ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью
коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР. Он обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на
преодоление и/или ослабление речевых нарушений у обучающихся 1–4 классов,
получающих образование в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика курса «Логопедические занятия»
Содержание курса «Логопедические занятия» определяется исходя из требований
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков
в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной
частью ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) и реализуется на протяжении
всего периода обучения в начальной школе.
Курс
реализуется
учителем-логопедом
во
внеурочной
деятельности
на
индивидуальных и/или подгрупповых/групповых коррекционно-развивающих занятиях.
Значительный разброс и неоднородность состояний при ЗПР, обусловленные разной
степенью выраженности парциальной недостаточности высших психических функций и
различными вариантами сочетания сохранных и нарушенных функций и познавательных
процессов, определяют необходимость дифференцированного подхода к обучающимся в
процессе реализации курса. Предусматривается гибкость выбора тематического каркаса с
учетом типологических особенностей группы школьников с ЗПР.
Цель и задачи курса
Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон устной
речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи,
профилактике и коррекции нарушений письменной речи.
Целевой ориентир курса «Логопедические занятия» предполагает развитие у
обучающихся с ЗПР не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной
(жизненной) компетенции.
Задачи курса:
коррекция
и
развитие
звукопроизношения
(постановка,
автоматизация,
дифференциация звуков речи);
восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов;
пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного словаря;
2
коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
формирование и развитие связной речи, диалогической и монологической форм
речи;
формирование и развитие коммуникативной функции речи;
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
развитие
зрительно-пространственных
и
пространственно-временных
представлений;
расширение представлений об окружающей действительности;
обогащение речевого опыта, способствующего развитию познавательных процессов.
Курс «Логопедические занятия» реализуется на протяжении всего уровня
начального
общего
образования
и
позволяет
последовательно
и
постепенно
преодолевать/минимизировать имеющиеся у обучающихся с ЗПР речевые нарушения, а
также
обусловленные
ими
разнообразные
трудности
в
обучении,
развивать
занятия»
является
коммуникативные навыки.
Особенности построения курса
Особенностью
построения
курса
«Логопедические
индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их индивидуальных особенностей и
возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк).
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
2.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
3.
Формирование связной речи. Основы коммуникации.
Содержание коррекционного курса учителя-логопеда определяется в строгом
соответствии с требованиями к результату изучения учебных предметов «Обучение
грамоте», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала.
Продолжительность и интенсивность занятий определяются индивидуально с
учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2-х раз в неделю.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и не должна превышать:
•
для группового занятия – 40 минут;
•
для подгруппового занятия – 30–40 минут;
3
•
для индивидуального занятия – 20–30 минут.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании курса
В логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР исключительно важно
формировать положительную мотивацию к речевому взаимодействию, способность
ориентироваться в заданиях, развивать навыки анализа и синтеза (на речевом материале),
учить обдумывать и планировать предстоящую деятельность, следить за правильностью ее
выполнения, рассказывать о проделанном и адекватно оценивать результат деятельности.
На логопедических занятиях обучающиеся с ЗПР выполняют различные устные и
письменные задания, направленные на звуковой анализ слова, учатся различать звуки и
буквы, соединять звуки и слоги в слова, выстраивать фразы, составлять связные
высказывания, что способствует развитию устной и письменной речи.
Обучающихся с ЗПР необходимо максимально развернуто знакомить с новым
материалом, используя при этом доступные алгоритмы, определяющие порядок
выполнения действий. Например, могут применяться пошаговая памятка или знаковосимволическая карточка с этапами выполнения заданий.
При изучении звуков и букв полезно задействовать различные анализаторы:
слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной
позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на сыпучем материале (песке, манке и
т. п.), поиск буквы в «зашумленном» изображении).
На логопедических занятиях обучающиеся выкладывают графические схемы
фишками и полосками; работают с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.
Активно
используются
упражнения,
способствующие
стимулированию
познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале
(выделение четвертого лишнего, ребусы, анаграммы и др.), с учетом достигнутого уровня
познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются преимущественно
на иллюстративном материале).
Для автоматизации формируемого навыка, упрочения связей между языковыми
единицаминеобходимо систематически повторять и закреплять пройденный материал,
используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальную опору, памятку).
Применяемый на занятиях словарный материал следует уточнять, пополнять,
расширять путем соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира при активном
использовании интернет-ресурсов. Следует учить детей самостоятельно находить
4
необходимую информацию, используя для этого разные источники (словарь, интернет,
энциклопедию).
