ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР. Он обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление речевых нарушений у обучающихся 1–4 классов, получающих образование в соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР. Общая характеристика курса «Логопедические занятия» Содержание курса «Логопедические занятия» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной частью ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Курс реализуется учителем-логопедом во внеурочной деятельности на индивидуальных и/или подгрупповых/групповых коррекционно-развивающих занятиях. Значительный разброс и неоднородность состояний при ЗПР, обусловленные разной степенью выраженности парциальной недостаточности высших психических функций и различными вариантами сочетания сохранных и нарушенных функций и познавательных процессов, определяют необходимость дифференцированного подхода к обучающимся в процессе реализации курса. Предусматривается гибкость выбора тематического каркаса с учетом типологических особенностей группы школьников с ЗПР. Цель и задачи курса Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон устной речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, профилактике и коррекции нарушений письменной речи. Целевой ориентир курса «Логопедические занятия» предполагает развитие у обучающихся с ЗПР не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной (жизненной) компетенции. Задачи курса: коррекция и развитие звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи); восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов; пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного словаря; 2 коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); формирование и развитие связной речи, диалогической и монологической форм речи; формирование и развитие коммуникативной функции речи; профилактика и коррекция нарушений чтения и письма; развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений; расширение представлений об окружающей действительности; обогащение речевого опыта, способствующего развитию познавательных процессов. Курс «Логопедические занятия» реализуется на протяжении всего уровня начального общего образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать/минимизировать имеющиеся у обучающихся с ЗПР речевые нарушения, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать занятия» является коммуникативные навыки. Особенности построения курса Особенностью построения курса «Логопедические индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их индивидуальных особенностей и возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк). Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули: 1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи. 2. Развитие лексико-грамматической стороны речи. 3. Формирование связной речи. Основы коммуникации. Содержание коррекционного курса учителя-логопеда определяется в строгом соответствии с требованиями к результату изучения учебных предметов «Обучение грамоте», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала. Продолжительность и интенсивность занятий определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2-х раз в неделю. Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и не должна превышать: • для группового занятия – 40 минут; • для подгруппового занятия – 30–40 минут; 3 • для индивидуального занятия – 20–30 минут. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса В логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР исключительно важно формировать положительную мотивацию к речевому взаимодействию, способность ориентироваться в заданиях, развивать навыки анализа и синтеза (на речевом материале), учить обдумывать и планировать предстоящую деятельность, следить за правильностью ее выполнения, рассказывать о проделанном и адекватно оценивать результат деятельности. На логопедических занятиях обучающиеся с ЗПР выполняют различные устные и письменные задания, направленные на звуковой анализ слова, учатся различать звуки и буквы, соединять звуки и слоги в слова, выстраивать фразы, составлять связные высказывания, что способствует развитию устной и письменной речи. Обучающихся с ЗПР необходимо максимально развернуто знакомить с новым материалом, используя при этом доступные алгоритмы, определяющие порядок выполнения действий. Например, могут применяться пошаговая памятка или знаковосимволическая карточка с этапами выполнения заданий. При изучении звуков и букв полезно задействовать различные анализаторы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на сыпучем материале (песке, манке и т. п.), поиск буквы в «зашумленном» изображении). На логопедических занятиях обучающиеся выкладывают графические схемы фишками и полосками; работают с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр. Активно используются упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, ребусы, анаграммы и др.), с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются преимущественно на иллюстративном материале). Для автоматизации формируемого навыка, упрочения связей между языковыми единицаминеобходимо систематически повторять и закреплять пройденный материал, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальную опору, памятку). Применяемый на занятиях словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира при активном использовании интернет-ресурсов. Следует учить детей самостоятельно находить 4 необходимую информацию, используя для этого разные источники (словарь, интернет, энциклопедию). При обучении звуко-буквенному анализу работа выстраивается