РП ВД Математическая грамотность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу рабочей программы внеурочной деятельности
«Математическая грамотность» 5-9 классы составляют следующие документы:
•Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
•Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая
2021 г № 287;
•Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
•Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
•Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования";
•Проект примерной образовательной программы основного общего образования,
примерные рабочие программы учебных предметов (одобрены решением ФУМО, протокол
от 27.09.2021 № 3/21);
•Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки,
Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18
декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в
сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга
системы образования в части результатов национальных и международных исследований
качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов

участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях" (с изменениями и
дополнениями);
•Письмо Министерства просвещения РФ от 06 августа 2021 г. N СК-228/03 письму
Рособрнадзора от 06.08.2021 №01-169/08-01 "Рекомендации для системы общего
образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных
процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»;
•Устав МАОУ СОШ №16, утвержденный Постановлением городского округа
Карпинск № 390 от 08.04.2020 г. (с изменениями от 18.08.2021 г. № 1030);
•

Основная образовательная программа основного общего образования /ООП

ООО/ МАОУ СОШ №16;
•

План внеурочной деятельности для основного общего образования на 2022-

2023 учебный год.
Цель обучения –формирование математической грамотности учащихся, в том числе
в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на
основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.
Задачи:
1)распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые
могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Актуальность курса.
В настоящее время существует объективная необходимость практической
ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между
требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической
грамотности учащихся. Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и
интерпретации математической информации, решения математических задач в различных
жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр,
математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть
показана с помощью технических способов визуализации материала. Существуют три
составляющих математической грамотности: умение находить и отбирать информацию;
производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
интерпретировать, оценивать и анализировать данные. В реальной жизни все три группы
навыков могут быть задействованы одновременно.

Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать
необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно
связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические
действия.
Арифметические действия и использование информации
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами,
процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить
различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать
измерительные приборы, а также применять формулы.
Интерпретация, оценка и анализ данных
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать
выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для
оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании
тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны
не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более
широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений,
пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и
причинные связи.
Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных
проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной
количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных
источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение
информации из различных источников).
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные
навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию,
описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего
анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до
развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт,
графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является
недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность
решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Новизна данного курса состоит в интеграции с другими предметами, развитие
интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших
традиций национальной культуры.

Оригинальность программы состоит в том, что на основе формирования
математической грамотности учащихся развивается интерес к математике, создаются
условия для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Степень интегрированности с другими образовательными программами, уровень
междисциплинарных связей программы.
Наряду

с

принципами

научности,

непрерывности,

интегрированности

и

дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии
обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и
гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность
обучения, доступность. В данной программе показывается интеграция математики с
другими предметами.
Реализация принципа преемственности.
Преемственность реализации задач позволяет выполнять заказ общества на
подготовку личности, на личности не только владеющей знаниями, представлениями о
применении этих знаний, но и умеющей эти знания применять в различных областях
деятельности, при решении практических задач, как учебных, так и жизненных проблем. В
программе прослеживается последовательность и системность в расположении учебного
материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы,
осуществляемой от одной темы к следующей, при переходе от одного года обучения к
другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более
высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей,
благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более
сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения
значительно расширяется. Таким образом, осуществляется через развитие обучающихся
путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение курса математической грамотности позволит учащимся
сформировать три уровня компетентности:
Первый уровень-воспроизведение включает проверку определений или простых
вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов,
распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур,
применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными,
знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов
и методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых
математических задач. Строится на репродуктивной деятельности по решению задач,
которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за
рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал
какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить.
Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они
предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной
в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления,
умения

обобщать,

глубоко

понимать,

использовать

интуицию,

анализировать

предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Строится как развитие
предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция,
размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование
знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма
действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется
найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные
результаты.
Содержание программы учитывает межпредметные связи: тестовые задания для
оценки математической грамотности учащихся 5-9 классов могут быть представлены по
разделам: арифметика, алгебра, геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с
математическими текстами).
Объем учебной нагрузки составляет:
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю для 5 классов,34 часа по 1 часу
в неделю для 6 классов, 34 часа по 1 часу в неделю для 7 классов, 34 часа по 1 часу в неделю
для 8 классов, 34 часа по 1 часу в неделю для 9 классов.
Предметное содержание математической грамотности.
Раздел 1. Числа и вычисления
Средства математического действия (понятия, представления)
-позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий
- деление с остатком, алгоритм Евклида
- рациональные и иррациональные числа
-арифметический квадратный корень
-свойства степени с целым показателем.
-стандартный вид числа

-числовые последовательности
-арифметическая прогрессия
-геометрическая прогрессия
Математические действия
-сравнение многозначных чисел
-выполнение алгоритмических действий с многозначными числами
-прикидка
-элементы рационального счета
-свойства и преобразования пропорции
-процентные расчеты.
- задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Раздел 2. Измерение величин
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношение между числом, величиной и единицей
-отношение «целого и частей»
-формула площади прямоугольника
-Международная система измерения единиц СИ
- погрешность и точность приближения.
Математические действия
-прямое

