Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Юридический адрес 624930 Свердловская обл., г. Карпинск, ул. Попов,15 Фактический адрес 624930 Свердловская обл., г. Карпинск, ул. Попова, 15 РАССМОТРЕНО: Педагогическим советом протокол № 1 от 30.08.2021 г. УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ СОШ № 16 ____________О.В. Кнор приказ № 213-д от 30.08.2021 г. ПОЛОЖЕНИЕ о социальной практике и профессиональных пробах обучающихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ и определяет: - цели и задачи, порядок организации социальных практик и профессиональных проб; - место социальных практик и профессиональных проб в структуре образовательного процесса; - виды и направления социальных практик и профессиональных проб; - права и обязанности участников образовательных отношений в организации и проведении социальных практик и профессиональных проб; - порядок руководства социальными практиками и профессиональными пробами. 1.2. Социальная практика и профессиональные пробы – вид учебносоциальной деятельности, в которой учащийся получает социальный опыт профессиональной деятельности, значимой для общества. Социальная практика и профессиональные пробы проводится с целью ознакомления учащихся с возможными будущими профессиями, условиями труда, уровнем требований к работникам данных профессий, умениями, необходимыми для этой деятельности. Социальная практика и профессиональные пробы должны помочь будущему выпускнику определиться с учреждениями высшего профессионального образования для продолжения образования. 1.3. Социальная практика и профессиональные пробы являются обязательной частью внеурочной деятельности учащихся на уровне среднего общего образования и включается в их Индивидуальную образовательную программу. 1.3.1. Виды социальной практики и профессиональных проб: - внешняя – на предприятиях, в организациях и учреждениях муниципального образования; - внутренняя – в пределах образовательной среды МАОУ СОШ № 16. 1.3.2.Места прохождения социальной практики и профессиональных проб: - организации системы образования; - организации системы здравоохранения; - организации системы социальной защиты населения; - организации судебной системы; - организации налоговой системы; - организации банковской системы; - органы МВД; - муниципальные органы самоуправления; - агропромышленный комплекс; - промышленные предприятия; - средства массовой информации; - МАОУ СОШ № 16. 1.3.3. Объектами социальной практики и профессиональных проб могут быть следующие формы общественно значимой деятельности учащихся: - организация и проведение мероприятий для социума микрорайона; - создание и реализация проектов социальной направленности; - деятельность по профилактике социальных угроз: курения, употребления спиртных напитков, наркомании, сквернословия; - деятельность по организации активного отдыха учащихся разных возрастов в выходные и каникулярные дни; - участие в акциях по защите животных; - участие в социально-значимых формах реализации творческой активности учащихся (выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках и т.д.); - деятельность по сохранению экологического баланса на территории школы и микрорайона; - практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях по реализации программ инициатив, имеющих социальнозначимые ценности; - осуществление помощи в работе молодежных бирж труда, отдела по молодежной политике и взаимодействия с общественными организациями муниципального образования; - социально-ориентированные акции, на основе взаимодействия с общественными организациями и движениями, осуществляющими гуманитарную и просветительскую деятельность; - участие в волонтерских движениях различной направленности; - занятость общественно полезным трудом по благоустройству города, территорий образовательных организаций; - участие в мероприятиях учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов, в охране памятников культуры; - участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во внеурочное время; - практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально-значимую ценность; - участие в конференциях, конкурсах проводимых учреждениями высшего профессионального образования; - участие в работе Совета молодежи предприятия; - участие в конкурсах профмастерства; - работа в музеях предприятий; - работа в газетах и сайтах предприятий; - организация и проведение предметных и тематических мероприятий для учащихся МАОУ СОШ № 16; - деятельность по развитию ученического самоуправления в МАОУ СОШ № 16 (индивидуальный уровень, уровень класса, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень). 2. Цель и задачи социальной практики и профессиональных проб 2.1. Целью социальных практик и профессиональных проб является формирование социального практического опыта профессиональной деятельности, значимой для общества и определяющей выбор профессии обучающимся. 