пошагово, начиная с выделения звуков в слове, и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием). Следует учить обучающихся с ЗПР осознавать возникающие трудности и при их наличии обращаться за помощью. При необходимости следует облегчать техническую сторону выполнения письменных заданий (письмо в тетрадях с сетчатой разлиновкой, обозначение точками интервалов между буквами (слогами), обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, использование определенных обозначений. Место курса в учебном плане Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР на изучение курса отводится 2 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов для обучающихся 1-ых классов и на 68 часов для обучающихся 2–4-ых классов (2 часа занятий в неделю, 33–34 учебные недели в году). I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» самостоятельно обращать внимание на звуковую сторону речи; иметь представления о правильных артикуляционных укладах нарушенных звуков; различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и безударные) и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки); распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со звуками; обозначать мягкость согласных на письме; составлять графические схемы слов; выделять ударный и безударный слоги; уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения; определять количество и последовательность звуков в слове; различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками; правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала начальных классов). 5 Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» выделять и различать части слова: основу, корень, приставку, суффикс, окончание; образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и приставок (по образцу); конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов; различать грамматически правильные и неправильные словосочетания; уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании; оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать изученные части речи; соблюдать на письме изученные орфографические правила, правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 1–4 классов). Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» участвовать в простых диалогах; обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу; выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.; соотносить предложение с графической схемой; конструировать простые и сложные предложения с однородными членами, с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему); устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные связи; дифференцировать понятия: словосочетание — предложение — текст; согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на письме; определять главную мысль текста; озаглавливать текст; пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе; устанавливать связь между частями текста; составлять план текста; различать особенности текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, смешанного текста; писать изложение короткого текста по плану; составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога). 6 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение звуков по артикуляционным и акустическим характеристикам. Уточнение артикуляционных укладов гласных и согласных звуков. Коррекция и развитие звукопроизношения. Определение места звука в слогах и словах. Определение количества, последовательности звуков в слове. Закрепление и различение образа печатных и письменных букв. Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие пространственно-временных представлений. Сравнение и различение согласных звуков: сонорных и шумных, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых. Условно-графические обозначения звуков, составление схемы слога и слова. Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС). Графические схемы прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов. Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов с использованием слоговой таблицы. Работа с ударением, его смыслоразличительная и фонетическая роль. Составление графических схем слогового состава слова с выделением места ударного и безударного слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). Правописание гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу, ча, чу, жи, ши. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Выделение слова из речевого потока. Соотнесение слова и предмета (словапредметы). Соотнесение слова и названия действия (слова-действия). Соотнесение слова и признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих признаки. Активизация и обогащение словаря по лексическим темам. Работа с синонимами и антонимами. Отработка форм множественного и единственного числа существительных. Образование новых слов различными способами по образцу, по словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, названий детенышей птиц и животных, слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок – образование глаголов совершенного вида). Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок. 7 Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Различение слова и предложения. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой на образец и картинки). Работа с деформированным предложением и текстом. Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого этикета. Составление коротких описательных рассказов на заданную тему с опорой на образец. Составление коротких повествовательных текстов с опорой на сюжетные картинки, по опорным словам. Списывание предложений и короткого текста. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика специфических ошибок. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Коррекция и развитие звукопроизношения. Дифференциация гласных и согласных звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. Узнавание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга). Отработка заглавных букв. Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв. Развитие зрительного внимания и восприятия на материале букв и предметных картинок. Развитие пространственно-временных представлений. Дифференциация похожих гласных букв: А-О, О-У, И-У. Дифференциация похожих гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, ЗЕ, С-Э, С-Е, У-Ч, Л-А, А-Д, Л-Я. Звуковой и слоговой анализ слова. Профилактика фонематических, оптических и кинетических ошибок. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой на графические схемы. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога. Многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Отработка навыков согласования имени существительного и имени прилагательного, составления словосочетаний. Профилактика аграмматизма на письме. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение интонационных характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Составление распространенных предложений по вопросам педагога. Развитие диалогической речи (моделирование диалогов на заданную тему с использованием вежливых слов). Составление рассказа-описания с опорой на план. Чтение и пересказ коротких текстов / рассказов, содержащих диалоги персонажей. 8 2 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Отработка и развитие произношения. Упражнение в различении и опознании букв, соответствующих гласным и согласным звукам. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. Уточнение акустико-артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков, дифференциация согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных. Отработка и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов. Формирование навыка слогового деления слова, определение количества звуков и слогов на слух. Придумывание слов на заданный слог. Конструирование слов из предложенных слогов. Составление графических схем. Работа со слоговыми таблицами для отработки техники чтения. Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Различение слов: слово-предмет (одушевленные – неодушевленные), слово-признак, слово-действие. Слово и его значение. Работа со словами-паронимами. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова. Подбор однокоренных (родственных) слов. Обогащение словаря синонимами и антонимами. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-), суффикса -ниц- со значением вместилища, суффиксов (-тель-, -чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, -ник-) для образования названий профессий, названий детенышей животных и птиц. Работа со словарными словами. Образование притяжательных прилагательных в мужском, женском и среднем родах. Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-, лив- в мужском, женском и среднем родах. Образование относительных прилагательных с суффиксами -ов-/-ев- /-н-/-енн-/-ск-/-ян-/-ан-. Образование глаголов с помощью приставок (в-, вы-, при-, от-, у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-). Употребление и написание глаголов с частицей НЕ. Местоимение. Согласование слов в числе и роде, составление словосочетаний с использованием алгоритма, карточек-подсказок. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной форме. Составление распространенных предложений по вопросам. Выделение главных членов предложения по вопросам. Развитие диалогической и монологической речи. Работа с разными текстами (повествованием, описанием, рассуждением). Определение главной мысли текста, озаглавливание. Определение количества слов в предложении; количества предложений в тексте. Конструирование предложений с однородными членами. Составление описательных и повествовательных рассказов по опорным словам и плану. 9 Составление рассказа по предложенному началу. Чтение и определение последовательности частей текста. Работа над пониманием прочитанного текста. Работа с деформированным текстом: нахождение лишних частей текста, составление связного текста. 3 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте). Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» Различение приставок и предлогов. Отработка слов с глухими и звонкими согласными в корне. Слова с непроизносимым согласным звуком в корне (способы проверки). Работа со словарными словами. Число и род имен существительных. Отработка предложнопадежных конструкций, склонение имени существительного и имени прилагательного. Личные местоимения. Согласование глагола с именем существительным в числе, роде, изменение глаголов по времени. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Работа с условно-графическими схемами предложений. Работа с деформированным предложением. Работа с текстом. Определение границ и количества предложений в тексте, количества слов в предложении. Работа на уровне предложения: составление / завершение предложений, дописывание подходящих слов (с использованием опорных слов), исключение лишних слов, редактирование и распространение предложений, нахождение главных членов предложения. Работа на уровне текста: озаглавливание, составление плана, нахождение лишних предложений в тексте, сочинение продолжения текста. 4 КЛАСС Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным усложнением (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте). Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи» 10 Обогащение номинативного словаря. Различение и употребление синонимов, антонимов, омонимов. Работа со словарными словоизменения, практическое употребление словами. Отработка навыков существительных в форме единственного и множественного числа. Отработка падежных форм существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Употребление несклоняемых имен существительных. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании слова. Тренировка в языковом анализе. Уточнение лексического и грамматического значения слова. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Образование и правописание сложных слов с соединительными гласными О-Е. Развитие навыков приставочного словообразования. Практическое употребление слов с приставками пространственного значения, временного значения и многозначными приставками. Различение предлогов и приставок. Согласование с прилагательными (в роде, числе). Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Отработка распознавания глаголов, изменения глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам. Согласование глагола с именем существительным в числе, роде, изменение глаголов по времени. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Употребление и правописание числительных. Определение числа и рода местоимения. Упражнение в использовании и склонении личных местоимений с предлогами и без. Преодоление / минимизация аграмматизма в устной речи и на письме. Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации» Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему). Конструирование предложений с однородными членами с союзами и, а, но (с опорой на образец и схему). Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: словосочетание – предложение – текст. Согласование слов в предложении, выделение границ предложения на письме. Закрепление умения составлять и записывать предложения, пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе. Выделение в тексте основной мысли, озаглавливание. Связь между частями текста. Составление плана текста. Различение особенностей текста-повествования, текста-описания, текста- рассуждения, смешанного текста. Письменное изложение короткого текста по плану. Написание мини-сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога). 11 Календарно-тематическое планирование логопедических занятий учащихся 1 – 4 дополнительных классов с учётом требований ФГОС НОО 1 класс № 1 2 Коррекция нарушений звукопроизношения Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Предметные результаты Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); формирование готовности к восприятию определенных орфограмм; Кол-во часов 1 1 3 Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности формирование умения динамической стороны речи. ориентироваться в целях, задачах, Воспроизведение звукослоговой средствах и условиях общения. структуры слова. Состояние фонематического восприятия Состояние фонематического анализа и синтеза. 1 4 Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слогоритмической структуры слов 1 5 Исследование понимания речи. Исследование словаря и навыков словообразования 1 6 Исследование грамматического строя речи. Исследование понимания логико – грамматических конструкций. Исследование связной речи. 1 7 Работа над развитием пространственных представлений. Уточнение представлений о форме, величине. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения 12 1 8 Работа над развитием зрительного восприятия. Узнавание изображенных предметов. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 1 9 Работа над развитием зрительного внимания. Дорисовывание, штриховка, закрашивание. Работа над развитием зрительной памяти. Применение в практическом плане умения и навыка аудирования: восприятия речи на слух 1 10 Работа над развитием слухового внимания и памяти. Применение в практическом плане умения и навыка аудирования: понимания основного содержания; 1 11 Работа над развитием слухового восприятия. Восприятие неречевых звуков. Формирование позитивного отношения к правильной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 1 12 Работа над развитием слухового Формирование позитивного восприятия. Восприятие речевых отношения к правильной устной и звуков. письменной речи. 1 13 Развитие чувства ритма. Различение и воспроизведение заданных ритмов. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 1 14 Работа над развитием мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики. 1 15 Работа над развитием мелкой моторики рук. Упражнения на переключение движений. Развитие фонематических процессов; 1 развитие мелкой моторики. 16 Работа над развитием мелкой Развитие мелкой моторики. моторики рук. Конструирование. 1 17 Работа над развитием мелкой моторики рук. Обводка по шаблону-контуру. Развитие мелкой моторики. 1 18 Работа над подвижностью артикуляционного аппарата. Комплекс артикуляционной гимнастики. Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова; 1 13 19 Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения для губ, щек. Формирование связной речи, и прежде всего такой формы связных высказываний, которые наиболее адекватны условиям учебной деятельности обучающихся. 1 21 Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения кончика языка. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. 1 22 Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на различение узкого и широкого языка. Развитие фонематических процессов 1 23 Выполнение комплекса Развитие фонематических артикуляционной гимнастики. процессов Упражнения на формирование кинетической основы движений. 