РП ВВЕДЕНИЕ В ОБЗР АООП ООО НОДА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Введение в основы безопасности и защиты Родины» в основной
школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного
здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека,
правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности
власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в
том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни
человека;
отрицательное отношение обучающихся к приёму психоактивных веществ, в том
числе наркотиков;
готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной
жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка

у

обучающихся

антиэкстремистской

и

антитеррористической

личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и
асоциальному поведению.
Курс предназначен для:
формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных
ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности, безопасности окружающих;
приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на
различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического
поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе

наркотиков.
За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный
принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для
формирования

у

жизнедеятельности,

обучающихся

современного

индивидуальной

системы

уровня

культуры

здорового

безопасности

образа

жизни

и

антитеррористического поведения.
I. Содержание учебного предмета
«Введение в основы безопасности и защиты Родины»
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
природного характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация. Причины,
правила поведения , происхождение землетрясений. Оценкапоследствий землетрясений.
Общее понятие о вулканах и меры по уменьшению потерь от извержения вулканов.
Оползни, сели, обвалы, снежные лавины и их последствия. Правила безопасного
поведения при оползнях, обвалах и снежных лавинах. Происхождение, классификация и
последствия ураганов бурь и смерчей. Виды наводнений. Правила безопасного поведения
и последствия наводнений. Причины, последствия и правила безопасного поведения при
цунами. Причины ,последствия и правила безопасного поведения при природных
пожарах. Эпизоотии, эпидемии, эпифитотии.
Модуль 2. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях
природного характера.
Человек и стихия. Характер и темперамент. Психологические особенности
поведения человека при стихийном бедствии.
Модуль 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах ,переноска
пострадавших.
Раздел 2. Основы здорового образа жизни.
Режим-необходимое условие здорового образа жизни. Профилактика
переутомления и содержание режима дня.

II.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Введение в основы безопасности и защиты Родины»

Личностными

результатами

освоения

учебного

предмета

«Основы

безопасности и защиты Родины» является.
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшейиндивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий ипрофессиональных предпочтений
с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения

к

окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

формирование

антиэкстремистского

мышления

и

антитеррористического

поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Введение в
основы безопасности и защиты Родины» является:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи

в

области

безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Введение в основы
безопасности и защиты Родины» является:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание

личной

и

общественной

значимости

современной

культуры

безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
формирование

установки

на

здоровый

образ

жизни,

исключающий

употреблениеалкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации

последствий

индивидуальных

с

учётом

реально

складывающейся

обстановки

и

III.

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс

№п/п

Наименование раздела. Тема урока.

Планируемые предметные результаты

Виды контроля

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
1

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12

Понятие о чрезвычайных ситуациях
природного характера и их
классификация
Происхождение и классификация
землетрясений
Оценка землетрясений, их
последствия и меры по уменьшению
потерь
Правила безопасного поведения при
землетрясениях
Общее понятие о вулканах
Меры по уменьшению потерь от
извержения вулканов
Оползни. Из истории оползней
Сели (селевые потоки). Из истории
селей
Обвалы. Из истории обвалов
Снежные лавины. Из истории
снежных лавин
Последствия оползней, селей, обвалов
и снежных лавин
Правила безопасного поведения при

формирование
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности на основе понимания
необходимости
защиты
личности,
общества и государства посредством
осознания
значимости
безопасного
поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
понимание
личной
и
общественной
значимости
современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
понимание роли государства и
действующего законодательства в
обеспечении
национальной
безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций
природного,
техногенного
и
социального характера;
знание основных опасных и
чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера
и их последствия для личности,

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

Проверочная
работа

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

13
14
15

16

17
18
19
20
21
22
23
24
25

26

угрозе и сходе оползней, селей,
обвалов и снежных лавин
Происхождение ураганов, бурь,
смерчей
Классификация ураганов, бурь и
смерчей
Последствия ураганов, бурь и смерчей
и меры по уменьшению ущерба от
них
Правила безопасного поведения при
угрозе и во время ураганов, бурь и
смерчей
Виды наводнений

общества и государства;
знание и умение применять
правила безопасного поведения в
условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
умение принимать обоснованные
решения в конкретной опасной
ситуации
для
минимизации
последствий
с
учётом
реально
складывающейся
обстановки
и
индивидуальных возможностей.

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

Проверочная
работа

Последствия наводнений и меры по
уменьшению ущерба от них
Правила безопасного поведения при
угрозе и во время наводнений
Причины и классификация цунами
Последствия цунами и меры по
уменьшению ущерба от них
Правила безопасного поведения при
цунами
Причины природных пожаров и их
классификация
Последствия природных пожаров, их
тушение и предупреждение
Правила безопасного поведения в
зоне лесного или торфяного пожара и
при его тушении
Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии

Проверочная
работа

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

27

28
29
30

Защита от инфекционных
заболеваний людей, животных и
растений

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

Модуль 2. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера.
https://videouroki.net/video/obzh/7Человек и стихия
понимание
личной
и
class/3/
общественной
значимости
https://videouroki.net/video/obzh/7Характер и темперамент
современной культуры безопасности
class/3/
жизнедеятельности;
https://videouroki.net/video/obzh/7Психологические особенности
Проверочная
умение
предвидеть
class/3/
поведения человека при стихийном
работа

возникновение опасных ситуаций по
характерным
признакам
их
проявления, а также на основе
информации,
получаемой
из
различных источников;
понимание
необходимости
сохранения природы и окружающей
среды для
полноценной
жизни
человека;

бедствии

Модуль 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
31

Правила наложения повязок

32

Первая помощь при переломах,
переноска пострадавших
Режим – необходимое условие
здорового образа жизни
Профилактика переутомления и
содержание режима дня

33
34

Всего часов: 34

умение оказать первую помощь
пострадавшим;
формирование
убеждения
в
необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
формирование установки на
здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков,
курение и нанесение иного вреда
здоровью;

Проверочная
работа

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».