Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои помощники-словари»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16

Рассмотрено и согласовано на
заседании педагогического
совета
Протокол № 1
от 29.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №16
Кнор О.В.
Приказ № 237-д
от 31.08.2023 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 311E919677FB891BAC672F354CE3E668
Владелец: Кнор Ольга Владимировна
Действителен: с 27.09.2022 до 21.12.2023

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«МОИ ПОМОЩНИКИ-СЛОВАРИ»
на уровне начального общего образования
срок освоения программы: 4 года
(с 1 по 4 класс)

Разработчик программы:
Леонкина Анжела Владимировна,
учитель первой КК

Карпинск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои помощники-словари» на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы
детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “секреты”. В этом случае на
помощь

приходит

факультативный

курс

“Мои

помощники-словари”,

являющийся

закономерным продолжением урока, его дополнением.
Программа

курса

составлена

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа
данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир
слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных
познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики
школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны
изучения и внимания. Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление
расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы
обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и
навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и
обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические
сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что
способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому
языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса: · развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; ·
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; · пробуждение
потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; · развитие
мотивации к изучению русского языка; · развитие творчества и обогащение словарного запаса; ·
совершенствование общего языкового развития учащихся; · углубление и расширение знаний и
представлений о литературном языке, · воспитание культуры обращения с книгой; ·
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления,
развивать смекалку и сообразительность; · приобщение школьников к самостоятельной
исследовательской работе; · развивать умение пользоваться разнообразными словарями; · учить
организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Место курса «Мои помощники-словари» в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год в режиме внеурочной деятельности и
может быть предложена для учащихся 1- 4 классов. Срок реализации программы – 4 года. В 1
классе- 33ч, во 2-4 классах -34ч. Всего 135 часов.
Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на
которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского
народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания,
отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивации к творческой проектной деятельности.
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале
учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема)
под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые
факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму
под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово,
обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и
др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством
учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила
вежливости.
1 класс
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской
Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении
словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
2-й класс
Предметные результаты


умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть
последовательность действий;



умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить
однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;



умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;



умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;



умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи

3 класс
Предметные результаты


повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;



части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по

вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с
именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;


корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;



имена собственные;



парные согласные на конце слова, правила их правописания;
4 класс
Предметные результаты


отличительные признаки основных языковых единиц;



- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,
морфологией, орфографией;



-слова, словосочетания, предложения, текста;



-основные орфографические и пунктуационные правила;



-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;



учащиеся должны уметь:



-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;



- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;



- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;



-

пользоваться

орфографическим,

словообразовательным,

фразеологическим,

этимологическими словарями
Основные требования к знаниям и умениям.
Обучающиеся к концу 1 класса должны знать:
 Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
 Признаки гласных и согласных звуков.
 Буквы русского алфавита.  Родственные слова.  Антонимы, многозначные слова. 
Системные связи слов. Обучающиеся должны уметь:  Правильно произносить звуки, выделять
звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.  Распознавать твердые и мягкие,

звонкие и глухие согласные звуки в словах.  Делить слова на слоги. Подбирать родственные
слова.  Объединять слова в группы.  Проверять и правильно писать слова с безударной
гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. 
Составлять текст по вопросам учителя.  Работать со словарями.  Отгадывать загадки, ребусы,
головоломки, шарады.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
 Правила правописания слов с изученными орфограммами.
 Признаки согласных и гласных звуков.
 Состав слова.
 Признаки родственных слов.
 Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
 Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно.
 Разбирать слова по составу.
 Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
 Писать НЕ с глаголами.
 Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
 Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
 Составлять рассказы по картинке.  Пересказать текст.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
 Правила правописания слов с изученными орфограммами.
 Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения,
глагола).
 Главные члены предложения.
 Состав слова.
 Обучающиеся должны уметь
 Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно.
 Разбирать предложения по членам предложения.

