Мир русского языка 5-6 2025-2026

Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Внеурочная
образовательного

образовательная
процесса,

деятельность

направленная

на

–

деятельность

формирование

и

в

рамках

реализацию

индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах
деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус
образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса
получения образования.
Внеурочные занятия по русскому языку способствуют формированию у
школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития,
ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению
знаний, полученных на уроках. Благотворное влияние оказывает такая работа на
развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки
выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более
самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют
грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.
Программа является закономерным продолжением урока, его дополнением.
Содержание и методы обучения программы «Мир русского языка» содействуют
приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на
уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для
успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки,

ребусы,

кроссворды,

головоломки,

грамматические

сказки.

Занимательный материал способствует развитию интереса к предмету «Русский язык».
Программа «Мир русского языка» создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел
учебного плана внеурочной деятельности, направление «русский язык». В соответствии
с учебным планом на курс «Мир русского языка» в 5-8 классах отводится по 1 часу в
неделю. Программа линейная рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности в
каждом классе (5-8), предусматривает подготовку и проведение лингвистических игр,
сборов, проведение турниров. Программа
языка»

5-8

класс

образовательного процесса.

реализуется

внеурочной

в

парадигме

деятельности

«Мир русского

системно-деятельностного

Материально-техническое обеспечение:
•
•

ноутбук;
интерактивная доска;

•

проектор;

•

лингвистические словари;

•

печатные пособия;

•

демонстрационные пособия;

•

цифровые и электронные образовательные ресурсы;

•

карточки с играми и заданиями.

Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные: развивать лингвистические способности учащихся, их
познавательную

активность,

мышление

совершенствовать

орфографическую

и

и

коммуникативную

пунктуационную

культуру;

грамотность,

умение

анализировать текст.
Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие
свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
повышать

уровень

культуры

речи;

развивать

мотивацию

к

речевому

самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к
русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа; овладевать
культурой межнационального общения, воспитывать толерантность; формировать
социально активную, конкурентоспособную личность.
Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные
ориентиры
системы общего образования, реализуемые в стандарте:
гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой
жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога

культур.
Планируемые

результаты

освоения

программы

курса

внеурочной

деятельности
«Мир русского языка»
Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание
эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной

культуры;

стремление

к

речевому

самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: принимать и сохранять цель и учебную задачу;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; овладевать способами
решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом
уровнях; проявлять познавательную инициативу; планировать (в сотрудничестве с
учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; учитывать правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа решения; выполнять действия по
намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации
(в заданиях учебника, справочном материале ); выполнять учебные действия в
материализованной, громкоречевой и умственной форме; контролировать процесс и
результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые
коррективы; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины
успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку
своей работы учителями, одноклассниками.
Познавательные УУД: способность извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести

самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Регулятивные УУД: способность определять цели предстоящей деятельности
(индивидуальной

и

коллективной),

последовательность

действий,

оценивать

достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД: способность свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое
отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному; соблюдение в практике речевого общения основных
орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил

орфографии и

пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом
общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в
процессе речевого общения; способность осуществлять речевой самоконтроль в
процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и
навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного

языка,

литературы

и

др.);

коммуникативно

целесообразное

взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного

выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли
русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного
языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ
научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение

основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии

русского языка, основными нормами русского
(орфоэпическими,

лексическими,

литературного

языка

грамматическими,

орфографическими,

пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; объяснять общие
принципы

классификации

словарного

состава

русского

языка;

аргументировать

различие лексического и грамматического значений слова; оценивать собственную и
чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической
и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических
средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую
информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей
синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и
др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности;

опознавание

и

анализ

основных

единиц

языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения; понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;

осознание

эстетической

функции

родного

языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.

Основные методы работы:
• Поисковый, частично-поисковый
• Исследовательский
• Проблемный
• Проектный
Основные формы работы:
• Экскурсии по литературным местам, в музеи, театры
• Викторины, квесты
• Путешествия, заседания, спор-клубы
• Блиц-опросы, конкурсы, турниры, марафоны
• Участие в научно-практических конференциях
• Разработка проекта
Виды деятельности: лекция, беседа, сообщения, презентации, проекты,
литературные гостиные, НПК,викторины.
В случае необходимости данная программа может быть реализована и в
дистанционном формате.

Содержание курса «Мир русского языка» 5 класс
№

Тема урока

урока

Количество
часов

1

Предмет и задачи курса. Дорога к письменности.

1

2

Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита.

1

Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
3

"Живой как жизнь". Изменения в русском языке. Что осталось от

1

юсов и ютов.
4

Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей.

1

Энциклопедические и лингвистические словари.
5

Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.

1

6

Корень и главное правило, или "Не лезьте за словом в карман!"

1

Гнѐзда родственных слов.
7

Пересаженные корни. Иноязычные и русские корни.

1

8

Перевод и калькирование.

