Программа коррекционной работы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Утверждено:
Директор МАОУ СОШ № 16
____________ О.В. Кнор
Приказ № 260-д от 02.09.2019 г

Программа коррекционной работы
МАОУ СОШ №16

Карпинск, 2019 г.
1

Содержание.
стр.
1

Цель программы…………………………………………………………….

3

2

Задачи программы…………………………………………………………….

3

3

Предполагаемый результат…………………………………………………

3

4

Содержание программы ………………………………………………….

4

5

Основные направления деятельности……………………………………..

5

5.1. Перечень, содержание мероприятий в рамках реализации программы

5

5.2. План-график мероприятий в рамках реализации программы…………

6

6 Мониторинг……………………………………………………………….

6

7

Оценка эффективности коррекционной программы………………………..

6

8

Необходимые условия для реализации программы………………………

7

2

Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным
компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР
разрабатывается для обучающихся сограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Программа коррекционной работы, в соответствии с ФГОС, направлена на создание
системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении
образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом
развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в
освоении ОП.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
посредством
индивидуализации
и
дифференциации образовательного процесса.
К категории школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся:
дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психофизическом развитии и дети,
жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств
1. Цель программы:
Создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии
детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в
освоении образовательной программы.
2. Задачи программы:
- Выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии.
- Определить
особенности
организации
образовательного
процесса
для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого
ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
- Осуществить индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь
детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей.
3. Предполагаемый результат:
 Увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья,
своевременно получивших психологическую коррекционную помощь.
 Увеличение доли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья качественно
освоивших образовательную программу.
 Раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
 Успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к
условиям образовательной среды.
 Уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий,
3

предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка.
 Принципы, содержание, направления реализации программы
 Коррекционная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
должна осуществляться на основе комплексного взаимодействия различных специалистов, а
так же их родителей (законных представителей).
4. Содержание программы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который
призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то
есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к еёрешению;
вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения
образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии;
рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении
(переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы).
Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является
взаимосвязь трех подходов:
 нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных
трудностей;
 комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого- педагогических знаний о
ребенке;
 междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно- распределенную
деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с
одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным
содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с
другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от
осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

4

5. Основные направления деятельности:
Диагностическое направление.
Целью диагностического направления является организация и обеспечение психологомедико-педагогического обследования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья для выявления недостатков в развитии и особых образовательных потребностей
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Консультативное направление.
Информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным
с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания
адаптивной среды, позволяющей
обеспечить полноценную интеграцию и личностную
самореализацию в образовательном учреждении.
Коррекционное направление.
Уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий,
предупреждение появления вторичных отклонений в развитии, обеспечение максимальной
реализации реабилитационного потенциала ребенка.
Динамический контроль помогает отследить эффективность или неэффективность
разработанной программы, внести корректировки в перспективные планы.
5.1. Перечень, содержание мероприятий в рамках реализации программы
№ Мероприят
Содержание
Субъекты
Предполагаемый результат
ие
деятельности
реализации
коррекцион
ной работы
1 ПсихологиВыявление
Социальный
Выявление недостатков в развитии
ческая
особенностей
педагог
и особых образовательных
диагностипознавательной
потребностей обучающихся с
ка
деятельности
ограниченными возможностями
здоровья
2
Групповая
Психологические Соц. педагог,
Информирование всех участников
рекомендации
Педагог и,
образовательного процесса по
заместитель
вопросам, связанным с
директора по
особенностями образовательного
УВР
процесса обучающегося с целью
адаптации среды
3

Психологическая
коррекция

Проведение
коррекционных
психологических
групповых
индивидуальных
занятий

Педагогпсихолог

5

Уменьшение степени
выраженности патологии, ее
поведенческих последствий,
предупреждение появления
вторичных отклонений в
развитии, обеспечение
максимальной реализации
реабилитационного
потенциала ребенка

4

Психологическая
диагностика

Динамический
контроль
познавательной
деятельности

Педагогпсихолог

Мониторинг динамики развития
обучающегося, его успешности в
освоении образовательной
программы, корректировка
коррекционных мероприятий

5.2. План-график мероприятий в рамках реализации программы
Мероприятие

Срок

Ответственный

Психологическая
диагностика

Октябрь

Педагог-психолог

Заседание ПМПк

Ноябрь,
(В течении года - по
необходимости)

Заместитель директора по УВР

В течение года

Педагог-психолог, заместитель
директора по УВР

Психологическая коррекция

В течение года

Педагог-психолог

Психологическая диагностика

Май

Педагог-психолог

Заседание ПМПк

Май

Заместитель директора по УВР,
педагог-психолог,

Групповые консультации
обучающихся, их родителей,
Индивидуальные
консультации

6. Мониторинг
Для оценки эффективности программы коррекции возможно использовать мониторинг,
отражающий динамику состояния обучающихся:
 Численность/процент выявленных детей с ограниченными возможностями
здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь.
 Численность/процент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
качественно освоивших образовательную программу.
 Успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к
условиям образовательной среды.
 Уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий,
появления вторичных отклонений в развитии ребенка.
7. Оценка эффективности коррекционной программы
Диагностика проводится до начала реализации коррекционной работы с обучающимся
и после окончания работы. Критерием эффективности будет служить положительная динамика
выраженности патологии, ее поведенческих последствий.

6

8. Необходимые условия для реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для
оптимизации
образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных
разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании
образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов,
приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных
программ,
ориентированных
на
особые
образовательные
потребности
детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения
развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья,
независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально
развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно- развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы
коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя и
педагога- психолога.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является
использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и
учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
(соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое
обеспечение.
Коррекционная
работа
должна
осуществляться
специалистами
соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и
педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной
7

подготовки в рамках обозначенной темы.
Педагогические работники школы должны иметь чёткое представление об
особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и
реабилитационного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды
образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия,
обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками
физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного
учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (специально
оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское
оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации
коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых
мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и
лечебно- профилактических мероприятий, санитарно-гигиенического и хозяйственнобытового обслуживания).
Информационное обеспечение.
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационныхтехнологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности,
наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».