При обучении звуко-буквенному анализу работа выстраивается пошагово, начиная с
выделения звуков в слове, и лишь потом используется моделирование звукового состава
слова (с последующим декодированием).
Следует учить обучающихся с ЗПР осознавать возникающие трудности и при их
наличии обращаться за помощью. При необходимости следует облегчать техническую
сторону выполнения письменных заданий (письмо в тетрадях с сетчатой разлиновкой,
обозначение точками интервалов между буквами (слогами), обводка пунктирных
изображений букв, слогов, слов, использование определенных обозначений.
Место курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью программы
коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом
ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР на изучение курса отводится 2 часа в неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов для обучающихся 1-ых классов и
на 68 часов для обучающихся 2–4-ых классов (2 часа занятий в неделю, 33–34 учебные
недели в году).
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
самостоятельно обращать внимание на звуковую сторону речи;
иметь представления о правильных артикуляционных укладах нарушенных звуков;
различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и безударные) и
согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки);
распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со звуками;
обозначать мягкость согласных на письме; составлять графические схемы слов;
выделять ударный и безударный слоги;
уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех ситуациях
общения или минимизировать ошибки произношения;
определять количество и последовательность звуков в слове;
различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками;
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя
их (в рамках изученного программного материала начальных классов).
5
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
выделять и различать части слова: основу, корень, приставку, суффикс, окончание;
образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и приставок (по
образцу);
конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов;
различать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании;
оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать изученные части
речи;
соблюдать на письме изученные орфографические правила, правильно произносить
и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного
программного материала 1–4 классов).
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
участвовать в простых диалогах;
обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу;
выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.;
соотносить предложение с графической схемой;
конструировать простые и сложные предложения с однородными членами, с
союзами и, а, но (с опорой на образец и схему);
устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные связи;
дифференцировать понятия: словосочетание — предложение — текст;
согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на письме;
определять главную мысль текста; озаглавливать текст;
пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами
приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или
отказе;
устанавливать связь между частями текста;
составлять план текста;
различать особенности текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения,
смешанного текста;
писать изложение короткого текста по плану;
составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему
с предварительной подготовкой (с помощью педагога).
6
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение звуков по
артикуляционным и акустическим характеристикам. Уточнение артикуляционных укладов
гласных и согласных звуков. Коррекция и развитие звукопроизношения. Определение
места звука в слогах и словах. Определение количества, последовательности звуков в слове.
Закрепление и различение образа печатных и письменных букв. Развитие зрительного
внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие
пространственно-временных представлений. Сравнение и различение согласных звуков:
сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных
и щелевых. Условно-графические обозначения звуков, составление схемы слога и слова.
Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем
ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги
прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС). Графические схемы прямых и обратных
слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и
обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы.
Работа с ударением, его смыслоразличительная и фонетическая роль. Составление
графических схем слогового состава слова с выделением места ударного и безударного
слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Правописание гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу,
ча, чу, жи, ши. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика
специфических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Выделение слова из речевого потока. Соотнесение слова и предмета (словапредметы). Соотнесение слова и названия действия (слова-действия). Соотнесение слова и
признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих признаки. Активизация и
обогащение словаря по лексическим темам. Работа с синонимами и антонимами. Отработка
форм множественного и единственного числа существительных. Образование новых слов
различными способами по образцу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с
помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным значением,
названий детенышей птиц и животных, слов-признаков от слов-предметов; с помощью
приставок – образование глаголов совершенного вида). Формирование и развитие навыков
письма и чтения, профилактика специфических ошибок.
7
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Различение слова и предложения. Составление предложений с использованием слов,
обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой на образец и картинки). Работа с
деформированным предложением и текстом. Моделирование коммуникативных ситуаций
с использованием формул речевого этикета. Составление коротких описательных рассказов
на заданную тему с опорой на образец. Составление коротких повествовательных текстов с
опорой на сюжетные картинки, по опорным словам. Списывание предложений и короткого
текста. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических
ошибок.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Коррекция и развитие звукопроизношения. Дифференциация гласных и согласных
звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. Узнавание
«зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга). Отработка заглавных
букв. Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв.
Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок.
