Пояснительная записка Разработка и утверждение рабочих программ относятся к компетенции образовательного учреждения (п. 5 ст. 12 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»). Локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №16» регламентирует структуру и содержание рабочей программы, определяет правила, нормы, объективно отражающие требования к рабочим программам. «Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №16» регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС общего образования и локальных нормативных актов МАОУ СОШ №16. Рабочие программы направлены на достижение планируемых предметных результатов освоения обучающимися программы общего образования, а также планируемых результатов междисциплинарных учебных программ по формированию универсальных учебных действий (личностных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, познавательных универсальных учебных действий), по формированию ИКТ-компетентности обучающихся, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, функциональной грамотности. Рабочие программы учебных предметов разрабатываются учителем на основе требований к планируемым образовательным результатам освоения основной образовательной программы (целевой раздел ООП) и ее компонента – программы развития универсальных учебных действий (содержательный раздел ООП). При разработке рабочей программы учитель использует примерную и авторскую программы по учебному предмету. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72653) Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822) Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №16 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (протокол педагогического совета от 30.08.2023 г. № 1, приказ директора от 01.09.2023 г. № 237-д), далее – АООП НОО; Учебный план НОО МАОУ СОШ №16 на учебный год, далее – УП; Учебно-методический комплекс МАОУ СОШ №16, далее – УМК. У обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата часто отмечается запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности в освоении адаптированных основных общеобразовательных программ. Для обучающихся характерны трудности планирования и организации сложных видов деятельности, большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе, проблемы в коммуникации. Большая часть отклонений в психическом развитии, связана с нарушением онтогенеза психомоторного развития. Поэтому традиционные общепринятые психолого- педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов. Целью программы является формирование различных видов деятельности: предметно-игровой, продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие сенсорной сферы (сенсорных эталонов), межсенсорного взаимодействия. Развитие познавательных способностей. Задачи: Развитие внимания и наблюдательности; Развитие мелкой моторики; Снятия психоэмоционального напряжения; Развитие эмоционально выразительных движений; Развитие произвольности и самоконтроля; Развитие координации движений; Обучение навыкам релаксации и дыхательных упражнений. В основу технологии психомоторной коррекции были положены следующие принципы: 1. Принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. 2. Принцип природосообразности. 3. Принципы системности. 4. Принципы единства диагностики и коррекции. 5. Деятельностный принцип коррекции. 6. Принцип комплексности коррекционного воздействия. 7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Общая характеристика коррекционного курса «Психомоторика и развитие деятельности» Основной задачей образовательного процесса коррекции является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов – определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др. Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы проходит задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т.е. планирования. Описание места коррекционного курса в учебном плане Программа психомоторной коррекции разработана для обучающихся 1 1 - 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Занятия проводятся учителем-дефектологом преимущественно подгруппами по 2-5 человек. Продолжительность одного занятия 35-40 минут 1 час в неделю. 11 класс – 33 часа 1класс – 33 часа 2класс – 34 часов 3класс – 34 часов 4класс – 34 часов Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса Методологически «психомоторная коррекция» опирается на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (А.Р. Лурия); на учение о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении (Л.С. Цветкова); на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович и др.). Методически - на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, театральных, арт-терапевтических и иных психотехник применительно к школьному возрасту. Для ребенка одинаково вредным является как опережение, так и запаздывание в развитии. Дело в том, что энергия мозга конечна в каждый конкретный период, а для развития той или другой моторной или психической функции эволюционно заложены определенные сроки. Раннее развитие или обучение ребенка предполагает, что энергия мозга для этого отнимается у той функции, которая в это время должна активно развиваться. В то же время «невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии. Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение же начинается с первых дней жизни ребенка и является его естественным состоянием. На каждом возрастном этапе развития ребенок должен решать проблемы в соответствии со своим возрастом. Одна из центральных идей в концепции А.Р. Лурия заключается в том, что все нейропсихологические синдромы возникают как следствие нарушения в работе соответствующего фактора. Фактор - специфический механизм аналитико-синтетической (интегративной) работы отдельной мозговой структуры, проявляющийся в психическом плане в форме осознаваемого или неосознаваемого качества, которые могут быть зафиксированы в психологическом исследовании в виде поведенческого проявления, имеющего конкретное смысловое содержание. Нейропсихологический синдромный анализ позволяет определить состав мозговых зон, вовлекаемых в работу функциональных систем, и квалифицировать роль каждой из них в обеспечении целостного протекания психических процессов; установить связь определенного дефицита функций с работой той или иной мозговой зоны. Психика и формирующийся мозг необыкновенно пластичны и готовы к развитию базальных (основных) нейропсихологических факторов, являющихся опорными составляющими для дальнейшего совершенствования познавательных процессов. На нихв дальнейшем выстраивается и держится сложная многоуровневая конструкция индивидуальности человека. К группе базальных факторов относятся: модально-специфический; кинестетический, кинетический; пространственный; произвольной регуляции психической деятельности; энергетического обеспечения; межполушарного взаимодействия. Модально-специфический фактор связан с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от органов чувств (тактильных, слуховых и зрительных). Например, при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка букв. Органы чувств и соответствующие зоны мозга взаимодействуют между собой, и работа одного анализатора активизирует работу другого (синестезия). Известно об опережающей готовности тактильной сферы, что следует учитывать в обучении детей младшего школьного возраста. Слуховое восприятие включает в себя смыслоразличительную функцию фонематического слуха, без которой невозможно развитие письменной и устной речи. Развитие музыкального слуха и моторики приводит к улучшению устной и письменной речи. Кинетический фактор обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах, и, следовательно, тесно связан с тактильным модально-специфическим фактором. За работу кинетического фактора ответственна обширная теменная область головного мозга. Кинетический фактор участвует в формировании представлений о собственном теле и тесно связан с кинестетическим. Развитию каждого из этих факторов способствует двигательная активность ребенка в различных сферах, что должно быть объектом обучения и развития. Пространственный фактор отвечает за восприятие и переработку пространственных характеристик и является одной из наиболее сложных форм психического отражения и адаптации. Существуют три составляющие пространственной организации: реальное пространство, представления о пространстве и квазипространство. Пространственный фактор развивается на основе активных движений в реальном, многомерном и динамичном мире с опорой на схему собственного тела