Положение о социальных практиках

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
Юридический адрес 624930 Свердловская обл., г. Карпинск, ул. Попов,15
Фактический адрес 624930 Свердловская обл., г. Карпинск, ул. Попова, 15
РАССМОТРЕНО:
Педагогическим советом
протокол № 1
от 30.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ СОШ № 16
____________О.В. Кнор
приказ № 213-д
от 30.08.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о социальной практике и профессиональных
пробах
обучающихся муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 16

1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ и определяет:
- цели и задачи, порядок организации социальных практик и
профессиональных проб;
- место социальных практик и профессиональных проб в структуре
образовательного процесса;
- виды и направления социальных практик и профессиональных проб;
- права и обязанности участников образовательных отношений в
организации и проведении социальных практик и профессиональных
проб;
- порядок руководства социальными практиками и профессиональными
пробами.
1.2. Социальная практика и профессиональные пробы – вид учебносоциальной деятельности, в которой учащийся получает социальный опыт
профессиональной деятельности, значимой для общества. Социальная
практика и профессиональные пробы проводится с целью ознакомления
учащихся с возможными будущими профессиями, условиями труда, уровнем
требований к работникам данных профессий, умениями, необходимыми для
этой деятельности. Социальная практика и профессиональные пробы должны
помочь будущему выпускнику определиться с учреждениями высшего
профессионального образования для продолжения образования.
1.3. Социальная практика и профессиональные пробы являются
обязательной частью внеурочной деятельности учащихся на уровне среднего
общего образования и включается в их Индивидуальную образовательную
программу.
1.3.1. Виды социальной практики и профессиональных проб:
- внешняя – на предприятиях, в организациях и учреждениях
муниципального образования;
- внутренняя – в пределах образовательной среды МАОУ СОШ № 16.
1.3.2.Места прохождения социальной практики и профессиональных
проб:
- организации системы образования;
- организации системы здравоохранения;
- организации системы социальной защиты населения;
- организации судебной системы;
- организации налоговой системы;

- организации банковской системы;
- органы МВД;
- муниципальные органы самоуправления;
- агропромышленный комплекс;
- промышленные предприятия;
- средства массовой информации;
- МАОУ СОШ № 16.
1.3.3. Объектами социальной практики и профессиональных проб могут
быть следующие формы общественно значимой деятельности учащихся:
- организация и проведение мероприятий для социума микрорайона;
- создание и реализация проектов социальной направленности;
- деятельность по профилактике социальных угроз: курения,
употребления спиртных напитков, наркомании, сквернословия;
- деятельность по организации активного отдыха учащихся разных
возрастов в выходные и каникулярные дни;
- участие в акциях по защите животных;
- участие в социально-значимых формах реализации творческой
активности учащихся (выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках
и т.д.);
- деятельность по сохранению экологического баланса на территории
школы и микрорайона;
- практическая работа в детских и молодежных общественных
объединениях по реализации программ инициатив, имеющих социальнозначимые ценности;
- осуществление помощи в работе молодежных бирж труда, отдела по
молодежной политике и взаимодействия с общественными организациями
муниципального образования;
- социально-ориентированные акции, на основе взаимодействия с
общественными организациями и движениями, осуществляющими
гуманитарную и просветительскую деятельность;
- участие в волонтерских движениях различной направленности;
- занятость общественно полезным трудом по благоустройству города,
территорий образовательных организаций;
- участие в мероприятиях учреждений культуры и спорта, оказание
помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и
стадионов, в охране памятников культуры;
- участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного
образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их
досуга и занятости во внеурочное время;

- практическая работа в детских и молодежных общественных
объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив,
имеющих социально-значимую ценность;
- участие в конференциях, конкурсах проводимых учреждениями
высшего профессионального образования;
- участие в работе Совета молодежи предприятия;
- участие в конкурсах профмастерства;
- работа в музеях предприятий;
- работа в газетах и сайтах предприятий;
- организация и проведение предметных и тематических мероприятий
для учащихся МАОУ СОШ № 16;
- деятельность по развитию ученического самоуправления в МАОУ
СОШ № 16 (индивидуальный уровень, уровень класса, уровень ученического
коллектива, общешкольный уровень).
2. Цель и задачи социальной практики и профессиональных проб
2.1. Целью социальных практик и профессиональных проб является
формирование социального практического опыта профессиональной
деятельности, значимой для общества и определяющей выбор профессии
обучающимся.
2.2. Основными задачами социальной практики и профессиональных
проб являются:
- создание условий для интенсивного освоения учащимися социального
пространства;
- оказание профориентационной поддержки старшеклассников в выборе
сферы будущей профессиональной деятельности;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
- распространение идей непрерывного образования, содействие
решению проблем местного сообщества.
2.3. Социальные практики и профессиональные пробы призваны помочь
учащимся:
- развить коммуникативные способности общения и взаимодействия,
приобрести необходимые для этого знания и умения;
- приобрести определенный жизненный и социальный опыт путем
включения учащихся в социальные отношения как внутри, так и за
пределами образовательного учреждения;