Развитие пространственно-временных представлений. Дифференциация похожих гласных
букв: А-О, О-У, И-У. Дифференциация похожих гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, ЗЕ, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, А-Д, Л-Я. Звуковой и слоговой анализ слова. Профилактика
фонематических, оптических и кинетических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой на графические
схемы. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога. Многозначные
слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Отработка навыков согласования
имени существительного и имени прилагательного, составления словосочетаний.
Профилактика аграмматизма на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение интонационных
характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Составление
распространенных предложений по вопросам педагога. Развитие диалогической речи
(моделирование диалогов на заданную тему с использованием вежливых слов).
Составление рассказа-описания с опорой на план. Чтение и пересказ коротких текстов /
рассказов, содержащих диалоги персонажей.
8
2 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка и развитие произношения. Упражнение в различении и опознании букв,
соответствующих гласным и согласным звукам. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. Уточнение
акустико-артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков, дифференциация
согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных. Отработка и закрепление
умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов. Формирование навыка
слогового деления слова, определение количества звуков и слогов на слух. Придумывание
слов на заданный слог. Конструирование слов из предложенных слогов. Составление
графических схем. Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение слов: слово-предмет (одушевленные – неодушевленные), слово-признак,
слово-действие. Слово и его значение. Работа со словами-паронимами. Прямое и
переносное значение слова. Многозначные слова. Подбор однокоренных (родственных)
слов. Обогащение словаря синонимами и антонимами. Образование существительных при
помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-),
суффикса -ниц- со значением вместилища, суффиксов (-тель-, -чик-, -щик-, -льщик-, -чик-,
-ник-) для образования названий профессий, названий детенышей животных и птиц. Работа
со словарными словами. Образование притяжательных прилагательных в мужском,
женском и среднем родах. Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-, лив- в мужском, женском и среднем родах. Образование относительных прилагательных с
суффиксами -ов-/-ев- /-н-/-енн-/-ск-/-ян-/-ан-. Образование глаголов с помощью приставок
(в-, вы-, при-, от-, у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-). Употребление и
написание глаголов с частицей НЕ. Местоимение. Согласование слов в числе и роде,
составление словосочетаний с использованием алгоритма, карточек-подсказок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной форме.
Составление распространенных предложений по вопросам. Выделение главных членов
предложения по вопросам. Развитие диалогической и монологической речи. Работа с
разными текстами (повествованием, описанием, рассуждением). Определение главной
мысли текста, озаглавливание. Определение количества слов в предложении; количества
предложений в тексте. Конструирование предложений с однородными членами.
Составление описательных и повествовательных рассказов по опорным словам и плану.
9
Составление
рассказа
по
предложенному
началу.
Чтение
и
определение
последовательности частей текста. Работа над пониманием прочитанного текста. Работа с
деформированным текстом: нахождение лишних частей текста, составление связного
текста.
3 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем,
различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на
речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение приставок и предлогов. Отработка слов с глухими и звонкими согласными
в корне. Слова с непроизносимым согласным звуком в корне (способы проверки). Работа
со словарными словами. Число и род имен существительных. Отработка предложнопадежных конструкций, склонение имени существительного и имени прилагательного.
Личные местоимения. Согласование глагола с именем существительным в числе, роде,
изменение глаголов по времени.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Работа с условно-графическими схемами предложений. Работа с деформированным
предложением. Работа с текстом. Определение границ и количества предложений в тексте,
количества слов в предложении. Работа на уровне предложения: составление / завершение
предложений, дописывание подходящих слов (с использованием опорных слов),
исключение лишних слов, редактирование и распространение предложений, нахождение
главных членов предложения. Работа на уровне текста: озаглавливание, составление плана,
нахождение лишних предложений в тексте, сочинение продолжения текста.
4 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем,
различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на
речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
10
Обогащение номинативного словаря. Различение и употребление синонимов,
антонимов, омонимов. Работа со словарными словами. Отработка навыков словоизменения,
практическое употребление существительных в форме единственного и множественного
числа. Отработка падежных форм существительных. Дифференциация именительного и
винительного, родительного и винительного падежей. Употребление несклоняемых имен
существительных. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании слова.
