Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Трудные
вопросы орфографии и пунктуации» (5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Трудные вопросы
орфографии и пунктуации» в 5, 6, 7 и 8 классе на 2025 -2026 учебный год
разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта. В рабочую программу внеурочной деятельности «Трудные
вопросы орфографии и пунктуации» интегрирована учебная и воспитательная
составляющие, которые логично встроены в темы и разделы внеурочной
деятельности с учётом ее специфики.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Программа рассчитана на изучение в 5,6,7,8 классе из расчета часов в
г
од:
5 класс – 34 часа
6 класс- 34 часа
7 класс- 34 часа
8 класс – 34 часа
Данная программа дополняет, углубляет базовый курс,
ориентирована
на развитие у обучающихся интереса к русскому языку, на
организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной
практической деятельности. Программа направлена на формирование у
обучающихся интереса и уважения к истории, традициям русской армии,
воспитание чувства глубокой ответственности перед страной, чувство
патриотизма.
Программа внеурочной деятельности создает условия для развития
различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе
совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента,
обоснованности высказанной позиции, а также позволяет использовать
приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня
подготовленности обучающихся и ориентирована на развитие творческих
способностей, предметных навыков и умений обучающихся.
Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и
развития
творческих
способностей
каждого
обучающегося,
его
самореализации, умению пользоваться приобретенными знаниями для
решения познавательных и творческих задач.
Задачи:
1. Привитие интереса к русскому языку как науке;
2. Расширение кругозора обучающихся в различных областях русского
языка;
3. Развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
4. Развитие навыков проектной деятельности;
5. Развитие умения делать доступные выводы и обобщения,
обосновывать собственные мысли;
6. Развитие умений применять полученные знания в повседневной
жизни.
Планируемые результаты освоения курса «Трудные вопросы
орфографии и пунктуации»
Личностные результаты:
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества;
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов. Осознание себя как будущего офицера, защитника Отечества.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным
поступкам
(способность к
нравственному самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде.
4.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога).
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта
и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений
и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или
обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
•
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
•
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
•
формировать множественную выборку из поисковых
источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение. Обучающийся сможет:
− определять возможные роли в совместной деятельности;
− играть определенную роль в совместной деятельности;
− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
− критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
− выделять общую точку зрения в дискуссии;
− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации
с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии
в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты.
1)
представление об основных функциях языка, о роли русского
языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4)
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её
основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)
овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), использование их в своей речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
6)
проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения
его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным
разновидностям
языка,
особенностей
языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
Содержание курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» с
указанием форм организации и видов деятельности
5 класс
Занимательная фонетика и орфография ( 9 часов)
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Фонетическая
транскрипция.
Обозначение
звуков
на
письме.
Орфограмма.
Опознавательные признаки орфограмм. Орфограммы в корнях слов.
Омонимичные и омофоничные корни слов. Правописание непроверяемых
безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в
корне слова. Правописание непроверяемых согласных в корне слова. Буквы
И, У, А после шипящих. Употребление разделительных Ъ и Ь. Отличие
предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Формы работы:
брей-ринг, игра «Умники и умницы», игра «Самый
грамотный»; предметные олимпиады;
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной
литературе; работа с интернет- ресурсами; составление
орфографических задач, составление кроссвордов, викторин.
Трудные вопросы морфологии (13 часов)
Части речи. Имя существительное. Грамматические категории имён
существительных. Роль имён существительных в предложении. Правописание
суффиксов существительных –ец-, -иц-, -ц-; -оньк-, -еньк-; -ушк-, -юшк-, -ышк; -чик-, -щик-. Имя прилагательное. Грамматические категории имён
прилагательных. Роль имён прилагательных в предложении. Правописание
суффиксов прилагательных –ан-, -ян; -ин-; -енн-, -онн-, -н-. –к-, -ск-, -ив-, -ев, -ов-, -оват-, -ев-, -еват- Правописание нн и н в причастиях и
отглагольных прилагательных. Местоимение. Значение и разряды
местоимений. Отрицательные и неопределённые местоимения. Глагол.
Значение, категории и формы глаголов. Роль глагола в предложении. Личные
окончания глаголов. 1 и II спряжение. Употребление ь в глагольных формах.