1 24 Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений. Формирование умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 1 Установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 1 26 Постановка звуков. Варьирование артикуляционных укладов звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи. 1 27 Автоматизация поставленных звуков. Изолированно. Развитие фонематических процессов; 1 20 Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения на определение положения губ. Основной этап 25 Специальная артикуляционная гимнастика для постановки звуков. 28 Автоматизация поставленных звуков в прямых слогах. автоматизация поставленных звуков. 1 1 29 Автоматизация поставленных звуков в обратных слогах. Развитие зрительно – пространственного восприятия; 1 30 Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением согласных. Автоматизация поставленных звуков. 1 31 Автоматизация поставленных звуков в словах (произнесение слов с ударение на слоге). Автоматизация поставленных звуков. 1 14 32 Дифференциация смешиваемых звуков в словах. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка. 1 33 Дифференциация смешиваемых звуков в предложении. Овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета. 1 34 Дифференциация смешиваемых в Осуществление слухового произношении звуков в тексте и в контроля за собственным спонтанной речи. произнесением и оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 1 Итого: 34 часа. Календарно-тематическое планирование 2 класс № 1 2 Разделы, темы занятий Предметные результаты Диагностический этап Сбор анамнеза, данных о Понимание обучающимися того, что раннем развитии, язык представляет собой явление перенесенных заболеваниях. национальной культуры и основное Раннее речевое развитие. средство человеческого общения, Исследование неречевых осознание значения русского языка психических функций. как государственного языка Российской Федерации, языка Состояние межнационального общения; звукопроизношения. Количество часов 1 1 Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. 3 Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия Состояние фонематического анализа и синтеза. 1 4 Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, 1 15 слогоритмической структуры слов. Исследование понимания речи. 5 6 Исследование словаря и навыков словообразования. Исследование грамматического строя речи. Исследование понимания логико – грамматических конструкций. Исследование связной речи. 1 Коррекционная работа на фонетическом уровне Развитие артикуляционной Применение в практическом плане моторики. Автоматизация умения и навыка аудирования. гласных звуков. 1 7 Коррекция звукопроизношения. Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласных звуков и букв. Восприятия речи на слух. 1 8 Осуществление слухового контроля за собственным произнесением. Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы С. Понимание основного содержания. 1 9 Осуществление оценивания качества воспроизводимых в собственной речи звуков. Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Т. Применение в практическом плане умения и навыка аудирования 1 10 Варьирование артикуляционных укладов звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи. Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Л. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи. 1 11 Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Р. Формирование позитивного отношения к правильной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 1 12 Развитие артикуляционной моторики. Буква Е, Я. Установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 1 16 13 Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы М. Осуществление слухового контроля за собственным произнесением и оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 1 14 Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация гласного звука и буквы З Автоматизация поставленных звуков. 1 15 Уточнение артикуляции, Развитие фонематических процессов. постановка и автоматизация согласного звука и буквы Б, Д 1 16 Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Постановка и автоматизация согласного звука и буквы Ш , Ж 1 Осуществление слухового контроля за собственным произнесением и оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 17 Буква Ё, Ю, Э 1 18 Уточнение артикуляции звука Варьирование артикуляционных и буквы Й укладов звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи. 1 19 Уточнение артикуляции, постановка и автоматизация согласного звука и буквы Х, Ф, В 1 Автоматизация поставленных звуков 20 Уточнение артикуляции, Развитие мелкой моторики. постановка и автоматизация гласного звука и буквы Ц, Щ, Ч 1 21 Дифференциация гласных и согласных звуков 2 Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне 22 Профилактика дислексии. Понимание учебного текста. Слово-предмет Овладение первоначальными представлениями о орфоэпических нормах русского языка. 1 23 Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Слова-действия Овладение первоначальными представлениями о лексических нормах русского языка. 1 24 Слова-признаки. Игры на слуховое внимание и восприятие. Овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка. 1 25 Распространение простого двусоставного предложения определением Овладение первоначальными представлениями о пунктуационных нормах русского языка. 