Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб волонтеров

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16

Рассмотрено:
на заседании Педагогического
совета
Протокол № 1
от 27 августа 2020 г.

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
______ О. В. Кнор
Приказ №220-д от 27 августа 2020 г.

Приложение
к программе внеурочной деятельности
МАОУ СОШ №16
Рабочая программа «Клуб волонтёров»

Составитель:
Патрушева К.А, зам. директора по ВР
МАОУ СОШ № 16

Карпинск, 2020 г.

I.Пояснительная записка
Актуальность программы. Стремительные политические, социальноэкономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют
новые

требования

как

к организации самого учебно-воспитательного

процесса, так и к содержанию образования. В

период

стремительной

глобализации и информатизации жизненного пространства подросток
каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни,
сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на
знании и собственном приобретённом опыте.
На современном этапе развития российского общества не вызывает
никакого сомнения огромный педагогический потенциал волонтерского
движения в воспитании современных подростков. Волонтёрское движение
может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а
не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации

— это

свободные

союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом.
Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений,
которые занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Основные сферы интересов волонтеров — это социальная работа, а
также спорт, политика, досуг. Кроме того, добровольцы часто работают в
сфере

охраны

окружающей

среды,

защиты

животных,

помощи

развивающимся странам.
Волонтерская деятельность строится в соответствии со следующими
принципами (основные принципы организации образовательного процесса):
−

добровольность (участие молодежи в программе на добровольных

началах);
−

адресность (данная программа рассчитана на определённую категорию

людей);
−

позитивность (положительный эмоциональный настрой на себя,

окружающих, действительность);
−

последовательность (подача материала осуществляется поэтапно);

−

дозированность (информация не превышает запрос целевой

группы); − непрерывность и систематичность;
−

осознание членами волонтерского движения личностной и социальной

значимости их деятельности.
В России добровольческое движение стало возрождаться в конце 80-х
годов, ранее оно существовало в виде службы сестер милосердия,
тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны
природы и памятников.
В настоящее время волонтерское движение получило развитие в связи
с растущим числом

социальных

проблем,

в

решении

которых

при

современной экономической ситуации волонтеры незаменимы на местном,
региональном и федеральном уровнях. Так как молодежь является наиболее
мобильной социальной группой, именно она должна стать активным
участником решения задач, стоящих перед государством и обществом.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из
основных причин этого – добровольность и свобода выбора.
В связи с этим создание общеобразовательной дополнительной
программы,
деятельности,

знакомящей

подростков

становится

особенно

с

основами

актуальным.

волонтерской
Предложенная

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб
волонтёров»

относится

к

программам

социально-педагогической

направленности и ориентирована на формирование социально успешной
личности, воспитание социальной компетентности, социальную адаптацию,
повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб волонтёров»
(далее

–

Программа)

разработана

в

соответствии

с

Требованиями

Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации;
1. Федеральный заrон от 29.12.2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.;
4. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726–Р);
5. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025
года» от 29 ноября 2014 года N 2403-р; Федеральный закон от 24 июня 1999 г.
N

120-ФЗ

"Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями);
6. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
7. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06–1844 «О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
8. Приказ министерства просвещения РФ (Минпросвещения России)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" от
09.11.2018 г. № 196 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 29
ноября 2018 года);
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172–14 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных

организаций дополнительного образования детей»;
10. Устав и локальные, нормативные акты МАОУ СОШ №16.
11.Положение о внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16.
Программа внеурочной деятельности «Клуб волонтёров» на уровне
среднего общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО.

II.Общая характеристика курса
Программа «Клуб волонтёров» разработана на основе программ:
Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» Электронный
ресурс

/авт.

–

сост.

Березина

А.Н./,

2013г.

-

Режим

доступа:

http://nsportal.ru, Образовательная программа дополнительного образования
детей «Основы организации волонтерской

деятельности»

Электронный

ресурс/ авт. – сост. Костылева Т. П./-Электрон. Дан. - с. Шатрово, 2010
г. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org. Программы имеют социальнопедагогическую направленность. Программа
подростков

в социально-значимую

предполагает

деятельность,

формированию у ребят лидерской позиции,

включение

что

развитию

способствует

инициативы

и

общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Цель программы: содействовать формированию социально-активной
личности через овладение основами волонтерской деятельности.
В рамках указанной цели ставятся следующие задачи:
Обучающие:
 обучить

подростков

и

молодежь

знаниям

и

умениям,

необходимым для участия в волонтерской деятельности;
 познакомить с историей и существующей практикой реализации

социально-значимых

проектов

субъектами волонтерской

деятельности;


