Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Внеурочная
образовательного
образовательная
процесса,
деятельность
направленная
на
–
деятельность
формирование
и
в
рамках
реализацию
индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах
деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус
образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса
получения образования.
Внеурочные занятия по русскому языку способствуют формированию у
школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития,
ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению
знаний, полученных на уроках. Благотворное влияние оказывает такая работа на
развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки
выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более
самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют
грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.
Программа является закономерным продолжением урока, его дополнением.
Содержание и методы обучения программы «Мир русского языка» содействуют
приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на
уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для
успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки,
ребусы,
кроссворды,
головоломки,
грамматические
сказки.
Занимательный материал способствует развитию интереса к предмету «Русский язык».
Программа «Мир русского языка» создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел
учебного плана внеурочной деятельности, направление «русский язык». В соответствии
с учебным планом на курс «Мир русского языка» в 5-8 классах отводится по 1 часу в
неделю. Программа линейная рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности в
каждом классе (5-8), предусматривает подготовку и проведение лингвистических игр,
сборов, проведение турниров. Программа
языка»
5-8
класс
образовательного процесса.
реализуется
внеурочной
в
парадигме
деятельности
«Мир русского
системно-деятельностного
Материально-техническое обеспечение:
•
•
ноутбук;
интерактивная доска;
•
проектор;
•
лингвистические словари;
•
печатные пособия;
•
демонстрационные пособия;
•
цифровые и электронные образовательные ресурсы;
•
карточки с играми и заданиями.
Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные: развивать лингвистические способности учащихся, их
познавательную
активность,
мышление
совершенствовать
орфографическую
и
и
коммуникативную
пунктуационную
культуру;
грамотность,
умение
анализировать текст.
Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие
свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
повышать
уровень
культуры
речи;
развивать
мотивацию
к
речевому
самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к
русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа; овладевать
культурой межнационального общения, воспитывать толерантность; формировать
социально активную, конкурентоспособную личность.
Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные
ориентиры
системы общего образования, реализуемые в стандарте:
гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой
жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога
культур.
Планируемые
результаты
освоения
программы
курса
внеурочной
деятельности
«Мир русского языка»
Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание
эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: принимать и сохранять цель и учебную задачу;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; овладевать способами
решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом
уровнях; проявлять познавательную инициативу; планировать (в сотрудничестве с
учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; учитывать правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа решения; выполнять действия по
намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации
(в заданиях учебника, справочном материале ); выполнять учебные действия в
материализованной, громкоречевой и умственной форме; контролировать процесс и
результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые
коррективы; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины
успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку
своей работы учителями, одноклассниками.
Познавательные УУД: способность извлекать информацию из различных
источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Регулятивные УУД: способность определять цели предстоящей деятельности
(индивидуальной
и
коллективной),
последовательность
действий,
оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД: способность свободно, правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое
отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному; соблюдение в практике речевого общения основных
орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом
общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в
процессе речевого общения; способность осуществлять речевой самоконтроль в
процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и
навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного
языка,
литературы
и
др.);
коммуникативно
целесообразное
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли
русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного
языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ
научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского
(орфоэпическими,
лексическими,
литературного
языка
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; объяснять общие
принципы
классификации
словарного
состава
русского
языка;
аргументировать
различие лексического и грамматического значений слова; оценивать собственную и
чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической
и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических
средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую
информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей
синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и
др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности;
опознавание
и
анализ
основных
единиц
языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения; понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
осознание
эстетической
функции
родного
языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.
Основные методы работы:
• Поисковый, частично-поисковый
• Исследовательский
• Проблемный
• Проектный
Основные формы работы:
• Экскурсии по литературным местам, в музеи, театры
• Викторины, квесты
• Путешествия, заседания, спор-клубы
• Блиц-опросы, конкурсы, турниры, марафоны
• Участие в научно-практических конференциях
• Разработка проекта
Виды деятельности: лекция, беседа, сообщения, презентации, проекты,
литературные гостиные, НПК,викторины.
В случае необходимости данная программа может быть реализована и в
дистанционном формате.
Содержание курса «Мир русского языка» 5 класс
№
Тема урока
урока
Количество
часов
1
Предмет и задачи курса. Дорога к письменности.
1
2
Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита.
1
Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
3
"Живой как жизнь". Изменения в русском языке. Что осталось от
1
юсов и ютов.
4
Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей.
1
Энциклопедические и лингвистические словари.
5
Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.
1
6
Корень и главное правило, или "Не лезьте за словом в карман!"
1
Гнѐзда родственных слов.
7
Пересаженные корни. Иноязычные и русские корни.
1
8
Перевод и калькирование.
1
9
Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными
1
согласными.
10
Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные
1
сочетания.
11
Закон восходящей звучности.
1
12
Суффикс -а- командует гласными. Корни с чередованием.
1
13
Слово за ударением. Как командуют гласные звуки.