 Обозначать на письме интонацию перечисления.
 Разбирать слова по составу.
 Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
 Писать правильно слова с удвоенными согласными.
 Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
 Определять число, время глаголов.
 Писать НЕ с глаголами.
 Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
 Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
 Составлять рассказы по картинке.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
 отличительные признаки основных языковых единиц;
 основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,
морфологией, орфографией;
 слова, словосочетания, предложения, текста;  основные орфографические и
пунктуационные правила;
 о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
 учащиеся должны уметь:
 четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
 подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
 различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;


пользоваться

орфографическим.,

словообразовательным,

фразеологическим,

этимологическими словарями.
Образовательные технологии и методы достижения поставленных задач,
формы организации
Формы:
1. тематические занятия;
2. беседы;
3. конкурсы;
4. соревнования;
5. викторины;
6. виртуальные экскурсии;

7. демонстрация фильмов и видеороликов;
8. перезентации;
9. защита проектов.
Основные методы:
1. Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом;
2. Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, карт, глобуса, табличек, демонстрация
презентаций, фильмов и видеороликов;
3. Практические: практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Технологии:
1. Обучение в сотрудничестве, групповая форма организации обучения;
2. Игровые технологии;
3. Соревновательные технологии;
4. Личностно – ориентированный подход;
5. Информационные компьютерные технологии;
6. Проектная деятельность;
7. Здоровьесберегающая технология.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МОИ ПОМОЩНИКИ-СЛОВАРИ»
1 класс (33 часа)
№

Информационный ресурс

Фонетика и графика.

Кол-во
часов
3

2

Слово и его значение.

5

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2014/01/30/slovo-ego-znachenieznakomstvo-s-tolkovymi-slovaryami

3

Фонетика и графика.

4

https://infourok.ru/prezentaciya-po-fonetike-dlyaklassa-1762486.html

4

Орфография.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomuyaziku-na-temu-pravila-russogo-yazikaizuchaemie-v-klasse-3117705.html

5

Слово и его значение.

5

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2014/01/30/slovo-ego-znachenieznakomstvo-s-tolkovymi-slovaryami

6

Состав слова.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-sostav-slova-1klass-5271766.html

7

Предложение и

1

https://infourok.ru/prezentaciya-slovo-i-

1

Название раздела

https://infourok.ru/prezentaciya-po-fonetike-dlyaklassa-1762486.html

словосочетание.

predlozhenie-klass-shkola-rossii-1521486.html

8

Слово и его значение.

4

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomuyazyku-po-teme-slovo-i-ego-znachenie-1-klass4244947.html

9

Наша речь и наш язык.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomuyazyku-na-temu-nasha-rech-1-klass-4046976.html

10

Части речи.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-zanimatelnomurusskomu-yazyku-na-temu-chasti-rechi-1-klass4336518.html

11

Текст.

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2022/09/03/prezentatsiya-tekst-ipredlozhenie-1-klass

12

Наша речь.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomuyazyku-na-temu-nasha-rech-1-klass-4046976.html

13

Фонетика и графика.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-fonetike-dlyaklassa-1762486.html

14

Орфоэпия.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-pravila-orfoepiidlya-uchenikov-1-klassa-5684741.html

15

Слово и его значение.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomuyazyku-po-teme-slovo-i-ego-znachenie-1-klass4244947.html

16

Части речи.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-zanimatelnomurusskomu-yazyku-na-temu-chasti-rechi-1-klass4336518.html

17

Орфография.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomuyaziku-na-temu-pravila-russogo-yazikaizuchaemie-v-klasse-3117705.html

18

Орфография.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomuyaziku-na-temu-pravila-russogo-yazikaizuchaemie-v-klasse-3117705.html

№

Итого 34 часа
Название раздела

Информационный ресурс

1

Наша речь

Ко
личество
часов
4

Текст.

4

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/115729prezentaciya-chto-takoe-tekst-2-klass-umk-shkolarossii.html

2

https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://ns
portal.ru/sites/default/files/2012/08/10/prezentaciya
1_3.ppt

3

Предложение и
словосочетание.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-urok-puteshestviepo-russkomu-yaziku-na-temu-slovosochetanie-ipredlozhenie-klass-1879492.html

4

Слово и его значение.