- приобрести навыки формирования индивидуальных моделей
поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем,
сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной
практики и профессиональных проб, умения применять теоретические
знания в конкретной ситуации;
- уметь проектировать свою деятельность;
- решать вопросы выбора будущей профессии и приложения своих сил в
определенной сфере общественно-полезной деятельности;
- получить информацию об интересующих его профессиях, осуществить
профессиональные пробы на рабочих местах, а также оценить выбранные для
изучения профессии;
- определять реалистичность профессиональных притязаний, расширить
диапазон профессиональной мобильности.
2.4. Социальные практики и профессиональные пробы призваны помочь
педагогическим работникам:
- решить задачу совмещения профориентационной работы с предметным
обучением;
- совместить знания с реальной жизнью.
2.5. Принципы организации социальных практик и профессиональных
проб:
- принцип открытости предполагает возможность открытого включения
учащихся в социальную практику и профессиональные пробы и дает
возможность выбора вида и направления деятельности;
- принцип целостности включает в себя соединение образовательного
процесса и деятельностного его воплощения, органичное сочетание практики
и обучения;
- принцип сотрудничества подразумевает комплексную работу и
взаимодействие
с
различными
ответственными
учреждениями,
организациями, предприятиями, сообществами, гражданами.
2.6.
Предполагаемый
результат
социальных
практик
и
профессиональных проб:
- осознание учащимися важнейших социально-значимых проблем,
выработка личностного к ним отношения и осуществление практических
действий для их решения;
- формирование коммуникативных навыков посредством наблюдения
или участия в деятельности различных социальных и иных сферах общества;
- осознанный выбор учреждения высшего профессионального
образования и будущей профессии.

3.

Организация социальной практики и профессиональных проб

3.1.МАОУ СОШ № 16 обеспечивает:
- разработку и утверждение программ социальной практики и
профессиональных проб;
- заключение не позднее чем за месяц до начала прохождения практики
двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или
организацией об условиях и порядке прохождения практики учащимся;
- издание приказа по учреждению о прохождении социальной практики
и профессиональных проб учащимися в соответствующем учебном году;
- закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися
социальной практики и профессиональных проб;
- распределение обязанностей за ответственными специалистами,
организующими прохождение социальной практики и профессиональных
проб учащимися;
- направление учащихся на практику в сроки, установленные
индивидуальными образовательными программами;
- распределение учащихся по конкретным учреждениям и организациям
на время прохождения социальной практики и профессиональных проб;
- составление графиков перемещения учащихся по местам прохождения
практики в зависимости от возможностей конкретных организаций,
учреждений;
- контроль за соблюдением требований охраны труда, техники
безопасности, а также санитарно-гигиенических норм во время прохождения
учащимися социальной практики и профессиональных проб.
3.2. Общую координацию прохождения учащимися социальной
практики и профессиональных проб осуществляет заместитель директора
МАОУ СОШ № 16, отвечающий за организацию учебно-воспитательного
процесса, который обеспечивает:
- подготовку приказа по МАОУ СОШ № 16 о прохождении социальной
практики и профессиональных проб учащимися в течение соответствующего
учебного года;
- закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися
социальной практики и профессиональных проб;
- распределение учащихся по конкретным учреждениям и организациям
на время прохождения социальной практики и профессиональных проб;
- контроль соблюдения требований норм охраны труда, а также
санитарно-гигиенических норм, иных требований законодательства

