ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета "Практикум по русскому языку" предназначена для обучающихся 10 – 11 класса Учебный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах. Содержание опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем, курс даѐт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе. Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, создавая условия для совершенствования практического навыка написания сочинений разных видов. Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. Актуальность выбора данного факультативного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга, учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Научить этому, оказать помощь учащимся – одна из задач курс. Данный предмет позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение , которое создается на основе исходного текста. Особенностью является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал, отработать практические умения и навыки. В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности – способности учащихся. Цель учебного предмета: обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и уровня языковой подготовки обучающихся. Задачи: совершенствование приобретенных учащимися знаний, развитие языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции и навыков логического мышления, воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самооб- разования и самоорганизации, использования языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей; расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста; овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка; применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анализе текста, его интерпретации; повышение уровня речевой культуры и более успешное освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка. совершенствование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся. изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку; дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий по алгоритму; подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. учитывать специфику контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, дать комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии; в процессе организации воспроизводящего повторения рассматривать наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок. Виды и формы контроля. Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трѐх уровнях: текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии); промежуточный (проводится в форме творческих работ); итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания Все проверочные работы проводимые в течение учебного года оцениваются «зачѐт» / «незачѐт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачѐт», менее 50 % (менее 50) - «незачѐт»), оценки не выставляются. Виды деятельности, которые могут быть использованы в процессе освоения факультативного курса, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений разных видов, в том числе в соответствии с требованиями ЕГЭ – задание 27, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно – диагностические работы, репетиционный ЕГЭ. работа с текстами: абзацное членение текста, определение проблематики текста, выделение проблем, комментарий проблем. редактирование текста: орфографический и пунктуационный анализ, коррекция ошибок в композиции сочинения. Содержание учебного предмета «Практикум по русскому языку» 10 класс Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия Орфоэпия. Основные правила произношения. Морфемика и словообразование. Основные понятие морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке. Морфология и орфография Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ – и ПРИ- . Гласные И и Ы после приставок. Части речи. Имя существительное Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Определение и способы выражения рода несклоняемых имѐн существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний имѐн существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имѐн существительных. Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имѐн прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на – ий. Правописание суффиксов имѐн прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имѐн прилагательных. Имя числительное Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имѐн числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор числительных. Склонение имѐн числительных. Правописание имѐн числительных. Употребление имѐн числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных. Местоимения. Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений класс Единицы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания. Знаки выделения в простом предложении и тексте. Знаки разделения в предложении и тексте, условия постановки. Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. Как определить проблему и основная мысль в теме сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Как писать вступление и заключение? Основная часть. Тезис и аргументы. Способы аргументирования. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Лексические выразительные средства. Тропы. Фразеология. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция сочинения – рассуждения. Повторение основных сведений о тексте. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. Зачин сочинения–рассуждения. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений. Виды информации в тексте. Речевое оформление композиционных частей сочинения. Тема и проблема текста Соотношение тематики и проблематики текста. Речевое оформление композиционных частей сочинения. Формулировка проблем исходного текста. Обороты речи при формулировке основной проблемы. Формулировка основной проблемы исходного текста Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Способы формулировки проблемы. Как прокомментировать проблему. Типовые конструкции для формулировки проблемы. Типичные ошибки при формулировке проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Проблематика текстов. Нравственные проблемы. Философские проблемы. Семейные проблемы. Экологические проблемы. Информационно-коммуникативные проблемы. Разбор текстов и примерных алгоритмов сочинений к ним. Позиция автора. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Авторская позиция в текстах разных стилей. Типовые конструкции для выражения авторской Финал. Заключительная часть сочинения. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Знакомство со схемой целостного анализа текста. Создание собственных сочинений и их анализ. Итоговая работа: написание сочинения – рассуждения. Презентация работы. Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе Требования к уровню подготовки учащихся среднего (полного) общего образования по русскому языку, в том числе и по освоению данного курса. Знать и понимать Уметь - связь языка и истории, культуры русского народа и других народов; реализовывать потребности в эстетическом развитии; вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации; выделить существенные признаки, закономерности развития языка; - Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; анализировать информацию, осуществлять речевой самоконтроль; языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебнонаучной, официальноделовой сферах общения; тенденции развития языка, как сложной динамической системы; основные функции языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения; раскрывать на примерах теоретические положения и понятия гуманитарных наук, социально-экономических (стили речи); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; оценивавать действия субъектов социальной - увеличения словарного запаса; жизни с точки зрения лингвистической расширения круга используемых грамотности; языковых и речевых средств; оценивать устные и письменные высказывания совершенствования способности к с точки зрения языкового оформления, самооценке на основе наблюдения эффективности достижения поставленных за собственной речью; коммуникативных задач; - совершенствования совершенствовать коммуникативные коммуникативных способности; развивать готовность к речевому способностей; развития взаимодействию, межличностному и готовности к речевому межкультурному общению, взаимодействию, сотрудничеству; развивать интеллектуальные и межличностному и творческие способности, навыки межкультурному общению, самостоятельной деятельности; сотрудничеству; самореализацию, самовыражение в различных - самообразования и активного областях человеческой деятельности; участия в производственной, cовершенствовать орфографические культурной и общественной пунктуационные нормы русского жизни государства. литературного языка как важнейшего компонента экологической культуры; осуществлять поиск информации представленной в различных знаковых системах; духовного саморазвития личности; приобщение к ценностям национальной и извлекать из неадаптированных оригинальных мировой культуры; текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать, и обобщать неупорядоченную информацию; формулировать собственные суждения по определѐнным проблемам; подготавливать устные выступления, творческие работы и т.д.; - применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; - соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка; - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста); - понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту; - аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли; - оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе. аудирование и чтение: - использовать основные (ознакомительно- виды чтения изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо: - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; Планируемые результаты В результате изучения практикума учащиеся должны: знать / понимать смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических); применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка; понимать и интерпретировать содержание исходного текста; создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту; аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли; оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе. Наименование темы И ее основные положения Кол-во часов по плану (фактически) № урока № раздела, темы 1.1. Тематическое планирование для обучающихся 10 класса Основные виды деятельности учащегося Контрольные мероприятия Домашнее задание Введение - 2 часа 1.1 1.2 Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения 2. Орфография - 10 часов 2.1 Орфография. Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней. Знакомство с заданиями КИМ ЕГЭ по орфографии, разбор заданий, решение теста. Правописание приставок. Состав слова и способы словообразования 2.2 1 1 Читают и обсуждают нормативные и методические документы, задают вопросы, изучают структуру экзамена – план выполнения заданий, обсуждение разделов тестовой части. Знакомство с понятием «Спецификатор». обобщенный план варианта Ким ЕГЭ по русскому языку выучить обобщенный план варианта Ким ЕГЭ по русскому языку выучить обобщенный план варианта Ким ЕГЭ по русскому языку 2 1 Читают спецификатор и кодификатор, изучают спецификацию экзаменационной работы, обсуждают, осмысливают особенностей ГИА в форме ЕГЭ. обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ по русскому языку 3 1 Выполнение практической работы: 1. Повторение орфограммы « Безударные гласные в корнях слов» 1. Выполнение заданий по орфографии по типу КИМ ЕГЭ 2. Орфоэпическая разминка. Решение заданий по орфографии по типу КИМ ЕГЭ по русскому языку 4 1 Повторяют правило правописания приставок на -З и –С; приставок ПРЕ-ПРИ, буквы Ы-И после приставок, отработка алгоритма выполнения заданий Решение заданий по Выполнение орфографии по тестов типу КИМ ЕГЭ по повторить орфограмму «Безударны е гласные корня» 2.3 Правописание приставок препри- 5 1 2.4 Трудные случаи правописания приставок. Практическое занятие. Буквы о-е-ѐ после шипящих и ц в корне слова 6 1 7 1 Буквы о-е-ѐ после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных Буквы е-ѐ после шипящих в окончаниях и суффиксах глаголов, причастий Орфографический практикум 8 1 9 1 10 1 Правописание окончаний существительных. Окончания и-е В сущ. 1,2,3, склонений, сущ. на ий,-ия,-ие. Правописание суффиксов существительных. Суффиксы чик-/-щик-, -енк/инк-, -ечк/ичк-, оньк/еньк- 11 1 12 1 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 по орфографии, решают тестовые задания, выявляют ошибки и исправляют их. Учатся работать в КИМ – подчеркивают ключевые слова в заданиях, выделяют корни и приставки и т.п. Повторение правила, приставки на запоминание. Словарный диктант. Выполнение упражнений. Связь между приставкой и лексическим значением. Решение тестовых зданий по орфографии в формате ЕГЭ; диктант по правописанию приставок. Работа с опорными таблицами. Повторение правил, запись в тетради с примерами. Выполнение упражнений. Разбор домашнего задания. Работа с таблицами. Повторение правил, запись в тетради с примерами. Выполнение упражнений. русскому языку Решение заданий по Упр.144, 145 орфографии по типу КИМ ЕГЭ по русскому языку Решение заданий тесты 8-11 КИМ ЕГЭ Словарный диктант упр.108 Выборочный диктант Упр.112 Разбор домашнего задания. Работа с таблицами. Повторение правил, запись в тетради с примерами. Выполнение упражнений. Проверка усвоения темы: упражнения, тесты, диктант. Орфоэпическая разминка. Выполнение упражнений и тестов. Групповая работа в мини-группах, взаимопроверка. Зачет Упр.109 Решение заданий 9, 10 КИМ ЕГЭ Упр.173 Повторение правил, выполнение упражнений. Решение заданий 9, 10 КИМ ЕГЭ Упр.183 Решение заданий 6 КИМ ЕГЭ Зачет « Нормы употребления имени существительного» Упр.169 Проверочная работа Упр.111 3. Языковые нормы – употребление частей речи (морфологические нормы) – 21 час 3.1 Морфологические нормы употребления существительных. Склонение одушевленных и неодушевленных существительных: как колебания признака проявляется в окончании слова. Несклоняемые существительные. 13 1 Изучение темы по учебнику. Выполнение упражнений и предлагаемых заданий. Орфоэпическая разминка . 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 Образование форм множественного числа имен существительных. Образование форм мн.ч. им.пад. в мужском роде, род.пад. в среднем и женском родах. Употребление имен прилагательных, степеней сравнения прилагательных и наречий. Синтаксическая роль этих частей речи. Род имен существительных. Варианты падежных окончаний. Склонение существительных разных склонений. Вариантные окончания в род. и пред. падежах. Морфологические нормы употребления имени прилагательного. Разряды имен прилагательных. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой. Правописание окончаний имен прилагательных 14 1 Тренировочные упражнения. Работа в мини-группах. Взаимопроверка. Тест « Формы употребления имен существительных» Упр.174 15 1 Тест « Формы употребления имен прилагательных и наречий» Упр.202, 203 16 1 Образование кратких форм прилагательных от полных форм. Решение заданий на нарушение норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий. Определение синтаксической роли прилагательных и наречий. Выполнение тестов на варианты окончаний. Задания формата ЕГЭ . Составление предложений с данными формами слов. 17 1 Составляют таблицы по разрядам. Выполняют задания на определение разряда. Орфоэпическая разминка. Проверочная работа Упр.199 « Определи разряд имени прилагательного» 18 1 Решение заданий КИМ ЕГЭ Правописание суффиксов имен прилагательных -ев-ив, чив, лив, оват/еват, еньк и т.