5

https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://ns
portal.ru/sites/default/files/2014/01/30/slovo_i_ego
_znachenie.pptx

5

Состав слова.

4

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2014/03/30/prezentatsiya-uroka-sostavslova-dlya-2-klassa

6

. Части речи.

2

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/177244prezentaciya-chasti-rechi-2-klass.html

7

Фонетика и графика.

9

https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-porusskomu-jazyku/134508-fonetika-grafika.html

8

. Орфоэпия.

2

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomuyazyku-orfoepicheskie-zapominajki-2-klass4656355.html

9

Орфография.

3

https://multiurok.ru/index.php/files/priezientatsiiak-uroku-po-russkomu-iazyku-2-kla-1.html

Итого 34 часа

3 класс (34 часа)
№

Название
раздела
Орфография

Количе
ство часов
5 часов

Информационный ресурс

2

Орфоэпия

5 часов

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/logopediya/2017/05/29/prezentatsiya-pravila-orfoepii

3

Состав
слова

6 часов

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksovdetskii-sad-nachalnaya-shkola/2013/09/24/prezentatsiya-kuroku

4

Текст

2 часа

https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/si
tes/default/files/2017/01/02/urok_russkogo_yazyka_tekst._tipy
_tekstov_3_klass.pptx

5

Слово и его
значение

11 часов

https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/si
tes/default/files/2011/11/09/slovo_i_ego.ppt

6

Фонетика и
графика

5 часа

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-v-gostik-fonetike-klass-3324218.html

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-sekretiorfografii-klass-2297579.html

Итог

34 часа

4 класс (34 часа)
№

Название
раздела
Орфоэпия.

Количе
ство часов
1

Информационный ресурс

2

Фонетика и
графика.

3

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temufonetika-klass-2201822.html

3

Текст .

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2018/11/03/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazykatekst-i-ego-plan-4

4

Фонетика и
графика.

1

https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/si
tes/default/files/2014/10/10/fonetika_i_grafika_pravila.ppsx

5

Орфография.

1

https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/si
tes/default/files/2014/01/25/orfografiya_0.ppt

6

Слово и его
значение .

7

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-natemu-slovo-i-ego-znachenie-4-klass-6240941.html

7

Состав слова.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-sostav-slova-russkiy-yazikklass-3284081.html

8

Слово е его
значение.

3

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-natemu-slovo-i-ego-znachenie-4-klass-6240941.html

9

Состав слова

2

https://infourok.ru/prezentaciya-sostav-slova-russkiy-yazikklass-3284081.html

10

Наша речь.

1

https://yandex.ru/video/preview/17556658497435795356

11

Слово е его
значение.

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-natemu-slovo-i-ego-znachenie-4-klass-6240941.html

12

Наша речь и
наш язык.

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2018/11/03/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazykanasha-rech-i-nash

13

Орфография.

1

https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/si

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2021/08/28/prezentatsiya-orfoepicheskaya-minutka-4klass

tes/default/files/2014/01/25/orfografiya_0.ppt
14

Предложение
и
словосочетан
ие.

5

https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-k-urokurusskogo-iazyka-v-4-klass-23.html

15

Части речи.

4

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2019/10/14/chasti-rechi-4-klass

Итого 34 часа

1. Наша речь и наш язык.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и
отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в
реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование
элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические
обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение.
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми
словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом
значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной
статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению
пользоваться различными словарями.
5. Состав слова.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и
фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство
со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
6. Части речи.
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
7. Фонетика и графика.
Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и
записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом
развития письменности – фонографией.
8. Орфоэпия.
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и
расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия.
Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография.
Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в
зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Организация
деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: ·
занимательность; · научность; · сознательность и активность; · наглядность; · доступность; · связь

теории с практикой; · индивидуальный подход к учащимся. Факультативный курс позволяет наиболее
успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более
полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий,
на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
III. Тематическое планирование курса
1 класс
Колич
ество
часов

Характеристика основных
видов деятельности

Фонетика и
графика.3 часа
В мире безмолвия и
неведомых звуков.
К тайнам звуков и
букв.