российской Федерации во время прохождения учащимися социальной
практики и профессиональных проб;
- контроль выполнения программ социальной практики и
профессиональных проб;
- координацию деятельности педагогов-тьюторов и классных
руководителей по организации социальных практик и профессиональных
проб;
- отчеты тьюторов по вопросам содержания и организации социальных
практик и профессиональных проб;
- своевременные решения по корректировке программ социальных
практик и профессиональных проб.
3.3. Руководитель социальных практик и профессиональных проб из
числа педагогических работников МАОУ СОШ № 16, назначенный приказом
директора МАОУ СОШ № 16, обеспечивает:
- нормативно-правовое сопровождение социальных практик и
профессиональных проб;
- своевременное заключение договоров с соответствующим
учреждениями или организацией об условиях и порядке прохождения
социальной практики и профессиональных проб учащимся МАОУ СОШ №
16;
- обеспечивает методическое сопровождение работы тьюторов по
вопросам разработки и реализации программ социальной практики и
профессиональных проб, ведения дневника практики, оценивания ее
результативности и организации защиты результатов учащимися.
3.4. Непосредственное руководство за прохождением учащимися
социальной практики и профессиональных проб осуществляет педагог, на
которого приказом директора МАОУ СОШ № 16 возлагается тьюторское
сопровождение учащихся.
3.5. Тьютор обязан:
- ознакомить учащихся с программой социальной практики и
профессиональных проб;
- оказывать содействие в выборе вида практики;
- согласовать прохождение практики на базе конкретных организаций
(учреждений);
контролировать
проведение
практики,
проверять
отчеты
старшеклассников, оценивать их деятельность (по пятибалльной шкале);
- организовывать встречи учащихся с интересующими их специалистами
в разных профессиональных областях;

- проводить с учащимися экскурсии, выезды, конференции-отчеты о
проделанной работе и нести ответственность за жизнь и здоровье детей во
время проведения мероприятия;
- совместно с представителями принимающей организации по
завершении социальной практики и профессиональных проб составлять
развернутую характеристику учащегося (уровня его активности во время
практики, достигнутых положительных результатов, замечаний и
предложений);
- вносить результаты прохождения социальной практики и
профессиональных проб в портфолио достижений учащегося.
3.6. Классный руководитель учащихся:
- осуществляет периодический контроль в течение учебного года за
прохождением социальной практики и профессиональных проб;
- запрашивает у тьюторов информацию о прохождении учащимися
социальной практики и профессиональных проб и обсуждает ее на
ученических собраниях;
- оказывает помощь тьюторам во взаимоотношениях с родителями
учащихся, доводит информацию о социальной практике и профессиональных
пробах до родителей через родительское собрание или индивидуальные
беседы;
- подводит общие итоги практики и совместно с тьюторами оценивает ее
результативность.
3.7. Отметка за социальную практику и профессиональные пробы
выставляется в журнал профильных предметов и является показателем
освоения прикладных профессиональных знаний по профильной дисциплине.
4.

Порядок прохождения социальной практики и профессиональных
проб

4.1.Базой практики может быть МАОУ СОШ № 16 или иная
организация, (учреждение) с которой у школы заключен договор о
прохождении социальной практики и профессиональных проб.
4.2.Организации
(учреждения)
обеспечивают
возможность
ознакомления обучающихся с основными направлениями их деятельности, а
также предоставляют доступ к информации, необходимой для написания
отчета по социальной практике и профессиональных проб.
4.3.Направление
учащихся
на
социальную
практику
и
профессиональные пробы может сопровождаться письмом-просьбой о
приеме на практику, подписанным директором МАОУ СОШ № 16, к письму

может прилагаться договор о приеме на социальную практику и
профессиональные пробы и краткая программа для прохождения практики.
4.4. Ответственность
за
прохождение
практики
обучающихся
возлагается на руководителя практики.
4.5. Прохождение
учащимися
социальной
практики
и
профессиональных проб осуществляется за счет часов внеурочной и
составляет не менее 17 часов.
4.6. Социальная практика и профессиональные пробы могут быть
проведены разово или в несколько приемов (по договоренности с
принимающими организациями), в учебное или в каникулярное время.
4.7. Общее количество часов, отводимых на социальную практику и
профессиональные пробы, не должно превышать 17 часов в год.
4.8. Конкретные сроки и формы прохождения учащимися социальной
практики и профессиональных проб определяет администрация МАОУ СОШ
№ 16, в том числе на основе двусторонних договоров с принимающими
предприятиями, учреждениями и организациями.
4.9. Продолжительность рабочего времени учащихся во время
прохождения социальной практики и профессиональных проб определяется
локальными нормативными актами школы.
4.10. Оценка за социальную практику и профессиональные пробы
вносится в зачетную книжку обучающегося.
5. Права и обязанности практикантов при прохождении
социальной практики и профессиональных проб
5.1.При прохождении социальной практики и профессиональных проб
учащиеся имеют право:
выбирать
место
прохождения
социальной
практики
и
профессиональных проб;
- получать консультации и помощь у педагогов МАОУ СОШ № 16;
- собирать команду учащихся для совместного прохождения социальной
практики и профессиональных проб.
5.2. При прохождении социальной практики и профессиональных проб
учащиеся обязаны:
- выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятия
(организации) по месту прохождения практики;
- изучить и строго соблюдать правила техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной безопасности;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

