Рабочая программа по информатике базового уровня для 10–11-х классов по ФГОС СОО и ФОП

Рабочая программа по информатике на уровень среднего общего
образования для обучающихся МАОУ СОШ № 16 разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
•
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
•
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
•
приказа Минпросвещения от 09.10.2024 № 704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования»;
•
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
•
Концепции преподавания учебного предмета;
•
Концепции экологического образования в системе общего
образования;
•
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
•
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2;
•
учебного плана основного общего образования, утвержденного
приказом МАОУ СОШ № 16 от 29.08.2025 № 224-д «О внесении изменений
в основную образовательную программу основного общего образования»;
•
федеральной рабочей программы по учебному предмету.
•

Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в
рабочей программе воспитания МАОУ СОШ № 16.

Рабочая программа по информатике базового уровня для 10–11-х
классов
Пояснительная записка
Программа по информатике на уровне среднего общего образования
дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на
базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам, определяет
распределение его по классам (годам изучения).
Программа по информатике определяет количественные и
качественные характеристики учебного материала для каждого года
изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида
контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских
проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа по
информатике является основой для составления авторских учебных
программ и учебников, поурочного планирования курса учителем.
Информатика на уровне среднего общего образования отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности
протекания
и
возможности
автоматизации
информационных процессов в различных системах;
•
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
•
междисциплинарный
характер
информатики
и
информационной деятельности.
•

Курс информатики на уровне среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий, он
опирается на содержание курса информатики уровня основного общего
образования
и
опыт
постоянного
применения
информационнокоммуникационных
технологий,
дает
теоретическое
осмысление,
интерпретацию и обобщение этого опыта.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре
тематических раздела.
Раздел «Цифровая грамотность» охватывает вопросы устройства
компьютеров и других элементов цифрового окружения, включая
компьютерные сети, использование средств операционной системы, работу в

сети Интернет и использование интернет-сервисов, информационную
безопасность.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодирования информации,
измерения информационного объема данных, основы алгебры логики и
компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие
алгоритмического мышления, разработку алгоритмов, формирование
навыков реализации программ на выбранном языке программирования
высокого уровня.
Раздел «Информационные технологии» охватывает вопросы
применения информационных технологий, реализованных в прикладных
программных продуктах и интернет-сервисах, в том числе при решении задач
анализа данных, использование баз данных и электронных таблиц для
решения прикладных задач.
Результаты
базового
уровня
изучения
учебного
предмета
«Информатика» ориентированы в первую очередь на общую
функциональную
грамотность,
получение
компетентностей
для
повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных
составляющих элементов изучаемой предметной области;
•
умение решать типовые практические задачи, характерные для
использования методов и инструментария данной предметной области;
•
осознание
рамок
изучаемой
предметной
области,
ограниченности методов и инструментов, типичных связей с другими
областями знания.
•

Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне для уровня среднего общего образования – обеспечение дальнейшего
развития информационных компетенций выпускника, его готовности к
жизни в условиях развивающегося информационного общества и
возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение
информатики в 10–11-х классах должно обеспечить:
сформированность представлений о роли информатики,
информационных и коммуникационных технологий в современном
обществе;
•
сформированность основ логического и алгоритмического
мышления;
•
сформированность умений различать факты и оценки,
сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и
•

связь критериев с определенной системой ценностей, проверять на
достоверность и обобщать информацию;
•
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического, медицинского и физиологического контекстов
информационных технологий;
•
принятие правовых и этических аспектов информационных
технологий, осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и
использование информационных систем, распространение информации;
•
создание условий для развития навыков учебной, проектной,
научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации
обучающихся к саморазвитию.
На изучение информатики (базовый уровень) отводится 68 часов: в 10м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11-м классе – 34 часа (1 час в неделю).
Базовый уровень изучения информатики обеспечивает подготовку
обучающихся, ориентированных на те специальности, в которых
информационные технологии являются необходимыми инструментами
профессиональной деятельности, участие в проектной и исследовательской
деятельности, связанной с междисциплинарной и творческой тематикой,
возможность решения задач базового уровня сложности единого
государственного экзамена по информатике.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения
может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей
программы и поурочного планирования.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, приказом Минпросвещения от 26.06.2025 № 495:
Информатика, 10 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Общество с
ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
Акционерное общество «Издательство "Просвещение"»;
•
Информатика, 11 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Общество с
ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
Акционерное общество «Издательство "Просвещение"»;
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования приказом Минпросвещения от 18.07.2024 № 499:
•

Электронный образовательный ресурс «Домашние задания.
Среднее общее образование. Информатика», 10–11 класс, АО Издательство
«Просвещение»;
•
Цифровой курс «Информатика» 10 класс, ФГАОУ ДПО
«Академия Минпросвещения России»;
•
Цифровой курс «Информатика» 11 класс, ФГАОУ ДПО
«Академия Минпросвещения России»;
•

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка, соблюдение основополагающих норм
информационного права и информационной безопасности;
•
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам в виртуальном пространстве;
•

2) патриотического воспитания:
ценностное
отношение
к
историческому
наследию,
достижениям России в науке, искусстве, технологиях, понимание значения
информатики как науки в жизни современного общества;
•

3) духовно-нравственного воспитания:
•

сформированность

нравственного

сознания,

этического

поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том
числе в сети Интернет;
•

4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
•
способность воспринимать различные виды искусства, в том
числе основанные на использовании информационных технологий;
•

5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и за счет
соблюдения
требований
безопасной
эксплуатации
средств
информационных и коммуникационных технологий;
•

6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
•
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях информатики и научно-технического
прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
•
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
•

7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения, в том числе с учетом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
•

8) ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития информатики, достижениям научнотехнического прогресса и общественной практики, за счет понимания роли
информационных
ресурсов,
информационных
процессов
и
информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих
сфер жизни современного общества;
•
осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе.
•

В процессе достижения личностных результатов освоения программы
по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение
принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться
к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
•
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из
своих возможностей;
•
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
•
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.
•