1

Разгадывание загадок

Урок -игра

1

1

Разгадывание загадок,
прослушивание стихов и
рассказов о волшебных
словах.

Урок -игра

1

3

Фонетические
загадки.

1

Разгадывание загадок

Урок -игра

1

4

Слово и его
значение.5 часов

1

Конкурс на внимание и
чистописание. Парад
Добрых слов .

Урок конкурс

1

К тайнам
волшебных слов.

1

Разгадывание загадок,
прослушивание стихов и
рассказов о волшебных
словах.

Беседа

1

Выбор друзей в
Стране Слов
К несметным
сокровищам
Страны Слов
Чудесные
превращения слов
Фонетика и
графика.4 часа
В гости к Алфавиту

1

№

1

2

Раздел

Формы занятий

Количество
часов
Аудиторные
Внеаудиторн
ые

В страну слов.
Первые встречи
5

6
7

8
9

10

11

Аз да Буки – целая
наука
В глубь веков на

Познавательная
деятельность
Познавательная
деятельность

Урок -игра
Урок -игра

1
1

Познавательная
деятельность
Познавательная
деятельность

Урок -игра

1

Урок -игра

1

1

Познавательная
деятельность

Урок -игра

1

1

Разгадывание ребусов.

Урок- викторина

1

1

1
1

12

Машине времени.
Первые
родственники
алфавита.
В Страну Слогов.

Хоровое декларирование.
Разгадывание головоломки
Исправление ошибок.
Разыгрывание ситуаций.

Урок -игра

1

Разгадывание загадок.
Тренировочные упражнения
в произнесении звуков.

Урок -игра

1

1

Прослушивание стихов и
работа по их содержанию.
Игры со словами –
двойниками.
Разгадывание ребусов.
Угадывание слов по их
значению. Разыгрывание
сценок.
Познавательная
деятельность
Познавательная
деятельность

Урок -игра

1

Урок -игра

1

Урок -игра

1

1

Разгадывание ребусов.
Угадывание слов по их
значению. Разыгрывание
сценок.

Урок -игра

1

1

Разгадывание ребусов.
Угадывание слов по их
значению. Разыгрывание
сценок.

Урок -игра

1

1

Орфография. 1 час
В Королевстве
ошибок
Слово и его
значение.5 часов
К словам
разнообразным,
одинаковым, но
разным
На карнавале слов.
Слова – омофоны

1

16

В Театре
близнецов.

1

17

Конкурс знающих

1

К словам –
родственникам.
Почему их так
назвали
Состав слова.1 час

1

13
14

15

18

19

Детское
словотворчество.

20

Предложение и
словосочетание.1
час
Русские пословицы
и поговорки
Слово и его
значение.4 часа

1

21

22

Экскурсия в
прошлое.
Устаревшие слова –
архаизмы и
историзмы
Полёт в будущее.

1

Нахождение устаревших
слов – архаизмов и
историзмов (Работа с
разными источниками
информации. Интернет,
энциклопедия.)

Составление

1

Урок -игра
1

Урок -игра
1

Урок -игра
1

Урок -игра

1

Неологизмы.
23

24

25

26

27

28
29

30

31

В Клубе весёлых
человечков. Подбор
синонимов и
антонимов
Сколько значений
может быть у
слова?
Многозначные
слова
Наша речь и наш
язык.1 час
Умеем ли мы
общаться?
Части речи.1 час
Ты и вежливое Вы

1

Текст. 1 час
Как красив и
благозвучен
русский язык.
Наша речь.1 час
Речь вокруг нас

1

Фонетика и
графика. 1 час
Волшебная сила
ударения.
Орфоэпия.1 час
Что портит нашу
речь?
Слово и его
значение. 1час

1

головоломок (Парная работа
со сменой ролей).
Подбор синонимов и
антонимов, омонимов.

Групповая
работа

1

Работа со
словообразовательным
словарём. Разгадывание
ребусов. (Парная работа со
сменой ролей).
Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей

Урок -игра

1

Групповая
работа

1

Разгадывание ребусов.
Угадывание слов по их
значению. Разыгрывание
сценок.
Урок наблюдение

Урок -игра

1

Урок -игра

1

Составление
головоломок (Парная работа
со сменой ролей).
Познавательная
деятельность

Урок -игра

Беседа

1

1

Познавательная
деятельность

Беседа

1

1

Познавательная
деятельность

Урок
путешествие.