д. Правописание суффиксов -к- и скПравописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и наречий Правописание -н- и -нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий Работа с тестами ЕГЭ 19 1 20 1 21 1 22 1 23 1 Повторяют правила проверки написания окончаний в прилагательных. Работа с текстами из произведений русской литературы. Образование прилагательных от данных существительных с помощью суффиксов. Практическое занятие на закрепление темы. Составляют схему - таблицы «Правописание суффиксов».Пишут орфографический диктант. Составляют схемы-таблицы на правило правописания суффиксов. Орфографическая работа в парах. Взаимопроверка. Составляют схему: различение прилагательных и причастий. Выполняют тестовую работу в формате ЕГЭ. Выполняют проверочную работу по морфологическим нормам употребления причастий и деепричастий, прилагательных в форме КИМ ЕГЭ Упр. 181 Упр.206 Упр.212 орфографический диктант Зачет « Алгоритм употребления Н и НН» Решение заданий КИМ ЕГЭ Упр. 207 Решение заданий КИМ ЕГЭ Распечатка заданий Упр.214 по рядам. Распечатка заданий 3.12 Правописание слитное и раздельное частицы и приставки не. Не с различными частями речи. 24 1 3.13 Различение не и ни: приставки и частицы. 25 1 3.14 Практическое занятие: частицы 26 1 3.15 Разряды числительных. Склонение, правописание числительных 27 1 3.16 Правописание собирательных числительных 28 1 3.17 Практическая работа 29 1 3.18 Употребление числительных. Переход числительных в другие части речи. Морфологическая характеристика слов. 30 1 3.19 Разряды местоимений 31 1 3.20 Употребление местоимений. Образование форм личных местоимений при склонении. 32 1 33 1 4. 4.1 Повторяют тему: НЕ с сущ., прил., наречиями на -о,е. Составляют таблицу, подбирают примеры из учебной литературы. Работают с опорными схемами и с алгоритмом - решают задания орфографического практикума. Выполняют орфоэпическую разминку, исправляют ошибки в ударениях. Работают с опорными таблицами. Решают задания орфографического практикума Выполняют упражнения, отрабатывают употребления частиц: раздельно, через дефис. Повторяют материал, изученный в 5-9 классах. Выполняют тренировочные задания. Работают по книге «Нормы русского языка в таблицах и тестах». Разбор правил, выполнение заданий Выполнение заданий, связанных с редактированием текстов « Употребление имен числительных», выполнение тестовых заданий по теме «Склонение имен числительных» Словарный диктант Распечатка заданий Решение заданий 12 КИМ ЕГЭ Распечатка упражнения Дописать работу Решение заданий 6 Просклонят КИМ ЕГЭ ь данные числительн ые Проверочная работа Упр.229 практическая работа Выполняют тренировочные задания на верное определение части речи, проговаривают суффиксы причастий, деепричастий. Составляют таблицу « Употребление имен числительных в речи: возможные ошибки» Составление таблицы по разрядам местоимений. Работа с текстом: определяют способ связи между предложениями. Работа по тестам: исправляют нарушения норм в употреблении местоимений. Повторение темы числительных. Парно-групповая работа. Решение заданий 12 КИМ ЕГЭ Тест по заданиям частей 8-14, 23 выучить особенности склонений числительно го, трудные случаи Распечатка задания Зачет « Разряды местоимений» Упр.231 практическая работа Упр.239 Тест в формате КИМ ЕГЭ Тесты ЕГЭ Подведение итогов - 3 часа Итоговый тест Работа над ошибками. Подведение итогов работы. Презентация творческих работ: сочинений, проектов, стенгазет ( по группам) 4.2 4.3 34 1 35 1 Нет задания Обсуждение основных групп ошибок, работа над ними. Рекомендации по работе на лето. Представляют результат творческой работы (по группам). Оценивают согласно критериям. 1 1.1 Наименование темы и ее основные положения Пунктуация – 4 часа Повторение материала, пройденного в 10 классе по разделу « Орфография». 1 Кол-во часов по плану (фактически) № урока № раздела, темы 1.2. Тематическое планирование для обучающихся 11 класса (III курс) 1 Основные виды деятельности учащегося • Пишут объяснительный диктант • « Безударные гласные в корнях слов»: как подобрать проверочную букву • Выполняют творческое задание: вставить пропущенные буквы и расставь ЗП, отгадать слово (или запись под диктовку и разбор) • Выполняют работу по тексту: доказывают, что это текст, выделяют признаки текста, определяют композицию текста. Контрольные мероприятия Объяснительный диктант: Творческое задание. Домашнее задание 1. Проверить текст, доказать, что это текст. 2. Выучить определение «гротеск», подготовить сообщение : « Роль гротеска в сказке М.Е.