Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса
«В мире физики» для 8 класса составлена на
основефедерального государственного стандарта основного общего образования в соответствии
снормативными документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• письмо Министерства образования пи науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»
Актуальность
данной
образовательной
программы
внеурочной
деятельности
обусловленаважностью создания условий для формирования у школьников среднего звена
личностных, предметных и метапредметных результатов, навыков пространственного мышления,
которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Разработанная
программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы
рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках образовательных областей естественно
- научного цикла. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений
позволит формировать, развивать, корректировать у школьников 8 класса пространственные и
зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также
помочь детям включиться в процесс обучения.
Данная программа является наиболее значимой на сегодняшний момент, так как
обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для
дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Благодаря комплексному подходу
формируется всесторонне развитая личность учащегося современной школы, девизом которой
становится крылатая фраза «Я мыслю, следовательно, я существую». Программа предусматривает
работы, развивающие мыслительную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать,
анализировать, делать выводы. Для реализации учебного курса «В мире физики» в основной
школе у учащихся 8 класса есть возможность для индивидуальных исследований, в том числе с
помощью цифровой лаборатории, групповой работы, работы в парах.
Содержание данной программы направлено на формирование естественно-научной
грамотности учащихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. Особенное
значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят
демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся на основе
цифровой лаборатории. В практической части рассматриваются вопросы по решению
экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки,
которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
Основной целью программы является: создание условий для развития познавательных и
творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Основные задачи:
• развитие логического мышления;
• раскрытие творческих способностей ребенка;
• развитие познавательных интересов, самостоятельности в приобретении новых
знаний при решении задач и выполнении экспериментальных исследований;
• привитие интереса к предмету;
• формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при
изучении физики и в повседневной жизни;
• повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
• формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими приборами
и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных.
Общая характеристика учебного курса «В мире физики»
Программа курса внеурочной деятельности ориентирована на дальнейшее совершенствование
уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько
разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения
которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе
задач
по
каждому
разделу
используются
вычислительные, качественные,
графические,
экспериментальные задачи.
1. Формы реализации.
Для реализации целей и задач данного
учебногокурса предполагается использовать
следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся,
консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы:
постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому тестированию, подбор и
составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по
решению задач.
Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность
ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной
работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя
самостоятельную работу.
2. Методы обучения.
Методы обучения, применяемые в рамках курса, могут и должны быть достаточно
разнообразными. Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление
обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В
зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им
перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового,
проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний
метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать
продуктивные методы.
Подготовка предусматривает использование активных форм организации учебных занятий:
выстраивание индивидуальной траектории программы обучения, проведение лекционных и
практических занятий, чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов
и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения.
Срок освоения программы учебного курса «В мире физики» и объем учебного
времени.
Срок освоения элективного курса «В мире физики» составляет один год.
Учебная программа «В мире физики» для учащихся 8-х классов рассчитана на 17
учебных часа, 0.5ч в неделю.
Результаты освоения программы учебного курса «В мире физики»
При обучении по программе можно достичь следующих результатов:
Личностные:
•
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности
учащихся;
•
формировать мотивацию к изучению физики;
•
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
•
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в
соответствии с правилами поведения;
•
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
помощь;
•
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к
учащемуся;
•
выражать положительное отношение к процессу познания;
•
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
•
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач;
•
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с
мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре
(дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
Метапредметные.
Регулятивные:
•
уметь работать по предложенным инструкциям;
•
уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений;
•
определять и формулировать цель деятельности на занятии;
•
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные действия, находить
ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные:
•
иметь представление об основных изучаемых понятиях; иметь представление об этапах
решения задач различных типов;
•
уметь выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя терминологию и
символику;
•
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
•
перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы
всей группы;
•
уметь пользоваться теоретическими знаниями на практике, в жизни;
•
уметь анализировать явления.
Коммуникативные:
•
уметь работать в паре и коллективе;
•
уметь донести свою позицию до других;
•
уметь слушать и понимать речь других;
•
учиться планировать свою работу в группе.