обучить

основным

способам

организации

социально-

значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание,
планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов);
Развивающие:
 развивать у учащихся способности к личностному самоопределению и
творческой самореализации;
 развивать

коммуникативные

навыки,

лидерские

качества,

организаторские способности;
 развивать творческие способности, потребность в саморазвитии;
Воспитывающие:
 привить

положительное

отношение молодежи к

добровольческой деятельности;
 воспитывать

чувство

коллективизма,

готовность

безвозмездно,

бескорыстно служить обществу;
 формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской
деятельности.
Формы занятий
Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастеркласс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум,
трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсия в
краеведческий музей, «трудовой десант», практикум, лекция. Каждое занятие
специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.
Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса
обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность
каждого

ребенка,

качества

системе,

индивидуализация

знаний

формируются

обучения

осуществляется

в
через

дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного

материала с учетом темпа и дозы индивидуально.
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 ч.
Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить
взаимосвязанную деятельность педагога и подростка по обеспечению
усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать
воспитанию

и

развитию

обучающихся,

активизировать

учебно-

познавательную деятельность ребенка.
Создание ситуаций успеха для каждого обучающегося, обеспечение
условий, способствующих

самоопределению,

самореализации, адекватной

самооценки

саморазвитию,
личности

–

важные

педагогические принципы, на которых строится работа по данной программе.
Адресат программы: программа ориентирована на подростков 15-17
лет. Количество обучающихся: 15-25 человек.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения
и состоит из двух модулей продолжительностью по 34 и 35 часов. Общее число
часов составляет – 69.

III.Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны знать:
 систему добровольческих организаций России;
 алгоритм проведения социальной акции;
 методику организации и проведения конкурсной
программы, познавательной игры, КТД;
 возрастные
людей

и

пожилого

психологические
возраста,

особенности

детей младшего и

старшего школьного возраста;
 правила конструктивного выхода из конфликтной

ситуации;
 влияние психоактивных веществ на организм
человека;

способы

отказа

от употребления

психоактивных веществ.
Обучающиеся должны уметь:
 владеть навыками планирования и самоанализа;
 организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных
группах;
 уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
 устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться,
поддерживать разговор на заданную тему;
владеть навыками поведения в конфликтной ситуации
Показателем результативности реализации данной программы
можно считать достижение воспитательных результатов, которые
можно разделить на два уровня.
Результаты первого уровня: приобретение обучающимися социальных
знаний о природе волонтерства, понимания социальной реальности.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения к
базовым ценностям

общества

(толерантность, доброта,

милосердие,

социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственност
ь, ответственность, гражданский долг и др.) и к социальной реальности в
целом.
Планируемые предметные результаты: иметь представления об истоках
волонтерского движения и современных практиках волонтерской
деятельности;
 знать основные понятия волонтерства;
 знать основные формы и виды волонтерской деятельности;

 иметь представление о социальном проектировании как
эффективном способе осуществления волонтерской деятельности;
 владеть навыками социального проектирования;
 уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах
организации деятельности волонтера.
Планируемые метапредметные результаты реализации программы
будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные
коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные:
универсальные учебные действия:
 мотивация к участию в волонтерской деятельности;
 позитивное отношение к базовым ценностям волонтерской
деятельности;
 жизненное самоопределение личности.
Познавательные универсальные учебные действия:
 поиск и выделение необходимой информации, ее
структурирование, критическая оценка и интерпретация;
 определение способов, действий для решения выявленной проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач;
 владение монологической и диалогической формами коммуникаций,
используя, в том числе, инструменты ИКТ (интерактивные
компьютерные технологии);
 умение формулировать и аргументировать собственное мнение;
 умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
 понимание возможности существования у людей различных точек
зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной;

и

 умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной
деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 формирование постановки цели и ее достижение, развитие
самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие
предложений и оценки другими людьми), коррекция поведения.
Способы отслеживания результатов и критерии результативности
реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Клуб
волонтёров»:
Входной

контроль

-

диагностика

способностей

и

интересов

обучающихся.
Текущий контроль (педагогическое наблюдение в процессе проведения
тренингов семинаров, практикумов,

экскурсий;

педагогический

анализ

творческих работ, мероприятий обучающихся, организованных в выбранном
формате).
Итоговый

контроль

(проведение

деловой

игры

«Волонтером

быть

почетно!» и педагогический анализ результатов.)
Критериями успешной реализации программы можно считать проявления
поведения, говорящие о
качеств: мотивация