Тренировка в языковом анализе. Уточнение лексического и грамматического значения
слова. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Образование и правописание
сложных слов с соединительными гласными О-Е. Развитие навыков приставочного
словообразования. Практическое употребление слов с приставками пространственного
значения, временного значения и многозначными приставками. Различение предлогов и
приставок. Согласование с прилагательными (в роде, числе). Соотнесение предмета и
признака в различных предложно-падежных конструкциях. Отработка распознавания
глаголов, изменения глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего времени в
единственном числе по родам. Согласование глагола с именем существительным в числе,
роде, изменение глаголов по времени. Согласование числительных с существительными в
роде и падеже. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголовсинонимов,
глаголов-антонимов.
Употребление
и
правописание
числительных.
Определение числа и рода местоимения. Упражнение в использовании и склонении личных
местоимений с предлогами и без. Преодоление / минимизация аграмматизма в устной речи
и на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных предложений
с однородными членами (с опорой на образец и схему). Конструирование предложений с
однородными членами с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему). Установление в
сложных предложениях причинно-следственных связей.
Дифференциация понятий:
словосочетание – предложение – текст. Согласование слов в предложении, выделение
границ предложения на письме. Закрепление умения составлять и записывать предложения,
пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия,
прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе. Выделение
в тексте основной мысли, озаглавливание. Связь между частями текста. Составление плана
текста.
Различение
особенностей
текста-повествования,
текста-описания,
текста-
рассуждения, смешанного текста. Письменное изложение короткого текста по плану.
Написание мини-сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему
с предварительной подготовкой (с помощью педагога).
11
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий
учащихся 1 – 4 дополнительных классов
с учётом требований ФГОС НОО
1 класс
№
1
2
Коррекция нарушений
звукопроизношения
Сбор анамнеза, данных о раннем
развитии, перенесенных
заболеваниях. Раннее речевое
развитие. Исследование
неречевых психических функций.
Состояние звукопроизношения.
Анатомическое строение
артикуляционного аппарата.
Речевая моторика.
Предметные результаты
Овладение первоначальными
представлениями о нормах
русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических,
орфографических,
пунктуационных);
формирование готовности к
восприятию определенных
орфограмм;
Кол-во
часов
1
1
3
Состояние дыхательной и
голосовой функций. Особенности формирование умения
динамической стороны речи.
ориентироваться в целях, задачах,
Воспроизведение звукослоговой средствах и условиях общения.
структуры слова. Состояние
фонематического восприятия
Состояние фонематического
анализа и синтеза.
1
4
Обследование состояния
слухового восприятия и
дифференциации фонем,
слогоритмической структуры
слов
1
5
Исследование понимания речи.
Исследование словаря и навыков
словообразования
1
6
Исследование грамматического
строя речи. Исследование
понимания логико –
грамматических конструкций.
Исследование связной речи.
1
7
Работа над развитием
пространственных
представлений. Уточнение
представлений о форме,
величине.
Формирование умения
ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения
12
1
8
Работа над развитием
зрительного восприятия.
Узнавание изображенных
предметов.
Понимание обучающимися того,
что язык представляет собой
явление национальной культуры и
основное средство человеческого
общения, осознание значения
русского языка как
государственного языка
Российской Федерации, языка
межнационального общения;
1
9
Работа над развитием
зрительного внимания.
Дорисовывание, штриховка,
закрашивание. Работа над
развитием зрительной памяти.
Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
восприятия речи на слух
1
10 Работа над развитием слухового
внимания и памяти.
Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
понимания основного содержания;
1
11 Работа над развитием слухового
восприятия. Восприятие
неречевых звуков.
Формирование позитивного
отношения к правильной речи как
показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
1
12 Работа над развитием слухового Формирование позитивного
восприятия. Восприятие речевых отношения к правильной устной и
звуков.
письменной речи.
1
13 Развитие чувства ритма.
Различение и воспроизведение
заданных ритмов.
Овладение учебными действиями с
языковыми единицами и
формирование умения
использовать знания для решения
познавательных, практических и
коммуникативных задач.
1
14 Работа над развитием мелкой
моторики рук. Пальчиковая
гимнастика.
Развитие мелкой моторики.
1
15 Работа над развитием мелкой
моторики рук. Упражнения на
переключение движений.
Развитие фонематических
процессов;
1
развитие мелкой моторики.
16 Работа над развитием мелкой
Развитие мелкой моторики.
моторики рук. Конструирование.
1
17 Работа над развитием мелкой
моторики рук. Обводка по
шаблону-контуру.
Развитие мелкой моторики.
1
18 Работа над подвижностью
артикуляционного аппарата.
Комплекс артикуляционной
гимнастики.