1

1

Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей

занятия по
углублению
знаний

1

1

Слушание и анализ
выступлений своих
товарищей

Групповая
работа

1

1

1

1

1

1

Что за чудо эти
словари?
32

Части речи.1 час
Я и моё имя.

33

Орфография. 1 час
«Язык родной,
дружи со мной!»
Итоговое занятие.

2 класс
Колич
ество
часов

Характеристика основных
видов деятельности

Наша речь и наш
язык. 4 часа
Как возникла наша
письменность?

1

Познавательная
деятельность

2

Как обходились без
письма?

1

3

Древние письмена.

4

5

№

Раздел/ Тема

Формы занятий

Количество
часов
Аудиторные
внеаудиторны
е

Урок -игра

1

Сочинение сказки.
Прослушивание стихов и
рассказов и работа по
исправлению ошибок.
Разыгрывание ситуаций.

Урок -игра

1

1

Хоровое декларирование.
Разгадывание головоломки.

Урок -игра

1

«Я вам пишу…».
Какие они –эти
письма?

1

Проговаривание слов по
слогам.

Урок конкурс

1

Текст. 4 часа
Родной язык! Он с
детства мне знаком
Меня зовут
Фонема.

1

Работа со словарями.

Беседа

1

1

Урок -игра

7

Для всех ли фонем
есть буквы?

1

8

«Ошибкоопасные»
места.

1

Разгадывание ребусов.
Угадывание слов по их
значению
Разгадывание ребусов.
Угадывание слов по их
значению
Орфографическая зоркость.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).

9

Предложение и
словосочетание. 1
час.
Тайны фонемы
Слово и его
значение.5 часов
Устаревшие слова.

1

1

Из истории
происхождения
русских фамилий
Слова XX века

1

1

6

10

11

12

1

1
Урок -игра

1

Урок -игра

1

Заучивание песенки «запоминалки». Работа в
паре.

Урок -игра

1

Прослушивание стихов и
работа по их содержанию.
Игры со словами –
двойниками.
Орфографическая зоркость.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).
Игра «Поставь ударение».

Урок -игра

1

Урок- викторина

1

Урок -игра

1

Крылатые
выражения в
русской речи
«Не лезьте за
словом в карман!»
Состав слова .4
часа
Слова –
родственники.
Кто командует
корнями

1

Строительная
работа морфем

1

Поговорим о всех
приставках сразу

1

19

Части речи.2 часа
Ваши старые
знакомые.

1

20

Ваши старые
знакомые.

Фонетика и
графика.9 часов

13
14
15

16

17

18

22

23

«Фонетика
повелевает

Урок -игра
1

1

Работа со словарями

Урок -игра

1

1

Работа с текстом.
Тренировочные
упражнения.

Урок -игра

1

1

Тренировочные упражнения.
Работа с текстами
(Групповая работа со сменой
ролей)
Игра «Образуй слова».
«Смыслиночки» суффиксов.
«Смыслиночки»
окончания. Групповая
работа со сменой ролей
Песенка – «напоминайка».
Игры и упражнения с
приставками
Тренировочные
упражнения. (Совместно с
преподавателем планировать
свою деятельность и
действовать по плану,
анализировать ситуацию).

Урок -игра

1

Урок -игра

1

Урок -игра

1

1

Тренировочные
упражнения. (Совместно с
преподавателем планировать
свою деятельность и
действовать по плану,
анализировать ситуацию).

Урок -игра

1

1

Звуки «живут» по закону
составление «Свода
законов». (Коллективная
работа. Проектирование
алгоритма работы в паре.)
Разгадывание ребусов.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре.)
Разгадывание ребусов.
Тренировочные

Урок -игра

21
Где же хранятся
слова?
Язык- зеркало
нашей души.

Гласные без
хлопот! (Соблюдать правила
в игре; учиться
договариваться с партнёром;
анализировать ситуацию).
Работа толковыми
словарями

1

1

Урок -игра
1

1

Урок -игра

1

Групповая
работа

1

24

Опасные
согласные.