Салтыкова –Щедрина «Премудрый пискарь» 1.2 Единицы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции 2 1 1.3 Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания 3 1 1.4 Знаки выделения в простом предложении и тексте. Знаки разделения в предложении и тексте, условия постановки. 4 1 2 2.1 Итоговое сочинение – 3 часа 5 Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. 2.2 Как определить проблему и основная мысль в теме сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. 6 Определяют виды смысловых отрезков, несущих информацию, которая требует выделения знаками препинания. Учатся синтаксически оформлять смысловые отрезки. Составляют схему: « Знаки препинания и их функции», различают знаки завершения, выделения, разделения. Определяют: тип предложения, виды осложнения. Определяют грамматические и смысловые приметы смысловых отрезков – обособленных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами. Называют условия выбора знаков препинания в тексте. Определяют опознавательные признаки применения знаков разделения и выделения (вводные слова, обращения). Выполняют задания орфографического практикума: применяют пунктуационные правила на практике 1 Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию « Итоговое сочинение 2018», задают вопросы, конспектируют необходимую информацию. 1 Читают темы по направлениям, определяют ключевые слова темы, определяют вектор рассуждения, строят фразы , опираясь на речевые клише по итоговому сочинению Осложнѐнное списывание. Пунктуационн ый анализ предложений по карточке. Осложнѐнное списывание. Пунктуационн ый анализ предложений по карточке. Осложнѐнное списывание. Анализ заданий ЕГЭ. сделать распечатки, подготовить папку « ЕГЭ – 2018» написать вступление и сформулироват ь свою позицию по одной из тем сочинения (см. список тем) 2.3 Как писать вступление и заключение? Основная часть. Тезис и аргументы. Способы аргументирования. 7 1 Выполняют самостоятельную работу: чтение практических рекомендаций по написанию вступления и заключения, клише по основной части (раздаточный материал), составление таблицы с примерами. Сочинение по одному из направлений. 3 3.1 Нормы языка – 10 часов Орфоэпия. Орфоэпические нормы. 8 1 Орфоэпический практикум – работа с презентацией. Работа с текстом – переписать, вставить пропущенные буквы, расставить ЗП Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Словапаронимы. 9 1 Самопроверка навыка правописания словарный диктант « Гласные в корнях с чередованием» Составление конспекта «Роль зачина в сочинении» по презентации, запись выводов и примеров. Выполнение письменной работы: комплексный анализ текста, написание собственных вступлений. Проверка письменной работы. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Словапаронимы 10 1 Определяют основные речевые ошибки, составляют таблицу с примерами ошибок. Выполняют практические задания: редактируют ошибки, объясняют их. практикум по речевым ошибкам скопировать орфоэпический словник, составить свой словарик « Говори правильно» Написать вступление разных видов: общее представление автора текста, использование рядов однородных членов и обобщающих слов, риторических вопросов ( по тексту варианта № 1 « Сборника по подготовке к ЕГЭ. выполнить задания в КИМ ЕГЭ – 4 варианта – задания по 3. 2 3.3 3.4 Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. 11 1 Выполняют задание по определению средств выразительности в тексте и роли их использования. Группируют средства выразительности, выписывают примеры и определения ( раздаточный материал) практикум по речевым ошибкам 3.5 Лексические выразительные средства. Тропы. Фразеология. 12 1 Выполняют задание по определению средств выразительности в тексте и роли их использования. Группируют средства выразительности, выписывают примеры и определения ( раздаточный материал) практикум по речевым ошибкам 3.6 Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. 13 1 Редактируют тексты с морфологическими ошибками. Систематизируют ошибки по частям речи, составляют таблицы с примерами. практикум по морфологически м ошибкам 3.7 Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. 14 1 Редактируют тексты с морфологическими ошибками. Систематизируют ошибки по частям речи, составляют таблицы с примерами. практикум по морфологически м ошибкам 3.8 Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. 15 1 Редактируют тексты с синтаксическими ошибками. Систематизируют ошибки, составляют таблицы с примерами ( раздаточный материал). практикум по синтаксическим ошибкам 3.9 Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, 16 1 Редактируют тексты с морфологическими ошибками. Систематизируют ошибки по практикум по морфологически лексике выполнить задания в КИМ ЕГЭ – 4 варианта – задание по ИВС языка выполнить задания в КИМ ЕГЭ – 4 варианта – задание по ИВС языка выполнить задания в КИМ ЕГЭ – 4 варианта – задание по морфологическ им нормам выполнить задания в КИМ ЕГЭ – 4 варианта – задание по морфологическ им нормам выполнить задания в КИМ ЕГЭ – 4 варианта – задание по синтакическим нормам выполнить задания в КИМ связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. 