сформированности следующих личностных

к добровольческой деятельности, коммуникабельность,

толерантность, креативность, умение взаимодействовать в группе.
IV. Содержание курса
10 КЛАСС
Тематический блок 1.
Волонтерская деятельность и социальная работа

 Добровольчество и благотворительность. (3 ч.)
Тематический блок 2.
Волонтерство как институт формирования и развития социальной
активности молодежи.
 Происхождение понятия «волонтер», «доброволец».
 Волонтёрство в России. Детские и молодежныедобровольческие
организации.
 Общие принципы волонтерской деятельности.
 Концепция развития добровольчества в России.
 Кодекс добровольцев в России.
 Роль

волонтера

в

решении

социальных

проблем

местного

сообщества.
 Направления волонтерской деятельности:
педагогическое,

социально-бытовое,

психолого-

социокультурное,

трудовое,

социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое,
информационное.
 Волонтерские лагеря. Влияние волонтерской

деятельности на

молодежь.
 Мотивация добровольческой деятельности.
 Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост.
Выражение

гражданской

позиции.

Социальное

взаимодействие.

Реализация

творческого потенциала. Профессиональное развитие.

Притязания и самореализация волонтера. (12ч.)
Тематический блок 3.
Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ.
 Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без табака».
 Что такое алкоголь. Умение отказываться. Возможные способы отказа от

нежелательного действия.
 Компьютерная зависмость. Игры «Живи реально, а не виртуально»,
«Мы ждем тебя в реальности…»


Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка

познавательных, ролевых игр (7 ч.)
Тематический блок 4.
Информационные технологии в работе волонтеров.
 Информационный

буклет.

Принципы

создания

и

оформления

информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма,
логическая схема буклета. (3ч.)
Тематический блок 5.
Основы проведения социальных дел.
 Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др.
акций. Понятие, виды социальной акции.
 Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных
акций ко

Дню народного единства, Дню

матери и. т. д.

 Проведение благотворительных и экологических акций. Участие во
всероссийских акциях «Белая ленточка», «Весенняя неделя добра» и др.
(10 ч.)
Итого - 35 ч.
11 КЛАСС

Тематический блок 1.
Традиции и законы волонтера
 Волонтерская книжка
 Управление и планирование волонтерской деятельности
 Контроль и анализ эффективности волонтерского движения (4ч.)

Тематический блок 2.
Игровые технологии в работе волонтёра.
 Методика проведения КТД
 Творческие задания. Тренинги.
 Лидерские игры (6 ч.)
Тематический блок 3.
Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ.
 Технология или образ жизни?
 Вредная привычка и как от нее избавиться?
 Разработка и создание видеоролика по ЗОЖ (6 ч.)
Тематический блок 4.
Информационные технологии в волонтерской среде.
 Методика составления пресс-релиза, пост-релиза новостей, социальных
реклам.
 Понятие социальная реклама. Социальный плакат.
видеоролик.
 Разработка плаката, рекламы и пресс-релиза. (8 ч.)
Тематический блок 5.
Социальные акции.
 Понятия и разновидности социальных акций.
 Разработка социальной акции
 Проведение и участие в акции (10ч.)
Итого – 34 ч.
V.Тематическое планирование
10 класс

Социальный

№ Тематический блок

Наименование темы

1

Происхождение понятия
«волонтер», «доброволец»
Добровольчество
Благотворительность

Волонтерская деятельность
и социальная работа

2

Волонтерство как
институт формирования и
развития социальной
активности молодежи.

Количес
тво
часов
1

Форма
проведения

2

Теория.
Видео-лекция

Волонтерство в России.
Детские и молодежные
добровольческие
организации.

2

Теория.
Видео-лекция

Общие принципы
волонтерской деятельности.
Концепция развития
добровольчества в России.
Кодекс добровольцев в
России.

2

Теория.
Видео-лекция

Роль волонтера в решении
социальных проблем
местного сообщества.
Направления волонтерской
деятельности: психологопедагогическое, социальнобытовое, социокультурное,
трудовое, социальноправовое, профилактическое,
лидерское, патриотическое,
информационное.

2

Теория

Волонтерские лагеря.
Влияние волонтерской
деятельности на молодежь.

2

Теория.
Видео-лекция

Теория.
Видео-лекция

3.

Работа волонтеров по
пропаганде ЗОЖ.

Мотивация добровольческой
деятельности.
Роль волонтерства в
личном развитии волонтера.
Личностный рост.
Выражение гражданской
позиции.

2

Теория

Социальное взаимодействие.
Реализация творческого
потенциала.
Профессиональное развитие.
Притязания и самореализация
волонтера

2

Теория

Виды зависимостей. Ролевая 2
игра «Мир без табака».
Что такое алкоголь. Умение
отказываться.
Возможные
способы
отказа
от
нежелательного действия.