Метапредметные результаты
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отраженные в универсальных учебных действиях, а именно:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
•
устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
•
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии
их достижения;
•
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
•
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
•
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
•
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
•

•

развивать креативное мышление при решении жизненных

проблем;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью
к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
•
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
•
формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
•
ставить
и
формулировать
собственные
задачи
в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
•
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
•
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный
опыт;
•
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду;
•
переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
•
интегрировать знания из разных предметных областей;
•
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения;
•

3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
•
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
•
оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
•

использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
•
владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
•

Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
•
распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и уметь смягчать конфликты;
•
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог;
•
развернуто и логично излагать свою точку зрения;
•

2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
•
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом
общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
•
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
•
оценивать качество своего вклада и каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
•
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
•
осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
•

Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
•
давать оценку новым ситуациям;
•
расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
•
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
•
оценивать приобретенный опыт;
•
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
•

2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
•
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
•
оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
•
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
•

3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
•
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
•
признавать свое право и право других на ошибку;
•
развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
•

Предметные результаты
10-й класс
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 10-м
классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные
результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с
ней процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный процесс», «система», «компоненты системы»,
«системный эффект», «информационная система», «система управления»;
•

владение методами поиска информации в сети Интернет,
умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
•
умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования;
•
понимание
основных
принципов
устройства
и
функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров,
тенденций развития компьютерных технологий;
•
владение навыками работы с операционными системами,
основными видами программного обеспечения для решения учебных задач
по выбранной специализации;
•
соблюдение требований техники безопасности и гигиены при
работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения,
понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз
данных и материалов, размещенных в сети Интернет;
•
понимание основных принципов дискретизации различных
видов информации, умение определять информационный объем текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
•
умение
строить
неравномерные
коды,
допускающие
однозначное декодирование сообщений (префиксные коды);
•
владение
теоретическим
аппаратом,
позволяющим
осуществлять представление заданного натурального числа в различных
системах счисления, выполнять преобразования логических выражений,
используя законы алгебры логики;
•
умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные
материалы
с
использованием
возможностей
современных программных средств и облачных сервисов.
•

11-й класс
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 11-м
классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные
результаты:
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире, об общих принципах разработки и функционирования
интернет-приложений;
•
понимание
угроз
информационной
безопасности,
использование методов и средств противодействия этим угрозам,
соблюдение
мер
безопасности,
предотвращающих
незаконное
распространение персональных данных;
•
владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять
кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между
вершинами ориентированного ациклического графа;
•
умение читать и понимать программы, реализующие
несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том
•

числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения
универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python,
Java, C++, C#), анализировать алгоритмы с использованием таблиц
трассировки, определять без использования компьютера результаты
выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и
подпрограммы, при заданных исходных данных, модифицировать готовые
программы для решения новых задач, использовать их в своих программах
в качестве подпрограмм (процедур, функций);
•
умение реализовывать на выбранном для изучения языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#)
типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и
массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей,
нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа,
записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10,
вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой
последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического,
минимального и максимального элементов, количества элементов,
удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива;
•
умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в
частности, составлять запросы к базам данных (в том числе запросы с
вычисляемыми полями), выполнять сортировку и поиск записей в базе
данных, наполнять разработанную базу данных, умение использовать
электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных
(включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и
наименьшего значений, решение уравнений);
•
умение использовать компьютерно-математические модели для
анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования,
выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования,
оценивать соответствие модели моделируемому объекту или процессу,
представлять результаты моделирования в наглядном виде;
•
умение организовывать личное информационное пространство
с использованием различных цифровых технологий, понимание
возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых
образовательных сервисов, понимание возможностей и ограничений
технологий искусственного интеллекта в различных областях, наличие
представлений об использовании информационных технологий в
различных профессиональных сферах.

Содержание учебного предмета
10-й класс
Цифровая грамотность
Требования техники безопасности и гигиены при
компьютерами и другими компонентами цифрового окружения.

работе

с

Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор
конфигурации компьютера в зависимости от решаемых задач.
Основные
тенденции
развития
компьютерных
технологий.
Параллельные
вычисления.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Программное обеспечение компьютеров. Виды программного
обеспечения и их назначение. Особенности программного обеспечения
мобильных устройств. Операционная система. Понятие о системном
администрировании. Инсталляция и деинсталляция программного
обеспечения.
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и
обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных
технологий и мобильных устройств.
Прикладные компьютерные программы для решения типовых задач по
выбранной специализации. Системы автоматизированного проектирования.
Программное
обеспечение.
Лицензирование
программного
обеспечения и цифровых ресурсов. Проприетарное и свободное программное
обеспечение. Коммерческое и некоммерческое использование программного
обеспечения и цифровых ресурсов. Ответственность, устанавливаемая
законодательством Российской Федерации, за неправомерное использование
программного обеспечения и цифровых ресурсов.
Теоретические основы информатики
Информация, данные и знания. Универсальность дискретного
представления информации. Двоичное кодирование. Равномерные и
неравномерные коды. Условие Фано. Подходы к измерению информации.
Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации,
определение бита с точки зрения алфавитного подхода, связь между
размером алфавита и информационным весом символа (в предположении о

равновероятности появления символов), связь между единицами измерения
информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Сущность содержательного
(вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с
позиции содержания сообщения.
Информационные процессы. Передача информации. Источник,
приемник, канал связи, сигнал, кодирование. Искажение информации при
передаче. Скорость передачи данных по каналу связи. Хранение
информации, объем памяти. Обработка информации. Виды обработки
информации: получение
нового содержания,
изменение
формы
представления информации. Поиск информации. Роль информации и
информационных процессов в окружающем мире.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системы
управления. Управление как информационный процесс. Обратная связь.
Системы счисления. Развернутая запись целых и дробных чисел в
позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа:
количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы
счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы счисления в
десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в десятичную.
Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в Pичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления,
перевод чисел между этими системами. Арифметические операции в
позиционных системах счисления.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера.
Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки.
Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного
объема текстовых сообщений.
Кодирование изображений. Оценка информационного объема
растрового графического изображения при заданном разрешении и глубине
кодирования цвета.
Кодирование звука. Оценка информационного объема звуковых
данных при заданных частоте дискретизации и разрядности кодирования.
Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы
истинности логических операций «дизъюнкция», «конъюнкция», «инверсия»,
«импликация», «эквиваленция». Логические выражения. Вычисление
логического значения составного высказывания при известных значениях
входящих в него элементарных высказываний. Таблицы истинности
логических выражений. Логические операции и операции над множествами.

Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений. Логические функции. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности. Логические элементы
компьютера. Триггер. Сумматор. Построение схемы на логических элементах
по логическому выражению. Запись логического выражения по логической
схеме.
Информационные технологии
Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка
орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом
процессоре. Использование стилей. Структурированные текстовые
документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коллективная работа с
документом. Инструменты рецензирования в текстовых процессорах.
Деловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и
оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и других
устройств). Графический редактор. Обработка графических объектов.
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
Обработка
приложений.

изображения

и

звука

с

использованием

интернет-

Мультимедиа.
Компьютерные
презентации.
Использование
мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных
работ.
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей.
11-й класс
Цифровая грамотность
Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имен.
Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие браузера с веб-сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайтов). Сетевое
хранение данных.
Виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета.
Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени

(например, локация мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов, гостиниц.
Государственные электронные сервисы и услуги. Социальные сети –
организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности
полученной информации. Открытые образовательные ресурсы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Общие проблемы защиты
информации и информационной безопасности. Средства защиты
информации в компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных
информационных системах. Правовое обеспечение информационной
безопасности. Предотвращение несанкционированного доступа к личной
конфиденциальной информации, хранящейся на персональном компьютере,
мобильных устройствах. Вредоносное программное обеспечение и способы
борьбы с ним. Антивирусные программы. Организация личного архива
информации. Резервное копирование. Парольная защита архива.
Информационные технологии и профессиональная деятельность.
Информационные ресурсы. Цифровая экономика. Информационная
культура.
Теоретические основы информатики
Модели и моделирование. Цели моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных задач.
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение алгоритмических
задач, связанных с анализом графов (построение оптимального пути между
вершинами графа, определение количества различных путей между
вершинами ориентированного ациклического графа).
Деревья. Бинарное дерево. Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание стратегии
игры в табличной форме. Выигрышные стратегии.
Использование графов и деревьев при описании объектов и процессов
окружающего мира.

Алгоритмы и программирование
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Этапы решения задач на компьютере. Язык программирования
(Паскаль, Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка
программирования. Типы данных: целочисленные, вещественные,
символьные, логические. Ветвления. Составные условия. Циклы с условием.
Циклы по переменной. Использование таблиц трассировки.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки конечной
числовой последовательности (вычисление сумм, произведений, количества
элементов с заданными свойствами), алгоритмы анализа записи чисел в
позиционной системе счисления, алгоритмы решения задач методом
перебора (поиск наибольшего общего делителя двух натуральных чисел,
проверка числа на простоту).
Обработка символьных данных. Встроенные
программирования для обработки символьных строк.

функции

языка

Табличные величины (массивы). Алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива: суммирование элементов
массива, подсчет количества (суммы) элементов массива, удовлетворяющих
заданному условию, нахождение наибольшего (наименьшего) значения
элементов массива, нахождение второго по величине наибольшего
(наименьшего) значения, линейный поиск элемента, перестановка элементов
массива в обратном порядке.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки
(например, метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками).
Подпрограммы.
Информационные технологии
Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование,
классификация, кластеризация, анализ отклонений. Последовательность
решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка
качества данных, выбор и/или построение модели, преобразование данных,
визуализация данных, интерпретация результатов.
Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений диапазона.

Компьютерно-математические
модели.
Этапы
компьютерноматематического моделирования: постановка задачи, разработка модели,
тестирование модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов
моделирования.
Численное решение уравнений с помощью подбора параметра.
Табличные (реляционные) базы данных. Таблица – представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с
готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и
фильтрация записей. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля в запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами.
Запросы к многотабличным базам данных.
Средства искусственного интеллекта. Сервисы машинного перевода и
распознавания устной речи. Идентификация и поиск изображений,
распознавание лиц. Самообучающиеся системы. Искусственный интеллект в
компьютерных играх. Использование методов искусственного интеллекта в
обучающих системах. Использование методов искусственного интеллекта в
робототехнике. Интернет вещей. Перспективы развития компьютерных
интеллектуальных систем.

Тематическое планирование
10-й класс
Количество часов

Электронные
№ Наименование разделов
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
п/п и тем программы
Всего
работы
работы
ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
Компьютер: аппаратное и
программное
1.1
6
обеспечение,
файловая
система
Итого по разделу

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4

6

Раздел 2. Теоретические основы информатики
Информация
2.1 информационные
процессы
Представление
2.2 информации
компьютере
2.3

Элементы
логики

Итого по разделу

и
5

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4

в 8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4

алгебры

8

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/af8b25f4

21

Раздел 3. Информационные технологии
Технологии
обработки
текстовой, графической и
3.1
7
мультимедийной
информации
Итого по разделу

7

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

0

11-й класс
Количество часов

Электронные
№ Наименование разделов
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
п/п и тем программы
Всего
работы
работы
ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность
Сетевые
1.1 информационные
технологии
1.2

5

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0

Основы
социальной
3
информатики

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0

Итого по разделу

8

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1

Информационное
моделирование

Итого по разделу

5

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0

1

5

Раздел 3. Алгоритмы и программирование
3.1

Алгоритмы и элементы
11
программирования

Итого по разделу

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0

1

11

Раздел 4. Информационные технологии
4.1 Электронные таблицы

6

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0

4.2 Базы данных

2

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0

Средства искусственного
2
интеллекта

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f47857e0

4.3

Итого по разделу

10

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

0

Проверяемые требования к результатам освоения ООП и элементы
содержания
В федеральных и региональных процедурах оценки качества
образования используется перечень (кодификатор) распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и
элементов содержания по информатике.
10-й класс
Проверяемые требования к результатам освоения ООП
Код
проверяемого
результата

