Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности включает 9 разделов, два из которых
выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний
и умений учащихся, последний показывает результативность работы и
готовность к аттестации. Семь блоков курса соответствуют содержанию
экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени
усвоения учебного материала учащимися. В экзаменационную работу,
выполняемую выпускниками средней школы, входят задания по курсу
основной школы.
Изучая в 10 классе средней школы вопросы химического состава и
жизнедеятельности клетки, школьники еще не имеют необходимых знаний из
смежных предметов — химии, физики. Повторение этих знаний в 11 классе
делает их более прочными и обоснованными. Это касается также решения
познавательных задач по молекулярной биологии, генетике и экологии.
Курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса
У обучающегося будут сформированы:
• умение управлять своей познавательной деятельностью;
• осознание единства и целостности окружающего мира,
возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений
науки.
Учащийся получит возможность для формирования:
• готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
• умения
постепенно
выстраивать
собственное
целостное
мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в
том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и,
при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки;
• называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и
предлагать пути их преодоления. Учащийся получит возможность научиться:
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД Учащийся научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их какресурс
собственного развития;
• выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их какресурс
собственного развития.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
• координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать
конфликтогенные
ситуации
и
предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения элективного курса
Выпускник научится:
• Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями
различнойсложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко
формулировать свои мысли.
• Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
• Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне
организации жизни.
• Обобщать
и
применять
знания
о
многообразии
организмов.
Выпускникполучит возможность научится:
• Сопоставлять особенности строения и функционирования
организмовразных царств.
• Сопоставлять
биологические
объекты,
процессы,
явления,проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
• Устанавливать
последовательность
биологических
объектов,процессов, явлений.
• Применять биологические знания в практических ситуациях
(практико-ориентированное задание).
• Работать с текстом или рисунком.
• Обобщать и применять знания в новой ситуации.
• Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.
• Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного
наприменение знаний в новой ситуации.
• Решать
задачи
молекулярной
биологии
базового
иповышенного на применение знаний в новой ситуации
уровня
Содержание курса
10 класс
1. ВВЕДЕНИЕ – 3 часа.
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению
бланков ЕГЭ и выполнению заданий ЕГЭ. (1 час)
Вводное тестирование.
Выполнение одной из демоверсий ЕГЭ за предыдущие годы. Проверка
выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.
3. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ – 8 часов.
Общебиологические
закономерности.
Эволюция
биологических
систем, саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи
генетической информации и пр.
Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад
ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии
биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф.
Реди, А. Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т.
Шванн, Т. Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К.
Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др.
Промежуточное тестирование. Тестовые задания типа: выбрать один
правильный ответ из четырех, вставить в текст правильные ответы из
предложенных, подчеркнуть в тексте ошибки и дать правильные ответы.
Практикум «Нахождение соответствия при повторении темы
«Уровни организации живой материи». Уровни организации материи:
молекулярный,
клеточный,
тканевый,
органный,
организменный,
популяционновидовой, экосистемный, биосферный. Признаки уровней:
системность, саморегуляция и др.
Практическое занятие «Основные свойства живого». Рост, развитие,
раздражимость, ритмичность, размножение, обмен веществ и энергии,
саморегуляция, движение, определенный химический состав. Характеристика
свойств живого.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа:
выбрать один правильный ответ из четырех, найти соответствие. Анализ
результатов.
4. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 11 часов.
Обзорная лекция «Химический состав клетки». Элементарный состав
клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
Практикум «Нуклеиновые кислоты». Строение, разнообразие и
функции нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка.
Решение задач на комплементарность.
Практикум
«Нахождение
соответствия
между
строением,
свойствами и функциями органических веществ в клетке». Углеводы.
Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая,
защитная, сигнальная и др.
Структурно-функциональная
организация
эукариотических
клеток». Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения
и функции на конкретных примерах.
Практическое занятие «Клетки прокариот».
Особенности
строения прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой.
Слабое развитие мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др.
Лекция «Метаболизм в клетке». Понятие обмена веществ. Анаболизм
и его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая
фазы. Катаболизм, его признаки.Строение митохондрий. АТФ и ее роль в
клетке.
Подготовительный,
бескислородный,
кислородный
этапы
превращения энергии.
Промежуточное тестирование по теме. Выполнение заданий на
виды деятельности: давать характеристику, определение, сравнивать,
объяснять, определять логическую последовательность, выявлять причинноследственные связи, решать задачи.