Правописание –ться и –тся в глаголах. Правописание не с глаголами.
Глаголы переходные и непереходные. Правописание суффиксов глаголов –
ова-, -ева-, -ива-, -ыва-.
Формы работы
-творческие
мастерские,
игра
«Морфологический
бой»;
интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, познавательные
игры.
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной литературе; работа с
интернет- ресурсами; составление грамматических задач, составление
кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными заданиями.
Трудные вопросы пунктуации (12 часов)
Словосочетание.
Согласование.
Управление.
Примыкание.
Предложение. Предложение простое и сложное. Грамматическая основа.
Предложение односоставное и двусоставное. Распространённое и
нераспространённое предложение. Главные члены предложения. Части речи,
выступающие в роли подлежащего. Сказуемое глагольное и именное.
Простое глагольное и составное глагольное сказуемое. Второстепенные
члены
предложения.
Дополнение.
Определение.
Обстоятельства.
Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные
члены, не соединённые союзами. Обращение. Знаки препинания при
обращении. Прямая и косвенная речь. Понятие о прямой и косвенной речи.
Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Обобщение знаний по
пунктуации.
Формы работы
интеллектуальный марафон, исследовательские проекты,
викторины, познавательные игры, беседы, предметные недели, предметные
олимпиады; творческие мастерские.
Формы деятельности обучающихся:
создание эссе; поиск информации в научно-популярной
литературе; работа с интернет-ресурсами; составление синтаксических
задач, составление кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными
заданиями.
6 класс
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) (11 часов)
«Дорога к письменности». Язык – вековой труд поколений. Пословицы
и поговорки о родном языке. Толковые словари. Пути появления новых слов
в русском языке. Лексикография – наука о составлении словарей. Виды
словарей. Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы.
Омофоны, омографы, паронимы. «Крылатые выражения» и «афоризмы».
Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы в художественных
произведениях. Загадки скороговорок
Формы работы
-творческие мастерские, брей-ринг; интеллектуальный марафон,
предметные олимпиады, познавательные игры; защита сборников пословиц
и поговорок.
Формы деятельности обучающихся:
составление текста по пословице или поговорке о языке.
Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. Работа
с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в
русском языке. Составление словарной статьи. Составление мини-сборника
пословиц и поговорок.
Секреты устной речи (Фонетика. Орфоэпия) (2 часа)
Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические нормы русского
языка.
Формы работы
-орфоэпическая эстафета; интеллектуальный марафон, предметные
олимпиады, познавательные игры.
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной литературе; работа с
интернет- ресурсами; составление орфоэпических задач, составление
кроссвордов, работа с олимпиадными заданиями.
Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование.
Этимология) (8 часов)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту
жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в
русском языке. Словообразовательные гнёзда – «словесные» деревья».
Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные
приставки ПРИ- и ПРЕ-. Приставки-труженицы. Командиры в корнях слова.
Чередующиеся корни.
Формы работы
интеллектуальный марафон, предметные олимпиады,
познавательные игр;
«Аукцион знаний».
Формы деятельности обучающихся :
составление схемы-алгоритма решения орфографических
задач, решение кроссвордов, ребусов; работа с олимпиадными заданиями.
Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис). (7
часов)
«История появления имён». Самостоятельные и служебные части речи.
Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений,
числительных. Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова,
их роль и употребление. Метаграммы. Анаграммы. Жанр лимерика. Лимерики
на военную тему.
Формы работы
-творческие
мастерские,
игра
«Морфологический
бой»;
интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, познавательные
игры; проектно- исследовательская работа.
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной литературе; работа с
интернет- ресурсами; составление грамматических задач, составление
кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными заданиями; защита
проектов.
Речевой этикет (6 часов)
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Речевая
избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология.
Сценарий диалога. Диалог-репортаж. Речевые поддержки разговора:
Лингвистический бой «Знатоки речи». Защита проекта «Грамотным быть –
модно!»
Формы работы
-творческие мастерские, лингвистический бой «Знатоки речи»;
интервьюирование,
познавательные игры; проектно-исследовательская
работа.