1
14
Приказы согласных звуков.
1
15
Значение слова. Зависимость от контекста.
1
16
Как трудятся приставки?. Приставки с противоположным
1
значением.
17
Что может обозначать приставка пре-?
1
18
Что может обозначать приставка при- ?
1
19
Тренировочные упражнения по теме "Гласные в приставках пре-
1
и при-.
20
Для чего нам суффиксы нужны?
1
21
Лингвистический микроскоп.
1
22
Происхождение имѐн и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика.
1
Ономастика. Древние русские имена.
23
Путешествие по России. Диалектные слова.
1
24
Происхождение отчеств. Прозвища.
1
25
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
1
26
Как определить значение фразеологизма.
1
27
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Игра с синонимами.
1
28
Контекстуальные антонимы.
1
29
Имя существительное. Несклоняемые имена существительные.
1
Имена существительные общего рода.
30
Имя прилагательное. История имѐн прилагательных. Разряды
1
прилагательных по значению.
31
Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в
1
русском языке. Тексты конца ХV века.
32
Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой.
1
Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление
восклицательного знака
33
Перевѐртыши. Необычные приложения. Переговорки.
1
34
Анаграммы. Метаграммы или превращение мухи в слона.
1
Содержание курса «Мир русского языка» 6 класс
№
Тема занятия
урока
Количест
во часов
1
Возникновение письменности. Пиктография. Клинопись.
1
2
Старославянский и русский языки.
1
3
Древнее начертание букв. Старинные книги.
1
4
Старославянизмы в современном русском языке.
1
5
Русский язык в современном мире.
1
6
Значение и распространение русского языка.
1
7
Звук и буква.
1
8
Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Ударение в
1
русском языке.
9
Устаревшие слова.
1
10
Архаизмы и историзмы. Причины архаизации слов.
1
11
Практическая работа с использованием словарей.
1
12
Жизнь слов. Как родятся, живут и умирают слова.
1
13
Общеупотребительные и новые слова.
1
14
Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.).
1
Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и
др.).
15
Ономастика. Происхождение имен и фамилий.
1
16
Топонимы. Названия улиц. Названия городов и сел. Названия частей
1
света. Названия государств. Названия рек, озер, гор.
17
Исследовательские сообщения.
1
18
Слова – родственники. Слова с общими корнями. Способы образования
1
гнезда слов. Игра «Родственники» (присоединение различных слов к
группе родственных).
19
Значения суффиксов и приставок. Практическая работа
1
«Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов».
20
Сложносокращенные слова. Аббревиатура.
1
21
Словари – наши добрые спутники. Виды словарей.
1
22
Язык и история народа (фразеологические словари).
1
23
Близкие слова. Новое в языке(словари неологизмов).
1
24
«Тезки наоборот». Понятие антонимов.
1
25
Антонимы в пословицах и поговорках. Подготовка занимательных
1
вопросов и кроссвордов.
26
Омонимия и многозначность.
1
27
Этимология и орфография. Как происхождение слова поможет его
1
грамотно написать.
28
Работа с этимологическим словарем.
1
29
Решение лингвистических задач.
1
30
Фразеологические обороты. Игра «Закончи начало фразы…"
1
31
Происхождение фразеологизмов.
1
32
Проект "Расскажи о фразеологизме".
1
33
Лингвистическая игра.
1
34
Выпуск газеты
1
Использованная литература:
1.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
2. Электронный журнал. Вестник Олимпиады "Светозар".
3.
Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.
4.
Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития
познавательных способностей учащихся 5-8 классов/ Н.А. Криволапова.- М.:
Просвещение, 2012.
5.
Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2001.
6.
Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся
и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных
технологий, 2004.
7.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-8 классы /
Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
8.
Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по
развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 5 кл. / Н.А.
Криволапова. – Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.
9.
Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку
(Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003.
10.
Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы/ Ю.В. Долбилова.
– Ростов- на-Дону: Феникс, 2011.
11.
Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского
языка / А. Т. Арсирий. – М.: Просвещение, 1967.
Словари русского языка:
1.
Этимологический словарь русского языка / Под ред. Шанского Н.М. - М.:
Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.
2.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А.
Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
3.
Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П.
Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: ШколаПресс, 1994. - 209 с.
4.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - 2-е изд., доп. -М.: Худ.
лит-ра, 1960. - 751 с.
5.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е
изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
6.
Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н.
Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
7.
Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. -
Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
8.
Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
9.
Грамматическая
В.А. Ицкович,
Л.
правильность
Пкатлинская;
Под
русской
ред.
речи
С.Г.
/
Л.К.
Граудина,
Бархударова,
И.Ф.
Протченко, Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1976. – 395с.
10.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах /
В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
11.
Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
12.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка:
Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
13.
Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М.
Шанского. - М, 1976. - 467с.
14.
Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
15.
Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М.
Шанского. - М., 1972. - 670 с.
16.
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.,
1986. – 469с.
17.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова.
- М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
18.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для
учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
19.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов,
терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И.
Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО
«Издательство «ОНИКС-