2025-2026 программа «Шахматы»

1

Содержание
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………...3
2. Цель и задачи программы………………………………………………………...4
3. Планируемые результаты освоения программы «Шахматы»………………….7
4. Учебный (тематический) план …………..…………………………………........7
5. Содержание учебного (тематического) плана……………………………..……7
6. Календарный учебный график…………………………………………………...8
7. Условия реализации программы…………………………………….…………….……..9
8. Формы аттестации…………………………………………………………...……9
9. Список литературы………………………………………………………..………9

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к
базовому уровню и имеет физкультурно-спортивную направленность
составлена и разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России
от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и
изменениями (приказ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ
Минобразования РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего образования; Приказа Министерства образования и науки РФ от
28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников»;
• Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (протокол решения федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 08 апреля 2015 г. № 1/15);
• Основной
образовательной
программой
основного
общего
образования МАОУ СОШ № 16 г. Карпинска;
• Уставом МАОУ СОШ № 16 г. Карпинска;
• Локальными актами образовательной организации, в т. ч. о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации, которые школа готовит по требованиям Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 30);
• Санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
• Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных

3

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21).
Программа является модифицированной и составлена на основе учебной
программы Министерства просвещения РФ, г. Москва, 2006 г., под редакцией
О.А. Романчук, модернизирована в 2019 году.
Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям
современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное
решение актуальных проблем ребенка и соответствовать социальному заказу
общества. XXI-й век — век информационного общества, век информационных
технологий, поэтому интеллект является одним из наиболее значимых качеств
личности. Как следствие — проблема интеллектуального развития детей
становится приоритетной задачей современного образования, один из способов
решения которой — обучение шахматной игре.
Дети, освоившие программу, смогут устанавливать логическую
последовательность событий и действий, решать логические задачи. Умение
играть в шахматы поможет подготовить обучающихся к скорейшему и
успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую
очередь математического цикла.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы: создать условия для интеллектуального и духовного
развития личности ребенка, средствами шахмат определить его дальнейшее
развитие, создать предпосылки для его личностного самоопределения.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
• освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и
законов;
• освоение объема теоретических знаний;
• формирование умений и навыков практической игры;
• формирование
ключевых
компетенций
(коммуникативных,
интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
• формирование критического мышления;
• формирование умения играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
• обучение умению находить простейшие тактические идеи и приемы
ииспользовать их в практической игре;
• обучение умению оценивать позицию и реализовать материальный
4

перевес;
Развивающие (личностные):
• формировать
конкретное
системное
мышление,
развитие
долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого
мышления;
• формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно
- логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения
производить логические операции);
• развивать навыки групповой работы;
• развивать изобретательность, фантазию, интуицию;
• способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
• заложить идеи развития у подростков собственной активности,
целеполагания, личной ответственности.
Воспитательные (общекультурные):
• формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки;
• формирование дисциплинированности и целеустремленности;
• воспитание
доброжелательного
отношения
к
товарищам,
отзывчивости; привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры
поведения;
• формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение
риска асоциального поведения.
В рамках реформирования общего образования в дополнительную
образовательную
программу
«Шахматы»
включено
формирование
универсальных учебных действий: поддерживать всѐ позитивное в ребенке,
показать негативное, мотивируя ребенка к совершенствованию, смена видов
деятельности, плотный распорядок учебного занятия, такт и спокойствие
педагога, внимание педагога к духовному миру и проявлению чувств
подростков обеспечивают высокую эффективность учебных занятий и
способствуют полноценному развитию и воспитанию учащихся. Постановка
игры. Теоретические знания (изучение шахматных терминов, теорий и
понятий) подкрепляются практической деятельностью учащегося. Знакомство
и изучение основных теорий шахматного искусства, изучение теории и
практики, изучении тактики и стратегии, изучения дебютов, решение
комбинаций, игра в блиц и «вслепую», решение задач и позиций, участие в
различных соревнованиях и т.д. Для этого этапа характерно усложнение
теории, активное приобщение к турнирной и творческой деятельности.
5

повышение шахматного мастерства, умение разбираться в шахматной теории и
практики, умение анализировать. Расширение и усложнение шахматного
материала. Работа с компьютером. Изучение дебютного репертуара.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение
предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в
коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися
следующей деятельности:
• участие в тренировочных играх, в городских соревнованиях по
шахматам;
• в решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
• в проведении педагогом инструктажей;
• в применении индивидуальных форм работы;
• в корректировке игры;
• в рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
• педагогическое наблюдение;
• учет
результативности
участия
обучаемых
в
городских
соревнованиях.
Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися
следующей деятельности:
• осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
• изучении специализированной литературы;
• просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
• организации педагогом педагогического консультирования при отборе
тематического материала;
• в проведении бесед;
• в применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами
отслеживания роста предметной компетенции являются:
• оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и
первенствах по шахматам;
• определение уровня эрудиции обучаемых.