измерение

длин

линий

и

площадей

фигур

(непосредственное

«укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой
частей объекта)
-косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам)
- нахождение приближённых значений квадратного корня.
- действия над приближёнными значениями.
Раздел 3. Закономерности
Средства математического действия (понятия, представления)
-«индукционный шаг»
-повторяемость (периодичность)
-симметрия
- алгебра событий и вероятностные пространства.
Математические действия
-выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и
других структурированных объектах
-вычисление количества элементов в структурированном объекте

Раздел 4. Зависимости между величинами
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности,
разностное, «целого и частей»)
-прямая пропорциональная зависимость между величинами
-производные величины: скорость, производительность труда и другие.
-соотношения между единицами
Математические действия
-решение текстовых задач.
-описание зависимостей между величинами на различных математических языках
(представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и
прочие.)
-действия с именованными числами
-нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).
Раздел 5. Элементы геометрии
Средства математического действия (понятия, представления)
-форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)
-пространственные отношения между фигурами
Математические действия
-распознавание геометрических фигур
-определение взаимного расположения геометрических фигур
-исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе
изученных формул и свойств фигур.

Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
5 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1. Числа и вычисления
1

Натуральные числа. Делители и кратные.

1

2

Простые и составные числа

1

3,4

Основные свойства делимости натуральных чисел

2

5,6

Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 8,9, 10, 11, 13, 24,
25

2

7,8

Разложение чисел на простые множители.

2

9

НОД. Взаимно простые числа

1

10

НОК.

1

11,12

Степень числа

2

13,14

Дополнительные свойства умножения и деления

2

15,16

Натуральные числа и дроби

2

17,18

Осноное свойство дроби. Преобразование дробей

2

19,20

Сравнение дробей

2

21-23

Арифметика дробей.

3

24,25

Рациональные способы устных вычислений

2

26

Решение тестовых заданий

1

Раздел 2. Измерение величин
27

Действия над составными именованными величинами

1

28

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины.

1

29

Углы, измерение углов.

1

30

Единицы площади, объема, массы, времени.

1

31

Системы старинных мер.

1

32

Как появилась метрическая система мер.

1

33-34

Решение тестовых заданий

1

Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
6 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1. Числа и вычисления
1,2

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

2

3,4

Задачи на движение по реке

2

5

Среднее арифметическое

1

6

Понятие о проценте

1

7,8

Задачи на проценты

2

9

Простой процентный рост

1

10

Сложный процентный рост

1

11

Понятие отношения

1

12

Масштаб

1

13,14

Понятие пропорции. Основное свойство пропорции

2

15,16

Свойства и преобразования пропорции

2

17,18

Понятие рационального числа

2

19,20

Арифметика рациональных чисел

2

21,22

Исследование множеств чисел с применением кругов Эйлера.

2

23

Рациональные способы устных вычислений

1

24

Решение тестовых заданий

1

Раздел 2. Измерение величин
25

Единицы измерения величин: длины, площади, массы, времени.

1

26,27

Измерения величин. Длина, площадь, объем

2

28,29

Измерения углов. Транспортир

2

30

Прямые измерения. Косвенные измерения

1

31,32

Погрешность измерения

2

3334

Решение тестовых заданий

1

Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
7 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1. Числа и вычисления
1

Делимость чисел и их свойства. Простые числа. Деление с остатком.
Алгоритм Евклида

1

2

Делимость целых чисел. Классификация целых чисел по остаткам от
деления. Сравнение и их свойства

1

3

Арифметика остатков. Решение задач и с помощью сравнения

1

4

Множество рациональных чисел. Законы арифметических действия
и равносильные преобразования

1

5

Равносильные преобразования алгебраических сумм. Равносильные
преобразования произведений

1

6

Решение тестовых заданий

1

Раздел 2. Измерение величин
7

Измерение величин: точность и погрешность. Международная
система измерения единиц СИ. Измерения. Классификация ошибок
измерения

1

8

Решение тестовых заданий

1

Раздел 3. Закономерности
9

Задачи подсчета числа вариантов. Комбинации с повторениями.
Способы упорядочивания информации

1

10

Статистические характеристики. Частота и вероятность случайного
события. Классическая схема определения вероятности. Решение
тестовых заданий

1

Раздел 4. Зависимости между величинами
11

Математическая модель реальной задачи. Основные требования к
математической модели. Метод построения математической теории

1

12

Некоторые методы математического доказательства. Логический
вывод. Логические ошибки

1

13

Решение задач с помощью разложения многочленов на множители.
Функциональная зависимость между величинами. Способы задания
функции.

1

14

Функциональная зависимость и кодирование информации. Прямая
пропорциональность.

1

15

Линейная функция и ее график. Кусочно-линейные функции

1

16

Решение линейных уравнений в целых числах. Диофантовые
уравнения.

1

17

Решение тестовых заданий

1

Список использованной литературы.
1.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 5 класс (1,2 часть). Москва, «Ювента»,
2014 г.
2.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 6 класс (1,2, 3 часть). Москва,
«Ювента», 2015 г.
3.Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. Математика 7 класс (1,2, 3 часть). Москва,
«Ювента», 2011 г.
4.Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Москва. «Высшая
школа», 2003 г.
5.Гмурман В.Е. «Руководство к решению задач по теории вероятностей и
математической статистике». Москва. «Высшая школа», 2003 г.
6.Математическая грамотность. Тестовые задания для абитуриентов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».