ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с задержкой психического развития. Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционноразвивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога. Цель - создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП НОО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы: 1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии. 2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). 3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся. 4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития. 5. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей Обучающиеся с НОДА— это дети, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с НОДА – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения НОДА могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с НОДА испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с НОДА являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с НОДА зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с НОДА достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с НОДА определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с НОДА и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с НОДА должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов НОДА и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО могут быть представлены следующим образом. Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с НОДА. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут. При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с НОДА осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра. Структура коррекционно – развивающих занятий: 1. Ритуал приветствия. 2. Рефлексия предыдущего занятия. 3. Разминка. 4. Основное содержание занятия. 5. Рефлексия прошедшего занятия. 6. Ритуал прощания. В структуре занятий выделяются: Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности. Блок коррекции и развития этих познавательных процессов. Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит, само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления. Внимание учащихся с НОДА характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с НОДА наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память. В развитии мыслительной деятельности учащихся с НОДА обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными. Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать. Для учащихся с НОДА наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами: Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка. Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление. Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека. Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов. Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с НОДА, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностными результатами являются: правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению; умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; умение налаживать контакт с людьми; умение соблюдать правила игры и дисциплину; умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде; способность к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; принятие установки на здоровый образ жизни; чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций. Метапредметными результатами являются: навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах; умение учиться работать в паре и в группе; навык выполнять различные роли; умение слушать и понимать речь сверстников; осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы; умение контролировать действия партнера; использование речи для регуляции своего действия; умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Предметными результатами являются умения: целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога; дорисовывать незаконченные изображения; группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом; составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков; конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур; определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов; зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом; классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; различать запахи и вкусовые качества, называть их; сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке; действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов; определять время по часам. В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться: выделять существенные признаки и закономерности предметов; сравнивать предметы, понятия; обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями; концентрировать, переключать своё внимание; развивать свою память; улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации; уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ; самостоятельно выполнить задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; работать в группе (при групповых формах работы). Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего. Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарногигиеническими требованиями к данному виду деятельности. Срок реализации программы – 5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 часа в 1-м классе, 34 часа в год, соответственно, во 2-4 классах. Всего 168 часов. Ориентировочная продолжительность занятия 20 -30 минут. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка. Календарно-тематическое планирование занятий учителя – дефектолога для детей младшего школьного возраста 1класс (34часа) № Тема урока Планируемый результат Количе ство часов 1 Обследование детей,комплектованиегрупп для коррекционныхзанятий Диагностика 1 2 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий Диагностика 1 3 Развитие крупной моторики. Выполнять действия в опоре на заданный ориентир; 1 целенаправленность выполнения действийи движений по инструкции педагога (бросаниевцель); самостоятельно оценивать правильность выполнения 1действия и вносить н1еобходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. 4 Формирование чувства равновесия («дорожка следов») Выполнять действия в опоре на заданный ориентир; корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебно-познавательной 1 деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. 5 Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Слушать и понимать речь других; 1 учиться работать в паре, группе; понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир. 6 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. Работать с дополнительными текстами и заданиями; 1 учиться работать в паре, группе; понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир. 7 Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; делать выводы в результате совместной работы. 1 8 Обводка по трафарету(внутреннему и внешнему) и штриховка Развитие координации движений руки и глаза(завязывание шнурков, нанизывание бусин) 9 Работа в технике рваной аппликации. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. Устанавливать аналогии; корректно формулировать точку зрения; 1 свою проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности. Слушать и понимать речь других; 1 учиться работать в паре, группе; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. 10 Определение на ощупь величины предмета (большой— маленький—самый маленький). Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 делать выводы в результате совместной работы. 11 Игры со средней мозаикой. Устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; 1 12 Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Делать выводы в результате совместной работы; 1 корректно формулировать точку зрения; свою проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности. 13 Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир. 14 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) Работа с геометрическим конструктором. 15 Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике. Устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; 1 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. 