6

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце обучающийся:
• имеет представление об истории происхождения шахмат;
• знает правила игры и турнирного поведения;
• знает основы тактики и стратегии;
• владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и
эндшпиля;
• умеет применять полученные теоретические знания на практике.
• знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена
чемпионов мира;
• имеет представление об организации шахматных соревнований;
• уверенно владеет тактическими приѐмами и комбинирует их;
• умеет строить и реализовывать стратегические планы;
• знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания;
4. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Программа разработана для обучающихся 7 - 12 лет. Набор детей в
учебную группу осуществляется без конкурсного отбора при желании ребенка
и заявлении его родителей.
Программа «Шахматы» рассчитана на первый год обучения. Годовой
объем программы составляет 34 часа.
Учебный курс программы осуществляется с 01 сентября по 31 мая.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
№ п.п
Тема
Кол-во
часов
1.
История возникновения шахмат. Чатуранга. Шатрандж.
1
Шахматный кодекс. Ознакомление с перспективным
планом работы на год. Правила поведения в
объединении и в учреждении. Основные требования при
проведении занятий. Правила техники безопасности
2.
Знакомство с основными этапами развития шахмат.
1
Зарождение, проникновение в Европу, распространение
во Франции и Англии.
3.
Базовые знания по геометрии шахматной доски, центр,
1
вертикали, горизонтали, диагонали.
4.
Базовые знания по геометрии шахматной доски, центр,
1
вертикали, горизонтали, диагонали.
5.
Правила движения фигур.
1
6.
Правила движения фигур, взятие фигур, взятие на
1
проходе, рокировка, превращение пешки.
7.
Ценность фигур, нетождественный размен.
1
7

8.
9.
10.
11.

Цель шахматной партии, шах и мат.
Цель шахматной партии, шах и мат.
Шахматная нотация, турнирная дисциплина и правила.
Шахматная нотация, турнирная дисциплина и правила.

1
1четверть
1
1

12.
13.

Овладение видением шахматной доски.
Автоматическое передвижение фигур и различные виды
рокировок. Привитие навыков видения всех фигур,
находящихся под боем.
Передвижение фигур и различные виды рокировок.
Приемы защиты, перекрытие.
Приемы защиты, перекрытие.
Нахождение шаха и мата на шахматной доске.
Решение задач на мат в один ход. Овладение навыками
пользования шахматными часами.
Принципы игры в дебюте. Три основных принципа
разыгрывания шахматного начала.
Принципы игры в дебюте. Три основных принципа
разыгрывания шахматного начала.
Централизация и борьба за пешечный центр.
Принцип быстрейшего развития.
Принцип безопасности собственного короля.
Конкурс решения задач – мат в один ход.
Конкурс решения задач – мат в один ход.
Виды матовых позиций. Постановка линейного мата.
мата королем и ферзем и мата королем и ладьей.
Виды матовых позиций. Мат в лоб.
Виды матовых позиций. Постановка мата королем и
ферзем.
Виды матовых позиций. Постановка мата королем и
ладьей.
Правильное выполнение рокировки
Передвигаем фигуры и переключаем шахматные часы.
Правила тишины, правила обращения к судье.
Сеанс одновременной игры с педагогом
Шахматный турнир группы.
Шахматный турнир группы.
Итого

1
1

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Для обучающихся 1-го года обучения занятия проводятся 1 раз в неделю
по 40 минут и составляют 34 часа в год.
Занятия проводятся в первую и вторую половину дня, что связано с
двусменным обучением детей в школе №16.
8

Численность обучающихся в группах и продолжительность занятий
регламентируется Уставом, учебным планом образовательной организации.
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы организации образовательной деятельности обучающихся на
занятии: групповая, по подгруппам (по парам), индивидуальная, фронтальная,
коллективная.
Программа обучения включает в себя теоретические и практические
занятия по обучению игре в шахматы, разбор партий обучающихся,
соревнования (турниры), проведение организационно - массовых мероприятий.
Занятия проводятся в разновозрастных группах.
Класс должен быть оборудован компьютерами с установленными
шахматными программами, традиционными шахматными досками и
интерактивной шахматной доской.
8. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Все обучающиеся в течение года получают индивидуальные задания в
зависимости от уровня подготовки, способности выполнять определенное
задание.
Каждый месяц ребенок обязан отчитаться о выполнении проделанной работы.
В течение года каждый спортсмен играет не менее, чем в 3 различных
соревнованиях школьного и муниципального уровня. После каждого турнира
ребенок обязан самостоятельно провести разбор собственных ошибок и
представить тренеру отчёт о своих ошибках.
После этого совместно с тренером принимается решение о плане дальнейшей
работы.
В случае успешного участия в турнире перед ребёнком ставятся новые задачи.
Если спортсмен показал плохой результат, принимается совместное решение о
возможности участия в новых соревнованиях или пропуске их, чтобы не
травмировать психику ребенка.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов С.П., Барский В.П., Шахматы. Первый год обучения. Дайв,
Киров, 2020 – 256 стр.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».