1 17 26 Игры на зрительное внимание Овладение первоначальными и восприятие. представлениями о правилах речевого Дифференциация понятий этикета. предложение – слово 1 27 Развитие и уточнение Развитие зрительно – пространственных пространственного восприятия; представлений. Единственное и множественное число предметов. Один – много. 1 Формирование связной речи, и прежде всего такой формы связных высказываний, которые наиболее адекватны условиям учебной деятельности обучающихся. 1 29 Развитие и уточнение временных представлений. Работа с предлогами в, на, к, от Развитие зрительно – пространственного восприятия; 1 30 Работа с предлогами около (у), из-за, над, под, по. Игры на развитие логического мышления. Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. 1 28 Дифференциация имён существительных мужского и женского рода. Игры на развитие памяти. Коррекционная работа на лексическом уровне 31 Развитие речевого анализа и Формирование умения синтеза на уровне текста. ориентироваться в целях, задачах, Составление предложений. средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 32 Последовательный пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Повторение изученного по теме «Предложение – слово». Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 1 2 Итого: 34 часа Календарно-тематическое планирование 3 класс № Тема занятия. Предметные результаты 18 Количество часов 1 Обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 2 2 Речь. Предложение. Слово. Формирование связной речи, и прежде всего такой формы связных высказываний, которые наиболее адекватны условиям учебной деятельности обучающихся. 1 3 Звуки и буквы. 4 Слогообразующая роль гласной. Ударение; ударный слог. 2 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 1 5 Звукобуквенный анализ Овладение первоначальными слов со стечением представлениями о нормах русского языка. согласных 1 6 Получение слов убавлением (добавлением) буквы. 1 Овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета. 7 Получение слов заменой Формирование позитивного отношения к буквы. правильной устной речи как показателям общей культуры. 1 8 Звукобуквенный и слоговой анализ слов сложной слоговой структуры. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи. 1 9 Твёрдые-мягкие согласные. Развитие фонематических процессов. 1 10 Обозначение мягкости Формирование позитивного отношения к согласного с помощью ь правильной устной и письменной речи как в конце слова. показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 1 11 Обозначение мягкости Развитие фонематических процессов. согласного с помощью ь в середине слова. 1 12 Разделительный Ь. 1 Развитие фонематических процессов; развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие мелкой моторики. 13 Дифференциация А-Я в Осуществление слухового контроля за слогах, словах, собственным произнесением и оценивание предложениях, тексте. качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 19 1 14 Дифференциация О-Ё в слогах, словах, предложениях, тексте. Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. 1 15 Дифференциация У-Ю в Варьирование артикуляционных укладов слогах, словах, звуков в зависимости от их сочетаемости с предложениях, тексте. другими звуками в потоке речи. 1 16 Дифференциация Ы-И в Развитие фонематических процессов; слогах, словах, предложениях, тексте. развитие зрительно – пространственного восприятия; 1 развитие мелкой моторики. 17 Звонкие-глухие согласные. Дифференциация Д-Т в слогах, словах, предложениях, тексте Автоматизация поставленных звуков; установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 1 18 Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях, тексте Развитие зрительно – пространственного восприятия; 1 развитие мелкой моторики. 19 Дифференциация В-Ф в Варьирование артикуляционных укладов слогах, словах, звуков в зависимости от их сочетаемости с предложениях, тексте другими звуками в потоке речи. 1 20 Дифференциация С-З в слогах, словах, предложениях, тексте 1 21 Дифференциация Г-К в слогах, словах, предложениях, тексте Автоматизация поставленных звуков; установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука Варьирование артикуляционных укладов звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи. 1 22 Дифференциация Ж-Ш в Автоматизация поставленных звуков; слогах, словах, предложениях, тексте. установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 1 23 Парные звонкие-глухие согласные. 1 Применение в практическом плане умения и навыка аудирования: восприятия речи на слух и понимания основного содержания. 24 Дифференциация С-Ш в Варьирование артикуляционных укладов слогах, словах, звуков в зависимости от их сочетаемости с предложениях, тексте. другими звуками в потоке речи. 20 1 25 Дифференциация З-Ж в Автоматизация поставленных звуков; слогах, словах, предложениях, тексте установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 1 26 Дифференциация Ч-Т’ в слогах, словах, предложениях, тексте 1 Развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие мелкой моторики. 