16 Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4предмета) Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 17 Различение предметов по величине (большой —маленький) Работать с дополнительны ми текстами и заданиями; 1 1 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с нагляднообразным материалом. 18 Сравнение двух предметов по высоте и длине, по ширине и толщине. Преобразовывать информацию из одной формы в другую; 1 учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом. 19 Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. Преобразовывать информацию из одной формы в другую; 1 строить рассуждения о математических явлениях; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. 20 Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) Соотносить содержание схематических изображений с математической записью; корректно формулировать свою точку зрения; 1 проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности. 21 Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале. Работать с дополнительными текстами и заданиями; 1 использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. 22 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 23 Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (устола—ножки,у стула—спинки,уведра—ручки). Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4предмета) Преобразовывать информацию из одной формы в другую; 24 Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Соотносить содержание схематических изображений с математической записью; 1 использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. 1 строить рассуждения о математических явлениях. понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир. 1 25 Развитие осязания (контрастные Устанавливать аналогии; температурные ощущения: холодный использовать средства — горячий),обозначение словом. устного общения для решения коммуникативных задач. 1 26 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький) Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. 1 27 Развитие обоняния (приятный запах—неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху». Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 делать выводы в результате совместной работы. 28 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый —легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. Устанавливать аналогии; 29 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Соотносить содержание схематических изображений с математической записью; 1 использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. 1 понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; 30 Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных выполнять действия в опоре на заданный ориентир. Под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; использовать средства 1 произведений. 31 Ориентировка на собственном теле. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.) устного общения для решения коммуникативных задач. Делать выводы в результате совместной работы; 1 понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир. 32 Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.) Устанавливать аналогии; 33 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Соотносить содержание схематических изображений с математической записью; 1 использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. 1 понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; выполнять действия в опоре на заданный ориентир. 34 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». Итого: 34 часа Делать выводы в результате совместной работы; использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. 1 Тематическое планирование 2класс (34часа) № Тема 1 2 Планируемые результаты Кол-во часов Блок 1- Первичная диагностика Первичная диагностика Диагностика Блок 2- Коррекционно-развивающие занятия Совершенствование движений и определять и формулировать цель сенсомоторного развития. Развитие деятельности с помощью учителя; графических находить ответы на вопросы в умений, зрительно-двигательной тексте, иллюстрациях; координации. 2 1 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 3 Развитие, овладение техникой речи, обогащение словаря. Формирование лексической стороны речи, словообразование на базе изучаемого материала. учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 4 ЛПЗ по программе математики. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 100. Разряды. Измерение величин; сравнение и упорядочениевеличин. учиться работать по предложенному учителем плану; 1 5 Коррекция высших психических функций. Развитие кратковременной памяти. понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности; 1 6 Комплексное занятие на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, речи) на примере изучаемого материала по математике и русскому языку (закрепление). определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 1 7 Коррекция высших психических функций. Развитие мышления (установление закономерностей). воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; 1 под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 8 ЛПЗ по программе математики. Единицы массы (килограмм), времени (минута, час). на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; 1 под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 9 Коррекция высших психических функций. Внимание (объем). учиться работать по предложенному учителем плану; проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности; 1 10 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие слухового восприятия. Выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 1 11 Коррекция высших психических функций. Развитие вербальной памяти. понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 12 Развитие речи, овладение техникой речи, обогащение словаря. Формирование лексической стороны речи, словообразование на базе изучаемого материала. выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 13 Коррекция высших психических выполнять учебные действия в функций. Развитие словесно устной, письменной речи и во логического внутреннем плане; мышления (аналогии). ЛПЗ по программе математики. Таблица понимать смысл инструкции 1 14 1 сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, учителя и заданий, предложенных в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; умножением 15 иделением. Коррекция высших психических функций. Внимание (концентрация). определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 учиться работать по предложенному учителем плану; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с нагляднообразным материалом; 1 16 Коррекция высших психических функций. Развитие двигательной памяти. 17 ЛПЗ по программе математики. Закрепление таблицы умножения. 18 Коррекция на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 1 19 Комплексное занятие на развитие учиться работать по познавательных процессов (памяти, предложенному учителем плану; внимания, мышления, мелкой моторики, преобразовывать информацию из речи) на примере изучаемого одной формы в другую: подробно материала по математике и русскому пересказывать небольшие тексты; языку (закрепление). оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 1 20 Совершенствование движений и понимать смысл инструкции сенсомоторног учителя и заданий, предложенных о развития. в учебнике; Восприятие формы, величины; под руководством учителя конструирование предметов. осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 21 Коррекция высших психических 1 высших психических функций Развитие словесно логического мышления (выделение существенных признаков). учиться работать по 1 22 функций. Внимание (распределение, переключение). предложенному учителем плану; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ЛПЗ по программе математики. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; соотносить содержание схематических изображений с математической записью; 1 на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 формы 23 вокружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, пирамида. Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря. Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза на материале «Живая природа». 24 Коррекция высших психических функций. Развитие мышления (операция сравнения) воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 25 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие цвета. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Развитие зрительного восприятия. выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 26 Коррекция высших психических функций. Развитие слуховой, зрительной памяти выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; 1 27 ЛПЗ по программе математики. Единицы длины (мм, см, дм, м). Периметр. воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; 1 28 Коррекция высших психических функций. Развитие мышления (аналитикосинтетические операции). на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых 1 29 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие восприятия пространства. ЛПЗ по программе математики. ализ ачи, деление структуры задачи (условие, вопрос). Запись арифметического действия 30 объектов; учиться высказывать своѐ Ан предположение (версию) на основе работы с материалом; зад устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе вы аналогии, сравнения, обобщения; по схеме. Составление схем к арифметическим задачам в два действия. Коррекция высших психических функций. Внимание (распределение). 1 воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 31 Развитие речи, овладение техникой речи, обогащение словаря. выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; работать с дополнительными текстами и заданиями; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 1 32 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие восприятия времени. Коррекция высших психических функций. Развитие объема памяти. самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с нагляднообразным материалом; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 1 33 Контрольная диагностика повышение учебной мотивации; снижение трудностей психологической адаптации к школе и школьным требованиям; организованность поведения ребенка; позитивные тенденции 1 личностного развития. Итого: 34 часа Тематическое планирование 3класс (34часа) № 1 2 3 Тема Первичная диагностика Первичная диагностика Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие графических умений, зрительно-двигательной координации. Планируемые результаты Количество часов 1 2 1 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 4 Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря. Формирование лексической стороны речи, словообразование на базе изучаемого материала. учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 5 Коррекция высших психических функций Внимание. Развитие мышления (операции конкретизации и обобщения). учиться работать по предложенному учителем плану; 1 6 ЛПЗ по программе математики. Числа от 1 до 100. Нумерация. понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; корректно формулировать свою точку зрения; проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности; 1 7 Комплексное занятие на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 1 под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 8 9 мелкой моторики, речи) на примере изучаемого материала по математике и русскому языку (закрепление). находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы; Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие точности движений. воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 Коррекция высших психических функций. Развитие кратковременной памяти. на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; 1 под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 10 Развитие речи, овладение техникой речи, обогащение словаря. Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза на базе изучаемогоматериала. учиться работать по предложенному учителем плану; проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности; 1 11 Коррекция высших психических функций. Развитие мышления (установление закономерностей). учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 1 12 ЛПЗ по программе математики. Сложение и вычитание в пределах 100. понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; преобразовывать информацию из одной формы в другую: 1 подробно пересказывать небольшие тексты; 13 Коррекция высших психических функций. Внимание (объем). выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 14 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие слухового восприятия. Выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей. ЛПЗ по программе математики. Решение уравнений. выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; 1 понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 1 16 Коррекция высших психических функций. Развитие вербальной памяти. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 17 Развитие речи, овладение техникой речи, обогащение словаря. Формирование лексической стороны речи, словообразование на базе изучаемого материала. учиться работать по предложенному учителем плану; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 18 Коррекция высших психических функций. Развитие словесно логического мышления (аналогии). самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом; 1 19 ЛПЗ по программе математики. Умножение и деление в пределах 100. на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать 1 15 выводы о свойствах изучаемых объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 20 Совершенствование ний сенсомоторного движе и разви тия. Кинестетическое и кинетическое развитие. Кинестетическое и кинетическое развитие учиться работать по предложенному учителем плану; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 1 21 Комплексное занятие на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, речи) на примере изучаемого материала по математике и русскому языку (закрепление). понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 22 Коррекция высших психических функций. Развитие двигательной памяти. учиться работать по предложенному учителем плану; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 1 23 ЛПЗ по программе математики. Закрепление таблицы умножения. учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; соотносить содержание схематических изображений с математической записью; 1 24 Коррекция высших психических функций. Развитие словесно логического мышления (выделение существенных признаков). на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 25 ЛПЗ по программе математики. Табличное умножение и деление. воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 26 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие формы, величины; конструирование предметов. выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; 1 27 Коррекция высших психических функций. Внимание (распределение). выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; 1 28 ЛПЗ по программе математики. Определение времени по часам. воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства; 1 29 Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной памяти. фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач; на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; 1 30 Развитие речи, овладение техникой речи, обогащение учиться высказывать своѐ предположение (версию) на 1 словаря. Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза на базе изучаемогоматериала. основе работы с материалом; устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; 31 Коррекция высших психических функций. Развитие мышления (операция сравнения). воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; 1 32 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие цвета. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Развитие зрительного восприятия. выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; работать с дополнительными текстами и заданиями; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 1 Контрольная диагностика самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 1 33 Итого: 34 часа Тематическое планирование 4 класс (34часа) № 1 2 Тема Первичная диагностика Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие графических умений, зрительно- Планируемые результаты Диагностика самостоятельно формулировать тему и цели урока; Количество часов 2 1 двигательной координации. строить рассуждения; расширенный поиск информации в дополнительных источниках; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 3 Развитие речи, овладение техникой речи, обогащение словаря. Формирование лексической стороны речи, словообразование. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 1 владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; 4 Коррекция высших психических функций. Развитие логики, устойчивости внимания. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; пользоваться словарями, справочниками; 1 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 5 ЛПЗ по программе математики. работать по плану, сверяя свои Свойства умножения. действия с целью, корректировать свою деятельность; строить рассуждения; расширенный поиск информации в дополнительных источниках; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 1 6 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие точности движений. самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; 1 задавать вопросы. четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества; 7 Коррекция высших психических функций. Развитие словесно логического мышления. воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 1 адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности; 8 ЛПЗ по программе математики. прогнозировать результаты своих Увеличение и уменьшение действий на основе анализа чисел в 10/100/1000. учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; 1 расширять свои представления о математике и точных науках; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 9 Комплексное занятие на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, речи) на примере изучаемого материала по математике и в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; пользоваться словарями, справочниками; 1 10 русскому языку (закрепление). владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного внимания. проявлять познавательную инициативу осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий; осуществлять синтез: 1 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 11 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; 1 осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинноследственные связи; аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения; 12 Развитие связной речи. Обогащение словаря. самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; произвольно составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме; осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях); понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения; 1 13 Коррекция высших психических функций. Развитие воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки; фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; 1 ЛПЗ по программе математики. прогнозировать результаты своих Единицы массы. действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; 1 воображения, пространственных представлений. 14 самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства; ; строить понятные для окружающих высказывания; 15 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Кинестетическое и кинетическое развитие. действовать самостоятельно при разрешении проблемнотворческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни; строить рассуждения; расширенный поиск информации в дополнительных источниках; аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения; 1 16 Коррекция высших психических функций. Формирование внутреннего плана действий, произвольности движений. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность; осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий; 1 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 17 Комплексное занятие на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, речи) на примере изучаемого материала по математике и русскому языку (закрепление). в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 1 задавать вопросы, четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества; 18 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. проявлять познавательную инициативу; самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства; четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества; 19 ЛПЗ по программе математики. действовать самостоятельно при Умножение на 0 и 1. разрешении проблемнотворческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни; расширять свои представления о математике и точных науках; адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности; 1 20 Совершенствование движений и сенсомоторного развития Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. 1 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность; составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам; понимать относительность мнений и подходов к решению 1 задач, учитывать разнообразие точек зрения; 21 Коррекция высших психических функций. Развитие вербальной опосредованной памяти. 22 Комплексное занятие на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, мелкой моторики, речи) на примере изучаемого материала по математике и русскому языку (закрепление). воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки; осуществлять синтез: корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; строить рассуждения; 1 1 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 23 Развитие речи, овладение техникой речи, обогащение словаря. воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки; произвольно составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме; строить понятные для окружающих высказывания; 1 24 ЛПЗ по программе математики. расширять свои представления о Единицы скорости. математике и точных науках; 1 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 25 Коррекция высших психических функций. Развитие наглядно образного действовать самостоятельно при разрешении проблемнотворческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни; 1 мышления. осуществлять синтез: аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения; 26 Развитие речи, овладение техникой речи, обогащение словаря. Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность; 1 осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинноследственные связи; понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения; 27 Коррекция высших психических функций. Логические задачи. воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; 1 активно участвовать в учебнопознавательной деятельности и планировать ее; 28 Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие координации. 29 ЛПЗ по программе математики. работать по плану, сверяя свои Умножение. действия с целью, корректировать свою деятельность; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; самостоятельно формулировать тему и цели урока; строить рассуждения; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров; 1 1 30 Коррекция высших психических функций. Развитие абстрактного мышления. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; 1 31 Коррекция высших психических функций. Развитие глазомера и зрительно-двигательной координации. воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинноследственные связи; активно участвовать в учебнопознавательной деятельности и планировать ее; 1 32 ЛПЗ по программе математики. воспринимать мнение Деление с остатком. сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки; составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам; проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности. 1 33 Контрольная диагностика 1 строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии; устанавливать причинноследственные и другие отношения между изучаемыми понятиями и явлениями;