1

9

Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными

1

согласными.
10

Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные

1

сочетания.
11

Закон восходящей звучности.

1

12

Суффикс -а- командует гласными. Корни с чередованием.

1

13

Слово за ударением. Как командуют гласные звуки.

1

14

Приказы согласных звуков.

1

15

Значение слова. Зависимость от контекста.

1

16

Как трудятся приставки?. Приставки с противоположным

1

значением.
17

Что может обозначать приставка пре-?

1

18

Что может обозначать приставка при- ?

1

19

Тренировочные упражнения по теме "Гласные в приставках пре-

1

и при-.
20

Для чего нам суффиксы нужны?

1

21

Лингвистический микроскоп.

1

22

Происхождение имѐн и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика.

1

Ономастика. Древние русские имена.

23

Путешествие по России. Диалектные слова.

1

24

Происхождение отчеств. Прозвища.

1

25

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

1

26

Как определить значение фразеологизма.

1

27

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Игра с синонимами.

1

28

Контекстуальные антонимы.

1

29

Имя существительное. Несклоняемые имена существительные.

1

Имена существительные общего рода.
30

Имя прилагательное. История имѐн прилагательных. Разряды

1

прилагательных по значению.
31

Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в

1

русском языке. Тексты конца ХV века.
32

Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой.

1

Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление
восклицательного знака
33

Перевѐртыши. Необычные приложения. Переговорки.

1

34

Анаграммы. Метаграммы или превращение мухи в слона.

1

Содержание курса «Мир русского языка» 6 класс
№

Тема занятия

урока

Количест
во часов

1

Возникновение письменности. Пиктография. Клинопись.

1

2

Старославянский и русский языки.

1

3

Древнее начертание букв. Старинные книги.

1

4

Старославянизмы в современном русском языке.

1

5

Русский язык в современном мире.

1

6

Значение и распространение русского языка.

1

7

Звук и буква.

1

8

Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Ударение в

1

русском языке.
9

Устаревшие слова.

1

10

Архаизмы и историзмы. Причины архаизации слов.

1

11

Практическая работа с использованием словарей.

1

12

Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова.

1

13

Общеупотребительные и новые слова.

1

14

Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.).

1

Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и
др.).
15

Ономастика. Происхождение имен и фамилий.

1

16

Топонимы. Названия улиц. Названия городов и сел. Названия частей

1

света. Названия государств. Названия рек, озер, гор.
17

Исследовательские сообщения.

1

18

Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования

1

гнезда слов. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к
группе родственных).
19

Значения суффиксов и приставок. Практическая работа

1

«Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов».
20

Сложносокращенные слова. Аббревиатура.

1

21

Словари – наши добрые спутники. Виды словарей.

1

22

Язык и история народа (фразеологические словари).

1

23

Близкие слова. Новое в языке(словари неологизмов).

1

24

«Тезки наоборот». Понятие антонимов.

1

25

Антонимы в пословицах и поговорках. Подготовка занимательных

1

вопросов и кроссвордов.
26

Омонимия и многозначность.

1

27

Этимология и орфография. Как происхождение слова поможет его

1

грамотно написать.
28

Работа с этимологическим словарем.

1

29

Решение лингвистических задач.

1

30

Фразеологические обороты. Игра «Закончи начало фразы…"

1

31

Происхождение фразеологизмов.

1

32

Проект "Расскажи о фразеологизме".

1

33

Лингвистическая игра.

1

34

Выпуск газеты

1

Использованная литература:
1.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

2. Электронный журнал. Вестник Олимпиады "Светозар".
3.

Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.

4.

Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития

познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.:
Просвещение, 2012.
5.

Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО

«Издательство АСТ», 2001.
6.

Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся

и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных
технологий, 2004.
7.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-8 классы /

Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
8.

Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по

развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 5 кл. / Н.А.
Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.
9.

Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку

(Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003.
10.

Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова.

– Ростов- на-Дону: Феникс, 2011.
11.

Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского

языка / А. Т. Арсирий. – М.: Просвещение, 1967.
Словари русского языка:
1.

Этимологический словарь русского языка / Под ред. Шанского Н.М. - М.:

Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.
2.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А.

Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
3.

Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П.

Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: ШколаПресс, 1994. - 209 с.
4.

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - 2-е изд., доп. -М.: Худ.

лит-ра, 1960. - 751 с.
5.

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е

изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

6.

Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н.

Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
7.

Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. -

Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
8.

Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.

9.

Грамматическая

В.А. Ицкович,

Л.

правильность

Пкатлинская;

Под

русской
ред.

речи
С.Г.

/

Л.К.

Граудина,

Бархударова,

И.Ф.

Протченко, Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1976. – 395с.
10.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах /

В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
11.

Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.

12.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка:

Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
13.

Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М.

Шанского. - М, 1976. - 467с.
14.

Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.

15.

Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М.

Шанского. - М., 1972. - 670 с.
16.

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.,

1986. – 469с.
17.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова.

- М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
18.

Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для

учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
19.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов,

терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И.
Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО
«Издательство «ОНИКС-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».