Проверяемые
предметные
результаты
освоения
образовательной программы среднего общего образования

1

По теме «Цифровая грамотность»

1.1

Владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в
природе, технике и обществе, понятиями «информация», «информационный
процесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект»,
«информационная система», «система управления»; владение методами поиска
информации в сети Интернет; умение критически оценивать информацию,
полученную из сети Интернет

1.2

Умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их
получения и направления использования

1.3

Понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития
компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными
системами и основными видами программного обеспечения для решения
учебных задач по выбранной специализации

2

По теме «Теоретические основы информатики»

2.1

Понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации; умение определять информационный объем текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации

2.2

Умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие
коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче
данных

2.3

Владение
теоретическим
аппаратом,
позволяющим
осуществлять
представление заданного натурального числа в различных системах счисления

2.4

Владение теоретическим аппаратом, позволяющим выполнять преобразования
логических выражений, используя законы алгебры логики

3

По теме «Информационные технологии»

3.1

Умение
создавать
структурированные
текстовые
документы
и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных

основной

программных средств и облачных сервисов

3.2

Умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности,
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять
разработанную базу данных

3.3

Умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и
обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического,
наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений)

Проверяемые элементы содержания
Код

Проверяемый элемент содержания

1

Цифровая грамотность

1.1

Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. Выбор конфигурации
компьютера в зависимости от решаемых задач

1.2

Основные тенденции развития компьютерных технологий. Параллельные вычисления.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные
производства

1.3

Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и обработки данных
с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств

2

Теоретические основы информатики

2.1

Информация, данные и знания. Универсальность дискретного представления информации.
Двоичное кодирование

2.2

Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано

2.3

Подходы к измерению информации. Сущность объемного (алфавитного) подхода к
измерению информации, определение бита с точки зрения алфавитного подхода, связь
между размером алфавита и информационным весом символа (в предположении о
равновероятности появления символов), связь между единицами измерения информации:
бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к
измерению информации, определение бита с позиции содержания сообщения

2.4

Информационные процессы. Передача информации. Источник, приемник, канал связи,
сигнал, кодирование. Искажение информации при передаче. Скорость передачи данных по
каналу связи. Хранение информации, объем памяти

2.5

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Системы управления. Управление
как информационный процесс. Обратная связь

2.6

Системы счисления. Развернутая запись целых и дробных чисел в позиционных системах
счисления. Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак
делимости числа на основание системы счисления. Алгоритм перевода целого числа из Pичной системы счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в
десятичную. Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в Pичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, перевод чисел
между этими системами. Арифметические операции в позиционных системах счисления

2.7

Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера

2.8

Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE.
Кодировка UTF-8. Определение информационного объема текстовых сообщений

2.9

Кодирование изображений. Оценка информационного объема растрового графического

изображения при заданном разрешении и глубине кодирования цвета. Кодирование звука.
Оценка информационного объема звуковых данных при заданных частоте дискретизации
и разрядности кодирования

2.10

Алгебра логики. Высказывания. Логические операции. Таблицы истинности логических
операций «дизъюнкция», «конъюнкция», «инверсия», «импликация», «эквиваленция».
Логические выражения. Вычисление логического значения составного высказывания при
известных значениях входящих в него элементарных высказываний. Таблицы истинности
логических выражений. Логические операции и операции над множествами. Примеры
законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.
Логические функции. Построение логического выражения с данной таблицей истинности.
Логические элементы компьютера. Триггер. Сумматор. Построение схемы на логических
элементах по логическому выражению. Запись логического выражения по логической
схеме

3

Информационные технологии

3.1

Текстовый процессор. Редактирование и форматирование. Проверка орфографии и
грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом процессоре. Использование
стилей. Структурированные текстовые документы. Сноски, оглавление. Облачные
сервисы. Коллективная работа с документом. Инструменты рецензирования в текстовых
процессорах. Деловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и
оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы

11-й класс
Проверяемые требования к результатам освоения ООП
Код
Проверяемые предметные результаты освоения основной образовательной
проверяемого
программы среднего общего образования
результата
1

По теме «Цифровая грамотность»

1.1

Наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об
общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений

1.2

Умение организовывать личное информационное пространство с использованием
различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых
сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;
понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта
в различных областях; наличие представлений об использовании
информационных технологий в различных профессиональных сферах

2

По теме «Теоретические основы информатики»

2.1

Владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять кратчайший путь
во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного
ациклического графа

3

По теме «Алгоритмы и программирование»

3.1

Умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы
обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных
строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования
высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); умение анализировать
алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования
компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы,

ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных
3.2

Умение модифицировать готовые программы для решения новых задач,
использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур,
функций)

3.3

Умение реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать
на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль,
Python, Java, С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых
последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых
сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального
числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10;
вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой
последовательности (суммы, произведения среднего арифметического,
минимального
и
максимального
элементов,
количества
элементов,
удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива

4

По теме «Информационные технологии»

4.1

Умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов
и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов,
полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели
моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в
наглядном виде

Проверяемые элементы содержания
Код

Проверяемый элемент содержания

1

Цифровая грамотность

1.1

Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных
сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети
Интернет. Система доменных имен

2

Теоретические основы информатики

2.1

Модели и моделирование. Цели моделирования. Соответствие модели
моделируемому объекту или процессу. Формализация прикладных
задач. Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы,
таблицы, графики)

2.2

Графы. Основные понятия. Виды графов. Решение алгоритмических
задач, связанных с анализом графов (построение оптимального пути
между вершинами графа, определение количества различных путей
между вершинами ориентированного ациклического графа)

2.3

Деревья. Бинарное дерево. Дискретные игры двух игроков с полной
информацией. Построение дерева перебора вариантов, описание
стратегии игры в табличной форме. Выигрышные стратегии.
Использование графов и деревьев при описании объектов и процессов
окружающего мира