Теория

2

Теория

3

Теория

Компьютерная зависмость.
Игры «Живи реально, а не
виртуально», «Мы ждем тебя
в реальности…»

Разработка и проведение игр
по
пропаганде
ЗОЖ.
Разработка познавательных,
ролевых игр

4

буклет. 3
Информационные технологии Информационный
Принципы
создания
и
в работе волонтеров.
оформления информационных
буклетов.
Цели,
задачи,
назначение, стиль, форма,
логическая схема буклета

Теория. Практика

5.

Основы проведения
социальных дел.

Социальная акция. Понятие,
виды социальной акции.
Этапы подготовки и
проведения.

1

Теория
Видео-лекция

Разработка социальных
акций ко
Дню народного
единства, Дню матери и. т. д.

3

Практика

Проведение и участие в
благотворительных и
экологических акциях.
Участие во всероссийских
акциях «Белая ленточка»,
«Весенняя неделя добра» и др.

6

Практика

Количес
тво
часов
1

Форма
проведения

Итого: 35 ч

11 класс
№ Тематический блок

Наименование темы

1

Волонтерская книжка

Теория.

Традиции и законы
волонтера

2

Управление и планирование
волонтерской деятельности

2

Видео-лекция
Теория.
Видео-лекция

Контроль и анализ
эффективности волонтерского
движения

1

Теория

проведения 1

Теория

Игровые технологии в работе

Методика

волонтёра.

КТД

Творческие

задания. 2

Практика

Тренинги
Лидерские игры
3

Работа

волонтёров

пропаганде ЗОЖ.

по

3

Технология или образ 1

Практика
Теория

жизни?

 Вредная привычка и как 2
от нее избавиться?

Разработка и создание 3
видеоролика по ЗОЖ

Теория
Видео-лекция

Практика

4

5

Информационные
технологии в волонтерской
среде.

Социальные акции

Методика составления прессрелиза, пост-релиза новостей,
социальных реклам.

2

Теория

Понятие социальная реклама.
Социальный плакат.
Социальный видеоролик

2

Теория
Видео-лекция

Разработка плаката, рекламы и 4
пресс-релиза.

Практика

Понятия и разновидности
социальных акций

2

Теория

Разработка социальной акции

2

Практика

Проведение и участие в акции

6

Практика

Итого: 34 ч

VI.Материально – техническое обеспечение
1. Аудитория
2. Компьютер
3. Фотоаппарат
4. Аудио-видеоаппаратура
VII.Список литературы

1.

Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.

Инновационные

проекты

системной

поддержки

молодежного

добровольчества. – СПб. - Тверь, 2019
2.

Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник

Добровольца. Вятка – территория добровольчества. - Киров, 2012
3.

Вачков

И.В.

Основы

технологии

группового

тренинга.

Психотехники. –М., 2015
4.

Волохов А.В., Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы

деятельности волонтеров. М., 2011
5.

Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/

Воспитание школьников – 2018 - № 3
6.

Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных

руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2017
7.

Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. -

М, 2018
8.

Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений

подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2018

9. «Игры, викторины, праздники в школе и дома», Э.Кузнецова. 2018. 2.
«ПедСовет» - газета для педагогов начальной школы. 2016-2018.
Интернет-ресурсы:
1.Методика составления пресс-релиза: http://forexaw.com
2.Волонтеры и

волонтерство.

Как можно

делиться

своим

теплом ?: http://life-withdream.org/volontery-i-volonterstvo-kak-mozhnodelitsya-svoim-teplom/
3.Движение волонтёров: http://d-volonter.ru/

VIII.Формы контроля и оценочные материалы
Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным
процессом с целью получения информации о достижении планируемых
результатов (Приложение).
Областью контроля являются текущие, промежуточные и итоговые
результаты овладения обучающимися обозначенными в дополнительной
общеразвивающей программе знаниями и умениями, а именно:
 предметные результаты
 метапредметные результаты
 личностные результаты
В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной
(предварительный), текущий, промежуточный, итоговый.
Входной контроль предполагает получение информации об уровне
имеющихся

у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом

предмете, уровне сформированности способностей и развития личностных
качеств.
Текущий

контроль включает

обучения

обучающихся

организацию

проверки

качества

по образовательной программе в течение

года. Проверка проводится на каждом занятии и по окончании прохождения
темы.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью
получения информации

о степени освоения обучающимися программы,

достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году.
Формы контроля: наблюдение, анализ
результатов наблюдения и тестирования.

статистических

материалов,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».