Формы деятельности обучающихся :
интервьюирование; работа с интернет-ресурсами;
разыгрывание речевых ситуаций; защита проектов.
7 класс
Загадки фонетики (1 час). Тайны орфоэпии(5часов)
Разные стили произношения. Особенности произношения мужских и
женских отчеств. Будьте внимательны к безударным гласным! Произносите
правильно! Как простые звуки становятся волшебными.
Секреты графики (1час)
Формы работы:
игра «Умники и умницы»;
Формы деятельности обучающихся:
работа с интернет-ресурсами;
составление орфографических задач, составление кроссвордов,
викторин.
Секреты орфографии и пунктуации (4 часа)
«Коренные секреты». Пунктуация и смысл. Тайны письма. Проверяем
свою грамотность.
Формы работы:
брей-ринг, игра «Умники и умницы», игра «Самый грамотный»;
предметные олимпиады;
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной литературе; работа с
интернет- ресурсами; составление орфографических задач, составление
кроссвордов, викторин.
В гостях у лексики (12 часов)
Поиск нужного слова. Притяжение слов. Не правильностью единой.
Мало слов, а горя реченька. Тысячи тонн словесной руды (повторение слов,
тавтология, плеоназм). Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова. Словаомонимы и многозначные слова. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.
Слово во фразеологических оборотах. Визит к паронимам. Встреча с
синонимами. Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов.
Формы работы:
-творческие мастерские, игра «Узнай слово»; интеллектуальный
марафон, предметные олимпиады, познавательные игры.
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной литературе; работа с
интернет- ресурсами; составление грамматических задач, составление
кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными заданиями.
Мир семантики (6 часов)
В край изобилия и процветания. Встречи со словами-тёзками. Визит к
паронимам. Встреча с синонимами. Знакомство с антонимами.
Стилистическая окраска слов.
Формы работы
интеллектуальный
марафон,
предметные
олимпиады,
познавательные игры; игра «Умники и умницы».
Формы деятельности обучающихся:
составление схемы-алгоритма решения орфографических задач,
решение кроссвордов, ребусов; работа с олимпиадными заданиями.
В мире крылатых слов (6 часов)
У слов бывают крылья.
Фразеологические обороты. Загадки
фразеологии. Ошибки при употреблении фразеологизмов. Не смешивайте
фразеологизмы! Цитируйте фразеологизмы точно!
-творческие мастерские, интеллектуальный марафон, предметные
олимпиады, познавательные игры.
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной
литературе; работа с интернет- ресурсами; составление сборника
фразеологизмов на военную тематику; составление кроссвордов,
викторин; работа с олимпиадными заданиями.
Образность речи (5 часов)
Как простые слова становятся волшебными. Эпитеты, образные
сравнения, метафора. Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза.
Всегда ли оправдана образность речи? Защита проектов «Как наше слово
отзовётся…»
-творческие мастерские, лингвистический бой «Знатоки речи»;
познавательные игры; проектно-исследовательская работа.
Формы деятельности обучающихся:
работа с интернет ресурсами;
разыгрывание речевых ситуаций;
исследование текстов на выразительность речи; защита
проектов.
8 класс
Признаки и характеристики текста (5 часов)
Текст как единицы языка. Тема, идея, проблема текста. Композиция,
логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме.
Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Способы сокращения
текста: грамматические, логические, синтаксические.
Формы работы:
-творческие мастерские, лингвистический бой «Знатоки
текста»; познавательные игры; проектно-исследовательская
работа.
Формы деятельности обучающихся:
работа с интернет-ресурсами;
разыгрывание речевых ситуаций;
исследование текстов; защита проектов; создание текстов
разных жанров.
Трудные вопросы орфографии (13 часов)
Правописание приставок. Орфограммы в корнях слов. Орфограммы в
корнях слов. Правописание Н, НН в разных частях речи. Правописание Н,
НН в разных частях речи. Правописание производных предлогов.
Правописание наречий
Правописание союзов. Частицы НЕ и НИ. Правописание НЕ с разными
частями речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Сложные слова.
Слитные, раздельные, дефисные написания.
Формы работы:
брей-ринг, игра «Умники и умницы», игра «Самый грамотный»;
предметные олимпиады;
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной литературе; работа с
интернет- ресурсами; составление орфографических задач, составление
кроссвордов, викторин.
