ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом,
обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы,
составленной
для
обучающихся с задержкой психического развития.
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционноразвивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.
Цель - создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой
психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной
деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации
программы:
1.
Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с
задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2.) , обусловленных структурой
и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и
психическом развитии.
2.
Осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-
педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
3.
Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом
индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся.
4.
Реализация
системы
мероприятий
по
социальной
адаптации
обучающегося с задержкой психического развития.
5.
Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с
задержкой психического развития консультативной и методической помощи по
психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их
воспитанием и обучением.
Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных
потребностей
Обучающиеся с ЗПР (вариант 7.2.) — это дети, имеющее недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР (вариант 7.2.) испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся,
способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего
образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования
и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) должна соотноситься с дифференциацией этой категории
обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития.
Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной
программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП
НОО могут быть представлены следующим образом.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий,
направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности
учащихся с ЗПР. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность
одного занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание
уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей,
своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая
работа с детьми с ЗПР осуществляется по принципу дифференцированного и
индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление
недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные
занятия
проводятся
с
учащимися
по
мере
выявления
индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть
использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их
сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
1.
Ритуал приветствия.
2.
Рефлексия предыдущего занятия.
3.
Разминка.
4.
Основное содержание занятия.
5.
Рефлексия прошедшего занятия.
6.
Ритуал прощания.
В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия.
Восприятие
–
это
основной
познавательный
процесс
чувственного
отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы
чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека,
основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само
собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и
явлений.
Одним
из
эффективных
методов
развития
восприятия,
воспитания
наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений
необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять
главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей:
развивать пространственные представления.
Внимание учащихся с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью,
неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание.
Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация,
переключаемость,
устойчивость,
наблюдательность,
распределение)
значительно
развиваются в результате специальных упражнений.
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех
школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов
запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность
запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного
материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые
оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая).
Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в
различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить,
научиться
группировать
материал,
выделять
опорные
слова,
составлять
план,
устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и
произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ЗПР обнаруживается
значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких
операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и
делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с
разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами , проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо
уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы,
т.е., визуализировать.
Для учащихся с ЗПР наиболее сложными являются задачи проблемного характера.
Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки,
что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических
задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи,
которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего
к единичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется
выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в
мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального
развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких
мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и
произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики
выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе,
школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений,
развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц
руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию
целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с
определенными научно обоснованными принципами:
Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную
деятельность и личность ребенка.
Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого
диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие
мышление.
Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших
интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности
человека.
Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и
переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме.
Исходя
из
данных
входной
диагностики,
учитывая
индивидуальные
психо
–
физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4
человек.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ
КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы,
которая создана на основе ФГОС для детей с ЗПР, предполагает достижение ими трех
видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются:
правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к
победе, поражению;
умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять
настойчивость в достижении цели;
умение налаживать контакт с людьми;
умение соблюдать правила игры и дисциплину;
умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
способность к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и
поступков других людей;
основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на
собственные поступки;
понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
принятие установки на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и
отечественной культуры и традиций.
Метапредметными результатами являются:
навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
умение учиться работать в паре и в группе;
навык выполнять различные роли;
умение слушать и понимать речь сверстников;
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с
этой позицией;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
умение задавать вопросы;
умение контролировать действия партнера;
использование речи для регуляции своего действия;
умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Предметными результатами являются умения:
целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции
педагога;
дорисовывать незаконченные изображения;
группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета,
обозначать словом;
составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и
свойства предметов;
зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам,
определять их словом;
классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
различать запахи и вкусовые качества, называть их;
сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
действовать по звуковому сигналу;
адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
определять время по часам.
В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:
выделять существенные признаки и закономерности предметов;
сравнивать предметы, понятия;
обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
концентрировать, переключать своё внимание;
развивать свою память;
улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной
координации;
уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный
образ;
самостоятельно выполнить задания;
осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
работать в группе (при групповых формах работы).
Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания,
памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами
обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.
Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со
своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с
окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения,
санитарногигиеническими требованиями к данному виду деятельности.
Срок реализации программы – 5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 часа в
1дополнительном и 1-м классах, 34 часа в год, соответственно, во 2-4 классах. Всего 168
часов. Ориентировочная продолжительность занятия 20 -30 минут. Учебный материал
носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от
уровня развития каждого ребенка.