Формирование готовности к
восприятию определенных
орфограмм, правописание которых
основано на полноценных
представлениях о звуковом составе
слова;
1
13
19 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения для губ, щек.
Формирование связной речи, и
прежде всего такой формы
связных высказываний, которые
наиболее адекватны условиям
учебной деятельности
обучающихся.
1
21 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения на определение
положения кончика языка.
Формирование умения
ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения.
1
22 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения на различение
узкого и широкого языка.
Развитие фонематических
процессов
1
23 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения на формирование
кинетической основы движений.
Развитие фонематических
процессов
1
24 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения по развитию
динамической координации
артикуляторных движений.
Формирование умения выбирать
адекватные языковые средства для
успешного решения
коммуникативных задач.
1
Установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука
1
26 Постановка звуков.
Варьирование артикуляционных
укладов звуков в зависимости от
их сочетаемости с другими
звуками в потоке речи.
1
27 Автоматизация поставленных
звуков. Изолированно.
Развитие фонематических
процессов;
1
20 Выполнение комплекса
артикуляционной гимнастики.
Упражнения на определение
положения губ.
Основной этап
25 Специальная артикуляционная
гимнастика для постановки
звуков.
28 Автоматизация поставленных
звуков в прямых слогах.
автоматизация поставленных
звуков.
1
1
29 Автоматизация поставленных
звуков в обратных слогах.
Развитие зрительно –
пространственного восприятия;
1
30 Автоматизация поставленных
звуков в слогах со стечением
согласных.
Автоматизация поставленных
звуков.
1
31 Автоматизация поставленных
звуков в словах (произнесение
слов с ударение на слоге).
Автоматизация поставленных
звуков.
1
14
32 Дифференциация смешиваемых
звуков в словах.
Овладение первоначальными
представлениями о нормах
русского языка.
1
33 Дифференциация смешиваемых
звуков в предложении.
Овладение первоначальными
представлениями о правилах
речевого этикета.
1
34 Дифференциация смешиваемых в Осуществление слухового
произношении звуков в тексте и в контроля за собственным
спонтанной речи.
произнесением и оценивание
качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
1
Итого: 34 часа.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
Разделы, темы занятий
Предметные результаты
Диагностический этап
1 Сбор анамнеза, данных о
Понимание обучающимися того, что
раннем развитии,
язык представляет собой явление
перенесенных заболеваниях. национальной культуры и основное
Раннее речевое развитие.
средство человеческого общения,
Исследование неречевых
осознание значения русского языка
как государственного языка
психических функций.
Российской Федерации, языка
2 Состояние
межнационального общения;
звукопроизношения.
Анатомическое строение
артикуляционного аппарата.
Речевая моторика.
Количество
часов
1
1
3 Состояние дыхательной и
голосовой функций.
Особенности динамической
стороны речи.
Воспроизведение
звукослоговой структуры
слова. Состояние
фонематического восприятия
Состояние фонематического
анализа и синтеза.
1
4 Обследование состояния
слухового восприятия и
дифференциации фонем,
1
15
слогоритмической структуры
слов. Исследование
понимания речи.
5 Исследование словаря и
навыков словообразования.
Исследование
грамматического строя речи.
Исследование понимания
логико – грамматических
конструкций. Исследование
связной речи.
1
Коррекционная работа на фонетическом уровне
Применение в практическом плане
6 Развитие артикуляционной
умения и навыка аудирования.
моторики. Автоматизация
гласных звуков.
1
7 Коррекция
звукопроизношения.
Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласных звуков и букв.
Восприятия речи на слух.
1
8 Осуществление слухового
контроля за собственным
произнесением. Уточнение
артикуляции, постановка и
автоматизация согласного
звука и буквы С.
Понимание основного содержания.
1
9 Осуществление оценивания
качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Т.
Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования
1
10 Варьирование
артикуляционных укладов
звуков в зависимости от их
сочетаемости с другими
звуками в потоке речи.
Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Л.
Формирование позитивного
отношения к правильной устной и
письменной речи.
1
11 Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Р.
Формирование позитивного
отношения к правильной речи как
показателям общей культуры и
гражданской позиции человека.
1
12 Развитие артикуляционной
моторики. Буква Е, Я.
Установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука
1
16
13 Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы М.
Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества
воспроизводимых в собственной речи
звуков.
1
14 Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
гласного звука и буквы З
Автоматизация поставленных звуков.
1
15 Уточнение артикуляции,
Развитие фонематических процессов.