1

25

Опасные согласные

1

26

На сцене гласные.

1

27

Когда ь пишется, а
когда не пишется?

1

1

28

Когда ь пишется, а
когда не пишется?

29

Когда ъ пишется.

1

30

Орфоэпия.1 час
Устаревшие слова.
Орфография.3
часа

1

31

упражнения. (Работа в паре.)
Орфографическая зоркость.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).
Коллективная работа.
Проектирование
алгоритма работы в паре
Игра «Поставь ударение».
Гласные без
хлопот! Соблюдать правила
в игре.
Орфографическая зоркость.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).
Орфографическая зоркость.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).
Орфографическая зоркость.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).
Работа со словарями

Урок -игра

1

Урок -игра

1

Урок -игра

1

Урок -игра

1

Урок -игра
1
Беседа

1

Беседа

1

1

Орфографическая зоркость.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).

Урок
путешествие.

1

Знакомство с термином
«самоинструкция». Правила
составления
самоинструкции. Работа по
составлению
самоинструкции. Работа по
самоинструкции. Игра
«Засели домик».
Разгадывание ребусов,
загадок, шарад. Игры со
словами синонимами,
антонимами, омонимам.
Инсценирование рассказов.

занятия по
углублению
знаний

1

Групповая
работа

1

Занимательная
орфография
32

Волшебное
средство –
«самоинструкция».

1

33

Словари- наши
друзья и
помощники

1

3 класс
№

Раздел/тема

Колич
ество
часов

Характеристика основных
видов деятельности

Форма
занятий

Количество
Часов
Аудиторные
внеаудиторные

1

Орфография.

1

Игра «Опасные
соседи». (Коллективная
работа. Проектирование
алгоритма работы в паре.)

Урок -игра

1

5 часов
На сцене гласные
2

«Фонемы
повелевают
буквами»

1

Игра «Поставь
ударение». (Соблюдать
правила в игре; учиться
договариваться с партнёром;
анализировать ситуацию)

Урок -игра

1

3

Ваши старые
знакомые.

1

Игры со словами с
сочетаниями жи-щи, чу-щу,
ча-ща, чк, чн, щн, нщ.
Тренировочные
упражнения. (Совместно с
преподавателем планировать
свою деятельность и
действовать по плану,
анализировать ситуацию).

Урок -игра

1

4-5 Правила о
непроизносимых
согласных

2

Тренировочные упражнения.
Нефонемное правило. Игра
«Вставь слова». Разбор
стихотворения «Про солнце»
С.Маршака. (Соблюдать
правила в игре; учиться
договариваться с партнёром;
анализировать ситуацию

Урок -игра

1

2

Правила составления
самоинструкции. Работа по
составлению
самоинструкции. Работа по
самоинструкции. Игра
«Засели домик».
Тренировочные упражнения.
Игра «Найди подходящий
транспорт». Краткий
пересказ. (Соблюдать
правила в игре; учиться
договариваться с партнёром;

Урок
1
путешествие
.

Орфоэпия.5 часов
6-7 Волшебное средство
– «самоинструкция».

анализировать ситуацию
8

Память и
грамотность

1

Зарядка для развития
памяти. Разучивание песенки
«напоминалки». План
пересказа. (Групповая
работа)

Урок -игра

1

9

Строительная работа
морфем

1

Игра «Образуй слова».
Урок -игра
«Смыслиночки» суффиксов.
«Смыслиночки»
окончания. Групповая работа
со сменой ролей, соблюдать
правила в игре,
анализировать ситуацию.)

1

10 Где же хранятся
слова?

1

Работа со словарями. (Работа
с разными источниками
информации. Интернет,
энциклопедия.)

1

Состав слова.6
часов

3

Песенка – «напоминайка».
Игры и упражнения с
приставками. (Совместно с
преподавателем планировать
свою деятельность и
действовать по плану,
анализировать ситуацию).

14 Слова –
«родственники».