Практикум
«Методы
изучения
клетки».
Микроскопирование,
центрифугирование,
воздействие
мутагенами,
наблюдение,
описание,
моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии.
Клеточная инженерия. Анализ предварительного тестирования по теме.
Собеседование «Неклеточные формы жизни». Вирусы, бактериофаги
и
другие
неклеточные
формы
жизни.
Особенности
строения
и
жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа:
выберите правильные ответы (один из трех, три из шести), установите
последовательность, определите по рисунку, решите задачу. Анализ
результатов.
4. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 9 часов.
Размножение организмов. Деление клеток: митоз, мейоз. Типы
размножения: бесполое, половое. Способы размножения
организмов.
Строение половых клеток. Оплодотворение.
Общие закономерности онтогенеза. Стадии развития зародыша.
Сходство зародышей хордовых животных. Биогенетический закон и его
значение.
Развитие организмов. Развитие прямое и непрямое (с полным и не
полным превращением). Влияние окружающей среды на развитие
организма (зародыша). Рудименты и атавизмы. Промежуточное тестирование.
Тестовые
задания
типа:
определите
по
рисунку,
установите
последовательность, выберите один правильный ответ из четырех.
Закономерности наследственности и изменчивости. Носители
наследственной информации — нуклеиновые кислоты. Строение хромосом,
расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение.
Независимое
Наследственная
и
сцепленное
изменчивость:
наследование.
Взаимодействие
комбинативная
и
генов.
мутационная.
Наследственная (фенотипическая, или модификационная) изменчивость.
Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости и их роль в
эволюции.
Решение задач по генетике. Решение задач на моногибридное,
дигибридное, анализирующее скрещивание. Другие виды наследования
признаков.
Составление родословной. Наследование признаков, связанных с
полом. Методы изучения наследования признаков у человека. Изучение
родословной и составление схемы генеалогического древа семьи. Решение
задач.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания группы С —
решение задач по генетике и на установление причинно-следственных связей.
Выбор одного правильного ответа из четырех.
5. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ – 9 часов.
Основные
систематические
категории.
Предмет
систематики.
Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны.
Двойные названия для видов.
Характеристика царства Растения. Разнообразие организмов,
особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни
человека. Эволюция растений.
Характеристика царства Животные. Разнообразие организмов,
особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека.
Эволюция животных.
Характеристика
царства
Грибы.
Разнообразие
организмов.
Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в жизни человека и
в природе. Лишайники.
Использование организмов в биотехнологии. Биологические основы
выращивания культурных растений и домашних животных. Направление
развития биотехнологии.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа:
выбрать один правильный ответ из четырех, три — из шести, дописать
предложения, найти ошибки в предложенном тексте и дать правильные
ответы. Включить отдельные тестовые задания из блоков 2—4.
6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ – 8 часов.
Биосоциальная природа человека. Место человека в системе
органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и
различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих
(человекообразных обезьян).
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов и систем
органов
человека.
Опорно-двигательная
система.
Внутренняя
среда
организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная
и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная
деятельность.
Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приемы
оказания первой помощи. Правила личной и общественной гигиены. Вредные
привычки. Доврачебная помощь.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на разные
виды деятельности
учащихся:
характеризовать
и
приводить
примеры,
сравнивать,
обобщать, делать выводы, обосновывать и применять знания в повседневной
деятельности.
7. Надорганизменные системы – 8 часов.
Эволюция
органического
мира.
Развитие
жизни
на
Земле.
Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых.
Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты,
кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы.
Предварительное
тестирование
по
теме.
Тестирование
с
использованием заданий, демоверсий предыдущих лет. Анализ результатов.
Рефлексия.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Создатели СТЭ. Движущие
силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование,
изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор.
Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и
приспособленность
к
условиям
жизни.
Направления
эволюции:
биологический прогресс и регресс.
Вид, его критерии. Популяция. Определение вида и популяции.
Критерии вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал
вида. Вид — единица систематики. Генофонд популяций. Численность,
плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция — структурная
единица вида, единица эволюции.
Гипотезы возникновения жизни. Современные представления о
возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических
соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестирование по теме.
Тестовые задания на разные виды деятельности: называть, объяснять,
описывать,
давать
характеристику,
систематизировать,
моделировать,
определять логическую последовательность.
8. Экосистемы и присущие им закономерности – 9 часов.