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Б, Д
1
16 Уточнение артикуляции
смешиваемых звуков.
Постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Ш ,
Ж
1
Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества
воспроизводимых в собственной речи
звуков.
17 Буква Ё, Ю, Э
1
18 Уточнение артикуляции звука Варьирование артикуляционных
укладов звуков в зависимости от их
и буквы Й
сочетаемости с другими звуками в
потоке речи.
1
19 Уточнение артикуляции,
постановка и автоматизация
согласного звука и буквы Х,
Ф, В
1
Автоматизация поставленных звуков
20 Уточнение артикуляции,
Развитие мелкой моторики.
постановка и автоматизация
гласного звука и буквы Ц, Щ,
Ч
1
21 Дифференциация гласных и
согласных звуков
2
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне
22 Профилактика дислексии.
Понимание учебного текста.
Слово-предмет
Овладение первоначальными
представлениями о орфоэпических
нормах русского языка.
1
23 Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого
материала. Слова-действия
Овладение первоначальными
представлениями о лексических
нормах русского языка.
1
24 Слова-признаки. Игры на
слуховое внимание и
восприятие.
Овладение первоначальными
представлениями о грамматических
нормах русского языка.
1
25 Распространение простого
двусоставного предложения
определением
Овладение первоначальными
представлениями о пунктуационных
нормах русского языка.
1
17
26 Игры на зрительное внимание Овладение первоначальными
и восприятие.
представлениями о правилах речевого
Дифференциация понятий
этикета.
предложение – слово
1
27 Развитие и уточнение
Развитие зрительно –
пространственных
пространственного восприятия;
представлений. Единственное
и множественное число
предметов. Один – много.
1
Формирование связной речи, и прежде
всего такой формы связных
высказываний, которые наиболее
адекватны условиям учебной
деятельности обучающихся.
1
29 Развитие и уточнение
временных представлений.
Работа с предлогами в, на, к,
от
Развитие зрительно –
пространственного восприятия;
1
30 Работа с предлогами около
(у), из-за, над, под, по. Игры
на развитие логического
мышления.
Формирование готовности к
восприятию определенных орфограмм,
правописание которых основано на
полноценных представлениях о
звуковом составе слова.
1
28
Дифференциация имён
существительных мужского и
женского рода. Игры на
развитие памяти.
Коррекционная работа на лексическом уровне
31 Развитие речевого анализа и
Формирование умения
ориентироваться в целях, задачах,
синтеза на уровне текста.
средствах и условиях общения,
Составление предложений.
выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения
коммуникативных задач.
32 Последовательный пересказ с
опорой на серию сюжетных
картинок. Повторение
изученного по теме
«Предложение – слово».
Овладение учебными действиями с
языковыми единицами и
формирование умения использовать
знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных
задач.
1
2
Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
Тема занятия.
Предметные результаты
18
Количество
часов
1 Обследование состояния
речи и неречевых
психических функций.
Заполнение речевых
карт.
Формирование умения ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения
коммуникативных задач.
2
2 Речь. Предложение.
Слово.
Формирование связной речи, и прежде всего
такой формы связных высказываний,
которые наиболее адекватны условиям
учебной деятельности обучающихся.
1
3 Звуки и буквы.
4 Слогообразующая роль
гласной. Ударение;
ударный слог.
2
Овладение учебными действиями с
языковыми единицами и формирование
умения использовать знания для решения
познавательных, практических и
коммуникативных задач.
1
5 Звукобуквенный анализ Овладение первоначальными
слов со стечением
представлениями о нормах русского языка.
согласных
1
6 Получение слов
убавлением
(добавлением) буквы.
1
Овладение первоначальными
представлениями о правилах речевого
этикета.
7 Получение слов заменой Формирование позитивного отношения к
буквы.
правильной устной речи как показателям
общей культуры.
1
8 Звукобуквенный и
слоговой анализ слов
сложной слоговой
структуры.
Формирование позитивного отношения к
правильной устной и письменной речи.
1
9 Твёрдые-мягкие
согласные.
Развитие фонематических процессов.
1
10
Обозначение мягкости Формирование позитивного отношения к
согласного с помощью ь правильной устной и письменной речи как
в конце слова.
показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.
1
11 Обозначение мягкости Развитие фонематических процессов.
согласного с помощью ь
в середине слова.
1
12 Разделительный Ь.
1
Развитие фонематических процессов;
развитие зрительно – пространственного
восприятия;
развитие мелкой моторики.