1

Работа с текстом.
Тренировочные
упражнения. (Совместно с
преподавателем планировать
свою деятельность и
действовать по плану,
анализировать ситуацию).

Групповая
работа

1

15- Кто командует
16 корнями?

2

Тренировочные упражнения.
Работа с текстами.
Орфограмма с девчачьим
именем. Командуют
гласные. Командуют
согласные. Командует
ударение. Командует
смысл. (Групповая работа со
сменой ролей, соблюдать
правила в игре,
анализировать ситуацию.)

Групповая
работа

1

2

Игра – собирание слов.
Пересказ текста.
Тренировочные
упражнения.( Групповая

Групповая
работа

1

1112- Поговорим обо всех
13 приставках сразу.

Текст.2 часа
17- «Не лезьте за словом
18 в карман!»

Групповая
работа

Беседа

1

работа со сменой ролей,
соблюдать правила в игре,
анализировать ситуацию.)
1

Работа с словарём.
Тренировочные
упражнения. (Работа с
разными источниками
информации. Интернет,
энциклопедия

Урок -игра

1

20 Как обходились без
письма?

1

Заучивание песенок –
«напоминалок». (Работа с
разными источниками
информации. Интернет,
энциклопедия

Урок -игра

1

21 Древние письмена.

1

Соблюдать правила в игре;
учиться договариваться с
партнёром; анализировать
ситуацию).

Беседа

1

22. Как возникла наша
письменность?

1

Творческое задание
«Придумай свой
алфавит». (Работа с разными
источниками информации.
Интернет, энциклопедия

Групповая
работа

1

23- Меня зовут Фонема.
24

2

Разыгрывание
стихотворения Н.Матвеева
«Путаница». (Работа в паре).

Урок -игра

1

25- Для всех ли фонем
26 есть буквы?

2

(Работа с разными
источниками информации.
Интернет, энциклопедия.)

Урок -игра

1

27- «Ошибкоопасные»
28 места.

2

Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).

Урок -игра

1

29. Тайны фонемы.

1

Заучивание песенки «запоминалки». (Работа в
паре).

Урок –игра

1

19. Слово и его
значение.11 часов
«Пересаженные»
корни.

.

2

Звуки «живут» по закону
составление «Свода
законов». (Коллективная
работа. Проектирование
алгоритма работы в паре.)

Групповая
работа

1

32 На сцене гласные.

1

Игра «Поставь ударение».
Гласные без
хлопот! (Соблюдать правила
в игре; учиться
договариваться с партнёром;
анализировать ситуацию).

Урок –игра

1

33 Итоговое занятие

1

Олимпиада. (Контролироват
ь , корректировать,
оценивать его действия,
планировать свою
деятельность и действовать
по плану).

Урок путешествие

Фонетика и графика.
30- 4 часа
31
Опасные согласные.

Итого

33
часа

4 класс
№

1

2

Раздел/ Тема

Колич
ество
часов

Характеристика основных
видов деятельности

Орфоэпия.1час
Что такое
орфоэпия?

1

Фонетика и
графика.3 часа
Что такое
фонография или

1

Игра «Поставь ударение».
Гласные без
хлопот! (Соблюдать правила
в игре; учиться
договариваться с партнёром;
анализировать ситуацию).
Звуки «живут» по закону
составление «Свода
законов». (Коллективная
работа. Проектирование

Формы занятий

Количество
часов
Аудиторные
внеаудиторны
е

Урок -игра

1

Урок -игра

1

звукозапись

алгоритма работы в паре

3

Звуки не буквы

1

Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).

Урок -игра

1

4

Звуки природы и
музыка языка.

1

Работа с текстом.
Тренировочные
упражнения. (Совместно с
преподавателем планировать
свою деятельность) .

Урок конкурс

1

5

Текст 1 час
Изобразительновыразительные
средства языка.
Фонетика и
графика.1 час
Кис- кис! Мяу!, или
Кое- что о
звукоподражаниях
Орфография.1 час
Путешествие по
островам
Орфографии.
Слово и его
значение . 7 часов
О словарях
энциклопедических
и лингвистических
В царстве смыслов
много дорог.
«Следы»
старославянского
языка в русском
языке.
Как и почему
появляются новые
слова
Многозначность
слов

1

Работа с разными
источниками информации.
Интернет, энциклопеди

Беседа

1

1

Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).