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты – 1
час. Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы,
редуценты. Биоценозы:
видовое разнообразие, плотность популяций,
биомасса.
Решение познавательных задач. Работа с терминами по теме.
Экологические
факторы.
Абиотические
факторы
среды.
Интенсивность действия факторов. Взаимодействие факторов. Пределы
выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая
пирамида.
Промежуточное тестирование по теме. Тестовые задания.
Смена биоценозов. Причины смены биоценозов. Формирование новых
сообществ.
Биосфера – живая оболочка планеты. Учение В. И. Вернадского о
биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав,
разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы.
Ноосфера.
Круговорот веществ в природе. Круговорот воды, углерода, фосфора,
их роль в биосфере.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на
моделирование процессов, установление причинно-следственных связей и
логической
последовательности,
интеграцию
знаний,
интерпретацию
событий, прогнозирование, оценивание, практическое применение знаний.
9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тестирование по вариантам ЕГЭ. Задания части 1 и части 2.
Обсуждение выполненной работы. Анализ типичных ошибок.
Рефлексия.
1. Биология. Готовимся к единому государственному экзамену / В. Б.
Захаров, А. Ю. Цибулевский, Н. И. Сонин, Я. В. Скворцова. — М.: Дрофа,
2006.
2.
Мамонтов
С.
Г.
Биология.
—
М.:
Дрофа,
2008.
(Выпускной/вступительный экзамен).
3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. — М.:
Просвещение, 1994.
4. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.:
Просвещение, 1993.
5. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл.
(авторская линия В. В. Пасечника). — М.: Дрофа, 2008.
6. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл.
(авторская линия Н. И. Сонина). — М.: Дрофа, 2008.
7.
Фросин
В.
Н.,
Сивоглазов
В.
И.
Готовимся
к
единому
государственному экзамену. Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004.
8.
Фросин
В.
Н.,
Сивоглазов
В.
И.
Готовимся
к
единому
государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.:
Дрофа, 2005.
9.
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому
государственному экзамену. Биология. Человек. — М.: Дрофа, 2005.
10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому
государственному экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2003.
Тематическое планирование
№
п
Раздел (тема)
Количество Примечание
часов
/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
10 класс
1. Многообразие организмов. 9 часов.
Основные систематические
1
Характеризовать задачи
категории.
науки систематики.
Определять понятия
«таксон», «естественная
система живых организмов».
Объяснять роль вида в
классификации организмов.
Характеристика царства
1
называть основные свойства
Растений.
представителей царства
Растений. Характеризовать их
свойства и процессы
жизнедеятельности.
Эволюция растений.
1
понимать процессы
эволюции растений и их
последовательность
Характеристика царства
1
называть основные
Животных. Беспозвоночные.
признаки, свойства и
процессы жизнедеятельности
Беспозвоночных животных
Характеристика царства
1
называть основные
Животных. Позвоночные.
признаки, свойства и
процессы жизнедеятельности
Позвоночных животных
Характеристика царства
1
называть основные свойства
Грибов.
и признаки представителей
царства Грибов, их свойства и
процессы жизнедеятельности
Лишайники.
1
объяснять выделение
лишайников в отдельную
группу симбиотических
орагнизмов, знать их строение
и виды
Использование организмов в
1
Характеризовать
биотехнологии.
особенности биотехнологии
как науки и практической
деятельности.
Раскрывать значение
биотехнологии для защиты
окружающей среды.
9. Решение тренировочных
1
формирование умений
заданий по теме
выполнять задания в формате
«Многообразие организмов».
ЕГЭ
2. Человек и его здоровье. 8 часов.
10. Биосоциальная природа
1
Знать методы изучения
человека.
организма человека; о месте и
роли человека в природе.
Уметь характеризовать
социальную сущность
человека
11. Строение и
1
Знать сущность процессов
жизнедеятельность клеток,
обмена веществ, роста,
тканей, органов и систем
возбудимости. Уметь
органов человека. Опорнораспознавать на таблицах и
двигательная система.
описывать основные
органоиды клетки; сравнивать
клетки растений и животных
12. Внутренняя среда организма
1
Знать признаки
человека.
биологических объектов,
сущность биологи-ческих
процессов. Уметь
устанавливать взаимосвязь
между строением и
функциями.
13. Обмен веществ и
1
Знать определение понятий
превращения энергии.
«пластический обмен»,
«энергетический обмен».
Уметь характеризовать
сущность обмена веществ и
превращения энергии.
