мелкой моторики,
речи) на примере изучаемого
материала по математике и
в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
пользоваться словарями,
справочниками;
1
10
русскому языку (закрепление).
владеть монологической и
диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать
свою точку зрения;
Коррекция высших
психических функций.
Развитие произвольного
внимания.
проявлять познавательную
инициативу
осуществлять выбор
рациональных способов действий
на основе анализа конкретных
условий;
осуществлять синтез:
1
слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
11
Совершенствование движений
и сенсомоторного развития.
Выделение частейпредмета,
складывание целого из частей,
выделение сходных и
отличительных
деталей.
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
своей работы и работы других в
соответствии с этими
критериями;
1
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
аргументировать свою позицию и
соотносить ее с позициями
партнеров для выработки
совместного решения;
12
Развитие связной речи.
Обогащение словаря.
самостоятельно находить
несколько вариантов решения
учебной задачи;
произвольно составлять
небольшие тексты, сообщения в
устной и письменной форме;
осуществлять действие
подведения под понятие (в новых
для учащихся ситуациях);
понимать относительность
мнений и подходов к решению
задач, учитывать разнообразие
точек зрения;
1
13
Коррекция
высших
психических
функций.
Развитие
воображения,
пространственных
представлений.
14
ЛПЗ по программе математики.
Единицы массы.
воспринимать мнение
сверстников и взрослых о
выполнении математических
действий, высказывать
собственное мнение о явлениях
науки;
фиксировать информацию об
окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
корректно формулировать и
обосновывать свою точку зрения;
1
прогнозировать результаты своих
действий на основе анализа
учебной ситуации, осуществлять
предвосхищающий контроль по
результату и по способу
действия, актуальный контроль
на уровне произвольного
внимания;
1
самостоятельно достраивать и
восполнять недостающие
компоненты или свойства;
; строить понятные для
окружающих высказывания;
15
Совершенствование движений
и сенсомоторного развития.
Кинестетическое и
кинетическое развитие.
действовать самостоятельно при
разрешении проблемнотворческих ситуаций в учебной и
внеурочной деятельности, а
также в повседневной жизни;
строить рассуждения;
расширенный поиск информации
в дополнительных источниках;
аргументировать свою позицию и
соотносить ее с позициями
партнеров для выработки
совместного решения;
1
16
Коррекция высших
психических функций.
Формирование внутреннего
плана
действий, произвольности
движений.
самостоятельно адекватно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
собственные действия и
коллективную деятельность;
осуществлять выбор
рациональных способов действий
на основе анализа конкретных
условий;
1
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности;
17
Комплексное занятие на
развитие познавательных
процессов (памяти, внимания,
мышления, мелкой моторики,
речи) на примере изучаемого
материала поматематике и
русскому языку (закрепление).
в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
перерабатывать и
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
(составлять план, таблицу,
схему);
1
задавать вопросы,
четко, последовательно и полно
передавать партнерам
информацию для достижения
целей сотрудничества;
18
Совершенствование движений
и сенсомоторного развития.
Восприятие формы,
величины, цвета;
конструирование предметов.
проявлять познавательную
инициативу;
самостоятельно достраивать и
восполнять недостающие
компоненты или свойства;
четко, последовательно и полно
передавать партнерам
информацию для достижения
целей сотрудничества;
1
19
ЛПЗ по программе математики.
Умножение на 0 и 1.
действовать самостоятельно при
разрешении проблемнотворческих ситуаций в учебной и
внеурочной деятельности, а
также в повседневной жизни;
расширять свои представления о
математике и точных науках;
адекватно использовать средства
общения для планирования и
регуляции своей деятельности;
1
20
Совершенствование движений
и сенсомоторного развития
Цветовой спектр. Цвета
тёплые и холодные.
самостоятельно адекватно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
собственные действия и
коллективную деятельность;
составлять целое из частей и
восстанавливать объект по его
отдельным свойствам;
понимать относительность
мнений и подходов к решению
1
задач, учитывать разнообразие
точек зрения;
21
Коррекция высших
психических функций.
Развитие вербальной
опосредованной
памяти.
22
Комплексное занятие на
развитие познавательных
процессов (памяти, внимания,
мышления, мелкой моторики,
речи) на примере изучаемого
материала поматематике и
русскому языку (закрепление).
воспринимать мнение
сверстников и взрослых о
выполнении математических
действий, высказывать
собственное мнение о явлениях
науки;
осуществлять синтез:
корректно формулировать и
обосновывать свою точку зрения;
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
своей работы и работы других в
соответствии с этими
критериями;
строить рассуждения;
1
1
адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач;
23
Развитие речи, овладение
техникой речи, обогащение
словаря.
воспринимать мнение
сверстников и взрослых о
выполнении математических
действий, высказывать
собственное мнение о явлениях
науки;
произвольно составлять
небольшие тексты, сообщения в
устной и письменной форме;
строить понятные для
окружающих высказывания;
1
24
ЛПЗ по программе математики.
Единицы скорости.
расширять свои представления о
математике и точных науках;
1
слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку
зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
25
Коррекция
образного
высших
психических
функций.
Развитие наглядно
действовать самостоятельно при
разрешении проблемнотворческих ситуаций в учебной и
внеурочной деятельности, а
также в повседневной жизни;
1
мышления.
осуществлять синтез:
аргументировать свою позицию и
соотносить ее с позициями
партнеров для выработки
совместного решения;
26
Развитие речи, овладение
техникой речи, обогащение
словаря. Формирование
структуры предложения,
языкового анализа и синтеза.
самостоятельно адекватно
оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в
собственные действия и
коллективную деятельность;
1
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
понимать относительность
мнений и подходов к решению
задач, учитывать разнообразие
точек зрения;
27
Коррекция высших
психических функций.
Логические задачи.
воспринимать мнение
сверстников и взрослых о
выполнении математических
действий, высказывать
собственное мнение о явлениях
науки; перерабатывать и
преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
1
активно участвовать в учебнопознавательной деятельности и
планировать ее;
28
Совершенствование движений
и сенсомоторного развития.
Развитие координации.
самостоятельно формулировать
тему и цели урока;
строить рассуждения;
аргументировать свою позицию и
координировать ее с позицией
партнеров;
1
29
ЛПЗ по программе математики.
Умножение.
работать по плану, сверяя свои
действия с целью,
корректировать свою
деятельность;
продуктивно содействовать
разрешению конфликтов на
основе учета интересов и
позиций всех участников;
1
30
Коррекция высших
психических функций.
Развитие абстрактного
мышления.
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
своей работы и работы других в
соответствии с этими
критериями;
осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве
необходимую помощь;
1
31
Коррекция высших
психических функций.
Развитие глазомера и
зрительно-двигательной
координации.
воспринимать мнение
сверстников и взрослых о
выполнении математических
действий, высказывать
собственное мнение о явлениях
науки;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
активно участвовать в учебнопознавательной деятельности и
планировать ее;
1
32
ЛПЗ по программе математики.
Деление с остатком.
воспринимать мнение
сверстников и взрослых о
выполнении математических
действий, высказывать
собственное мнение о явлениях
науки; составлять целое из частей
и восстанавливать объект по его
отдельным свойствам;
проявлять творческую
инициативу, самостоятельность,
воспринимать намерения других
участников в процессе
коллективной познавательной
деятельности.
1
33
Контрольная диагностика
строить дедуктивные и
индуктивные рассуждения,
рассуждения по аналогии;
устанавливать причинноследственные и другие
отношения между изучаемыми
понятиями и явлениями;
1