Урок -игра

1

Орфографическая зоркость.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).

Урок -игра

1

1

Работа с разными
источниками информации.
Интернет, энциклопеди

Урок -игра

1

«Откуда катится
каракатица?»О
словарях, которые
рассказывают об
истории слов.
Об одном и том же
- разными словами.

1

1

Распознавать многозначные
слова, слова в прямом и
переносном значениях.
.

Урок -игра

1

Состав слова.1 час

1

Группировать однокоренные

Урок -игра

1

6

7

8

9
10

11

12

13

14

15

1

1

Игра «Поставь ударение».

Урок -игра

1

1

Орфографическая зоркость.
Тренировочные
упражнения. (Работа в паре).

Урок -игра

1

1

Работа с текстом.
Тренировочные упражнения

Урок- викторина

1

1

Работа с разными
источниками информации.
Интернет, энциклопеди
Работа со словарями

Урок -игра

1

Урок -игра
1

Как возникают
названия?

16

Слово е его
значение.3 часа
Слова – антиподы.

1

17

Путешествие в
страну
фразеологизмов.

1

В стране
иностранных слов
Состав слов.2
часа
К истокам слова
Слова, как деревья,
ветвисты

1

Наша речь.1 час
Слова,
придуманные
писателями
Слово е его
значение.1 час
Слова уходящие и
слова – новички.
Наша речь и наш
язык.1 час
Словарь языка
Пушкина

1

Орфография.1 час
Паронимы, или
«ошибкоопасные
слова
Предложение и
словосочетание.5
часов
Путешествие в мир
синтаксиса.
Кому и чему
служит интонации

1

18
19

20

21
22

23

24

25

26

1

1

слова с разными корнями.
Доказывать правильность
выделения корня в
однокоренных словах.
Подбирать однокоренные
слова к данному слову и
выделять в них корень.
Определять значение слова
по толковому словарю.
Объяснять лексическое
значение слова.
Анализировать речевые
высказывания с
использованием в них
языковых средств.
Определять значение слова
по толковому словарю.
Определять значение слова
по толковому словарю.
Анализировать речевые
высказывания с
использованием в них
языковых средств.
Работа с текстом.
Тренировочные упражнения

Урок -игра

1

Урок -игра

1

Урок -игра
Урок -игра

1
1

Урок -игра

1

Урок -игра
1
Урок -игра

1

Групповая
работа

1

Работа с текстом.
Тренировочные упражнения

Урок -игра

1

1

Работа с текстом.
Тренировочные упражнения

Урок -игра

1

1

Вставлять выразительные
средства языка в пейзажных
зарисовках.

Урок -игра

1

1

1

Узнавать в тексте
незнакомые слова,
определять их значение по
толковому словарю.
Находить выразительные
средства русской речи в
поэтических строках
А. Пушкина.

Похвальное слово
знакам препинания!
Каких предложений
в нашей речи
больше: простых
или сложных?
Всем нам
приобщении
поможет
Части речи.
4 часа
Тематические
группы слов
Имена
прилагательные в
русских народных
сказках.

1

32

Глаголы в былинах.

1

33

Путешествие
грамматических
терминов из
Древней Греции в
Россию

1

27

28

29

30

31

1

1

1

1

Работа с текстом.
Тренировочные упражнения
Работа с текстом.
Тренировочные упражнения

Урок -игра

Работа с разными
источниками информации.
Интернет, энциклопедии
Работа с текстом.
Тренировочные упражнения

Беседа

1

Беседа

1

Выделять из предложения
словосочетания прилагательного с
существительным, устанавл
ивать связь слов в этих
словосочетаниях.
Различать глаголы, которые
отвечают на вопросы что
делать? что
сделать? Наблюдать,
анализировать и характери
зовать, какова роль глаголов
в речи.
Путешествие
грамматических терминов из
Древней Греции в Россию

Урок
путешествие.

1

Занятия по
углублению
знаний

1

Групповая
работа

1

1

Урок -игра
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».