14. Нервная и гуморальная
1
Знать сущность процесса
регуляции деятельности
регуляции жизнедеятельности
человека.
организма. Уметь
характеризовать его
механизмы.
15. Высшая нервная
1
Знать особенности высшей
деятельность.
нервной деятельности,
познавательные процессы.
16. Личная и общественная
1
Повторить вопросы гигиены,
гигиена. Вредные привычки.
правила первой помощи
Приемы оказания первой
человеку в различных
помощи.
ситуациях.
17. Тренировочные задания ЕГЭ
1
формирование умений
по теме «Человек и его
выполнять задания по типу
здоровье».
ЕГЭ
3. Надорганизменные системы. 8 часов.
18. Эволюция органического
1
Объяснять понятие
мира.
«эволюция».
Описывать вклад различных
учёных в идею развития
живого мира.
Раскрывать основные
положения теории эволюции
Ж.-Б. Ламарка, Ч,Дарвина
19. Решение тренировочных
1
формирование умений
заданий по теме «Эволюция
решать задания по типу ЕГЭ
органического мира».
20. Синтетическая теория
1
Формировать представление
эволюции (СТЭ).
о синтетической теории
эволюции.
Оценивать вклад российских
и иностранных учёных в
развитие СТЭ.
21. Результаты и направления
1
Определять понятия
СТЭ.
«биологический прогресс,
регресс».
Характеризовать и
оценивать значимость
биологического прогресса для
эволюции.
Определять понятия
«ароморфоз»,
«идиоадаптация» «общая
дегенерация.
22. Вид, его критерии.
1
Определять понятие «вид».
Популяция.
Характеризовать критерии
вида, свойства вида как
биосистемы.
Определять понятие
«популяция».
Характеризовать популяцию
как биосистему. Называть
особенности группового
способа жизни особей в
популяции.
23. Гипотезы возникновения
1
Знать ранние гипотезы
жизни на Земле.
происхождения жизни. Уметь
анализировать и оценивать их.
Объяснять вклад ученых в
формирования представлений
о происхождении жизни на
Земле.
24. Биологическая эволюция, её
1
Называть и характеризовать
начальные этапы.
основные эволюционные
преобразования организмов
на разных этапах развития
жизни на Земле.
25. Выполнение заданий ЕГЭ по
1
формирование умений
теме «Надорганизменные
выполнять задания в формате
системы».
ЕГЭ
4. Экосистемы и присущие им закономерности. 9 часов.
26. Естественные сообщества
1
Характеризовать
живых организмов и их
особенности
компоненты.
биогеоценотического уровня
организации жизни,
сравнивать их с
особенностями биосферного
уровня.
27. Решение заданий по
1
формирование умений
экологии. Работа с
выполнять задания части 1 и
терминами.
части 2 в формате ЕГЭ
28. Экологические факторы
1
знать и уметь приводить
среды.
примеры экологических
факторов среды, их влияние
на биоценоз
29. Биотические факторы среды.
1
Характеризовать разные
типы межвидовых отношений
в биогеоценозах.
30. Решение заданий по типу
1
формирование умений
ЕГЭ на экологические
выполнять задания части 1 и
факторы.
части 2 в формате ЕГЭ
31. Смена биоценозов.
1
Сравнивать понятия «смена
биогеоценозов» и
«сукцессия».
Различать и характеризовать
первичные и вторичные
сукцессии.
32. Биосфера – живая оболочка
1
Характеризовать свойства и
планеты.
функции живого вещества
биосферы на конкретных
примерах.
33. Круговорот веществ в
1
Объяснять понятия
природе.
«круговорот веществ», «поток
энергии».
Выявлять и объяснять роль
организмов в биологическом
круговороте веществ и потоке
энергии.
34. Тренировочное
1
формирование умений
тестирование в формате ЕГЭ.
решать задания в формате
ЕГЭ
№
Раздел (тема)
Количество Примечание
п/п
часов
11 класс
1. Введение. 3 часа.
1.
1Виды заданий ЕГЭ.
1
инструктаж
Инструктаж по заполнению
бланков.
2.
2Выполнение демоверсии
1
стартовое тестирование
ЕГЭ.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
3Анализ выполненной работы
1
разбор и анализ тестовых
демоверсии ЕГЭ.
заданий
2. Биология – наука о живой природе. 8 часов.
4Общебиологические
1
Определение
закономерности.
основополагающих понятий:
научное мировоззрение,
научная картина мира,
естественно-научная картина
мира, учёный, биология.
