Мир шахмат

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир шахмат»
составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального

общего

образования

к

результатам

освоения

и

к

структуре

основной

образовательной программы начального общего образования и программы воспитания МАОУ
СОШ № 16.
В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого
обучающегося, индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического
сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы
образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных
возможностей обучающихся в рамках единого образовательного пространства Российской
Федерации.
В рамках школьного образования активное освоение детьми шахмат благотворно
скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать
формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению
ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества,
присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии,
компактность, экономичность – всё это выделяет шахматы из большого ряда иных видов
спорта.
Место курса внеурочной деятельности «Мир шахмат» в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Мир шахмат» включён в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений для удовлетворения индивидуальных
потребностей обучающихся. В соответствии со Стандартом часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для углублённого
изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие
различные интересы обучающихся.
Курс внеурочной деятельности «Мир шахмат» рассчитан на общую учебную нагрузку в
объёме 68 часов: 34 часа во 2 классе и 34 часа в 3 классе.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей младшего школьного возраста посредством их массового вовлечения в
шахматную игру.
Задачи:
•

создать условия для формирования и развития ключевых компетенций учащихся

(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
•

формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-

логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить

логические операции);
•

воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
•

принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития

личности каждого участника и всего коллектива в целом;
•

принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие;

•

принцип

доступности,

последовательности

и

системности

изложения

программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
•

принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,

обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
•

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка

своим темпом;
•

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания

раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
•

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный

выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
•

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми

собственного опыта творческой деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Мир шахмат» изменяет характер и содержание труда
учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей:
интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного
курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС НОО.
Занятие по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной
части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения
через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа, самостоятельная работа и
самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).
Основные формы и средства обучения.
•

Практическая игра.

•

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

•

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

•

Теоретические

занятия,

шахматные

игрушки.
•

Участие в турнирах и соревнованиях.

игры,

шахматные

дидактические

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

I.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ШАХМАТ»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные личностные
качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного
материала:
-

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России;
-

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов;
-

ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной

децентрации;
-

формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с

мировой и отечественной шахматной культурой;
-

формирование основ шахматной культуры;

-

понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

-

понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

-

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

-

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

-

уважительное отношение к иному мнению;

-

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-

этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других
людей;
-

умение управлять своими эмоциями;

-

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;
-

навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

-

оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень

сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и
регулятивных.
Познавательные УУД:
-

умение

с

помощью

педагога

и

самостоятельно

познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

выделять

и

формулировать

-

овладение способом структурирования шахматных знаний;

-

овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в

зависимости от конкретных условий;
-

овладение способом поиска необходимой информации;

-

умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему,

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или
поискового характера;
-

овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и

операций, включая общие приёмы решения задач;
-

умение строить логические цепи рассуждений;

-

умение анализировать результат своих действий;

-

умение воспроизводить по памяти информацию;

-

умение устанавливать причинно – следственные связи;

-

умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию

соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные
решения.
Коммуникативные УУД:
-

находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования

различных позиций;
-

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию,

обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
-

умение донести свою позицию до других;

-

умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять

сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
-

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,

физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
-

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию

(в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета:
–

формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии

на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о

физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
–

овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим

дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
–

взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и

соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
–

выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-

развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм

волевого управления поведением.

II.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР ШАХМАТ»

2 – 3 классы (68 часов)
Из истории шахмат
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Сведения о каждом чемпионе мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат,
знакомство с ведущими шахматистами мира.
Базовые понятия шахматной игры
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная
позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация,
шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование
одинокого

короля

различными

фигурами,

начало

шахматной

партии,

материальное

преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.
Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур,
дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального
преимущества.
Практико-соревновательная деятельность
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар»,
«нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах»,
«мат по последней горизонтали».
Участие в школьном шахматном празднике.

Тематическое планирование
Наименование
разделов и тем
программы
Из истории
шахмат

Базовые
понятия
шахматной
игры

КолХарактеристика видов
Содержание
во
деятельности обучающихся
часов
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения о
Имеют представление об
2
возникновении шахмат
истории возникновения шахмат
и появлении их на Руси,
и появления их на Руси.
первое
Знают о вкладе чемпионов мира
по шахматам в
знакомство с
развитие шахматной культуры.
чемпионами мира по
шахматам и
ведущими
шахматистами мира.
Сведения о каждом
чемпионе мира по
шахматам, их вкладе в
развитие шахмат,
знакомство с
ведущими
шахматистами мира.

