ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный предмет «Введение в основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели: безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности; принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти; антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека; отрицательное отношение обучающихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков; готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию. Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как: формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению. Курс предназначен для: формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих; приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей; формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков. За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у жизнедеятельности, обучающихся современного индивидуальной системы уровня культуры здорового безопасности образа жизни и антитеррористического поведения. I. Содержание учебного предмета «Введение в основы безопасности жизнедеятельности» Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация. Причины, правила поведения , происхождение землетрясений. Оценкапоследствий землетрясений. Общее понятие о вулканах и меры по уменьшению потерь от извержения вулканов. Оползни, сели, обвалы, снежные лавины и их последствия. Правила безопасного поведения при оползнях, обвалах и снежных лавинах. Происхождение, классификация и последствия ураганов бурь и смерчей. Виды наводнений. Правила безопасного поведения и последствия наводнений. Причины, последствия и правила безопасного поведения при цунами. Причины ,последствия и правила безопасного поведения при природных пожарах. Эпизоотии, эпидемии, эпифитотии. Модуль 2. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера. Человек и стихия. Характер и темперамент. Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии. Модуль 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах ,переноска пострадавших. Раздел 2. Основы здорового образа жизни. Режим-необходимое условие здорового образа жизни. Профилактика переутомления и содержание режима дня. II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Введение в основы безопасности жизнедеятельности» Личностными результатами освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности является. усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Введение в основы безопасности жизнедеятельности» является: Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметными результатами освоения учебного предмета «Введение в основы безопасности жизнедеятельности» является: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употреблениеалкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий индивидуальных с учётом реально складывающейся обстановки и III. ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс №п/п Наименование раздела. Тема урока. Планируемые предметные результаты Виды контроля Электронные цифровые образовательные ресурсы Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера и их классификация Происхождение и классификация землетрясений Оценка землетрясений, их последствия и меры по уменьшению потерь Правила безопасного поведения при землетрясениях Общее понятие о вулканах формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности Меры по уменьшению потерь от жизнедеятельности; извержения вулканов Оползни. Из истории оползней понимание роли государства и действующего законодательства в Сели (селевые потоки). Из истории обеспечении национальной селей безопасности и защиты населения от Обвалы. Из истории обвалов опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Снежные лавины. Из истории социального характера; снежных лавин знание основных опасных и Последствия оползней, селей, обвалов чрезвычайных ситуаций природного, и снежных лавин техногенного и социального характера Правила безопасного поведения при и их последствия для личности, https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ Проверочная работа https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и снежных лавин Происхождение ураганов, бурь, смерчей Классификация ураганов, бурь и смерчей Последствия ураганов, бурь и смерчей и меры по уменьшению ущерба от них Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей Виды наводнений общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ Проверочная работа Последствия наводнений и меры по уменьшению ущерба от них Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений Причины и классификация цунами Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них Правила безопасного поведения при цунами Причины природных пожаров и их классификация Последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожара и при его тушении Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии Проверочная работа https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ 27 28 29 30 Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и растений https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ Модуль 2. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера. https://videouroki.net/video/obzh/7Человек и стихия понимание личной и class/3/ общественной значимости https://videouroki.net/video/obzh/7Характер и темперамент современной культуры безопасности class/3/ жизнедеятельности; Психологические особенности Проверочная https://videouroki.net/video/obzh/7умение предвидеть class/3/ поведения человека при стихийном работа возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; бедствии Модуль 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 31 Правила наложения повязок 32 Первая помощь при переломах, переноска пострадавших Режим – необходимое условие здорового образа жизни Профилактика переутомления и содержание режима дня 33 34 Всего часов: 34 умение оказать первую помощь пострадавшим; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; Проверочная работа https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/ https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/