Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Рассмотрено: на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 27 августа 2020 г. Утверждено: Директор МАОУ СОШ № 16 ______ О. В. Кнор Приказ №220-д от 27 августа 2020 г. Приложение к программе внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16 Рабочая программа «Клуб волонтёров» Составитель: Патрушева К.А, зам. директора по ВР МАОУ СОШ № 16 Карпинск, 2020 г. I.Пояснительная записка Актуальность программы. Стремительные политические, социальноэкономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. На современном этапе развития российского общества не вызывает никакого сомнения огромный педагогический потенциал волонтерского движения в воспитании современных подростков. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации — это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Основные сферы интересов волонтеров — это социальная работа, а также спорт, политика, досуг. Кроме того, добровольцы часто работают в сфере охраны окружающей среды, защиты животных, помощи развивающимся странам. Волонтерская деятельность строится в соответствии со следующими принципами (основные принципы организации образовательного процесса): − добровольность (участие молодежи в программе на добровольных началах); − адресность (данная программа рассчитана на определённую категорию людей); − позитивность (положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих, действительность); − последовательность (подача материала осуществляется поэтапно); − дозированность (информация не превышает запрос целевой группы); − непрерывность и систематичность; − осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности. В России добровольческое движение стало возрождаться в конце 80-х годов, ранее оно существовало в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. В настоящее время волонтерское движение получило развитие в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы на местном, региональном и федеральном уровнях. Так как молодежь является наиболее мобильной социальной группой, именно она должна стать активным участником решения задач, стоящих перед государством и обществом. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. В связи с этим создание общеобразовательной дополнительной программы, деятельности, знакомящей подростков становится особенно с основами актуальным. волонтерской Предложенная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб волонтёров» относится к программам социально-педагогической направленности и ориентирована на формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности, социальную адаптацию, повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию. Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб волонтёров» (далее – Программа) разработана в соответствии с Требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации; 1. Федеральный заrон от 29.12.2012 г. №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.; 4. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726–Р); 5. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 года N 2403-р; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями); 6. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; 7. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06–1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 8. Приказ министерства просвещения РФ (Минпросвещения России) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" от 09.11.2018 г. № 196 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 29 ноября 2018 года); 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 10. Устав и локальные, нормативные акты МАОУ СОШ №16. 11.Положение о внеурочной деятельности МАОУ СОШ №16. Программа внеурочной деятельности «Клуб волонтёров» на уровне среднего общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО. II.Общая характеристика курса Программа «Клуб волонтёров» разработана на основе программ: Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» Электронный ресурс /авт. – сост. Березина А.Н./, 2013г. - Режим доступа: http://nsportal.ru, Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности» Электронный ресурс/ авт. – сост. Костылева Т. П./-Электрон. Дан. - с. Шатрово, 2010 г. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org. Программы имеют социальнопедагогическую направленность. Программа подростков в социально-значимую предполагает деятельность, формированию у ребят лидерской позиции, включение что развитию способствует инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Цель программы: содействовать формированию социально-активной личности через овладение основами волонтерской деятельности. В рамках указанной цели ставятся следующие задачи: Обучающие: обучить подростков и молодежь знаниям и умениям, необходимым для участия в волонтерской деятельности; познакомить с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности; обучить основным способам организации социально- значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); Развивающие: развивать у учащихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации; развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности; развивать творческие способности, потребность в саморазвитии; Воспитывающие: привить положительное отношение молодежи к добровольческой деятельности; воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу; формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности. Формы занятий Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастеркласс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсия в краеведческий музей, «трудовой десант», практикум, лекция. Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества системе, индивидуализация знаний формируются обучения осуществляется в через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. Формы организации учебной работы: коллективная, групповая. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 ч. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и подростка по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию обучающихся, активизировать учебно- познавательную деятельность ребенка. Создание ситуаций успеха для каждого обучающегося, обеспечение условий, способствующих самоопределению, самореализации, адекватной самооценки саморазвитию, личности – важные педагогические принципы, на которых строится работа по данной программе. Адресат программы: программа ориентирована на подростков 15-17 лет. Количество обучающихся: 15-25 человек. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух модулей продолжительностью по 34 и 35 часов. Общее число часов составляет – 69. III.Планируемые результаты К концу обучения обучающиеся должны знать: систему добровольческих организаций России; алгоритм проведения социальной акции; методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД; возрастные людей и пожилого психологические возраста, особенности детей младшего и старшего школьного возраста; правила конструктивного выхода из конфликтной ситуации; влияние психоактивных веществ на организм человека; способы отказа от употребления психоактивных веществ. Обучающиеся должны уметь: владеть навыками планирования и самоанализа; организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах; уметь разрабатывать игровые программы на различные темы; устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему; владеть навыками поведения в конфликтной ситуации Показателем результативности реализации данной программы можно считать достижение воспитательных результатов, которые можно разделить на два уровня. Результаты первого уровня: приобретение обучающимися социальных знаний о природе волонтерства, понимания социальной реальности. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность, доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственност ь, ответственность, гражданский долг и др.) и к социальной реальности в целом. Планируемые предметные результаты: иметь представления об истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности; знать основные понятия волонтерства; знать основные формы и виды волонтерской деятельности; иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления волонтерской деятельности; владеть навыками социального проектирования; уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера. Планируемые метапредметные результаты реализации программы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные: универсальные учебные действия: мотивация к участию в волонтерской деятельности; позитивное отношение к базовым ценностям волонтерской деятельности; жизненное самоопределение личности. Познавательные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация; определение способов, действий для решения выявленной проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия: использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ (интерактивные компьютерные технологии); умение формулировать и аргументировать собственное мнение; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной; и умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия: формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция поведения. Способы отслеживания результатов и критерии результативности реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Клуб волонтёров»: Входной контроль - диагностика способностей и интересов обучающихся. Текущий контроль (педагогическое наблюдение в процессе проведения тренингов семинаров, практикумов, экскурсий; педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, организованных в выбранном формате). Итоговый контроль (проведение деловой игры «Волонтером быть почетно!» и педагогический анализ результатов.) Критериями успешной реализации программы можно считать проявления поведения, говорящие о качеств: мотивация сформированности следующих личностных к добровольческой деятельности, коммуникабельность, толерантность, креативность, умение взаимодействовать в группе. IV. Содержание курса 10 КЛАСС Тематический блок 1. Волонтерская деятельность и социальная работа Добровольчество и благотворительность. (3 ч.) Тематический блок 2. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтёрство в России. Детские и молодежныедобровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Направления волонтерской деятельности: педагогическое, социально-бытовое, психолого- социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Волонтерские лагеря. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. (12ч.) Тематический блок 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без табака». Что такое алкоголь. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Компьютерная зависмость. Игры «Живи реально, а не виртуально», «Мы ждем тебя в реальности…» Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр (7 ч.) Тематический блок 4. Информационные технологии в работе волонтеров. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. (3ч.) Тематический блок 5. Основы проведения социальных дел. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери и. т. д. Проведение благотворительных и экологических акций. Участие во всероссийских акциях «Белая ленточка», «Весенняя неделя добра» и др. (10 ч.) Итого - 35 ч. 11 КЛАСС Тематический блок 1. Традиции и законы волонтера Волонтерская книжка Управление и планирование волонтерской деятельности Контроль и анализ эффективности волонтерского движения (4ч.) Тематический блок 2. Игровые технологии в работе волонтёра. Методика проведения КТД Творческие задания. Тренинги. Лидерские игры (6 ч.) Тематический блок 3. Работа волонтёров по пропаганде ЗОЖ. Технология или образ жизни? Вредная привычка и как от нее избавиться? Разработка и создание видеоролика по ЗОЖ (6 ч.) Тематический блок 4. Информационные технологии в волонтерской среде. Методика составления пресс-релиза, пост-релиза новостей, социальных реклам. Понятие социальная реклама. Социальный плакат. видеоролик. Разработка плаката, рекламы и пресс-релиза. (8 ч.) Тематический блок 5. Социальные акции. Понятия и разновидности социальных акций. Разработка социальной акции Проведение и участие в акции (10ч.) Итого – 34 ч. V.Тематическое планирование 10 класс Социальный № Тематический блок Наименование темы 1 Происхождение понятия «волонтер», «доброволец» Добровольчество Благотворительность Волонтерская деятельность и социальная работа 2 Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Количес тво часов 1 Форма проведения 2 Теория. Видео-лекция Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. 2 Теория. Видео-лекция Общие принципы волонтерской деятельности. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. 2 Теория. Видео-лекция Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Направления волонтерской деятельности: психологопедагогическое, социальнобытовое, социокультурное, трудовое, социальноправовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. 2 Теория Волонтерские лагеря. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. 2 Теория. Видео-лекция Теория. Видео-лекция 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. 2 Теория Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера 2 Теория Виды зависимостей. Ролевая 2 игра «Мир без табака». Что такое алкоголь. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Теория 2 Теория 3 Теория Компьютерная зависмость. Игры «Живи реально, а не виртуально», «Мы ждем тебя в реальности…» Разработка и проведение игр по пропаганде ЗОЖ. Разработка познавательных, ролевых игр 4 буклет. 3 Информационные технологии Информационный Принципы создания и в работе волонтеров. оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета Теория. Практика 5. Основы проведения социальных дел. Социальная акция. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. 1 Теория Видео-лекция Разработка социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери и. т. д. 3 Практика Проведение и участие в благотворительных и экологических акциях. Участие во всероссийских акциях «Белая ленточка», «Весенняя неделя добра» и др. 6 Практика Количес тво часов 1 Форма проведения Итого: 35 ч 11 класс № Тематический блок Наименование темы 1 Волонтерская книжка Теория. Традиции и законы волонтера 2 Управление и планирование волонтерской деятельности 2 Видео-лекция Теория. Видео-лекция Контроль и анализ эффективности волонтерского движения 1 Теория проведения 1 Теория Игровые технологии в работе Методика волонтёра. КТД Творческие задания. 2 Практика Тренинги Лидерские игры 3 Работа волонтёров пропаганде ЗОЖ. по 3 Технология или образ 1 Практика Теория жизни? Вредная привычка и как 2 от нее избавиться? Разработка и создание 3 видеоролика по ЗОЖ Теория Видео-лекция Практика 4 5 Информационные технологии в волонтерской среде. Социальные акции Методика составления прессрелиза, пост-релиза новостей, социальных реклам. 2 Теория Понятие социальная реклама. Социальный плакат. Социальный видеоролик 2 Теория Видео-лекция Разработка плаката, рекламы и 4 пресс-релиза. Практика Понятия и разновидности социальных акций 2 Теория Разработка социальной акции 2 Практика Проведение и участие в акции 6 Практика Итого: 34 ч VI.Материально – техническое обеспечение 1. Аудитория 2. Компьютер 3. Фотоаппарат 4. Аудио-видеоаппаратура VII.Список литературы 1. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2019 2. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества. - Киров, 2012 3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2015 4. Волохов А.В., Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011 5. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2018 - № 3 6. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2017 7. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2018 8. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2018 9. «Игры, викторины, праздники в школе и дома», Э.Кузнецова. 2018. 2. «ПедСовет» - газета для педагогов начальной школы. 2016-2018. Интернет-ресурсы: 1.Методика составления пресс-релиза: http://forexaw.com 2.Волонтеры и волонтерство. Как можно делиться своим теплом ?: http://life-withdream.org/volontery-i-volonterstvo-kak-mozhnodelitsya-svoim-teplom/ 3.Движение волонтёров: http://d-volonter.ru/ VIII.Формы контроля и оценочные материалы Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов (Приложение). Областью контроля являются текущие, промежуточные и итоговые результаты овладения обучающимися обозначенными в дополнительной общеразвивающей программе знаниями и умениями, а именно: предметные результаты метапредметные результаты личностные результаты В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предварительный), текущий, промежуточный, итоговый. Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете, уровне сформированности способностей и развития личностных качеств. Текущий контроль включает обучения обучающихся организацию проверки качества по образовательной программе в течение года. Проверка проводится на каждом занятии и по окончании прохождения темы. Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году. Формы контроля: наблюдение, анализ результатов наблюдения и тестирования. статистических материалов,