3

Алгоритмы и программирование

3.1

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов.
Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать
требуемый результат

3.2

Этапы решения задач на компьютере. Язык программирования
(Паскаль, Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка
программирования. Типы данных: целочисленные, вещественные,
символьные, логические. Ветвления. Составные условия. Циклы с
условием. Циклы по переменной. Использование таблиц трассировки

3.3

Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня. Примеры задач: алгоритмы обработки
конечной числовой последовательности (вычисление сумм,
произведений, количества элементов с заданными свойствами),
алгоритмы анализа записи чисел в позиционной системе счисления,
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск наибольшего
общего делителя двух натуральных чисел, проверка числа на
простоту)

3.4

Обработка символьных данных. Встроенные функции
программирования для обработки символьных строк

3.5

Табличные величины (массивы). Алгоритмы работы с элементами
массива с однократным просмотром массива: суммирование
элементов массива, подсчет количества (суммы) элементов массива,
удовлетворяющих заданному условию, нахождение наибольшего
(наименьшего) значения элементов массива, нахождение второго по
величине наибольшего (наименьшего) значения, линейный поиск
элемента, перестановка элементов массива в обратном порядке.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки
(например, метод пузырька, метод выбора, сортировка вставками).
Подпрограммы

4

Информационные технологии

4.1

Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование,
классификация,
кластеризация,
анализ
отклонений.
Последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных
данных, очистка и оценка качества данных, выбор и (или) построение
модели,
преобразование
данных,
визуализация
данных,
интерпретация результатов

4.2

Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений
диапазона

языка

4.3

Компьютерно-математические
модели.
Этапы
компьютерноматематического моделирования: постановка задачи, разработка
модели, тестирование модели, компьютерный эксперимент, анализ
результатов моделирования

4.4

Численное решение уравнений с помощью подбора параметра

4.5

Табличные (реляционные) базы данных. Таблица - представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы.
Работа с готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск,
сортировка и фильтрация записей. Запросы на выборку данных.
Запросы с параметрами. Вычисляемые поля в запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами.
Запросы к многотабличным базам данных
Проверяемые на ЕГЭ по информатике требования к результатам
освоения ООП СОО

Для проведения ЕГЭ по информатике используется перечень
(кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и
перечень элементов содержания.
Перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам
освоения ООП СОО
Код
проверяемого
требования

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования

1.

Знать (понимать)

1.1

Понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития
компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными
системами и основными видами программного обеспечения для решения
учебных задач по выбранной специализации

1.2

Наличие представлений о базовых принципах организации и
функционирования компьютерных сетей

1.3

Понимание основных принципов дискретизации различных видов информации

1.4

Понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой информации
(запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел;
нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне; обработка
многоразрядных целых чисел; анализ символьных строк и других), алгоритмов
поиска и сортировки

1.5

Знание функциональные возможности инструментальных средств среды
разработки

1.6

Владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах
создания и работы с ними

1.7

Понимание возможностей и ограничений технологий искусственного
интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании
информационных технологий в различных профессиональных сферах

1.8

Владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять
представление заданного натурального числа в различных системах счисления;
выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры
логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей
между вершинами ориентированного ациклического графа

2.

Уметь

2.1

Умение использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ
результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность
модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты
моделирования в наглядном виде

2.2

Умение классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование,
классификация, кластеризация, анализ отклонений); понимать
последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных,
очистка и оценка качества данных, выбор и (или) построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов

2.3

Умение определять информационный объем текстовых, графических и
звуковых данных при заданных параметрах дискретизации. Умение определять
среднюю скорость передачи данных, оценивать изменение времени передачи
при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи

2.4

Умение строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю
длину сообщения при известной частоте символов

2.5

Умение использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел,
алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с
заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись этого
числа в позиционной системе счисления с заданным основанием; умение
выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления

2.6

Умение строить логическое выражение в дизъюнктивной и конъюнктивной
нормальных формах по заданной таблице истинности; исследовать область
истинности высказывания, содержащего переменные; решать несложные
логические уравнения

2.7

Умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов (задачи
построения оптимального пути между вершинами графа, определения
количества различных путей между вершинами ориентированного
ациклического графа)

2.8

Умение использовать деревья при анализе и построении кодов и для
представления арифметических выражений, при решении задач поиска и
сортировки; умение строить дерево игры по заданному алгоритму;
разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры

2.9

Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки;
определять без использования компьютера результаты выполнения несложных
программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных
исходных данных

2.10

Умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов
(суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные
алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов
разной сложности для решения одной задачи

2.11

Владение универсальным языком программирования высокого уровня
(Паскаль, Python, Java, C++, С#), представлениями о базовых типах данных и
структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции;
умение осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты
работы программы при заданных исходных данных; определять, при каких
исходных данных возможно получение указанных результатов; выявлять
данные, которые могут привести к ошибке в работе программы; формулировать
предложения по улучшению программного кода

2.12

Умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования
высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, С#) типовые алгоритмы
обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление
числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной
(минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с
основанием, непревышающим 10; вычисление обобщенных характеристик
элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения
среднего арифметического, минимального и максимального элементов,
количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку
элементов массива; умение использовать в программах данные различных
типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять
при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди,
деревья); применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки
числовых данных и символьных строк; использовать при разработке программ
библиотеки подпрограмм; умение использовать средства отладки программ в
среде программирования

2.13

Умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и
обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии
тренда, решение задач прогнозирования); умение использовать табличные
(реляционные) базы данных и справочные системы

2.14

Умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных средств цифровых технологий; понимание
возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых
образовательных сервисов

Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по
информатике
Код

Проверяемый элемент содержания

1

Цифровая грамотность

1.1

Основные тенденции развития компьютерных технологий. Параллельные вычисления.
Многопроцессорные системы. Распределенные вычислительные системы и обработка
больших данных

1.2

Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Протоколы стека TCP/IP.
Система доменных имен. Разделение IP-сети на подсети с помощью масок подсетей