49

Изучение основ
шахматной игры:
шахматная доска,
шахматные фигуры,
начальная позиция
фигур, шахматная
нотация, ценность
фигур, нападение,
взятие, шахматная
нотация, шах и
защита от шаха, мат, пат,
рокировка,
взятие на проходе,
превращение пешки,
матование одинокого
короля различными
фигурами, начало
шахматной партии,
материальное
преимущество, правила
шахматного
этикета, дебютные
ошибки.
Шахматная
комбинация:
выигрыш материала.
Основы дебюта:

Знают основные
шахматные термины: белое и
чёрное поле, горизонталь,
вертикаль,
диагональ, центр,
начальное положение,
белые, чёрные, ход, взятие,
взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат,
пат, ничья. Правила хода и
взятия каждой фигуры. Умеют
правильно располагать
шахматную
доску и расставлять
фигуры перед игрой,
записывать шахматную позицию
и партию, рокировать, объявлять
шах, ставить мат, решать
элементарные задачи на мат в
один ход, играть каждой
фигурой в отдельности и в
совокупности с другими
фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса,
разыгрывать партию с
партнёром.
Знают способы защиты в

развитие фигур,
дебютные ловушки,
короткие партии.
Основы эндшпиля:
реализация большого
материального
преимущества.

шахматной партии,
элементарные шахматные
комбинации, имеют
представление о дебютных
ловушках и о том, как в
них не попадаться. Умеют
видеть нападение и
защищать свои фигуры от
нападения партнёра,
матовать одинокого
короля двумя ладьями,
ферзём и ладьёй, королём
и ферзём, королём и
ладьёй, могут находить
элементарные шахматные
комбинации: двойной
удар, связку, ловлю
фигуры, мат на
последней горизонтали,
сквозной удар, открытый и
двойной шахи, знают, как
правильно выводить
фигуры в начале партии и
выигрывать партию с
большим материальным
преимуществом.
Соблюдают правила
поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы
решения
позиций

4

Конкурс решения
позиций на
тактические приёмы
«связка», «двойной удар»,
«нападение»,
«защита», «сквозной
удар», «ловля
фигуры», «открытый
шах», «двойной шах»,
«мат по последней
горизонтали».

Расставляют позицию для
решения упражнений,
решают шахматные
упражнения. Анализируют свои
ответы и ответы своих
сверстников.
С помощью
тестового задания
оценивают собственное
выполнение.

Соревнования

12

Участие детей в
шахматном турнире
«Первенство класса».

Умеют правильно
располагать шахматную доску и
расставлять фигуры на ней,
играть партию от начала до
конца с записью. Умеют
контролировать время,
пользоваться шахматными
часами.

Шахматный
праздник

1

Участие в школьном
шахматном
празднике.

Развивают
доброжелательность,
взаимопонимание,
смелость, волю,
решительность, активность и
инициативу при решении
вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют эмоции в процессе
игровой деятельности, умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности во время участия в
празднике.

Итого: 68 часов

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Колво
часов
1

Содержание

1

Шахматы – мои друзья.
История
возникновения
шахмат

2

Шахматная доска

1

Знакомство детей с новыми
понятием «шахматная доска»,
белыми и чёрными полями на
шахматной доске, угловыми и
центральными
полями,
правильным
расположением шахматной доски в
начале партии

3

Горизонталь

1

4

Вертикаль

1

Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «горизонталь»
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «вертикаль»

Знакомство детей с правилами техники
безопасности на занятиях
по шахматам. Введение и раскрытие
понятия «шахматная игра», рассказ
об истории возникновения данного понятия
и шахматной игры в целом

5

Диагональ

1

Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «диагональ»

6

Шахматная нотация

1

Обозначение вертикалей,
горизонталей, полей, шахматных фигур

7

Шахматные фигуры и
начальная позиция

1

Расстановка шахматных фигур в начальной
позиции

8

Ладья

1

Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«ладья», её местом в
начальной позиции, способом
передвижения ладьи по доске: ход и взятие;
раскрытие понятий «ход фигуры»,
«невозможный ход»

9

Слон

1

Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«слон», его местом в
начальной позиции, объяснение способов
передвижения слона по доске: ход и взятие;
введение и раскрытие понятий
«белопольный» и «чернопольный» слон

10

Ферзь

1

Знакомство с шахматной фигурой
«ферзь», его местом в начальной позиции,
способом передвижения
ферзя по доске: ход и взятие

11

Конь

1

12

Пешка

1

Знакомство с шахматной фигурой
«конь», его местом в начальной
позиции, способом передвижения коня
по доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой

13

Превращение пешки

1

Правила превращение пешки

14

Король

1

Правила хода и взятия королём

15

Ценность фигур

1

Сравнительная сила фигур

16

Нападение

1

Атакующие возможности фигур

17

1

18

Взятие. Взятие на
проходе
Шах и защита от шаха

Особое взятие пешкой: взятие на
проходе
Постановка шаха всеми фигурами, защита
от шаха

19

Мат

1

Постановка мата всеми фигурами

20

Пат – ничья

1

Варианты ничьей

1

21

Рокировка

1

Правила рокировки, длинная и короткая
рокировки

22

Основные принципы
игры в начале партии
Мат двумя ладьями
одинокому королю

1

Общие принципы игры в начале
шахматной партии
Техника матования одинокого короля
двумя ладьями

24

Мат ферзём и ладьёй
одинокому королю

1

Техника матования одинокого короля
ферзём и ладьёй

25

Мат ферзём и королём
одинокому королю

1

Техника матования одинокого короля
ферзём и королём

26

Материальное
преимущество

1

Определение материального преимущества,
реализация
материального преимущества

27

Нарушение основных
принципов игры в
начале партии

1

Ошибочные ходы в начале партии и их
последствия

28

Партии-миниатюры

1

Анализ коротких партий

29

Запись шахматной
партии

1

Способ ведения записи партии во время
соревнований

30

Шахматный этикет

1

Правила поведения шахматиста во время
партии

3134

Шахматный турнир

4

Участие в шахматном турнире

23

1

35

Из истории шахмат.
Чемпионы мира по
шахматам и
выдающиеся
шахматисты мира

1

Беседа о важности соблюдения правил
техники безопасности на
занятиях по шахматам. Из истории шахмат:
знакомство с именами шахматистов –
чемпионов мира,
ведущих шахматистов

36

Шахматные фигуры
(повторение)

1

Повторение материала первого полугодия

37

Нападение в шахматной
партии. Шах и защита
от него. Рокировка
(повторение)

1

Повторение материала первого полугодия

38

Мат. Пат. Мат
одинокому королю
королём и ладьёй. Мат в
один ход (повторение)
Защита в шахматной партии:
уход из-под нападения,
уничтожение
атакующей фигуры,
защита фигуры

1

Повторение материала первого полугодия

1

Знакомство с понятием «защита» в
шахматной партии и такими
действиями против угроз партнёра, как
уход из-под нападения,
уничтожение атакующей фигуры, защита
фигуры

Защита в шахматной
партии: перекрытие,
контрнападение
Конкурс решения
позиций: как бы вы сыграли?

1

Знакомство с двумя другими видами
защиты в шахматной партии –
перекрытием, контрнападением

1

Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на занятиях 39, 40

42

Тактический приём
«двойной удар»

1

43

Тактический приём
«связка»

1

Знакомство с тактическим приёмом
«двойной удар», способами
нанесения двойного удара различными
фигурами
Знакомство с тактическим приёмом
«связка», понятиями «полная» и
«неполная» связка, «давление» на связку

44

Конкурс решения
позиций: как бы вы сыграли?

1

Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на занятиях 42, 43

45

Тактический приём
«ловля фигуры»

1

Знакомство с новым тактическим приёмом
«ловля фигуры» и
способами его применения

46

Тактический приём
«сквозной удар»

1

Знакомство с новым тактическим приёмом
«сквозной удар» и
способами его применения

47

Мат на последней
горизонтали

1

Слабость последней горизонтали,
«форточка»

39

40

41

48

Конкурс решения позиций:
как бы вы
сыграли?

1

Отработка на практике тактических
приёмов, пройденных на занятиях
45–47

49

Тактический приём
«открытый шах»

1

Знакомство с новым тактическим приёмом
«открытый шах» и
способами его практического применения

50

Тактический приём
«двойной шах»

1

Знакомство с новым тактическим приёмом
«двойной шах» и
способами его практического применения

5154
55

Шахматный турнир

4

Игровая практика

Основы игры в дебюте:
дебютные ловушки

1

Раскрытие основных принципов игры в
дебюте, знакомство с
понятиями «дебют», «детский мат»,
«мат Легаля»

5657

Основы игры в дебюте: атака
на короля

2

Знакомство с таким методом игры в дебюте,
как атака на короля
партнёра

5859

Основы эндшпиля:
реализация большого
материального
преимущества

2

Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра на мат,
размен одноимённых фигур для увеличения
материального
перевеса

6062
63

Основы анализа
шахматной партии

3

Просмотр и анализ коротких шахматных
партий

Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?

1

Отработка на практике материала занятий
55-59

6467
68

Шахматный турнир

4

Игровая практика

Шахматный праздник

1

Решение заданий, игровая практика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».