Предметные:
•
формировать первоначальные представления о физической сущности механических
явлений в природе;
•
овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
•
применять полученные знания для объяснения принципов действия технических устройств,
машин и механизмов, бытовых приборов;
•
развивать умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний в механике с целью сбережения здоровья.
Содержание учебного курса «В мире физики»
Мир теплоты
Тепловое равновесие. Температура и способы ее измерения. Связь температуры со
скоростью хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия и способы ее изменения. Виды теплообмена. Количество теплоты.
Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость
процессов теплообмена.
Испарение и конденсация, кипение. Зависимость температуры кипения от давления.
Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и
парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Электрические явления
Электризация тел. Два вида электрических зарядов, их взаимодействие. Закон Кулона.
Принцип суперпозиции сил.
Электрическое поле и его действие на электрические заряды. Постоянный электрический
ток. Носители электрических зарядов в различных веществах. Полупроводниковые
приборы.
Направление и сила тока. Электрический ток в проводниках. Закон Ома для участка цепи.
Сопротивление проводника. Измерение силы тока и напряжения. Работа и мощность тока.
Источники электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.
Электромагнитные явления
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. Линии магнитной индукции.Действие МП на
проводник с током. Закон Ампера. Магнитное взаимодействие проводников с током.
Электродвигатель постоянного тока. Магнитные свойства вещества. Явление ЭМИ. Опыты
Фарадея. Магнитный поток. Закон ЭМИ.
Календарно-тематическое планирование
Тема
Мир теплоты
Количество
часов
9
Основноесодержание
Температура,
внутренняяэнергия,
теплопередача,
количество теплоты,
агрегатные состояния, их
изменение, тепловые
двигатели.
Формыивиды
деятельности
Беседа,решение
расчетных,
качественных,
задач, выполнение
творческих заданий.
Электрические
явления
4
Строение атома,
электрическоеполе,
электрический ток,
Законыпостоянного тока.
Решение
экспериментальных,
расчетных задач.
Постановкаопытов.
Электромагнитные
явления
3
Магнитное поле,
электромагнитные
устройства,
Электромагнитноеполе.
Проведениеопытов.
Решение
Качественныхзадач.
Обобщение
1
Игра.
Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Название раздела(темы)
Мир теплоты – 9ч
Внутренняя энергия.
«Тепло ли ежику в иголках?» (теплопроводность).
Куда дует ветер? (конвекция).
Гори , гори жарче…(излучение).
Куй железо, пока горячо (плавление).
«Ежик в тумане» (парообразование, конденсация).
Влажность и погода.
Едет, едет паровоз…(тепловые двигатели)
Порешаем, посчитаем (решение расчетных задач).
Электрические явления -4ч
Где живут заряды? Электростатические игрушки.
«Умный дом» (построение схем различных цепей).
Рассчитаем цепь! (решение расчетных задач по схемам)
«Не влезай, убьет!»
Электромагнитные явления -3ч
Тайны магнита. Как увидеть магнитное поле?
Почему Земля-магнит?
Практическое применение магнитного действия электрического тока
Физический фейерверк: вопросы и ответы
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
образовательной деятельности.
Список литературы
1. Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983.- 345 с.
2. Гольфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике – М.: Высшая школа, 1973.- 280 с.
3. ОГЭ. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты/ под ред. Е.Е. Камзеевой. – М.:
Издательство «Национальное образование», 2018.
4. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Методы решения задач по физике.- М.: Народное образование,
2001.
5. Моркотун В.Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 кл.- М.: ВЛАДОС, 2007.
6. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы.- М. Просвещение, 2009.
Интернет ресурсы
1. ФИПИ (http://www.fipi.ru/view/sections/218/docs/515.html)
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
3.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР)(http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/6/p/page.html)
4.Физика дистанционно http://bocharova.ucoz.ru/
5. Учим физику http://www.eak-fizika.narod.ru/
6. Решу ОГЭ физика http://phys.sdamgia.ru/