1.3

Файловая система. Поиск в файловой системе. Принципы размещения и именования
файлов в долговременной памяти. Шаблоны для описания групп файлов

1.4

Скорость передачи данных. Зависимость времени передачи от информационного объема
данных и характеристик канала связи

1.5

Шифрование данных. Симметричные и несимметричные шифры. Шифры простой
замены. Шифр Цезаря. Шифр Виженера. Алгоритм шифрования RSA

1.6

Коды, позволяющие обнаруживать и исправлять ошибки, возникающие при передаче
данных. Расстояние Хэмминга. Кодирование с повторением битов. Коды Хэмминга

2

Теоретические основы информатики

2.1

Двоичное кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Декодирование
сообщений, записанных с помощью неравномерных кодов. Условие Фано. Построение
однозначно декодируемых кодов с помощью дерева

2.2

Теоретические подходы к оценке количества информации. Единицы измерения
количества информации. Алфавитный подход к оценке количества информации. Закон
аддитивности информации. Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула
Шеннона

2.3

Системы счисления. Развернутая запись целых и дробных чисел в позиционной системе
счисления. Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак
делимости числа на основание системы счисления. Алгоритм перевода целого числа из
Р-ичной системы счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной Р-ичной дроби
в десятичную. Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в Ричную. Перевод конечной десятичной дроби в Р-ичную. Двоичная, восьмеричная и
шестнадцатеричная системы счисления, связь между ними. Арифметические операции в
позиционных системах счисления

2.4

Троичная уравновешенная система счисления. Двоично-десятичная система счисления

2.5

Кодирование текстов. Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE.
Кодировка UTF-8. Определение информационного объема текстовых сообщений
Кодирование изображений. Оценка информационного объема графических данных при
заданных разрешении и глубине кодирования цвета. Цветовые модели.

2.6
Кодирование звука. Оценка информационного объема звуковых данных при заданных
частоте дискретизации и разрядности кодирования
Алгебра логики. Понятие высказывания. Высказывательные формы (предикаты).
Кванторы существования и всеобщности.
Логические операции. Таблицы истинности. Логические выражения. Логические
тождества. Логические операции и операции над множествами.
2.7

Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.
Логические уравнения и системы уравнений.
Логические функции. Зависимость количества возможных логических функций от
количества аргументов.
Канонические формы логических выражений

2.8

Совершенные дизъюнктивные конъюнктивные нормальные формы, алгоритмы их
построения по таблице истинности

2.9

Логические элементы в составе компьютера. Триггер. Сумматор. Многоразрядный
сумматор. Построение схем на логических элементах по заданному логическому
выражению. Запись логического выражения по логической схеме

2.10

Модели и моделирование. Цели моделирования. Адекватность модели моделируемому
объекту или процессу. Формализация прикладных задач. Представление результатов
моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление
данных (схемы, таблицы, графики).

2.11

Представление целых чисел в памяти компьютера. Ограниченность диапазона чисел при
ограничении количества разрядов. Переполнение разрядной сетки. Беззнаковые и
знаковые данные. Знаковый бит. Двоичный дополнительный код отрицательных чисел.
Побитовые логические операции. Логический, арифметический и циклический сдвиги.
Шифрование с помощью побитовой операции «исключающее ИЛИ»

2.12

Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Значащая часть и порядок
числа. Диапазон значений вещественных чисел. Проблемы хранения вещественных
чисел, связанные с ограничением количества разрядов. Выполнение операций с
вещественными числами, накопление ошибок при вычислениях

2.13

Графы. Основные понятия. Виды графов. Описание графов с помощью матриц
смежности, весовых матриц, списков смежности. Решение алгоритмических задач,
связанных с анализом графов (построение оптимального пути между вершинами графа,
определение количества различных путей между вершинами ориентированного
ациклического графа)

2.14

Деревья. Бинарное дерево. Деревья поиска. Способы обхода дерева. Представление
арифметических выражений в виде дерева. Использование графов и деревьев при
описании объектов и процессов окружающего мира

2.15

Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Построение дерева перебора
вариантов, описание стратегии игры в табличной форме. Выигрышные и проигрышные
позиции. Выигрышные стратегии

2.16

Средства искусственного интеллекта. Идентификация и поиск изображений,
распознавание лиц. Использование методов искусственного интеллекта в обучающих
системах. Использование методов искусственного интеллекта в робототехнике.
Интернет вещей. Нейронные сети

3

Алгоритмы и программирование

3.1

Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга как универсальная модель
вычислений

3.2

Оценка сложности вычислений. Время работы и объем используемой памяти, их
зависимость от размера исходных данных. Оценка асимптотической сложности
алгоритмов. Алгоритмы полиномиальной сложности. Переборные алгоритмы. Примеры
различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность

3.3

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при
которых алгоритм может дать требуемый результат

3.4

Алгоритмы обработки натуральных чисел, записанных в позиционных системах
счисления: разбиение записи числа на отдельные цифры, нахождение суммы и
произведения
цифр,
нахождение
максимальной
(минимальной)
цифры.
Представление числа в виде набора простых сомножителей. Алгоритм быстрого
возведения в степень. Поиск простых чисел в заданном диапазоне с помощью алгоритма
«решето Эратосфена»

3.5

Многоразрядные целые числа, задачи длинной арифметики

3.6

Язык программирования (Паскаль, Python, Java, C++, С#). Типы данных: целочисленные,
вещественные, символьные, логические. Ветвления. Сложные условия. Циклы с
условием.
Циклы
по
переменной.