2.2. Основными задачами социальной практики и профессиональных проб являются: - создание условий для интенсивного освоения учащимися социального пространства; - оказание профориентационной поддержки старшеклассников в выборе сферы будущей профессиональной деятельности; - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - распространение идей непрерывного образования, содействие решению проблем местного сообщества. 2.3. Социальные практики и профессиональные пробы призваны помочь учащимся: - развить коммуникативные способности общения и взаимодействия, приобрести необходимые для этого знания и умения; - приобрести определенный жизненный и социальный опыт путем включения учащихся в социальные отношения как внутри, так и за пределами образовательного учреждения; - приобрести навыки формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики и профессиональных проб, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации; - уметь проектировать свою деятельность; - решать вопросы выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности; - получить информацию об интересующих его профессиях, осуществить профессиональные пробы на рабочих местах, а также оценить выбранные для изучения профессии; - определять реалистичность профессиональных притязаний, расширить диапазон профессиональной мобильности. 2.4. Социальные практики и профессиональные пробы призваны помочь педагогическим работникам: - решить задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением; - совместить знания с реальной жизнью. 2.5. Принципы организации социальных практик и профессиональных проб: - принцип открытости предполагает возможность открытого включения учащихся в социальную практику и профессиональные пробы и дает возможность выбора вида и направления деятельности; - принцип целостности включает в себя соединение образовательного процесса и деятельностного его воплощения, органичное сочетание практики и обучения; - принцип сотрудничества подразумевает комплексную работу и взаимодействие с различными ответственными учреждениями, организациями, предприятиями, сообществами, гражданами. 2.6. Предполагаемый результат социальных практик и профессиональных проб: - осознание учащимися важнейших социально-значимых проблем, выработка личностного к ним отношения и осуществление практических действий для их решения; - формирование коммуникативных навыков посредством наблюдения или участия в деятельности различных социальных и иных сферах общества; - осознанный выбор учреждения высшего профессионального образования и будущей профессии. 3. Организация социальной практики и профессиональных проб 3.1.МАОУ СОШ № 16 обеспечивает: - разработку и утверждение программ социальной практики и профессиональных проб; - заключение не позднее чем за месяц до начала прохождения практики двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или организацией об условиях и порядке прохождения практики учащимся; - издание приказа по учреждению о прохождении социальной практики и профессиональных проб учащимися в соответствующем учебном году; - закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися социальной практики и профессиональных проб; - распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими прохождение социальной практики и профессиональных проб учащимися; - направление учащихся на практику в сроки, установленные индивидуальными образовательными программами; - распределение учащихся по конкретным учреждениям и организациям на время прохождения социальной практики и профессиональных проб; - составление графиков перемещения учащихся по местам прохождения практики в зависимости от возможностей конкретных организаций, учреждений; - контроль за соблюдением требований охраны труда, техники безопасности, а также санитарно-гигиенических норм во время прохождения учащимися социальной практики и профессиональных проб. 3.2. Общую координацию прохождения учащимися социальной практики и профессиональных проб осуществляет заместитель директора МАОУ СОШ № 16, отвечающий за организацию учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает: - подготовку приказа по МАОУ СОШ № 16 о прохождении социальной практики и профессиональных проб учащимися в течение соответствующего учебного года; - закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися социальной практики и профессиональных проб; - распределение учащихся по конкретным учреждениям и организациям на время прохождения социальной практики и профессиональных проб; - контроль соблюдения требований норм охраны труда, а также санитарно-гигиенических норм, иных требований законодательства российской Федерации во время прохождения учащимися социальной практики и профессиональных проб; - контроль выполнения программ социальной практики и профессиональных проб; - координацию деятельности педагогов-тьюторов и классных руководителей по организации социальных