- подобрать и систематизировать исходный теоретический и
аналитический материал для отчета по практике;
- подготовить отчет о практике и защитить его в установленные МАОУ
СОШ № 16 сроки.
6. Оформление результатов прохождения социальной практики и
профессиональных проб
6.1.Социальная практика и профессиональные пробы сопровождаются
планированием (проектированием) образовательной деятельности учащегося
в дневнике социальной практики.
6.2.Дневник социальной практики и профессиональных проб является
обязательным продуктом, предъявляемым на защите результатов практики.
6.3. Дневник социальной практики и профессиональных проб позволяет:
- представить работу участника практики;
- стать удобным накопителем информации и справочником на
протяжении работы;
- объективно оценить ход практики;
- судить о личных достижениях и росте участника практики.
6.4. По окончании практики учащийся в десятидневный срок составляет
письменный отчет и сдает его руководителю практики одновременно с
дневником. Отчет должен содержать сведения о выполненной учащимся
работе в период практики, согласно программе практики и индивидуальном
порядке.
6.5. Учащиеся, не выполнившие программу практики по уважительной
причине, проходят практику в индивидуальном порядке.
6.6. Учащиеся, не выполнившие без уважительной причины требования
программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, имеют
право на ликвидацию возникшей задолженности в сроки, установленные
приказом директора МАОУ СОШ № 16.
6.7. Подведение итогов, оценивание результатов социальной практики и
профессиональных проб по итогам деятельности осуществляется в рамках
следующих критериев:
- качественная оценка деятельности учащегося руководителем практики;
- качественная оценка Дневника
социальной практики
и
профессиональных проб тьютором.
6.8. В структуру портфолио по итогам социальной практики и
профессиональных проб входят следующие документы:
- дневник социальной практики и профессиональных проб;

- собранная учащимся информация по теме практики, представленная на
бумажных носителях в произвольной форме;
- краткое описание основных проблем, с которыми пришлось
столкнуться в ходе социальной практики и профессиональных проб и
способов их преодоления;
- мульти-медиа презентация по итогам прохождения социальной
практики.
Приложение
Карта оценки практиканта
ФИО обучающегося _______________________________________
Класс _________
1. Индивидуально-психологические качества:
Оцениваемое
Оценка
качество
Очень
Хорошо Удовлетвохорошо
рительно
Наблюдательность и
сосредоточенность
Способность генерировать
новые идеи
Сообразительность и
понятливость
Целеустремленность и
решительность
Поведение в сложных
ситуациях и конфликтах
Преобладающее настроение
Другое

Слабо

_________________________
2. Культура поведения:
Оцениваемое
качество
Тактичность
Вежливость
Пунктуальность
Положительная реакция на
критику товарищей и

Очень
хорошо

Оценка
Хорошо Удовлетворительно

Слабо

старших
Другое
3. Взаимоотношения с окружающими (поведение в коллективе):
Оцениваемое
Оценка
качество
Очень
Хорошо Удовлетво- Слабо
хорошо
рительно
Самостоятелен
Способен вести за собой
Подчиняется чужому
влиянию
Общителен
Держится отчужденно
Другое
4. Соответствие компетенций практиканта требованиям практики:
Оцениваемое
Оценка
качество
Очень
Хорошо Удовлетво- Слабо
хорошо
рительно
Владение знаниями,
полученными при изучении
гуманитарных и социальноэкономических дисциплин
Умение применять
вышеназванные знания в
своей профессиональной
деятельности
Знание законодательства РФ
и нормативных правовых
актов
Знание видов выполняемых
работ и оказываемых услуг
Знание основ социологии и
психологии труда
Знание и умение оформления
деловой документации
Владение компьютерными
методами сбора, хранения и
обработки информации,
применяемой в сфере
профессиональной
деятельности
Другое

5. Соответствие основным требованиям работодателя:
Оцениваемое
Оценка
качество
Очень
Хорошо Удовлетвохорошо
рительно
Общая образованность
Способность системно
мыслить, умение
перерабатывать большие
объемы информации и
вычленять главное
Умение применять на
практике полученные знания
Навыки командной работы
Умение и желание постоянно
учиться
Целеустремленность
Адекватность самооценки
Психологическая
мобильность
Коммуникативность и
мобильность
Стрессовая устойчивость

Слабо

6. Отзыв о практике
Руководитель организации

____________
(подпись)

М.П.

____________________
(Ф.И.О.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».