Трудные вопросы синтаксиса (6 часов)
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Способы выражения сказуемого. Виды сказуемого. Словосочетание.
Приложения.
Формы работы:
интеллектуальный марафон, круглый стол «трудные вопросы
синтаксиса»; предметные олимпиады;
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной литературе; работа с
интернет- ресурсами; составление синтаксических задач, составление
кроссвордов, викторин.
Трудные вопросы пунктуации (11 часов)
Обособление определений. Обособление обстоятельств. Обособление
дополнений. Сравнительные обороты. Простое предложение с однородными
членами. Вводные слова. Обращения в предложении. Трудные случаи
постановки запятой в сложносочинённом предложении. Трудные случаи
постановки запятой в сложноподчинённом предложении. Предложения с
разными видами связи. Защита проектов по курсу «Трудные вопросы
орфографии и пунктуации».
Формы работы:
интеллектуальная игра «Где живут знаки препинания»; эссе на
лингвистическую тему; предметные олимпиады.
Формы деятельности обучающихся:
поиск информации в научно-популярной литературе; работа с
интернет- ресурсами; участие в интеллектуальной игре «Где живут знаки
препинания»; написание эссе на лингвистическую тему; составление
составление кроссвордов, викторин, защита проектов.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности с
учетом программы воспитания «Трудные вопросы орфографии и
пунктуации» 5 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема занятия
Занимательная фонетика и орфография ( 9 часов)
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Фонетическая
транскрипция. Обозначение звуков на письме.
Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфограммы в корнях слов. Омонимичные и омофоничные
корни
слов.
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне
слова.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроверяемых согласных в корне слова.
Буквы И, У, А после шипящих.
Употребление разделительных Ъ и Ь.
Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание
предлогов с
другими словами.
Трудные вопросы морфологии (13 часов)
Части речи. Имя существительное. Грамматические категории
имён
существительных. Роль имён существительных в предложении.
Правописание суффиксов существительных –ец-, -иц-, -ц-;
-оньк-, -еньк-; -ушк-, -юшк-, -ышк-; -чик-, -щик-.
Имя прилагательное. Грамматические категории имён
прилагательных. Роль имён прилагательных в предложении.
Правописание суффиксов прилагательных –ан-, -ян; -ин-; -енн-,
-онн, -н-. –к-, -ск-, -ив-, -ев-, -ов-, -оват-, -ев-, -еватПравописание нн и н в причастиях и отглагольных
прилагательных.
Местоимение. Значение и разряды местоимений.
Отрицательные и неопределённые местоимения.
Глагол. Значение, категории и формы глаголов. Роль глагола в
предложении.
Личные окончания глаголов. 1 и II спряжение.
Употребление ь в глагольных формах. Правописание
–ться
и–
тся в глаголах.
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Правописание не с глаголами.
Глаголы переходные и непереходные.
Правописание суффиксов глаголов –ова-, -ева-, -ива-,
-ыва-.
Трудные вопросы пунктуации (13 часов)
Словосочетание. Согласование. Управление. Примыкание.
Предложение. Предложение простое и сложное. Грамматическая
основа. Предложение односоставное и двусоставное.
Распространённое и нераспространённое предложение.
Главные члены предложения. Части речи, выступающие в роли
подлежащего. Сказуемое глагольное и именное. Простое
глагольное и составное глагольное сказуемое.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение.
Обстоятельства.
Предложения с однородными членами. Союзы при однородных
членах.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Однородные члены, не соединённые союзами.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
Обращение. Знаки препинания при обращении.
1
31
Прямая и косвенная речь. Понятие о прямой и косвенной речи.
1
32
Знаки препинания при прямой речи и диалоге.
1
33
Знаки препинания при прямой речи и диалоге.
1
34
Знаки препинания при цитатах. Обобщение знаний по
пунктуации.
Всего:
1
34
часа
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности с
учетом программы воспитания «Трудные вопросы орфографии и
пунктуации» 6 класс
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) (11 часов)
1
«Дорога к письменности».
1
2
Язык – вековой труд поколений
1
3
Пословицы и поговорки о родном языке.