3.10 4 4.1 17 Работа с текстом – 12 часов 18 Новый формат задания 27 ЕГЭ по русскому языку и критерии его оценивания. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. ошибкам ЕГЭ – 4 варианта – задание по синтаксическим нормам анализ текста – вариант 3: привести примеры использования синтаксических средств выразительност и, выписать примеры. частям речи, составляют таблицы с примерами. М 1 Выполняют комплексный анализ текста, выявляют роль средств выразительности в тексте. Приводят примеры использования синтаксических СВ и стилистических фигур. таблица с примерами 1 Изучают план выполнения и критерии оценивания задания 27, понимают роль критериев для выполнения работы. Читают микротекст и выполняют информационно-смысловую обработку текста. Выделяют ключевые слова, основную и дополнительную информацию в тексте. тестовая работа по сжатию информации выполнить задания по микротексту по сборнику ЕГЭ ( 4 варианта) Подобрать текст художественног о стиля, определить проблематику и авторскую позицию по выделенным проблемам.. Прочитать 4.2 Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. 19 1 Работа с основными понятиями : тема, проблематика, авторская позиция, средства еѐ выражения, формулировка собственной позиции. Использование клише в написании сочинения. Проверка сочинений. 4.3 Виды комментария к проблеме 20 1 Работа с презентацией «Комментарий к Проверка (текстуальный и концептуальный комментарий). основной проблеме текста», запись оборотов речи для комментария. Выполнение творческой работы: написать комментарии к проблеме, используя разные виды (текстуальный и концептуальный комментарий). творческой работы. Проверка творческой работы. 4.4 Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). 21 1 Выполняют письменную работу: написать комментарии к проблеме, используя разные виды (текстуальный и концептуальный комментарий). 4.5 Выявление и формулировка авторской позиции. 22 1 4.6 Речевое оформление композиционных частей сочинения. 23 1 4.7 Практикум: критерии оценивания развернутого задания ЕГЭ 24 1 4.8 Отдельные элементы 25 1 Оценивают письменные высказывания – комментирование текста с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Просмотр презентации «Речевое оформление Проверка композиционных частей сочинения», таблиц. выписать примеры использования оборотов речи в таблицу. Самостоятельная работа с учебной, справочной литературой: виды вступлений. Знакомятся с критериями оценивания развернутого задания. Работают с текстом, пишут сочинение – рассуждение по критериям К1 –К3 ( проблема, комментарий, авторская позиция, формулировка своей позиции по данной проблеме) Отчитываются по выполнению домашнего Проверка исходный текст – вариант 2 из сборника по подготовке к ЕГЭ, написать комментарий по одной из проблем текста. Прочитать исходный текст – вариант 3 из сборника по подготовке к ЕГЭ, написать комментарий по одной из проблем текста. дописать комментарий текста. Выучить формулировку, план написания сочинения. Дописать письменную работу. Подготовить сочинения-рассуждения. 4.9 Практикум: написание сочинения по исходному тексту в соответствие с критериями. 26 1 4.11 Целостный анализ текстов семейные проблемы. 27 1 4.12 Целостный анализ текстов экологические проблемы. 28 1 4.13 Целостный анализ текстов нформационно коммуникативные проблемы. 29 1 5 Подведение итогов - 5 часов задания. Читают статью Нарушевича ( раздаточный материал) и отвечают на вопросы, пишут конспект: • Как аргументировать своѐ мнение? • Что считать жизненным, а что читательским опытом? • Как оформляются в тексте цитаты? Определяют композицию сочинения – рассуждения по исходному тексту, выполняют целостный анализ текста. Разбор примеров, коррекция ошибок: оценивают устно высказывания свои и других с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; Рефлексия. Выполняют целостный анализ и пишут сочинение - рассуждение по тексту (на бланках ЕГЭ). Анализируют свои сочинения по критериям ЕГЭ. Рефлексия. конспекта. сообщения по темам. целостный анализ текста дописать сочинение, проверить по критериям. Проверка сочинений. Выполняют целостный анализ и пишут сочинение - рассуждение по тексту (на бланках ЕГЭ). Анализируют свои сочинения по критериям ЕГЭ. Рефлексия. Выполняют целостный анализ текста и пишут сочинение - рассуждение по тексту (на бланках ЕГЭ). Анализируют свои сочинения по критериям ЕГЭ. Рефлексия. Проверка сочинений. Вспомнить черты публицистичес кого стиля. Дописать сочинение Дописать сочинение Проверка сочинений. Вспомнить черты публицистичес кого стиля. Дописать сочинение 5.1 Комплексная подготовка к ЕГЭ. 30 – 31, 32 3 Пишут объяснительный диктант по орфографии. Тренинг в формате ЕГЭ по орфографии, пунктуации, нормам употребления. Индивидуальная коррекция ошибок. Проверка письменной творческой работы. 5.2 Итоговая комплексная работа. 33, 34 2 Практическая работа по созданию текста сочинения – рассуждения согласно композиции и критериям, использование средств речевой изобразительности исходный текст Прочитать исходный текст – вариант 2 из сборника по подготовке к ЕГЭ, определить основную проблему текста.