13 Дифференциация А-Я в
слогах, словах,
предложениях, тексте.
Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и оценивание
качества воспроизводимых в собственной
речи звуков.
19
1
14 Дифференциация О-Ё в
слогах, словах,
предложениях, тексте.
Формирование готовности к восприятию
определенных орфограмм, правописание
которых основано на полноценных
представлениях о звуковом составе слова.
1
15 Дифференциация У-Ю в Варьирование артикуляционных укладов
слогах, словах,
звуков в зависимости от их сочетаемости с
предложениях, тексте.
другими звуками в потоке речи.
1
16 Дифференциация Ы-И в Развитие фонематических процессов;
слогах, словах,
предложениях, тексте.
развитие зрительно – пространственного
восприятия;
1
развитие мелкой моторики.
17 Звонкие-глухие
согласные.
Дифференциация Д-Т в
слогах, словах,
предложениях, тексте
Автоматизация поставленных звуков;
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука
1
18 Дифференциация Б-П в
слогах, словах,
предложениях, тексте
Развитие зрительно – пространственного
восприятия;
1
развитие мелкой моторики.
19 Дифференциация В-Ф в
слогах, словах,
предложениях, тексте
Варьирование артикуляционных укладов
звуков в зависимости от их сочетаемости с
другими звуками в потоке речи.
1
20 Дифференциация С-З в
слогах, словах,
предложениях, тексте
Автоматизация поставленных звуков;
1
21 Дифференциация Г-К в
слогах, словах,
предложениях, тексте
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука
Варьирование артикуляционных укладов
звуков в зависимости от их сочетаемости с
другими звуками в потоке речи.
1
22 Дифференциация Ж-Ш в Автоматизация поставленных звуков;
слогах, словах,
предложениях, тексте.
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука
1
23 Парные звонкие-глухие
согласные.
1
Применение в практическом плане умения и
навыка аудирования: восприятия речи на
слух и понимания основного содержания.
24 Дифференциация С-Ш в Варьирование артикуляционных укладов
слогах, словах,
звуков в зависимости от их сочетаемости с
предложениях, тексте.
другими звуками в потоке речи.
20
1
25 Дифференциация З-Ж в
слогах, словах,
предложениях, тексте
Автоматизация поставленных звуков;
26 Дифференциация
Ч-Т’ в слогах, словах,
предложениях, тексте
Развитие зрительно – пространственного
восприятия;
1
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука
1
развитие мелкой моторики.
27 Дифференциация Ч-Щ в Варьирование артикуляционных укладов
слогах, словах,
звуков в зависимости от их сочетаемости с
предложениях, тексте
другими звуками в потоке речи.
1
28 Дифференциация Ч-Ц в
слогах, словах,
предложениях, тексте
Автоматизация поставленных звуков;
1
129 Дифференциация С-Ц в
слогах, словах,
предложениях, тексте
Варьирование артикуляционных укладов
звуков в зависимости от их сочетаемости с
другими звуками в потоке речи.
1
30 Дифференциация
С’-Щ в слогах, словах,
предложениях, тексте.
Автоматизация поставленных звуков;
1
31 Дифференциация Ч-С в
слогах, словах,
предложениях, тексте.
Установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука.
1
32 Дифференциация
свистящих-шипящих
звуков. Закрепление.
Овладение первоначальными
представлениями о правилах речевого
этикета.
1
33 Дифференциация Р-Л в
слогах, словах,
предложениях, тексте.
Установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука.
1
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука
установление необходимых
артикуляционных позиций, обеспечивающих
нормированный акустический эффект звука
Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
Тема занятия
п/п
1 Развитие слухового и
зрительного внимания и
восприятия
Предметные результаты
Количество
часов
Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
1
21
2
Звуки и буквы. Алфавит.
3
Дифференциация гласных Установление необходимых
букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, артикуляционных позиций,
Э-Е
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука.
1
4
Отличие нормированного
произнесения звука от
ненормированного.
Мягкий знак.
Разделительный мягкий
знак
Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
восприятия речи на слух и понимания
основного содержания.
1
Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
восприятия речи на слух и понимания
основного содержания
1
Звонкие и глухие
согласные. Адекватное
Развитие зрительно – пространственного
восприятия;
1
5
6
Автоматизация поставленных звуков;
установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука
1
восприятие звучащей речи. развитие мелкой моторики.
