Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 Утверждено: Директор МАОУ СОШ № 16 ____________ О.В. Кнор Приказ № 260-д от 02.09.2019 г Программа коррекционной работы МАОУ СОШ №16 Карпинск, 2019 г. 1 Содержание. стр. 1 Цель программы……………………………………………………………. 3 2 Задачи программы……………………………………………………………. 3 3 Предполагаемый результат………………………………………………… 3 4 Содержание программы …………………………………………………. 4 5 Основные направления деятельности…………………………………….. 5 5.1. Перечень, содержание мероприятий в рамках реализации программы 5 5.2. План-график мероприятий в рамках реализации программы………… 6 6 Мониторинг………………………………………………………………. 6 7 Оценка эффективности коррекционной программы……………………….. 6 8 Необходимые условия для реализации программы……………………… 7 2 Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся сограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Программа коррекционной работы, в соответствии с ФГОС, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОП. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. К категории школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся: дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психофизическом развитии и дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств 1. Цель программы: Создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы. 2. Задачи программы: - Выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии. - Определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. - Осуществить индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. 3. Предполагаемый результат: Увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь. Увеличение доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья качественно освоивших образовательную программу. Раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды. Уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, 3 предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка. Принципы, содержание, направления реализации программы Коррекционная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться на основе комплексного взаимодействия различных специалистов, а так же их родителей (законных представителей). 4. Содержание программы Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка; системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса; непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еёрешению; вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии; рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов: нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей; комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого- педагогических знаний о ребенке; междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно- распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству). 4 5. Основные направления деятельности: Диагностическое направление. Целью диагностического направления является организация и обеспечение психологомедико-педагогического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для выявления недостатков в развитии и особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Консультативное направление. Информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Коррекционное направление. Уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии, обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка. Динамический контроль помогает отследить эффективность или неэффективность разработанной программы, внести корректировки в перспективные планы. 5.1. Перечень, содержание мероприятий в рамках реализации программы № Мероприят Содержание Субъекты Предполагаемый результат ие деятельности реализации коррекцион ной работы 1 ПсихологиВыявление Социальный Выявление недостатков в развитии ческая особенностей педагог и особых образовательных диагностипознавательной потребностей обучающихся с ка деятельности ограниченными возможностями здоровья 2 Групповая Психологические Соц. педагог, Информирование всех участников рекомендации Педагог и, образовательного процесса по заместитель вопросам, связанным с директора по особенностями образовательного УВР процесса обучающегося с целью адаптации среды 3 Психологическая коррекция Проведение коррекционных психологических групповых индивидуальных занятий Педагогпсихолог 5 Уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии, обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка 4 Психологическая диагностика Динамический контроль познавательной деятельности Педагогпсихолог Мониторинг динамики развития обучающегося, его успешности в освоении образовательной программы, корректировка коррекционных мероприятий 5.2. План-график мероприятий в рамках реализации программы Мероприятие Срок Ответственный Психологическая диагностика Октябрь Педагог-психолог Заседание ПМПк Ноябрь, (В течении года - по необходимости) Заместитель директора по УВР В течение года Педагог-психолог, заместитель директора по УВР Психологическая коррекция В течение года Педагог-психолог Психологическая диагностика Май Педагог-психолог Заседание ПМПк Май Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, Групповые консультации обучающихся, их родителей, Индивидуальные консультации 6. Мониторинг Для оценки эффективности программы коррекции возможно использовать мониторинг, отражающий динамику состояния обучающихся: Численность/процент выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь. Численность/процент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, качественно освоивших образовательную программу. Успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной среды. Уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, появления вторичных отклонений в развитии ребенка. 7. Оценка эффективности коррекционной программы Диагностика проводится до начала реализации коррекционной работы с обучающимся и после окончания работы. Критерием эффективности будет служить положительная динамика выраженности патологии, ее поведенческих последствий. 6 8. Необходимые условия для реализации программы Психолого-педагогическое обеспечение: - обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; - обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); - обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); - обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм); - обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий; - развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития. Программно-методическое обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя и педагога- психолога. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов. Кадровое обеспечение Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной 7 подготовки в рамках обозначенной темы. Педагогические работники школы должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий, санитарно-гигиенического и хозяйственнобытового обслуживания). Информационное обеспечение. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационныхтехнологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. 8