Обработка данных, хранящихся в файлах. Текстовые и двоичные файлы. Файловые
переменные (файловые указатели). Чтение из файла. Запись в файл.
Разбиение задачи на подзадачи. Подпрограммы (процедуры и функции). Использование
стандартной библиотеки языка программирования
3.7

Рекурсия. Рекурсивные процедуры и функции. Использование стека для организации
рекурсивных вызовов

3.8

Численные методы. Точное и приближенное решения задачи. Численное решение
уравнений с помощью подбора параметра. Численные методы решения уравнений:
метод перебора, метод половинного деления. Приближенное вычисление длин кривых.
Вычисление площадей фигур с помощью численных методов (метод прямоугольников,
метод трапеций). Поиск максимума (минимума) функции одной переменной методом
половинного деления

3.9

Обработка символьных данных. Встроенные функции языка программирования для
обработки символьных строк. Алгоритмы обработки символьных строк: подсчет
количества появлений символа в строке, разбиение строки на слова по пробельным
символам, поиск подстроки внутри данной строки, замена найденной подстроки на
другую строку. Генерация всех слов в некотором алфавите, удовлетворяющих заданным
ограничениям. Преобразование числа в символьную строку и обратно

3.10

Массивы и последовательности чисел. Вычисление обобщенных характеристик
элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения, среднего
арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов,
удовлетворяющих заданному условию). Линейный поиск заданного значения в массиве.
Алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива.
Сортировка одномерного массива. Простые методы сортировки (метод пузырька, метод
выбора, сортировка вставками). Сортировка слиянием. Быстрая сортировка массива
(алгоритм Quicksort). Двоичный поиск в отсортированном массиве

3.11

Двумерные массивы (матрицы). Алгоритмы обработки двумерных массивов: заполнение
двумерного числового массива по заданным правилам, поиск элемента в двумерном
массиве, вычисление максимума (минимума) и суммы элементов двумерного массива,
перестановка строк и столбцов двумерного массива

3.12

Словари (ассоциативные массивы, отображения). Хэш-таблицы. Построение алфавитночастотного словаря для заданного текста

3.13

Стеки. Анализ правильности скобочного выражения. Вычисление арифметического
выражения, записанного в постфиксной форме.
Очереди. Использование очереди для временного хранения данных

3.14

Алгоритмы на графах. Построение минимального остовного дерева взвешенного
связного неориентированного графа. Количество различных путей между вершинами
ориентированного ациклического графа. Алгоритм Дейкстры

3.15

Деревья. Реализация дерева с помощью ссылочных структур. Двоичные (бинарные)
деревья. Построение дерева для заданного арифметического выражения. Рекурсивные
алгоритмы обхода дерева. Использование стека и очереди для обхода дерева

3.16

Динамическое программирование как метод решения задач с сохранением
промежуточных результатов. Задачи, решаемые с помощью динамического
программирования: вычисление рекурсивных функций, подсчет количества вариантов,
задачи оптимизации

3.17

Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы. Свойства
и методы объектов. Объектно-ориентированный анализ. Разработка программ на основе
объектно-ориентированного подхода. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм

4

Информационные технологии

4.1

Анализ данных. Основные задачи анализа данных: прогнозирование, классификация,
кластеризация, анализ отклонений. Последовательность решения задач анализа данных:
сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и (или) построение
модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов.
Программные средства и Интернет-сервисы для обработки и представления данных.
Большие данные. Машинное обучение

4.2

Анализ данных с помощью электронных таблиц. Вычисление суммы, среднего
арифметического, наибольшего (наименьшего) значения диапазона. Вычисление
коэффициента корреляции двух рядов данных. Построение столбчатых, линейчатых и
круговых диаграмм. Построение графиков функций. Подбор линии тренда, решение
задач прогнозирования. Решение задач оптимизации с помощью электронных таблиц

4.3

Дискретизация при математическом моделировании непрерывных процессов.
Моделирование движения. Моделирование биологических систем. Математические
модели в экономике. Вычислительные эксперименты с моделями. Обработка результатов
эксперимента. Метод наименьших квадратов. Оценка числовых параметров
моделируемых объектов и процессов. Восстановление зависимостей по результатам
эксперимента

4.4

Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Имитационное моделирование. Системы
массового обслуживания

4.5

Табличные (реляционные) базы данных. Таблица - представление сведений об
однотипных объектах. Поле, запись. Ключ таблицы. Работа с готовой базой данных.
Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и фильтрация данных. Запросы на выборку
данных.
Запросы
с
параметрами.
Вычисляемые
поля
в
запросах.
Многотабличные базы данных. Типы связей между таблицами. Внешний ключ.
Целостность базы данных. Запросы к многотабличным базам данных

4.6

Текстовый процессор. Средства поиска и автозамены в текстовом процессоре.
Структурированные текстовые документы. Сноски, оглавление. Правила цитирования
источников и оформления библиографических ссылок

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

1
2

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Тема урока

Техника безопасности и гигиена при работе с
компьютерами.
Принципы
работы
компьютера
Тенденции
развития
компьютерных
технологий

1
1

3

Программное обеспечение компьютера

1

4

Операции с файлами и папками

1

5
6

Работа
с
прикладным
программным
обеспечением
Законодательство Российской Федерации в
области программного обеспечения

1
1

7

Двоичное кодирование

1

8

Подходы к измерению информации

1

9

Информационные процессы.
хранение информации

10

Обработка информации

11

Системы,
компоненты
взаимодействие

12

Системы счисления

Передача

и

1
1

систем

и

их

1
1

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека
https://m.edsoo.ru/820e7a19

ЦОК

Библиотека
https://m.edsoo.ru/06b14abb
Библиотека
https://m.edsoo.ru/dc08b2c6
Библиотека
https://m.edsoo.ru/228ee427
Библиотека
https://m.edsoo.ru/cdfae35e
Библиотека
https://m.edsoo.ru/06a855bf
Библиотека
https://m.edsoo.ru/38214cec
Библиотека
https://m.edsoo.ru/9deef96b
Библиотека
https://m.edsoo.ru/da4dd13d
Библиотека
https://m.edsoo.ru/60f2394f
Библиотека
https://m.edsoo.ru/abbcd321
Библиотека
https://m.edsoo.ru/b3b712c0

ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК

13
14
15
16

Алгоритмы перевода чисел из P-ичной
системы счисления в десятичную и обратно
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы счисления
Арифметические операции в позиционных
системах счисления
Представление целых и вещественных чисел в
памяти компьютера