практик и профессиональных проб; - отчеты тьюторов по вопросам содержания и организации социальных практик и профессиональных проб; - своевременные решения по корректировке программ социальных практик и профессиональных проб. 3.3. Руководитель социальных практик и профессиональных проб из числа педагогических работников МАОУ СОШ № 16, назначенный приказом директора МАОУ СОШ № 16, обеспечивает: - нормативно-правовое сопровождение социальных практик и профессиональных проб; - своевременное заключение договоров с соответствующим учреждениями или организацией об условиях и порядке прохождения социальной практики и профессиональных проб учащимся МАОУ СОШ № 16; - обеспечивает методическое сопровождение работы тьюторов по вопросам разработки и реализации программ социальной практики и профессиональных проб, ведения дневника практики, оценивания ее результативности и организации защиты результатов учащимися. 3.4. Непосредственное руководство за прохождением учащимися социальной практики и профессиональных проб осуществляет педагог, на которого приказом директора МАОУ СОШ № 16 возлагается тьюторское сопровождение учащихся. 3.5. Тьютор обязан: - ознакомить учащихся с программой социальной практики и профессиональных проб; - оказывать содействие в выборе вида практики; - согласовать прохождение практики на базе конкретных организаций (учреждений); контролировать проведение практики, проверять отчеты старшеклассников, оценивать их деятельность (по пятибалльной шкале); - организовывать встречи учащихся с интересующими их специалистами в разных профессиональных областях; - проводить с учащимися экскурсии, выезды, конференции-отчеты о проделанной работе и нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятия; - совместно с представителями принимающей организации по завершении социальной практики и профессиональных проб составлять развернутую характеристику учащегося (уровня его активности во время практики, достигнутых положительных результатов, замечаний и предложений); - вносить результаты прохождения социальной практики и профессиональных проб в портфолио достижений учащегося. 3.6. Классный руководитель учащихся: - осуществляет периодический контроль в течение учебного года за прохождением социальной практики и профессиональных проб; - запрашивает у тьюторов информацию о прохождении учащимися социальной практики и профессиональных проб и обсуждает ее на ученических собраниях; - оказывает помощь тьюторам во взаимоотношениях с родителями учащихся, доводит информацию о социальной практике и профессиональных пробах до родителей через родительское собрание или индивидуальные беседы; - подводит общие итоги практики и совместно с тьюторами оценивает ее результативность. 3.7. Отметка за социальную практику и профессиональные пробы выставляется в журнал профильных предметов и является показателем освоения прикладных профессиональных знаний по профильной дисциплине. 4. Порядок прохождения социальной практики и профессиональных проб 4.1.Базой практики может быть МАОУ СОШ № 16 или иная организация, (учреждение) с которой у школы заключен договор о прохождении социальной практики и профессиональных проб. 4.2.Организации (учреждения) обеспечивают возможность ознакомления обучающихся с основными направлениями их деятельности, а также предоставляют доступ к информации, необходимой для написания отчета по социальной практике и профессиональных проб. 4.3.Направление учащихся на социальную практику и профессиональные пробы может сопровождаться письмом-просьбой о приеме на практику, подписанным директором МАОУ СОШ № 16, к письму может прилагаться договор о приеме на социальную практику и профессиональные пробы и краткая программа для прохождения практики. 4.4. Ответственность за прохождение практики обучающихся возлагается на руководителя практики. 4.5. Прохождение учащимися социальной практики и профессиональных проб осуществляется за счет часов внеурочной и составляет не менее 17 часов. 4.6. Социальная практика и профессиональные пробы могут быть проведены разово или в несколько приемов (по договоренности с принимающими организациями), в учебное или в каникулярное время. 4.7. Общее количество часов, отводимых на социальную практику и профессиональные пробы, не должно превышать 17 часов в год. 4.8. Конкретные сроки и формы прохождения учащимися социальной практики и профессиональных проб определяет администрация МАОУ СОШ № 16, в том числе на основе двусторонних договоров с принимающими предприятиями, учреждениями и организациями. 4.9. Продолжительность рабочего времени учащихся во время прохождения социальной практики и профессиональных проб определяется локальными нормативными актами школы. 4.10. Оценка за социальную практику и профессиональные пробы вносится в зачетную книжку обучающегося. 5. Права и обязанности практикантов при прохождении социальной практики и профессиональных проб 5.1.