РП ВВЕДЕНИЕ В ОБЖ АООП ООО НОДА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Введение в основы безопасности жизнедеятельности» в
основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного
здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека,
правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности
власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся,
в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни
человека;
отрицательное отношение обучающихся к приёму психоактивных веществ, в том
числе наркотиков;
готовность

и

способность

обучающихся

к

нравственному

самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной
жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка

у

обучающихся

антиэкстремистской

и

антитеррористической

личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и
асоциальному поведению.
Курс предназначен для:
формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных
ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного

отношения

к личной

безопасности, безопасности окружающих;
приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в
неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на
различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического
поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе

наркотиков.
За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный
принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для
формирования

у

жизнедеятельности,

обучающихся

современного

индивидуальной

системы

уровня

культуры

здорового

безопасности

образа

жизни

и

антитеррористического поведения.
I. Содержание учебного предмета
«Введение в основы безопасности жизнедеятельности»
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
природного характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация. Причины,
правила поведения , происхождение землетрясений. Оценкапоследствий землетрясений.
Общее понятие о вулканах и меры по уменьшению потерь от извержения вулканов.
Оползни, сели, обвалы, снежные лавины и их последствия. Правила безопасного
поведения при оползнях, обвалах и снежных лавинах. Происхождение, классификация и
последствия ураганов бурь и смерчей. Виды наводнений. Правила безопасного
поведения и последствия наводнений. Причины, последствия и правила безопасного
поведения при цунами. Причины ,последствия и правила безопасного поведения при
природных пожарах. Эпизоотии, эпидемии, эпифитотии.
Модуль 2. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях
природного характера.
Человек и

стихия. Характер

и

темперамент. Психологические особенности

поведения человека при стихийном бедствии.
Модуль 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах ,переноска
пострадавших.
Раздел 2. Основы здорового образа жизни.
Режим-необходимое условие здорового образа жизни. Профилактика
переутомления и содержание режима дня.

II.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Введение в основы безопасности жизнедеятельности»

Личностными

результатами

освоения

учебного

предмета

«Основы

безопасности жизнедеятельности является.
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения
к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

формирование

антиэкстремистского

мышления

и

антитеррористического

поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Введение в
основы безопасности жизнедеятельности» является:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

ставить

и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи

в области

безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Введение в основы
безопасности жизнедеятельности» является:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание

личной

и

общественной

значимости

современной

культуры

безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;
формирование

установки

на

здоровый

образ

жизни,

исключающий

употреблениеалкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение

предвидеть

возникновение

опасных

ситуаций

по

характерным

признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных
источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации

последствий

индивидуальных

с

учётом

реально

складывающейся

обстановки

и

III.

ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс

№п/п

Наименование раздела. Тема урока.

Планируемые предметные результаты

Виды контроля

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
1

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12

Понятие о чрезвычайных ситуациях
природного характера и их
классификация
Происхождение и классификация
землетрясений
Оценка землетрясений, их
последствия и меры по уменьшению
потерь
Правила безопасного поведения при
землетрясениях
Общее понятие о вулканах

формирование
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности на основе понимания
необходимости
защиты
личности,
общества и государства посредством
осознания
значимости
безопасного
поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
понимание
личной
и
общественной
значимости
современной культуры безопасности
Меры по уменьшению потерь от
жизнедеятельности;
извержения вулканов
Оползни. Из истории оползней
понимание роли государства и
действующего законодательства в
Сели (селевые потоки). Из истории
обеспечении
национальной
селей
безопасности и защиты населения от
Обвалы. Из истории обвалов
опасных и чрезвычайных ситуаций
природного,
техногенного
и
Снежные лавины. Из истории
социального характера;
снежных лавин
знание основных опасных и
Последствия оползней, селей, обвалов чрезвычайных ситуаций природного,
и снежных лавин
техногенного и социального характера
Правила безопасного поведения при и их последствия для личности,

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

Проверочная
работа

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

13
14
15

16

17
18
19
20
21
22
23
24
25

26

угрозе и сходе оползней, селей,
обвалов и снежных лавин
Происхождение ураганов, бурь,
смерчей
Классификация ураганов, бурь и
смерчей
Последствия ураганов, бурь и смерчей
и меры по уменьшению ущерба от
них
Правила безопасного поведения при
угрозе и во время ураганов, бурь и
смерчей
Виды наводнений

общества и государства;
знание и умение применять
правила безопасного поведения в
условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций;
умение принимать обоснованные
решения в конкретной опасной
ситуации
для
минимизации
последствий
с
учётом
реально
складывающейся
обстановки
и
индивидуальных возможностей.

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

Проверочная
работа

Последствия наводнений и меры по
уменьшению ущерба от них
Правила безопасного поведения при
угрозе и во время наводнений
Причины и классификация цунами
Последствия цунами и меры по
уменьшению ущерба от них
Правила безопасного поведения при
цунами
Причины природных пожаров и их
классификация
Последствия природных пожаров, их
тушение и предупреждение
Правила безопасного поведения в
зоне лесного или торфяного пожара и
при его тушении
Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии

Проверочная
работа

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

27

28
29
30

Защита от инфекционных
заболеваний людей, животных и
растений

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/

Модуль 2. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера.
https://videouroki.net/video/obzh/7Человек и стихия
понимание
личной
и
class/3/
общественной
значимости
https://videouroki.net/video/obzh/7Характер и темперамент
современной культуры безопасности
class/3/
жизнедеятельности;
Психологические особенности
Проверочная https://videouroki.net/video/obzh/7умение
предвидеть
class/3/
поведения человека при стихийном
работа

возникновение опасных ситуаций по
характерным
признакам
их
проявления, а также на основе
информации,
получаемой
из
различных источников;
понимание
необходимости
сохранения природы и окружающей
среды для полноценной
жизни
человека;

бедствии

Модуль 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
31

Правила наложения повязок

32

Первая помощь при переломах,
переноска пострадавших
Режим – необходимое условие
здорового образа жизни
Профилактика переутомления и
содержание режима дня

33
34

Всего часов: 34

умение оказать первую помощь
пострадавшим;
формирование
убеждения
в
необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
формирование установки на
здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков,
курение и нанесение иного вреда
здоровью;

Проверочная
работа

https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/
https://videouroki.net/video/obzh/7class/3/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».