5Роль биологии в
1
раскрывать роль науки в
формировании научных
формировании современной
представлений о мире.
научной картины мира,
практического значения
биологических знаний и
профессий, связанных с
биологией.
Ученые, внесшие вклад в
1
актуализировать знания о
развитие знаний о живой
развитии биологии.
природе.
Промежуточное
1
проверка знаний учащихся
тестирование.
Уровни организации живой
1
Знать уровни организации
материи.
жизни и элементы,
№
п/п
Раздел (тема)
9.
1Основные свойства живого.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Количество Примечание
часов
образующие уровень.
1 Знать свойства живого. Уметь
выделять особенности развития
живых организмов.
1Тестовая работа.
1
проверка усвоения тем
Анализ тестовой работы.
1
работа над ошибками
3. Клетка как биологическая система. 11 часов.
1Химический состав клетки.
1
характеризовать особенности
неорганических веществ,
входящих в состав живого, их
критическая оценка и
интерпретация.
Нуклеиновые кислоты.
1
характеризовать строение и
функции нуклеиновых кислот
ДНК и РНК.
Углеводы, белки, липиды, их
1
характеризовать особенности
функции.
строения и функции
органических веществ клетки
1Решение задач по теме
1
формирование умений решать
«Химический состав
тестовые задания в формате
клетки».
ЕГЭ по теме.
1Структурно-функциональная
1
Характеризовать многообразие
организация клеток
клеток в живом мире.
прокариот.
Называть основное отличие
клетки эукариот от клетки
прокариот.
1Структурно-функциональная
1
Характеризовать многообразие
организация клеток
клеток в живом мире.
эукариот.
Называть основное отличие
клетки эукариот от клетки
прокариот.
1Метаболизм в клетке.
1
1Решение заданий на
1
формирование умений решать
«фотосинтез» и
тестовые задания в формате
«энергетический обмен».
ЕГЭ по теме
1Методы изучения клетки.
1
Определение
Клеточные технологии.
основополагающих понятий:
научный метод; методы
исследования: наблюдение,
эксперимент, описание,
измерение, сравнение,
№
п/п
Раздел (тема)
21. 2
Неклеточные формы
жизни.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Количество Примечание
часов
моделирование, сравнительноисторический метод.
1
Аргументировать
причины отнесения вирусов к
живым организмам.
Характеризовать
отличительные особенности
строения и размножения
вирусов.
22. 2
Тестирование по теме
1
выработка умений
«Клетка как биологическая
выполнять задания в формате
система».
ЕГЭ по теме
4. Организм как биологическая система. 12 часов.
Размножение
1
Характеризовать и
организмов.
приводить конкретные
примеры разных форм
размножения у растений и
животных.
Общие закономерности
1
Определять понятия
онтогенеза.
«онтогенез», «эмбриогенез».
Называть периоды
онтогенеза.
Развитие организмов.
1
Сравнивать стадии
развития организмов с
полным и неполным
превращением.
Закономерности
1
Знать и понимать
наследственности и
механизмы наследования,
изменчивости.
называть законы
наследственности
Строение хромосом.
1
знать особенности строения
и выполняемые функции
хромосом, укладка ДНК.
Развивать абстрактное
мышления, умения
сравнивать и анализировать,
применять полученную
информацию при
выполнении учебного
задания
Независимое и
1
умение объяснить причины
№
п/п
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Раздел (тема)
Количество Примечание
часов
сцепленное наследование.
нарушения закономерностей
наследования признаков,
открытых Г.Менделем,
закона сцепленного
наследования и
хромосомной теории
наследственности Т.
Моргана.
Взаимодействие генов.
1
Анализировать сущность
явлений неполного
доминирования и
кодоминирования,
приводить примеры.
Объяснять определение
групп крови в системе АВ0.
Наследственная и
1
формулировать
ненаследственная
определения понятий
изменчивость.
«генотипическая
изменчивость»,
«мутационная
изменчивость», «мутация»,
«мутагенные факторы»;
«модификации»
приводить примеры
Решение задач по
1
умение выполнять задания
генетике.
в формате ЕГЭ
Составление
1
Формирование умения
родословной.
строить родословные и
проводить на их основе
генетический анализ
Решение заданий ЕГЭ по
1
развития навыка
теме «Организм как
выполнения заданий в
биологическая система».
формате ЕГЭ
Тренировочное
1
проверка подготовленности
тестирование в формате
к ЕГЭ по биологии
ЕГЭ.