и взаимодействие органов чувств различной модальности. Ребенку часто недостает такого развития, что приводит к отклонениям в функциогенезе (созревание психических функций) к трудностям в обучении. Фактор произвольной регуляции психической деятельности связан с работой лобных отделов мозга. Именно этот фактор часто является слабым звеном в психической деятельности ребенка, что выражается в отвлекаемости, не доведении действий до конечного результата, отсутствии самоконтроля. Фактор энергетического обеспечения связан с работой глубинных отделов мозга, которые регулируют витальные (жизненные) потребности, биологические ритмы, системы жизнеобеспечения организма. Неразвитость этого фактора обнаруживается в первую очередь в процессах памяти и внимания. Фактор межполушарного взаимодействия обеспечивает обмен информацией между полушариями, а также гармоничные последовательность и одновременность познавательных процессов. Если этот фактор недостаточно сформирован, нужно по нейропсихологическим синдромам определить «мишень» коррекционной помощи ребенку. Результаты освоения коррекционного курса В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся достигают следующих результатов: Метапредметные результаты: — способность ориентироваться на сенсорные эталоны; — умение узнавать предметы по заданным признакам; — способность сравнивать предметы по внешним признакам; — приобретение навыков форме, цвету, функциональному назначению; — величине, классификации предметов по умение составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; Личностные результаты: — способность практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; — умение давать полное описание объектов и явлений; — умение различать противоположно направленные действия и явления; — возможность видеть временные рамки своей деятельности, планировать свою деятельность; — умение определять последовательность событий; — способность ориентироваться в пространстве; — умение целенаправленно выполнять действия по инструкции; — способность самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; Предметные результаты освоения данного курса не предусмотрены, т.к. он носит коррекционную направленность, главной целью освоения курса «Психомоторика и развитие деятельности» в совокупности с остальными курсами коррекционной области является успешное овладение АООП НОО. Содержание коррекционного курса Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел «Развитие тактильно-двигательного восприятия». Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата и задержкой психического развития значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, кинестезии, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожномеханического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата и задержкой психического развития становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Обучающиеся затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2-3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с нарушениями опорнодвигательного аппарата и задержкой психического развития, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, зрительные нарушения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает обучающемуся ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем. Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании мышления. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия». Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при нарушениях опорнодвигательного аппарата в сочетании с задержкой психического развития. Важное место занимает обучение ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися в силу особенностей их психического развития. Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.). Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности . Тематическое планирование 11 класс (33 часа) № п/п Наименование темы 1-5. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по признакам. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление серии предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и сопоставление цветов. Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (более 5 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (более 5 детали). Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса без использования измерительных приборов (тяжёлый – лёгкий). Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). 6-9. 10-13. 14-19. 20-22. 23-25. 26-28. 29-31. 32-33. Восприятие времени. Времена г о д а , их последовательность. Понятие «календарь». Название, последовательность месяцев года. Дни недели. Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. «Я» во времени: прошлое, настоящее, будущее. Тематическое планирование 1 класс (33 часа) № п/п Наименование темы 1-5. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по признакам. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление серии предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и сопоставление цветов. Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (более 5 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (более 5 детали). Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса без использования измерительных приборов (тяжёлый – лёгкий). Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. 6-9. 10-13. 14-19. 20-22. 23-25. 26-28. 29-31. 32-33. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Восприятие времени. Времена года, их последовательность. Понятие «календарь». Название, последовательность месяцев года. Дни недели. Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. «Я» во времени: прошлое, настоящее, будущее. Тематическое планирование 2 класс (34 часа) № п/п Наименование темы 1-5. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по признакам. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление серии предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и сопоставление цветов. Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (более 5 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (более 5 детали). Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса без использования измерительных приборов (тяжёлый – лёгкий). 6-9. 10-13. 14-19. 20-22. 23-25. 26-28. 29-31. 32-34. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Восприятие времени. Времена года, их последовательность. Понятие «календарь». Название, последовательность месяцев года. Дни недели. Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. «Я» во времени: прошлое, настоящее, будущее. Тематическое планирование 3 класс (34 часа) № п/п Наименование темы 1-5. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по признакам. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление серии предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и сопоставление цветов. Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (более 5 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (более 5 детали). Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 6-9. 10-13. 14-19. 20-22. 23-25. 26-28. 29-31. 32-34. № п/п 1-5. 6-9. 10-13. 14-19. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса без использования измерительных приборов (тяжёлый – лёгкий). Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Восприятие времени. Времена года, их последовательность. Понятие «календарь». Название, последовательность месяцев года. Дни недели. Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. «Я» во времени: прошлое, настоящее, будущее. Тематическое планирование 4 класс (34 часа) Наименование темы Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по признакам. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление серии предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и сопоставление цветов. Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (более 5 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (более 5 детали). 20-22. 23-25. 26-28. 29-31. 32-34. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений). Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса без использования измерительных приборов (тяжёлый – лёгкий). Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. Различение звуков окр звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Восприятие пространства. Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Восприятие времени. Времена года, их последовательность. Понятие «календарь». Название, последовательность месяцев года. Дни недели. Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. «Я» во времени: прошлое, настоящее, будущее. 12