7
Коррекция
Варьирование артикуляционных укладов
звукопроизношения. Звуки звуков в зависимости от их сочетаемости
Г – Г’, К – К’
с другими звуками в потоке речи.
1
8
Варьирование
артикуляционных укладов
звуков. Звуки Д – Д’, Т –
Т’
Формирование умения ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения
коммуникативных задач.
1
9
Осуществление слухового
контроля за собственным
произнесением.
Звуки З – З’, С – С’
Автоматизация поставленных звуков;
установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука
1
Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
1
10 Оценивание качества
воспроизводимых в
собственной речи звуков
Звуки Ж – Ш
11 Варьирование
Автоматизация поставленных звуков;
артикуляционных укладов установление необходимых
звуков. Звуки С – С’, Ш
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука
1
12 Коррекция
звукопроизношения.
Звуки З – З’, Ж
1
Развитие зрительно – пространственного
восприятия;
развитие мелкой моторики.
22
13 Звуки С – С’, Ц
Автоматизация поставленных звуков;
1
установление необходимых
артикуляционных позиций,
обеспечивающих нормированный
акустический эффект звука
14 Коррекция
Осуществление слухового контроля за
звукопроизношения. Звуки собственным произнесением и
Ч –Щ
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
1
15 Звуки Ч –ТЬ
Варьирование артикуляционных укладов
звуков в зависимости от их сочетаемости
с другими звуками в потоке речи.
1
16 Звуки Ч – Ш
Формирование связной речи, и прежде
всего такой формы связных
высказываний, которые наиболее
адекватны условиям учебной
деятельности обучающихся.
1
17 Профилактика дислексии.
Родственные слова
Овладение первоначальными
представлениями о правилах речевого
этикета.
1
18 Профилактика дисграфии. Развитие зрительно – пространственного
Корень слова
восприятия;
1
развитие мелкой моторики.
19 Профилактика дисграфии. Формирование связной речи, и прежде
всего такой формы связных
Приставка
высказываний, которые наиболее
адекватны условиям учебной
деятельности обучающихся.
1
20 Профилактика дисграфии. Развитие зрительно – пространственного
Суффикс
восприятия;
1
развитие мелкой моторики.
21 Морфологический состав
слов
Овладение учебными действиями с
языковыми единицами и формирование
умения использовать знания для
решения познавательных, практических
и коммуникативных задач.
1
22 Профилактика дислексии.
Предлоги
Формирование связной речи, и прежде
всего такой формы связных
высказываний, которые наиболее
адекватны условиям учебной
деятельности обучающихся.
1
23 Слова-предметы
Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
1
23
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
24 Практическое
употребление слов в
форме единственного и
множественного числа
Развитие зрительно – пространственного
восприятия;
25 Практическое
употребление
существительных разного
рода
Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
1
26 Употребление
существительных в
косвенных падежах
Формирование готовности к восприятию
определенных орфограмм, правописание
которых основано на полноценных
представлениях о звуковом составе
слова.
1
27 Слова-признаки
Осуществление слухового контроля за
собственным произнесением и
оценивание качества воспроизводимых в
собственной речи звуков.
1
28 Согласование
прилагательных с
существительными в роде
и числе
Овладение первоначальными
представлениями о нормах русского
языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого
этикета.
Формирование готовности к восприятию
определенных орфограмм, правописание
которых основано на полноценных
представлениях о звуковом составе
слова.
1
30 Слова-действия.
Практическое овладение
диалогической формой
речи.
31 Согласование глагола с
существительным в числе,
роде, во времени.
Применение в практическом плане
умения и навыка аудирования:
восприятия речи на слух и понимания
основного содержания.
Овладение первоначальными
представлениями о нормах русского
языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических,
пунктуационных) и правилах речевого
этикета.
1
32 Имя числительное.
Соблюдение
орфоэпических норм и
правильной интонации.
Овладение первоначальными
представлениями о правилах речевого
этикета.
1
33 Предложение.
Определение
последовательности,
Понимание обучающимися того, что
язык представляет собой явление
национальной культуры и основное
средство человеческого общения,
1
29 Согласование
прилагательных с
существительными в
падеже
1
развитие мелкой моторики.
24
1
1
количества слов в
предложении.
34 Работа над текстом.
Интерпретация и
обобщение содержащейся
в тексте информации.
осознание значения русского языка как
государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального
общения.
Формирование позитивного отношения к
правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека.
Итого: 34 часа.
25
1