1
1
1
1

17

Кодирование текстов

1

18

Кодирование изображений

1

19

Кодирование звука

1

20

Высказывания. Логические операции

1

21
22

Логические выражения. Таблицы истинности
логических выражений
Логические операции и операции над
множествами

1
1

23

Законы алгебры логики

1

24

Решение простейших логических уравнений

1

25

Логические функции. Построение логического
выражения с данной таблицей истинности

1

26

Логические элементы компьютера

1

27
28
29

Контрольная работа по теме "Теоретические
основы информатики"
Текстовый процессор и его базовые
возможности
Коллективная работа с документом. Правила
оформления реферата

1
1
1

1

Библиотека
https://m.edsoo.ru/06c384e6
Библиотека
https://m.edsoo.ru/abbcd321
Библиотека
https://m.edsoo.ru/de2c5353
Библиотека
https://m.edsoo.ru/b2010e6e
Библиотека
https://m.edsoo.ru/8f8cd2cb
Библиотека
https://m.edsoo.ru/5dd23ae4
Библиотека
https://m.edsoo.ru/a8b48364
Библиотека
https://m.edsoo.ru/61d9006a
Библиотека
https://m.edsoo.ru/4c662a0d
Библиотека
https://m.edsoo.ru/ad7328fc
Библиотека
https://m.edsoo.ru/4fad160e
Библиотека
https://m.edsoo.ru/bb9d8b7f
Библиотека
https://m.edsoo.ru/f1593521
Библиотека
https://m.edsoo.ru/46ba058b
Библиотека
https://m.edsoo.ru/5fad1b53
Библиотека
https://m.edsoo.ru/aa862c53
Библиотека
https://m.edsoo.ru/aaba738c

ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК

30

Растровая графика

1

1

31

Векторная графика

1

1

1

1

1

1

Создание и преобразование аудиовизуальных
объектов. Компьютерные презентации
Принципы построения и редактирования
33
трёхмерных моделей
Контрольная работа по теме "Технологии
34
обработки
текстовой,
графической
и
мультимедийной информации"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
32

1

1

34

2

4

Библиотека
https://m.edsoo.ru/b0ececed
Библиотека
https://m.edsoo.ru/c686f9bb
Библиотека
https://m.edsoo.ru/45633de5
Библиотека
https://m.edsoo.ru/d7253a6a

ЦОК

Библиотека
https://m.edsoo.ru/acc1db62

ЦОК

ЦОК
ЦОК
ЦОК

11 КЛАСС
№ п/п

1

2

3

4

5

6

7
8

Тема урока

Принципы построения и аппаратные
компоненты
компьютерных
сетей.
Сетевые протоколы. Сеть Интернет.
Адресация в сети Интернет. Система
доменных имён
Веб-сайт. Веб-страница. Взаимодействие
браузера с веб-сервером. Динамические
страницы.
Разработка
интернетприложений (сайтов). Сетевое хранение
данных
Виды деятельности в сети Интернет.
Сервисы Интернета
Сетевой этикет. Проблема подлинности
полученной информации
Государственные электронные сервисы и
услуги.
Открытые
образовательные
ресурсы
Техногенные и экономические угрозы,
связанные с использованием ИКТ.
Защита информации и информационная
безопасность
Вредоносное программное обеспечение и
способы борьбы с ним
Организация
личного
архива
информации.
Информационные
технологии
и
профессиональная

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные ресурсы

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/04ed7e2d

1

Библиотека
https://m.edsoo.ru/189f67e7

1

1

ЦОК

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f51ef401
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/b0e87321
https://m.edsoo.ru/50da30fb
https://m.edsoo.ru/5248229e

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/1658594e

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/68ac9784

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/039e1c9b

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7981dba5

9
10
11
12
13
14
15

деятельность
Модели и моделирование. Представление
результатов моделирования
Графы. Решение алгоритмических задач,
связанных с анализом графов
Деревья. Дискретные игры двух игроков
с полной информацией
Использование графов и деревьев при
описании
объектов
и
процессов
окружающего мира
Контрольная
работа
по
теме
"Информационное моделирование"
Анализ алгоритмов. Этапы решения
задач на компьютере
Язык
программирования. Основные
конструкции языка программирования.
Типы данных

1
1

1

Библиотека
https://m.edsoo.ru/3012411

1
1

17

Циклы с условием. Циклы по переменной

1

19

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/4b24ce20
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/c1535090

1

1

Ветвления. Составные условия

Разработка и программная реализация
алгоритмов решения типовых задач
Разработка и программная реализация
алгоритмов решения задач методом
перебора

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/82cb0c49

1

16

18

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/abbcd321
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/079bc8f8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/68a2d279

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/e1b7db2d
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/10ab9353
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/5d4f7ac9

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/72a11b12

1

20

Обработка символьных данных

1

21

Табличные величины (массивы)

1

22

Сортировка одномерного массива

1

23

Подпрограммы

1

ЦОК

1

Библиотека
https://m.edsoo.ru/2d234361
Библиотека
https://m.edsoo.ru/b37f7ca0
Библиотека
https://m.edsoo.ru/660ff291
Библиотека
https://m.edsoo.ru/3bb7214a

ЦОК
ЦОК
ЦОК
ЦОК

24
25
26

Контрольная работа по теме "Алгоритмы
и элементы программирования"
Анализ данных. Основные задачи
анализа данных
Последовательность
решения
задач
анализа данных

1

1

1
1

27

Анализ данных с помощью электронных
таблиц

1

28

Компьютерно-математические модели

1

29

Работа с готовой компьютерной моделью

1

30

Численное
решение
уравнений
помощью подбора параметра

1

31

Табличные (реляционные) базы данных

1

1

32

Работа с готовой базой данных

1

1

33

Средства искусственного интеллекта

1

с

Перспективы развития компьютерных
интеллектуальных систем
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
34

1

1

1
34

2

5

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/2ff5fd90
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/096dddd8
Библиотека ЦОК Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/e0e7ee3b
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/e0aaf73a
https://m.edsoo.ru/24865de3
https://m.edsoo.ru/b808dfd9
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/2e62e4a7
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/2ac0c441
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/c5699db9
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/87468fbd
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/487808d8
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/9c62b830
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/5225af37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».