1
4
Толковые словари. Пути появления новых слов в русском
1
языке.
5
Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей. 1
6
Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы.
1
7
Омофоны, омографы, паронимы
1
8
«Крылатые выражения» и «афоризмы».
1
9
Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
1
10
Фразеологизмы в художественных произведениях.
1
11
Загадки скороговорок
1
Секреты устной речи (Фонетика. Орфоэпия) (2 часа)
12
Орфоэпические нормы русского языка.
1
13
Орфоэпические нормы русского языка.
1
Загадки русского словообразования (Морфемика.
Словообразование. Этимология) (8 часов)
14
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту
1
жительства в русском языке.
15
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
1
16
Словообразовательные гнёзда – «словесные» деревья».
1
17
Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.
1
18
Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
1
19
Приставки-труженицы
1
20
Командиры в корнях слова
1
21
Чередующиеся корни
1
Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис)(7 часов)
22
«История появления имён».
1
23
Самостоятельные и служебные части речи.
1
24
Употребление в речи существительных, прилагательных,
1
местоимений, числительных
25
Слова вежливости, междометия.
1
26
Звукоподражательные слова, их роль и употребление
1
27
Метаграммы. Анаграммы.
1
28
Жанр лимерика. Лимерики на военную тему.
1
Речевой этикет (7 часов)
29
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора
1
30
31
32
33
34
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология.
Сценарий диалога. Диалог-репортаж.
Речевые поддержки разговора:
Лингвистический бой «Знатоки речи».
Всего:
1
1
1
1
1
34
часа
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности с
учетом программы воспитания «Трудные вопросы орфографии и
пунктуации» 7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема занятия
Загадки фонетики
Тайны орфоэпии (5 часов)
Разные стили произношения
Особенности произношения мужских и женских отчеств
Будьте внимательны к безударным гласным!
Произносите правильно!
Как простые звуки становятся волшебными
Секреты графики
Секреты орфографии и пунктуации ( 4 часа)
«Коренные секреты»
Пунктуация и смысл
Тайны письма.
Проверяем свою грамотность
В гостях у лексики (13 часов)
Поиск нужного слова
Притяжение слов
Не правильностью единой
Мало слов, а горя реченька
Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология,
плеоназм).
Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова
Слова-омонимы и многозначные слова
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы
Слово во фразеологических оборотах
Визит к паронимам
Встреча с синонимами
Знакомство с антонимами
Стилистическая окраска слов
В мире крылатых слов (6 часов)
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
У слов бывают крылья
Фразеологические обороты
Загадки фразеологии
Ошибки при употреблении фразеологизмов
Не смешивайте фразеологизмы!
Цитируйте фразеологизмы точно!
Образность речи( 5 часов)
Как простые слова становятся волшебными
Эпитеты, образные сравнения, метафора
Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза
Всегда ли оправдана образность речи?
1
1
1
1
1
1
Всего:
1
1
1
1
34
часа
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности с
учетом программы воспитания «Трудные вопросы орфографии и
пунктуации» 8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема занятия
Признаки и характеристики текста (5 часов)
Текст как единицы языка.
Тема, идея, проблема текста.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного
строения текста.
Способы сокращения текста: грамматические, логические,
синтаксические.
Трудные вопросы орфографии( 13 часов)
Правописание приставок
Орфограммы в корнях слов
Орфограммы в корнях слов
Правописание Н, НН в разных частях речи
Правописание Н, НН в разных частях речи
Правописание производных предлогов
Правописание наречий
Правописание союзов
Частицы НЕ и НИ
Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания.
Трудные вопросы синтаксиса (6 часов)
Главные члены предложения.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тире между подлежащим и сказуемым.
Способы выражения сказуемого.
Виды сказуемого.
Словосочетание.
Приложения.
Трудные вопросы пунктуации (11 часов)
Обособление определений.
Обособление обстоятельств.
Обособление дополнений.
Сравнительные обороты.
Простое предложение с однородными членами.
Вводные слова.
Обращения в предложении.
Трудные случаи постановки запятой в сложносочинённом
предложении.
Трудные случаи постановки запятой в сложноподчинённом
предложении.
Предложения с разными видами связи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего 34 часа