При прохождении социальной практики и профессиональных проб учащиеся имеют право: выбирать место прохождения социальной практики и профессиональных проб; - получать консультации и помощь у педагогов МАОУ СОШ № 16; - собирать команду учащихся для совместного прохождения социальной практики и профессиональных проб. 5.2. При прохождении социальной практики и профессиональных проб учащиеся обязаны: - выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятия (организации) по месту прохождения практики; - изучить и строго соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности; - нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты; - подобрать и систематизировать исходный теоретический и аналитический материал для отчета по практике; - подготовить отчет о практике и защитить его в установленные МАОУ СОШ № 16 сроки. 6. Оформление результатов прохождения социальной практики и профессиональных проб 6.1.Социальная практика и профессиональные пробы сопровождаются планированием (проектированием) образовательной деятельности учащегося в дневнике социальной практики. 6.2.Дневник социальной практики и профессиональных проб является обязательным продуктом, предъявляемым на защите результатов практики. 6.3. Дневник социальной практики и профессиональных проб позволяет: - представить работу участника практики; - стать удобным накопителем информации и справочником на протяжении работы; - объективно оценить ход практики; - судить о личных достижениях и росте участника практики. 6.4. По окончании практики учащийся в десятидневный срок составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики одновременно с дневником. Отчет должен содержать сведения о выполненной учащимся работе в период практики, согласно программе практики и индивидуальном порядке. 6.5. Учащиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, проходят практику в индивидуальном порядке. 6.6. Учащиеся, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, имеют право на ликвидацию возникшей задолженности в сроки, установленные приказом директора МАОУ СОШ № 16. 6.7. Подведение итогов, оценивание результатов социальной практики и профессиональных проб по итогам деятельности осуществляется в рамках следующих критериев: - качественная оценка деятельности учащегося руководителем практики; - качественная оценка Дневника социальной практики и профессиональных проб тьютором. 6.8. В структуру портфолио по итогам социальной практики и профессиональных проб входят следующие документы: - дневник социальной практики и профессиональных проб; - собранная учащимся информация по теме практики, представленная на бумажных носителях в произвольной форме; - краткое описание основных проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе социальной практики и профессиональных проб и способов их преодоления; - мульти-медиа презентация по итогам прохождения социальной практики. Приложение Карта оценки практиканта ФИО обучающегося _______________________________________ Класс _________ 1. Индивидуально-психологические качества: Оцениваемое Оценка качество Очень Хорошо Удовлетвохорошо рительно Наблюдательность и сосредоточенность Способность генерировать новые идеи Сообразительность и понятливость Целеустремленность и решительность Поведение в сложных ситуациях и конфликтах Преобладающее настроение Другое Слабо _________________________ 2. Культура поведения: Оцениваемое качество Тактичность Вежливость Пунктуальность Положительная реакция на критику товарищей и Очень хорошо Оценка Хорошо Удовлетворительно Слабо старших Другое 3. Взаимоотношения с окружающими (поведение в коллективе): Оцениваемое Оценка качество Очень Хорошо Удовлетво- Слабо хорошо рительно Самостоятелен Способен вести за собой Подчиняется чужому влиянию Общителен Держится отчужденно Другое 4. Соответствие компетенций практиканта требованиям практики: Оцениваемое Оценка качество Очень Хорошо Удовлетво- Слабо хорошо рительно Владение знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Умение применять вышеназванные знания в своей профессиональной деятельности Знание законодательства РФ и нормативных правовых актов Знание видов выполняемых работ и оказываемых услуг Знание основ социологии и психологии труда Знание и умение оформления деловой документации Владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности Другое 5. Соответствие основным требованиям работодателя: Оцениваемое Оценка качество Очень Хорошо Удовлетвохорошо рительно Общая образованность Способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное Умение применять на практике полученные знания Навыки командной работы Умение и желание постоянно учиться Целеустремленность Адекватность самооценки Психологическая мобильность Коммуникативность и мобильность Стрессовая устойчивость Слабо 6. Отзыв о практике Руководитель организации ____________ (подпись) М.П. ____________________ (Ф.И.О.)