27 Дифференциация Ч-Щ в Варьирование артикуляционных укладов слогах, словах, звуков в зависимости от их сочетаемости с предложениях, тексте другими звуками в потоке речи. 1 28 Дифференциация Ч-Ц в Автоматизация поставленных звуков; слогах, словах, предложениях, тексте установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 1 129 Дифференциация С-Ц в Варьирование артикуляционных укладов слогах, словах, звуков в зависимости от их сочетаемости с предложениях, тексте другими звуками в потоке речи. 1 30 Дифференциация С’-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте. Автоматизация поставленных звуков; 1 31 Дифференциация Ч-С в слогах, словах, предложениях, тексте. Установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука. 1 32 Дифференциация свистящих-шипящих звуков. Закрепление. Овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета. 1 33 Дифференциация Р-Л в слогах, словах, предложениях, тексте. Установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука. 1 установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука Итого: 34 часа Календарно-тематическое планирование 4 класс № Тема занятия Предметные результаты Количество часов Осуществление слухового контроля за собственным произнесением и оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 1 п/п 1 Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия 21 2 Звуки и буквы. Алфавит. Автоматизация поставленных звуков; установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 3 Дифференциация гласных Установление необходимых букв А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, артикуляционных позиций, Э-Е обеспечивающих нормированный акустический эффект звука. 1 4 Отличие нормированного произнесения звука от ненормированного. Мягкий знак. Применение в практическом плане умения и навыка аудирования: восприятия речи на слух и понимания основного содержания. 1 5 Разделительный мягкий знак Применение в практическом плане умения и навыка аудирования: восприятия речи на слух и понимания основного содержания 1 6 Звонкие и глухие согласные. Адекватное Развитие зрительно – пространственного восприятия; 1 1 восприятие звучащей речи. развитие мелкой моторики. 7 Коррекция Варьирование артикуляционных укладов звукопроизношения. Звуки звуков в зависимости от их сочетаемости Г – Г’, К – К’ с другими звуками в потоке речи. 1 8 Варьирование артикуляционных укладов звуков. Звуки Д – Д’, Т – Т’ Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 1 9 Осуществление слухового контроля за собственным произнесением. Звуки З – З’, С – С’ Автоматизация поставленных звуков; установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 1 Осуществление слухового контроля за собственным произнесением и оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 1 10 Оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков Звуки Ж – Ш 11 Варьирование Автоматизация поставленных звуков; артикуляционных укладов установление необходимых звуков. Звуки С – С’, Ш артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 1 12 Коррекция звукопроизношения. Звуки З – З’, Ж 1 Развитие зрительно – пространственного восприятия; развитие мелкой моторики. 22 13 Звуки С – С’, Ц Автоматизация поставленных звуков; 1 установление необходимых артикуляционных позиций, обеспечивающих нормированный акустический эффект звука 14 Коррекция Осуществление слухового контроля за звукопроизношения. Звуки собственным произнесением и Ч –Щ оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 1 15 Звуки Ч –ТЬ Варьирование артикуляционных укладов звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи. 1 16 Звуки Ч – Ш Формирование связной речи, и прежде всего такой формы связных высказываний, которые наиболее адекватны условиям учебной деятельности обучающихся. 1 17 Профилактика дислексии. Овладение первоначальными Родственные слова представлениями о правилах речевого этикета. 1 18 Профилактика дисграфии. Развитие зрительно – пространственного Корень слова восприятия; 1 развитие мелкой моторики. 19 Профилактика дисграфии. Формирование связной речи, и прежде Приставка всего такой формы связных высказываний, которые наиболее адекватны условиям учебной деятельности обучающихся. 1 20 Профилактика дисграфии. Развитие зрительно – пространственного Суффикс восприятия; 1 развитие мелкой моторики. 21 Морфологический состав слов Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 1 22 Профилактика дислексии. Формирование связной речи, и прежде Предлоги всего такой формы связных высказываний, которые наиболее адекватны условиям учебной деятельности обучающихся. 1 23 Слова-предметы 1 Осуществление слухового контроля за собственным произнесением и 23 оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 24 Практическое употребление слов в форме единственного и множественного числа Развитие зрительно – пространственного восприятия; 25 Практическое употребление существительных разного рода Осуществление слухового контроля за собственным произнесением и оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 1 26 Употребление существительных в косвенных падежах Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. 1 27 Слова-признаки Осуществление слухового контроля за собственным произнесением и оценивание качества воспроизводимых в собственной речи звуков. 1 28 Согласование прилагательных с существительными в роде и числе Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 1 29 Согласование прилагательных с существительными в падеже Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. 1 30 Слова-действия. Практическое овладение диалогической формой речи. Применение в практическом плане умения и навыка аудирования: восприятия речи на слух и понимания основного содержания. 1 31 Согласование глагола с Овладение первоначальными существительным в числе, представлениями о нормах русского роде, во времени. языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 1 32 Имя числительное. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета. 1 33 Предложение. Определение последовательности, Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, 1 1 развитие мелкой моторики. 24 количества слов в предложении. 34 Работа над текстом. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Итого: 34 часа. 25 1